История строительства Колокольни
Для руководства постройкой, невиданного на Руси по высоте сооружения, были приглашены иностранные зодчие. Проект возглавил выходец с Аппенинского полуострова, архитектор Бон Фрязин. Работы продолжались 3 года (1505-1508 гг.). Чтобы обеспечить надежное крепление башни, Фрязин распорядился вбить в ее основание дубовые сваи. Древесина дуба под воздействием грунтовых вод приобретает колоссальную прочность и надежно удерживает все строение. При этом глубина фундамента составляет не более 4,3-4,5 метров.
Кроме того, архитектор умело использовал и другие способы стабилизации сооружения:
- металлические скрепы внутри стен из кирпича;
- добавление яиц в связывающий раствор;
- толстые стены нижнего яруса (до 5 м).
Изначально план предусматривал создание 2-ярусного здания. Однако в 1532 г. архитектурный ансамбль решили расширить, за счет Воскресенской церкви и колокольни. Ведение строительных работ было поручено итальянцу Петру Франческо Анибале, известному на Руси под прозванием Петрок Малой Фрязин. Он дополнил башню третьим ярусом, на котором установили гигантский колокол весом ок. 1,5 т. У великана было собственное имя «Благовестник». Для подъема внутри стен проделали лестницу.
Полная высота башни составила 81 м. Она приобрела стратегическое значение, поскольку с верхней площадки далеко просматривались окрестности столицы (на расстояние 30-40 км). Чтобы обзор не закрывался, по повелению Бориса Годунова, было запрещено возводить в Москве здания превышающие колокольню Ивана Великого. Верхнюю декоративную надстройку опоясали золоченые буквы. Надпись гласит о том, что работы по благоустройству храма велись согласно приказу Бориса Годунова и его сына Федора.
Первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович, распорядился переделать Воскресенскую церковь в Успенскую звонницу. К храму также пристроили флигель, который стали называть по имени патриарха Филарета.
В завершенном варианте архитектурный ансамбль объединяет 3 части:
- 8-гранную башнеобразную колокольню
- церковь со звонницей в псковско-новгородском стиле
- флигель с шатровым навершием
Несмотря на свою высоту, колокольня визуально кажется легкой и стройной. Подобный эффект достигается за счет постепенного сужения ярусов. Верхняя часть завершается округлым барабаном, над которым возвышается луковичный позолоченный купол. В качестве декоративных архитектурных элементов выступают каменные кокошники с псевдооконными проемами.
При постройке здания использовались разные строительные материалы:
- белый обтесанный камень – фундамент и цоколь
- красный кирпич – основная часть сооружения
Фундамент
Творение Бон Фрязина получилось очень устойчивым и прочным. В то время вокруг церкви ходили легенды, что архитектором настолько сильно был заглублен фундамент, что он добрался до уровня Москва-реки. На самом же деле итальянцем были лишь покрыты камнем дубовые сваи, это позволило им спастись от гниения.
Звонница в диаметре составила 25 м, толщина стен первого яруса была очень внушительной — в некоторых местах она доходила до пяти метров.
Каждый восьмигранный ярус колокольни имеет меньшие диаметр и высоту, чем идущий перед ним. Также у них есть едва заметная конусность. Благодаря подобной структуре сооружение наполняется зрительной легкостью и необыкновенной устойчивостью.
Бытовало мнение, что фундамент святыни очень глубокий, но затем стало известно, что всю махину выдерживают дубовые сваи лишь 4,5 м в длину. На вторых и третьих ярусах-звонах прорезаны высокие окна, их украшают изящные «ломбардские» арки. Надстройка верхнего круглого яруса произошла при Борисе Годунове, он выполняет роль барабана для золоченой главы. На первом этаже была обустроена крохотная церковь Иоанна Лествичника.
Don-vip
Год и век создания
Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.
Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.
В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.
Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:
Церковь святого Иоанна Лествичника
Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.
Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».
Литература
- Колокольня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- А. Г. Мельник. Колокольня XVI в. ростовского Успенского собора // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 163-170. — ISBN 5-85975-037-4.
- А. Г. Мельник. О звоннице Борисоглебского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 215-226. — ISBN 5-85975-037-4.
- А. Г. Мельник. О ростовских колокольнях середины XVIII — начала XX вв. // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 190-214. — ISBN 5-85975-037-4.
- А. Г. Мельник. Четыре утраченные ростовские колокольни XVII в. // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 178-190. — ISBN 5-85975-037-4.
- Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 39-78.
О колоколах на Колокольне Ивана Великого
Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние — уже в 20-м веке.
Успенский колокол — самый большой из действующих колоколов во всем мире
На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них — Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы — 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик — чистоте тона и силе звука
Колокол Ревун
Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского — в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.
Семисотный колокол
В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого — Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.
Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.
И остальные..
Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:
- 1. Лебедь
- 2. Медведь (вседневный колокол)
- 3. Широкий
- 4. Новгородский
- 5. Ростовский
- 6. Слободский
В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:
Купола колокольни
- 1. Новый (переименован из Успенского);
- 2. Немчин
- 3. Безымянный
- 4. Даниловский
- 5. Глухой
- 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
- 7. Марьинский
Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.
В Западной Европе
В Западной Европе, начиная с в., число колоколен быстро возрастает — не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата.
То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою колокольню, каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню — видимый знак своей силы. Место, отводившееся колокольням романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно — обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе — их семь, в лаонском — девять).
Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды, у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.
С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число колоколен. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или — что встречается чаще — две, по краям этого фасада. Готические колокольни имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу. Каждая сторона колокольни, в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях колокольни, придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина колокольни увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические колокольни, спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, колокольни, как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие колокольни на Западе и, вместе с тем, во всем мире — кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).
Успенская звонница
В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская — по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.
На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX — начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров — родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.
В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.
Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.
Назначение
Как правило, в колокола звонят для призыва на церковную службу, отмечания времени и особых событий, таких как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.
Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон, особенно в Европе. В современных постройках вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители. Звукоотражающие пластины, устанавливаемые на колокольне, называются абасонами.