Фото Театра «Современник» (21 фото)

Под руководством Рыжакова

В декабре 2019 года не стало Галины Волчек. На пост художественного руководителя был назначен Виктор Рыжаков — режиссер, заслуженный деятель искусств России. Среди поставленных им спектаклей — «С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина в МХТ имени А.П. Чехова, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в «Сатириконе», «Война и мир Толстого» в санкт-петербургском БДТ и многое другое. Международный театральный проект «Караул № 8», созданный им в 2000 году с актерами Камчатского театра, участвовал в фестивалях в Лос-Анджелесе, Вене, Эдинбурге.

В «Современнике» можно увидеть спектакли, которые завоевали любовь зрителей уже давно, например «Крутой маршрут», «Трех товарищей» Галины Волчек. Эти постановки входят в репертуар и сегодня. В прошлом году театр представил премьеру спектакля «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Режиссера Евгения Арье приглашала еще Галина Борисовна, он также ставил «Врагов. Историю любви» и «Скрытую перспективу», которые стали очень популярными.

Свой день рождения в 2021 году «Современник» отметит премьерой спектакля «Театр» по одноименному роману Сомерсета Моэма.

Новое имя и новый дом

К тому времени артисты перебрались на сцену Художественного, театр предоставлял им площадку. Звезды МХАТа не воспринимали всерьез «молодых выскочек». Постепенно разногласия между МХАТом и «Современником» начали нарастать. Апогеем стала постановка «Голый король» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной в 1934 году по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и долгие годы остававшейся неизданной.

Произведение было слишком острым, в нем видели критику действий власти. Первая публикация пьесы состоялась в 1960-м, в том же году ее поставила в «Современнике» Маргарита Микаэлян. Зрителям спектакль нравился, но позже он был раскритикован в Министерстве культуры, и МХАТ отказался предоставлять сцену молодому театру. «Голого короля» играли на других площадках, понимая, что каждый показ может стать последним.

Вскоре после этого Никита Хрущев устроил прием для работников культуры, на который пригласили всех руководителей столичных театров, кроме Ефремова. Коллектив расценил это как плохой знак. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт. Актриса должна была обратиться к Хрущеву, но этого сделать не удалось, и ей посоветовали подойти к Екатерине Фурцевой, тогда еще не министру культуры, а секретарю ЦК КПСС. Дорошина сквозь слезы начала рассказывать: «Олега Николаевича не пригласили, театр закрывают из-за “Голого короля”…» Фурцева попросила ее успокоиться и пообещала помочь.

Свое слово она сдержала. В 1961 году «Современник» получил свое первое здание у станции метро «Маяковская», на площади Маяковского (теперь — Триумфальная). Популярность театра была настолько огромной, что на площади выстраивались очереди желающих сходить на спектакль. Сейчас этого здания нет — его снесли в 1974 году.

В 1979-м во время съемок фильма «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов столкнулся с трудностью: для первой части картины ему надо было снять поэтические чтения у памятника Маяковскому, показать столицу 1950-х. Но здания «Современника», конечно, уже не существовало. А подземный переход, которого не было в 1950-х, уже был вырыт. Появилась шутка: «Меньшов думает, как снимать: закапывать подземный переход или заново строить “Современник”».

От Ефремова к Волчек

Через четыре года «Современник» официально получил статус театра. Это означало отличные перспективы: финансирование, штатное расписание. В последующие годы тут ставят «Декабристов» Леонида Зорина, «Народовольцев» Александра Свободина, «Большевиков» Михаила Шатрова.

А потом Ефремову предложили возглавить МХАТ. Он помнил, как мечтал туда попасть в качестве актера и как его ожидания не оправдались. А теперь — подумать только — приглашают уже как главного режиссера. Он согласился.

Летом 1970-го он ставит в «Современнике» прощальный спектакль — «Чайку» по А.П. Чехову. «Чайка» стала первой постановкой классики в истории театра, который начался с желания Ефремова работать только с современной драматургией. Кстати, постановку высоко оценил Анджей Вайда — польский режиссер, который приехал в «Современник» ставить спектакль «Как брат брату» по пьесе американского драматурга Дэвида Рейба. Вайду в «Современник» позвала Галина Волчек, ставшая главным режиссером театра через два года после ухода Ефремова (директором годом ранее стал Олег Табаков).

Работа с приглашенными режиссерами стала при Галине Волчек важной частью жизни театра — свои спектакли на сцене «Современника» в разные годы ставили Питер Джеймс, Георгий Товстоногов и другие

Многие опасались, что без своего основателя «Современник» погибнет. Но Галине Борисовне удалось сделать так, чтобы театр взял новую высоту. В труппу театра при ней пришли Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт и другие звезды. Появлялись постановки по пьесам Александра Вампилова, Василия Шукшина, Михаила Рощина, Уильяма Гибсона, Василия Аксенова, Леонида Зорина.

Театр много экспериментировал. Например, в спектакле «Восхождение на Фудзияму» по пьесе Чингиза Айтматова объединили зрительный зал и игровое пространство. Действие разворачивалось практически на расстоянии вытянутой руки от гостей.

Чистые пруды

В 1974 году — новый переезд, на этот раз в здание бывшего кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре. Уже здесь Лилия Толмачева поставила «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. Позже по мотивам пьесы режиссер Илья Авербах снял фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым.

В 1976-м Олег Табаков покинул пост директора. Он набрал собственный курс из 26 студентов (на базе ГИТИСа) и целиком посвятил себя преподавательской деятельности. Еще через два года он открыл собственный театр.

В 1982-м Галина Волчек обратилась к классике, к Чехову, — начала репетиции «Трех сестер». В 2001 году она сделала новую редакцию постановки, которая до сих пор остается в репертуаре театра. В том же 1982-м афиши пригласили зрителей на «Любовь и голуби». Режиссер Валерий Фокин поставил спектакль по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Одним из зрителей был Владимир Меньшов, который вдохновился настолько, что через два года взялся за киноверсию пьесы.

В 1989 году Волчек ставит спектакль «Крутой маршрут», в основе которого — автобиографический роман узницы ГУЛАГа Евгении Гинзбург. Постановка получила признание во всем мире. Ее показали в Великобритании, Франции, Израиле и других странах. В 1996-м «Современник» поехал на гастроли в США и стал первым отечественным театром, выступившим на Бродвее, после знаменитого тура Московского художественного театра в 1924 году. «Крутой маршрут» наградили престижной американской премией Drama Desk Award.

В конце 1990-х «Современник» представил «Трех товарищей» Эриха Марии Ремарка. Актеры готовились тщательно: смотрели военную хронику, общались с человеком, спасенным из плена во время войны. Вообще в 1990-х стали часто ставить классику: Николая Гоголя, Уильяма Шекспира, Альфреда де Мюссе и других.

В 2004 году спектаклем «Шинель» театр открыл «Другую сцену», которая занимает отдельное помещение, смежное с основной сценой. В новом зале всего 10 рядов, показывают там камерные постановки.

В 2016 году театр закрыли на ремонт, на время труппа переехала во Дворец на Яузе. В 2018-м артисты вернулись домой, а в 2019-м здание стало лауреатом премии «Московская реставрация».

Первый спектакль

Первой пьесой, на которую с подачи Ефремова обратила внимание талантливая молодежь, стали «Вечно живые» Виктора Розова. Произведение было написано еще в 1943-м

Чуть позже оно ляжет в основу фильма «Летят журавли», который принесет СССР мировую славу. А тогда, в 1956 году, рассчитывать на разрешение ставить по ней спектакль было безрассудством. Пьесу о нравственном выборе, который ставит перед человеком война, даже опубликовать разрешили не сразу. Студия Ефремова стала вторым коллективом в стране, который рискнул взяться за постановку (первым был Костромской театр драмы), и первым — в столице.

Репетировали по ночам в школе-студии. Это была работа на износ: молодые люди даже не успевали как следует отдохнуть, потому что днем каждого из них ждали театры, в которых они служили.

Премьера, назначенная на 15 апреля, тоже прошла ночью. Не звали никого из критиков и журналистов, присутствовали в основном студенты МАИ и МГУ имени М.В. Ломоносова. Всего около 100 человек. Те, кому не хватило сидячих мест, располагались в проходе стоя.

Кстати, потом, когда Студия молодых актеров превратится в театр «Современник», появится традиция выпускать новый спектакль именно 15 апреля.

Главную героиню Веронику сыграла Светлана Мизери, авантюрную Нюрку-хлеборезку — Галина Волчек, дочь доктора Бороздина Ирину — Лилия Толмачева, студента Мишу — Олег Табаков. Роль возлюбленного Вероники, фронтовика Бориса, досталась Олегу Ефремову. Никаких серьезных декораций и реквизита, лишь стол, пара стульев. Главное — пьеса, ставящая неудобные вопросы, и молодые артисты, влюбленные в свое дело.

После финальных аплодисментов зрители долго не хотели покидать зал — спорили, благодарили, убеждали артистов во что бы то ни стало не расставаться и создать свой театр. Разошлись под утро, повторяя про себя слова героя Ефремова: «Если я честный, я должен».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: