Переносная ширма и принципы Станиславского
Самый первый коллектив театра, тогда еще бродячего, без собственного помещения, состоял всего из 12 человек. Вместо полноценной сцены артисты-кукольники использовали переносную ширму, которую ставили где придется: в школах и домах культуры, в парках, на улицах, на производствах и в пионерских лагерях – везде, где находились благодарные зрители.
Руководитель театра, актер Сергей Образцов, выпускник Высшей художественно-театральной мастерской выбрал свой путь еще в юности. Его так очаровала идея оживающих игрушек, что уже в подростковом возрасте он вместе с приятелем стал изготавливать на продажу авторских кукол, надевающихся на руку.
Фото: ТАСС, автор Морковкин Анатолий
С начала 20-х годов Сергей Образцов выступал в качестве эстрадного артиста со сценками в комедийном стиле кукольных романсов. Те, кто впоследствии видел в театре или на телевидении его «Необыкновенный концерт», хорошо представляет, как невероятно смешно все это выглядит.
После окончания учебного заведения молодой актер был принят на службу во МХАТ. Он работал у самого Немировича-Данченко, но юношеского увлечения куклами не оставил.
Каждый год в репертуар театра добавлялось несколько спектаклей – от агитационного «Джим и Доллар» до озорной карнавальной сказки. Так, в репертуаре 1930-х годов были спектакли «Волшебная калоша», «Кот в сапогах», «Конек-Горбунок» и «Терем-теремок». А спектакль «По щучьему велению», для которого была придумана уникальная конструкция круглой ширмы, идет на сцене до сих пор.
Фото: ТАСС, автор Носов Петр
За несколько лет Театр Образцова стал настолько популярным, что в 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского, где театр кукол ставил свои удивительные спектакли целых 33 года. Там же началось создание уникального музея кукол и коллекции специальной литературы о куклах и кукольных театрах мира.
Специальная программа фестиваля
Совместно с СТД РФ и РЦ UNIMA, ГАЦТК приглашает негосударственные театры кукол России принять участие в неформальной встрече, посвященной перспективам взаимодействия государственных театров с независимыми коллективами и проектами в сфере театра кукол. Как сосуществуют государственные и независимые театры? Где точки пересечения, а где различия? Как они могут помогать друг другу и вместе развивать искусство театра кукол? Как государственные и общественные структуры могут этому содействовать? Каков зарубежный опыт такого взаимодействия? Выявила ли пандемия новые пути для развития сотворчества?
Также в дни фестиваля театр планирует проведение ежегодной Арт-лаборатории.
В 2021 году лаборатория носит название «Кукольник. Первый шаг» и приглашает педагогов детских кукольных коллективов. В рамках лаборатории планируется проведение мастер-классов и лекций ведущих российских и зарубежных специалистов театра кукол, творческие встречи и просмотр спектаклей XI международного фестиваля театров кукол имени С.В.Образцова.
Наладить диалог с куклой и почувствовать себя куклой
Кукловоды – невероятно талантливые актеры – получили большую свободу эксперимента. Они на ходу учились не просто работать с куклами, но и вступать с ними в диалог. Играть, используя на кукольной сцене все то, что дали миру лучшие сценические школы, и – обогащать театральное искусство собственными открытиями.
В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце. Это здание с уникальными часами на фасаде в народе прозвали «Домом на Самотеке». Его архитектурное решение стало эталоном для всех стационарных кукольных театров мира.
Фото: ТАСС, автор Прокофьев Вячеслав
А тогда, в начале 1970-х, это было чудо из чудес. Ребятишек и даже взрослых как магнитом притягивали «волшебные» часы, которые каждый час показывали прямо под открытым небом целый кукольный спектакль. Под музыку вокруг циферблата поочередно открывались дверцы в домиках со сказочными персонажами. А дважды в сутки – в полдень и в полночь – на часах можно увидеть сразу всех героев сказок. Концепцию этих часов придумал лично Сергей Образцов, а выполнил целый коллектив архитекторов, скульпторов и часовщиков.
Фото: ТАСС, автор Прокофьев Вячеслав
Есть в театре и настоящая сокровищница – Музей театральных кукол, один из крупнейших в мире. Создавая этот музей в фойе театра, Сергей Образцов хотел, чтобы зритель перед спектаклем прикоснулся к тайне и глубине культуры куклы, ощутил весь ее символизм. И еще острее пережил чудо преображения куклы в живой и чувствующий образ.
Фото: ТАСС, автор Карпухин Сергей
Мало того, в Театре Образцова происходит и обратное перевоплощение.
В 1992 году, после кончины Сергея Образцова, театр стал называться Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В.Образцова. В 1996 году в качестве режиссера-постановщика туда была приглашена Екатерина Образцова, внучка прежнего главы театра, которая поставила в театре 9 спектаклей.
Режиссер-постановщик Театра кукол имени С.В. Образцова Екатерина Образцова во время репетиции спектакля
В 2013 году, после целой череды руководителей и волнений в коллективе актеров, главным режиссером Театра Образцова стал Борис Константинов, один из самых ярких мастеров российского театра кукол.
Сегодня Театр Образцова – это место, где люди и куклы живут и работают вместе, каждый день рассказывая зрителям удивительные истории, находя все новые смыслы в произведениях классиков и создавая свои собственные неповторимые произведения, которые когда-нибудь войдут в учебники по искусству и художественной культуре.