Экскурсии в Московский Кремль
Есть еще один, пожалуй, самый простой способ попасть в Московский Кремль – предварительно заказать экскурсию. Экскурсии проводит сам музей-заповедник либо для индивидуальных путешественников в составе сборной группы, либо для организованных групп.
На экскурсии в Оружейную палату или Алмазный фонд необходимо входить через отдельные ворота в Боровицкой башне
Подобрать подходящую экскурсию также можно по ссылкам ниже:
- Групповая экскурсия по территории Московского Кремля и временным выставкам (до 10 человек)
- Групповая экскурсия в Оружейную палату (до 10 человек)
- Экскурсия по территории Московского Кремля и одному собору для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
- Экскурсия по Оружейной палате для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
Booking.com
Стоимость билетов в Оружейную палату в 2021 году
Для взрослых посетителей — 1000 рублей
Для детей до 7 лет — граждан России и СНГ — бесплатно
Для детей от 7 до 18 лет — граждан России и СНГ — 500 рублей
Для детей до 16 лет — иностранных граждан — 500 рублей
Для пенсионеров РФ — 500 рублей
Для студентов РФ — 500 рублей
Для получения льготных и бесплатных билетов необходимо предъявить соответствующие документы
Любительская фото- и видеосъемка запрещена
Предоставляется аудиогид (есть на русском, английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках)
При наличии смартфона можно загрузить бесплатное приложение-аудиогид «Оружейная палата» на AppStore и GooglePlay
Внимание! Билет в Оружейную палату не дает права посещения территории и музеев Кремля. Для этого необходимо приобрести отдельный билет для посещения Ансамбля Соборной площади или Колокольни Иван Великий.
Что можно увидеть в музее
Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.
Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.
В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.
Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков
Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.
Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.
Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.
Шапка Мономаха
Здание Арсенала
Пушка у здания Арсенала / фото автора
Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.
Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.
Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.
Все остальные объекты находятся по правую руку.
Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля
Свое название палата получила по той причине, что в основном здесь работали оружейники — лучшие золотых и серебряных дел мастера. И оружие они изготавливали легкое, удобное и высокими боевыми качествами. Позже к Оружейной палате присоединяется мастерская по иконописи, в которой трудились знаменитые мастера С. Ушаков, Ф. Зубов и И. Безмин.
На протяжении всей истории музей пополняется ценными предметами: подарками, военными трофеями и ценными находками. Во времена гонения религии здесь также удалось сохранить ценности закрытых храмов. В залах музея представлена парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, изготовленные талантливыми мастерами. Одна из самых известных реликвий — это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Посетители смогут увидеть знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев — пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.
Здесь Вы увидите коллекцию вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства. Так здесь представлен макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря — только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России».
Золотой и серебряный залы
Самые древние, со времен Византии, предметы искусства, что некогда хранились в казне государей и патриарших светлицах переехали в палату три столетия назад.
Уникальным считается кувшин, созданный в лучших традициях византийского искусства. Сплавленный из серебра, он украшен изображениями девяти муз античности. Из нескольких дошедших до нас художественных работ, исполненных в подобной технике, есть золотой образок с распятием, относящийся к XI веку и наперсная икона, дипломатический подарок русскому царю – «Сошествие во ад», в изящной золотой оправе, камеи, украшение полудрагоценными камнями в византийской манере.
Русское искусство многое переняло у константинопольских мастеров, но сумело привнести и собственный колорит. В изделиях, сделанных руками мастеров Киева, Суздаля, Чернигова и других ремесленных городов, еще в домонгольский период, преобладает золото, драгоценные камни, но еще и великолепие кружева скани – филигранное, тончайшее плетение из металлических нитей. Эти ювелирные изделия относят к ранним произведениям искусства.
XV век привносит романтику в ювелирку: московские златокузнецы показывают художественную роскошь корон и венцов, православных предметов, окладов для библии и церковных книг. По конец века Москва вышла на столичный уровень, притянув все лучшее из окрестных центров культуры и искусства Новгородчины, Суздаля и других. А уже следующий век по праву считается вершиной московского ювелирного искусства. В этот период преобладают эксперименты с цветом: появляется белый и голубой в золоте изделий, а также чеканка – отличительная особенность мастеровых.
Интересна серебряная церковная чаша конца XVII века покрыта чеканной росписью, а литые головы ангелов служат рельефной гранью. Конечно, все великолепие создано в основном для церкви: образа, оклады, посуда, кадила, кресты и прочие вещи. Но есть и царские принадлежности. Можно увидеть кубки, ковши, чарки, братины – все, что украшало богатые пиры Михаила Федоровича.
Среди этого пиршества изделий можно выделит три ковша, созданных из сплошного куска золота, в орнаменте с вкраплениями из самоцветов и жемчуга.
Замысловатые композиции появляются на металлических изделиях граверов. Например, серебряный стакан XVII века украшен библейскими сюжетами. Фигур много, техника тончайшая и сложная, заимствованная у восточных и западных соседей.
Серебряные ковши и чаши позднее пользовались популярностью в качестве награды. Их вручали как кубки за военную и государственную службу – казакам и купцам. В перечне таких наградных экспонатов есть ковш времен Петра II.
А когда в моду вошла привычка нюхать табак, то стали появляться похожие на шкатулки разные табакерки, а от них рукой подать до эпохи Фаберже. Среди представленных в музее — три просто роскошные. Из чистого золота, с декором из агатовых пластин, прямоугольной формы — одна из них совершенна в своем исполнении. Другую табакерку венчает вазочка с букетом, в котором цветы бриллиантовые и рубиновые, а зелень — изумруды вместо листьев. Третья – гравирована изображением Елизаветы Петровны. Все изделие украшает россыпь бриллиантов, а два из них довольно крупные.
Еще век спустя ювелирное дело расширило географию. Несколько предметов, принадлежащих генерал-губернаторам сибирской столицы — Тобольска, внесли дополнительный шик в уже существующие стили. Этот город ввел моду на изображение пастушек и охотничьих сцен в создание посуды, а Вологда – привнесла пейзажные сюжеты и городские виды.
Ну и наконец, скажем несколько слов о самой известной ювелирной фирме. Основанная в Санкт-Петербурге, вотчина Фабереже уже в начале XX века стала самой модной и престижной, а предприимчивый и талантливый ее основатель стал главным исполнителем элитных заказов. Пасхальные яйца для последних венценосных персон — вершина его творчества. Миниатюрки снабжены механикой: есть заводной поезд – в позолоте и платине, есть музыкальные мотивы, что до сих пор можно услышать. В Оружейной палате представлены десять из полсотни существующих пасхальных изделий.
Как возникла Оружейная палата
Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.
Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века
Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.
Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.
Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина
Залы Оружейной палаты Московского Кремля
- В первых двух залах представлены русские золотые и серебряные изделия. В первом — 12–17 веков, во втором — 17 – начала 20 века.
- В залах 3 и 4 представлено парадное вооружение. В 3 зале выставлено европейское и восточное парадное вооружение 15–19 веков, а в зале 4 — русское вооружение 12 – начала 19 века.
- В зале 5 представлено западно-европейское серебро 13–19 веков.
- В зале 6 — драгоценные ткани и шитье 14–18 веков и светский костюм 16 – начала 20 века.
- В зале 7 — древние государственные регалии и предметы парадных церемоний 13–18 веков.
- В зале 8 представлены предметы конского убранства 13–18 веков.
- В 9 зале Вы увидите экипажи, которые всегда вызывают восторг посетителей.
Посетители музея, могут воспользоваться аудиогидом, который выдаётся бесплатно и позволит увидеть план музея и прослушать информацию об экспонатах. Обычно отведенного времени (полтора часа) не хватает, чтоб спокойно осмотреть все экспонаты и прослушать информацию о них. Часто последние залы осматриваются беглым взглядом.
Оружейная палата Московского Кремля — это настоящая сокровищница, в которой собраны ценные исторически значимые экспонаты, созданные в кремлевских мастерских, а также полученных в дар русскими царями от послов иностранных государств. Самые красивые и ценные предметы находятся в Алмазном Фонде, расположенном рядом.
Правила посещения
Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:
- приходить в означенное на входном билете время
- оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
- запрещается посещение выставки с животными
- запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
- запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
- запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
- запрещается проводить собственную экскурсию
- запрещается проводить видео или фотосъемку
- запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
- запрещается употреблять еду и напитки
- запрещается бегать по территории выставки
- запрещается заходить за установленные ограждения
При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.
Царственные принадлежности
Коллекция символов власти превосходит все европейские. Глядя на эти свидетельства эпох: короны, скипетры, кресты, троны, державные книги – очень просто создать впечатление о парадном придворном церемониале.
В них венчались, короновались, выходили к дипломатам, выезжали в народ. Некоторые из государственных регалий становились наследными, переход из рода в род. Но все, то представлено в седьмом зале Оружейной палаты, безусловно, бесценно и представляет историческую ценность.
Самые ранние артефакты представлены XIII веком. Наиболее известный экспонат – шапка Мономаха. Ее вес почти килограмм – намного легче прочих, уступающая им и по количеству драгоценных камней. Например, корона Анны Иоановны весит четыре кило, для ее украшении ювелиры использовали почти 2,2 тысячи алмазов и красивые красные драгоценные камни.
Но статус шапки Мономаха на протяжении многих веков был незыблем: ее надевали многие цари и только один раз – в день венчания на царствие. Последним в ней выходил Иван V в 1682 году. Ему было всего 15 лет, а сопровождал его на трон младший брат и соправитель Петр I.
Трон, созданный специально под двойное царствование, хранится также в Оружейной палате. И туристам не устают объяснять превратности королевской жизни, для которой вот понадобился трон с двумя сиденьями. Он и правда необычный, напоминает роскошный золотой мини-дворец, украшенный государственными символами. Чтобы соорудить двухместный трон, понадобилось разобрать три старых трона времен Михаила Романова.
А самым дорогим и нарядным царским креслом считают алмазный. Над ним работали иранские мастера, поэтому восточные мотивы в его отделке можно обнаружить. Трон стал шикарным подарком царю Алексею Михайловичу от армянских купцов, заплативших за работу несколько тысяч рублей. Хотя не безвозмездным: купцы рассчитывали на определенные льготы в торговле с Россией. Более одной тысячи алмазов участвуют в его росписи, и 1224 драгоценных камней, включая изумруды, а количество жемчуга не поддается подсчету. Трон прослужил верой и правдой до последнего царя: Николай II восседал на нем по случаю своей коронации.
После свержения самодержавия, трон лишился части алмазов: их украли и вывезли из страны.
Интересная подробность: тронные кресла создавались по проектам лучших архитекторов, считающим эту работу ничуть не менее важной, чем разработку дворцов и усадеб
На коне
Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.
Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.
Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.
Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей
Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.
Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.
Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.
На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.
Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.
Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.
Как купить билеты в Кремль
Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора
Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.
Какие бывают билеты в Кремль:
- Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
- Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
- Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
- Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.
Дети до 7 лет проходят бесплатно.
Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.
Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.
Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.
Алмазный фонд
Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.
В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.
Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».
Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.
Главные экспонаты
По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:
- Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
- Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
- Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
- Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
- Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
- Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
- Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.