Собор василия блаженного: режим работы и цена билета в 2021 году, как добраться и официальный сайт

Как создавался храм

Строительство собора было начато в 1555 году и длилось до 1561 года. Во время проведения реставрационных работ в 20 веке была установлена точная дата открытия собора – 12 июля 1561 года, день Святых Петра и Павла.

Доподлинно неизвестно, кто построил Собор Василия Блаженного

. Существует несколько версий, в которых исторические факты прочно переплелись с легендами.

По первой из них строительством руководили зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма (многие утверждают, что это был один человек). Согласно городским преданиям, по окончанию строительства они были ослеплены для того, чтобы лишить мастеров возможности повторить подобный шедевр.

Однако, историки уже доказали, что эта версия не более чем легенда, поскольку точно установлено, что Постник в дальнейшем принимал участие в возведении Кремля в Казани. Существует также версия, что собор был построен без единого чертежа, а ориентиром служила схема, нарисованная прямо на строительной площадке.

Согласно второй версии, в возведении храма принимал участие еще один архитектор, имя которого осталось неизвестным. Предположительно, он был из Италии, поэтому в архитектурном стиле храма заметны характерные элементы европейского Возрождения. Но каких-либо официальных документов, подтверждающих эту версию, также не сохранилось.

Реконструкции и реставрации собора Василия Блаженного

Начиная с середины 17 столетия, собор Василия Блаженного пережил ряд существенных изменений в оформлении как фасада, так и интерьера. Постоянно страдающие при пожарах навесы из дерева были заменены водруженной на столбах из кирпича кровлей.

Выходящие наружу стены соборных галерей, служащие верной опорой столбы и сооруженные над лестницами крыльца покрыли полихромной орнаментальной росписью. По всей протяженности верхнего карниза появилась надпись из изразцов.

Перестройку в этот же период пережила и звонница, благодаря чему появилась двухъярусная колокольня.

К концу 18 столетия интерьер храма был украшен масляной росписью, применяемой для сюжетного письма, которым выполнялись картинки и изображения святых.

Спустя год после произодшей в стране революции Покровский собор в числе первых оказался под охраной нового правительства в качестве памятника всемирного значения.

Музейная деятельность храма

С весны 1923 г. собор Василия Блаженного открыл двери для посетителей в новом качестве – в роли историко-архитектурного музея. Несмотря на это, он не утратил право проводить службы в воздвигнутом в честь блаженного приделе.

Спустя еще пять лет Покровский собор получил статус филиала исторического музея, функционирующего на государственном уровне, который сохраняет и сегодня. Благодаря уникальным работам по реставрации объектов, производимым в соборе в середине 20 столетия, во многом восстановлен первозданный облик храмового комплекса.

С 1990 года он стал объектом охраняемого культурного наследия ЮНЕСКО. 10 лет назад архитектурный шедевр вошел в число номинантов конкурса под названием «Семь чудес России».

Посетить обновивший свои экспозиции музей можно по адресу: Москва, Красная площадь, 2. Экскурсии здесь проходят ежедневно. Часы работы радушно ожидающего гостей музея: с 11:00 по 16:00.

Цена услуг гида весьма приемлема. Билеты для увлекательной экскурсии по территории собора, в процессе которой можно сделать памятные фото, можно приобрести за 100 рублей.

Описание

Православный храм расположен на Красной площади, рядом с памятником Минину и Пожарскому, напротив Исторического музея. Архитектурный комплекс образуют девять церквей на одном основании. Достигая 65 метров в высоту, собор увенчивается 11-ю колоколами: из них девять – куполы церков, один – над колокольней и еще один – над приделом.

Церкви являются символами религиозных праздников на время взятия Казанского ханства. Такое решение было принято не случайно, поскольку Собор Василия Блаженного был построен в честь

этого знаменательного в истории страны события, по приказу царя Ивана Грозного.

Все купола выполнены в ярких красках, ни один из них не повторяется своей фактурой или цветовым оформлением. Церкви соединены между собой арочными переходами и галереями.

Хотя официальное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен, прежде всего, как храм Василия Блаженного. Блаженными называли юродивых, к которым в Москве относились с должной мерой почтения. Василий был самым известным юродивым города и отличался глубокой набожностью и даром предсказания, поэтому его имя и дало собору другое, более известное широкому кругу название.

На защите Храма Василия Блаженного

Впрочем, есть версия, что арест Петра Барановского был обусловлен вовсе не «Болдинским делом». Причина в том, что Первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович, именем которого было названо столичное метро, вознамерился снести храм Василия Блаженного на Красной площади: якобы здание мешало движению. «Плохонькие, старенькие строения загромождают лучшие места нашего города» — говорил Каганович. Поэтому неудивительно, что в 1927 году ВЦИК постановил снести Красные ворота. Были уничтожены и многие другие памятники архитектуры. Барановский не мог допустить разрушения и храма Василия Блаженного. Говорят, архитектор заперся в храме, заявив: «Взрывайте вместе со мной!».

Однако многие историки считают эту историю всего лишь красивой легендой. По крайней мере, Рой Медведев, автор книги «Они окружали Сталина», утверждает, что Петр Дмитриевич просто явился на прием к Лазарю Кагановичу по данному вопросу. Однако Кагановича доводы архитектора не убедили. Тогда Барановский отправил телеграмму на имя самого Иосифа Сталина, который и велел не трогать Храм Василия Блаженного. Между тем Медведев уверен, что именно Каганович сыграл главную роль в аресте реставратора. Перед отправкой в лагерь Барановский успел задать своей супруге всего один вопрос: «Снесли?». Но женщина ответила: «Целый!».

«До основанья, а затем…»

Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине, неподалеку от Болдинского монастыря. С этим архитектурным ансамблем была связана вся жизнь Барановского. По материалам обследования монастыря он защитил диссертацию и разработал проект реставрации. Одновременно с реставрационными работами там создавался и музей. Организация музея была чуть ли не единственным способом спасти исторические постройки. А вообще опыт архитектора Петр Дмитриевич накапливал еще в период Первой мировой войны, когда служил начальником стройотряда инженерных дружин Западного фронта. Кроме того, Барановский окончил Московское строительно-техническое училище, а после – Московский археологический институт.

Однако образование и заслуги Петра Барановского оказались не нужны новой власти. Большевики были настроены на уничтожение старинных зданий, в первую очередь религиозного назначения. Газета «Правда» от 15 декабря 1929 года писала: «В селе Болдино монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам, сдавая им в аренду имеющуюся при музее землю». Вектор был обозначен, и в том же году было принято постановление о ликвидации Болдинского музея. Неудивительно, что уже в начале 1930 года был арестован директор музея Семен Бузанов, который впоследствии умер в заключении. В 1933 году под стражу был взят и Барановский, который провел следующие 3 года в Мариинских лагерях.

Собор Василия Блаженного внутри

Общий вид Покровского собора настолько известен, что не все туристы знают, что внутри здесь находятся музейные экспозиции и проводятся экскурсии. Чтобы лучше узнать значение и историю Собора Василия Блаженного на Красной площади,

следует отправиться внутрь.

Первое, что завораживает туриста, живописные галереи-переходы между церквями, напоминающие красочные изображения из русских народных сказок. Стены и купола расписаны ликами святых и изображениями из их жизни. В храме много старинных икон и фресок, изготовленных в 16-17 веках. Росписи несколько раз обновлялись в середине и конце 19 века.

Внутри Собора Василия Блаженного

можно делатьфото при отключенной вспышке.

Сегодня в Соборе действует филиал Государственного исторического музея, где, помимо икон, предметов церковной утвари, можно ознакомиться с образцами старинных оружий и колоколов, отлитых несколько веков назад.

Храм Василия Блаженного история

Любой, кто входит на Красную Площадь, сразу же замечает яркие купола и изящные очертания храма Василия Блаженного.

Строительство храма длилось 9 лет. Архитекторами были, по одной версии, мастера Постник и Барма, а по другой – неизвестный зодчий. Легенда сходится лишь в одном – строители храма были ослеплены по приказу Ивана Грозного.

Сначала это был мемориальный комплекс из шатровой церкви в окружении 9 небольших церквей – символов крупных побед над Казанью. Знаменитые фигурные главы появились в конце 16 века, а чуть позже там была построена колокольня. За свою историю храм пострадал от многих напастей – сначала пожар 1737 года уничтожил его почти полностью, затем собор был поврежден во время осады города войсками Наполеона. В советское время его даже хотели снести.

Сейчас храм используется для богослужений и в качестве мемориально-исторического комплекса. В его церквях располагаются религиозные реликвии – мощи святого чудотворца Иоанна, старинные иконы и предметы культа.

Официальное название этого величественного храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но для большинства туристов всего мира он известен как Собор Василия Блаженного, краткое описание

которого вы найдете в этой статье. Он благополучно пережил смену эпох и правящих элит, многочисленные войны и революции, и даже советскую борьбу с религией. СегодняСобор Василия Блаженного в Москве остается его главной достопримечательностью, визитной карточкой столицы.

Сохраненные и возрожденные

Как пишет в своей книге «Житие Петра Барановского» Юрий Бычков, после освобождения из лагеря в 1936 году Петр Барановский не имел права возвращаться в Москву. Местом жительства ему был определен город Александров. Но и там архитектор нашел себе занятие. Он работал в местном музее и занимался реставрацией памятников Александровского кремля. Кроме того, регулярно под страхом нового ареста он приезжал в Москву, где делал обмеры уже к тому моменту обреченного Казанского собора. Потом на месте снесенного храма открыли летнее кафе, а позже общественный туалет для посетителей ГУМа. Через много лет обмеры Барановского, которые он передал своему ученику Олегу Журину, помогли воссоздать стертый с лица земли собор.

Болдинскому монастырю повезло чуть больше. В 1943 году он был частично разрушен немцами, но в 1960-х здания были восстановлены опять же по материалам Петра Барановского. Впрочем, это не единственные памятники, которые были сохранены или возвращены к жизни благодаря Барановскому. Например, под руководством Петра Дмитриевича чудом удалось отстоять деревянный Домик Петра I от уничтожения. Барановский руководил реставрационными работами в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. А вот Чудов монастырь ему спасти не удалось. Он успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. В общем, Петр Дмитриевич не зря прожил такую долгую жизнь. Он скончался в 1984 году в возрасте 92 лет, оставив после себя уникальное наследие.

Собор в разные годы

Собор Василия Блаженного неоднократно перестраивался и реставрировался. Связано это было с частыми пожарами на Красной площади, где в основном строились деревянные дома. Со временем деревянные навесы были заменены кровлей, над белокаменными лестницами были построены сводчатые шатры, была возведена двухуровневая колокольня с открытой площадкой для звонарей.

В 19 веке значительные изменения произошли во внутреннем убранстве собора. На стенах масляным письмом были изображены лики святых и сцены из их жизни. Стены были украшены рисунком, напоминающим кладку из крупного камня.

Во время Отечественной войны 1812 года, войска Наполеона Бонапарта держали в подклете Покровского храма своих лошадей. Сам император так восхитился красотой собора, что даже планировал перенести его во Францию. Убедившись в том, что сделать это невозможно, французы разграбили и разгромили собор, который был наново восстановлен по окончанию военных действия.

История и современность

Покровский собор был возведен в 1565—1561 гг. по указу Ивана Грозного, давшего обет в случае успешного взятия Казани построить в память об этом событии церковь. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте и колокольни. На первый взгляд бывает сложно разобраться в структуре храма, но стоит себе представить, что вы смотрите на него сверху (или и в самом деле посмотреть с этого ракурса на храм на нашей живой карте), как сразу все становится ясно. Главную столпообразную церковь в честь Покрова Божией Матери с шатром, увенчанным маленькой главкой, с четырех сторон окружают осевые церкви, между которыми устроены еще четыре — поменьше. Шатровая колокольня построена позже, в 1670-х гг.

Сегодня собор — и храм, и филиал Исторического музея одновременно. В 1990-м возобновлены богослужения. Архитектура, внешнее декоративное убранство, монументальная живопись, фрески, редкие памятники русской иконописи — все это делает собор уникальным по красоте и значению храмом России. В 2011 году собору исполнилось 450 лет, в течение всего лета проводились юбилейные мероприятия, к памятной дате были открыты недоступные ранее для посещения приделы, устроена новая экспозиция.

Собор Василия Блаженного

Церкви Храма Василия Блаженного.

В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию. При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры. А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает

Интересные факты о соборе

  • 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
  • До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.

Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. 

Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови 

Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.

Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.

Превратности судьбы

Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:

К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.

Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.

Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:

согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»; 

по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. 

Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения

Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:

  • по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
  • на второй день после Пасхи;
  • на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят 

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Как добраться, ближайшие станции метро 

Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.

Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:

Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.

Наталья Сазонова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: