Петровский путевой дворец в москве

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца — Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра — всё это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Дворец построен

Русско-турецкая война, начатая в 1768 году, по разным источникам пятая или шестая в перечне конфликтов России с Османской империей, в 1774 году закончилась убедительной победой русских и подписанием Кючук-Кайнарджийского договора. По его условиям Россия получила протекторат над Крымом, несколько ключевых в военном отношении городов, включая крымские Керчь и Еникале, и долгожданный выход в Черное море с полноправным владычеством в нем.

Такую значительную победу царствующая Екатерина II Великая решила отметить с присущим ее правлению размахом и пышностью.

Для празднества архитектор Василий Баженов по высочайшему повелению выстроил целый «потешный город» из дерева, изображавший крепости, которые русским солдатам покорились в ходе баталии. Невиданная доселе при дворе экзотика Востока «на турецкий лад с разными вычурасами» оказали сильное впечатление на пытливый и энергичный ум императрицы. Ей запала в голову идея в таком же стиле выстроить капитальный путевой дворец.

Слова «матушки» редко расходились с делом.

Победный и путевой

Петровский дворец можно смело назвать триумфальным, поскольку он был возведен указом императрицы Екатерины II в честь победоносного для России окончания очередной русско-турецкой войны (1768–1774)

В результате страна получила выход в Черное и Средиземное моря – чрезвычайно важное геополитическое свершение. К тому же, война была долгой, кровопролитной, выматывающей – а значит, подписание мирного договора стало поистине радостным, долгожданным событием

По этому случаю на Ходынском поле возвели временные павильоны для праздничных гуляний, сочетавшие в себе готический и турецкий стиль. Екатерине II они очень понравились, и она дала два похожих заказа выдающимся архитекторам своего времени: Василию Баженову – построить Царицынский дворец, а Матвею Казакову – Петровский. Собственно, праздничные павильоны тоже создали они.

Памятник победы имел и второе призвание – встречать русских монархов на пути в Москву (конечно, тогда в состав города не входили земли, где сейчас стоит дворец), в Кремль, на коронацию. Ведь все российские монархи — начиная с первого венчаного царя Ивана IV Грозного и до последнего императора Николая II — проходили торжественную церемонию в кремлевском Успенском соборе. Из Петербурга – как мы помним, столицы России с 1712 по 1918 годы (с небольшим перерывом во времена Петра II), путь в Москву занимал не так мало. Если срочный курьер, меняя лошадей, мог домчатся от одного города к другому за три дня, то в обычном режиме на это уходила неделя, а для монаршего кортежа срок мог растянуться еще вдвое-втрое. На самом деле, в поездках правители часто останавливались в загородных «путевых» резиденциях, где давались балы и приемы. Начиная с сына Екатерины II, Павла I, прочно устанавливается традиция гостить в Петровском путевом дворце перед въездом в Первопрестольную.

Как это часто было в России, в архитектуре дворца соединяются разные мотивы – мавританский стиль (напоминание о победе над Османами!), средневековое русское зодчество, готика. Многочисленные башни-«минареты» окружают центральное купольное здание, что, по мнению исследователей, подчеркивало превосходство христианства над мусульманским миром, а также указывало на статус России как моста между Востоком и Западом. Купол, как отмечает историк архитектуры Мария Нащокина, отсылает к византийской архитектуре, а точнее – Собору Святой Софии в Константинополе. Словно говорят о победе и овальные окна на фасаде, обрамленные рогами изобилия – ведь это символ благополучия и богатства.

Фото: shutterstock.com

Исторические визиты

Сама заказчица побывала во дворце лишь спустя четыре года после того, как он был полностью готов – в 1787 году на пути из Крыма. С этим связана особая (правда, легендарная) история: останавливаясь на ночлег, Екатерина II распустила свиту и караул, пожелав остаться «под охраной своего народа». Желающих оберегать покой императрицы было так много, что случилась давка. Похожее – но уже совершенно достоверное и трагическое – событие произошло поблизости, на Ходынском поле, после коронации Николая II. 18 мая там были запланированы грандиозные гуляния с раздачей ценных по тому времени подарков для всех желающих, и, опять же, их оказалась масса: люди начали пребывать еще с вечера 17-го, а в 5 утра 18-го собралось уже полмиллиона. О столпотворении и давке оставил пронзительные воспоминания Гиляровский, и сам император отзывался о них с ужасом. Погибли почти 1400 человек, примерно столько же были покалечены. Огорченный Николай II прибыл к Петровскому, принял несколько «депутаций», произнес речь и вернулся в Кремль.

Но до этого дворцу предстояло пережить еще многое. Так, Павел I заезжал в него в 1797 году до своей коронации. И, поскольку любил делать все наперекор матери, даже после ее смерти, велел перекрасить его из красного в белый. 

Не только русские монаршие особы бывали во дворце – известно, что, уходя из горящей Москвы, там остановился Наполеон. Он пробыл в Петровском с 16 по 18 сентября 1812 года, продиктовал 19-й и 20-й бюллетени Великой армии, где изложил свои мысли о Москве (столь же огромной, как Париж, и невероятно богатой!), и принимал «московских французов». 

О дворце в связи с Наполеоновским нашествием вспоминает и Пушкин в «Евгении Онегине»:

Вот, окружен своей дубравой, 

Петровский замок. Мрачно он 

Недавнею гордится славой. 

Напрасно ждал Наполеон, 

Последним счастьем упоенный, 

Москвы коленопреклоненной 

С ключами старого Кремля: 

Нет, не пошла Москва моя 

К нему с повинной головою.

События Отечественной войны разрушили дворец, но руками не французов, а русских мародеров.

Восстановление началось только спустя 15 лет – при Николае I. Он лично присматривал за работой главного архитектора, которым стал француз Огюст Монферран – автор, среди прочего, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Изначально при реконструкции в облик дворца планировали добавить больше английского стиля и готики, но вышло даже лучше – его восстановили в почти первозданном виде, только что круглый зал под куполом стал крытой галереей. Еще одно знаменательное событие николаевских времен затронуло эти земли: император впервые разрешил возводить загородные дома от Тверской заставы до Петровского парка (правда, только очень красивые, с фасадом на дорогу и согласованные специальной комиссией). В итоге здесь вырос очень интересный с архитектурной точки зрения дачный поселок – один из первых во всей России. 

Среди выдающихся лиц, посещавших дворец, был и Михаил Лермонтов, который навещал здесь своего друга, служившего адъютантом генерал-губернатора. 

После революции 1917 года дворец перешел в распоряжение военных. Сначала там обустроили общежития, а спустя несколько лет его заняла Военно-воздушная академия имени Жуковского. Это – важнейшее в истории нашей страны учебное заведение в области воздухоплавания, которое закончили многие легендарные летчики и космонавты, в том числе Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.

Большой дворец — краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля — псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики

Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают ансамбль чем-то похожим на Кремлёвский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки — 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

История

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте — в так называемой пустоши Чёрная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.

Ходынка

Событиям 18 (30) мая 1896 суждено было стать самой трагичной страницей в летописи дворца.

Здесь, на Ходынском поле, и ранее проходили всевозможные мероприятия, парады и военные смотры. Были устроены торжества и в тот день. Они должны были ознаменовать восхождение на престол императора Николая II.

Праздник завершился кровавой трагедией. В неудержимом желании участвовать в празднестве, толпа людей создала массовую давку.

Жертвами стали 2279 человек, из которых 9 сотен покалечились, остальные погибли. Дурное предзнаменование тенью легло на восшествие императора на престол, о нем не раз вспоминали, связывая с трагической судьбой последнего в истории России государя и его семьи.

Посмотреть, пожить, сыграть свадьбу

До революции дворец был открыт для всех желавших его посетить – в то время, пока там не гостили августейшие особы (то есть часто). Можно было дать копеечку дворцовому лакею, но это уже по желанию. И, кстати, даже если в Петровском находился император, это не мешало людям смотреть на него вблизи – внутрь не пускали, конечно, а вот по парку гулять не возбранялось. Интересно, что именно парк был в царские времена главной местной достопримечательностью. Там было даже что-то вроде прототипа развлекательных центров – «Воксал», красивое здание с залами для балов, библиотекой, концертными сценами и смотровой площадкой на крыше. В 1899 году состоялось торжественное открытие трамвайного маршрута от Бутырской заставы до Петровского парка, так что бывать там москвичам стало проще.

Сегодня оказаться в Петровском дворце чуть сложнее (вход не совсем свободный) – но лишь чуть. В нем регулярно проводятся официальные приемы и встречи иностранных делегаций, однако побывать там можно и не будучи политиком или журналистом. Во дворце работает отель, который дает возможность пожить в тех же стенах, что и русские монархи. Сотрудники организуют и особые события – романтические выходные, банкеты, последние звонки, девичники и свадьбы, конференции и бизнес-мероприятия.  Музей Москвы проводит здесь познавательные экскурсии, а еще экскурсионная программа предусмотрена для тех, кто пришел в путевой дворец на бранч.

Фото: Shutterstock.com

Петровский Путевой Дворец

Петровский путевой дворец — его еще иначе именуют Подъездным — исторически не мог возникнуть в другом месте, как только на последнем этапе пути от Северной Пальмиры (Санкт-Петербурга) в первопрестольную. Монархам и вельможам, совершившим непростой для того времени переезд, следовало передохнуть, привести себя в парадный вид для торжественного въезда в Москву со всей помпой.

Сегодня это — район Аэропорта, на Ленинградском шоссе, поблизости от печально-знаменитой Ходынки, имеющей к дворцу непосредственное отношение. Но об этом позже.

Красивое, но необычное здание дворца кто-то относит к стилю романтической неоготики, кто-то считает образцом «архитектурной эклектики». Смешение стилей и деталей в нем действительно причудливо и эклектично переплетается, создавая уникальные формы и радуя глаз своей непохожестью ни на одно подобное сооружение в мире.

Давайте сделаем небольшой исторический экскурс, чтобы понять истоки и жизнь этого здания, сегодня ставшее не только памятником архитектуры XVIII века, но и играющего значительную административно-хозяйственную роль в качестве Дома приемов Московской мэрии, отеля VIP-уровня и туристической жемчужины столицы.

Предыстория

Еще в конце XVI века здесь, в Тверской-Ямской слободе, проходил широкий тракт, соединявший Москву с такими центрами торговли, как Псков, Тверь или Великий Новгород. Как следует из названия, слобода была местом дислокации (выражаясь современным языком) многочисленного «цеха» ямщиков, обеспечивавших транспортное сообщение на главной торговой магистрали.

Понимая потребности путешественников, то и дело прибывавших в Москву, и свою выгоду, предприимчивые хозяева стали сооружать первые путевые дома. Как грибы, стали они появляться в районе села Всехсвятского (нынешний район Сокол).

На Ходынском поле обосновали свою резиденцию иноземные послы, чтобы в комфорте и непосредственной близости от Кремля ожидать высокой монаршей аудиенции.

Этот двор в разные времена видал многих сиятельных и вельможных особ. В XVII столетии останавливался здесь принц Густав, когда прибыл из Швеции для женитьбы на Ксении Годуновой. В темный период смуты квартировали полки Шуйского, вышедшие на Лжедимитрия II, а после и сам супостат провел здесь последние дни перед тем как сбежать. Легенда о зарытом им кладе поныне витает в этих местах.

В конце XVII века земли окрестного Высокопетровского монастыря, существовавшего здесь с незапамятного времени (упоминаются в летописи 1492 года), были разорены Смутой, и перешли в княжеское владение Никиты Барятинского. Постепенно они трансформировались в мизерное село Петровское о 30-ти жителях в трех избах да скотном дворе. Сохранившаяся опись имения упоминает о великолепном монастырском саде, также перешедшем к новому владельцу, и добротном доме — «хоромах на каменном фундаменте». Как особый признак зажиточности, упоминаются печи «изразцовые галанские».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: