Солодежня Симонова монастыря
Симонов монастырь. Солодежня
Симонов монастырь XIV века целиком до наших дней не дошел. Когда-то один из самых богатых монастырей, не пережил вмешательства Советской власти.
Среди того, что от него осталось, Солодежня или Сушило — самая древняя пятиэтажка Москвы.
Здание возведено во второй половине XVII века. Использовалось оно для хранения и сушки зерна и солода. Когда-то к нему примыкали галереи на столбах, а торцевые стены украшал фигурный фронтон. На третий этаж вела высокая лестница.
На первом этаже располагались помещения для сушения, на втором и третьем — просторные залы, которые, благодаря удачному расположению окон, всегда были залиты светом. Пятый этаж — высокий чердак.
Сейчас здание Солодежни, как и другие оставшиеся постройки Симонова монастыря, реконструируются.
Адрес: Восточная улица, 4, стр. 8.
Рекомендуем гида в Симоновом монастыре:
Грановитая палата и подклет Благовещенского собора Кремля
Грановитая палата и Благовещенский собор
Грановитая палата московского Кремля — пожалуй, самая известная постройка старой Москвы.
Палату построили в 1487-1491 годах по указанию Ивана III для торжественных приемов, обедов и заседаний. Авторы — итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Свое название палата получила благодаря отделке восточного фасада. Она выполнена «бриллиантовым» рустом, что было характерно для итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. Также отделан фасад Алмазного дворца в Ферраре.
У Грановитой палаты два этажа: верхний занимает большой тронный зал (площадь почти 500 кв. м), в котором четыре крестовых свода опираются на один центральный столп, в нижнем этаже-подклете располагались хозяйственные помещения и печи для отопления палаты.
С Соборной площади в Грановитую палату входили через Красное крыльцо, служившее для торжественных выходов государя. Это открытая лестница в три марша вела в парадный зал палаты, попасть в который можно было через Святые сени.
Палату неоднократно перестраивали и видоизменяли. В 60-х годах XX века проведенная реконструкция вернула Грановитой палате прежний декор интерьера. Снесенное в 30-е годы Красное крыльцо восстановили в первой половине 90-х годов.
Сегодня Грановитая палата служит для церемониальных целей и торжественных мероприятий.
Рядом с Грановитой палатой возвышается Благовещенский собор.
Своды Благовещенского собора / фото с официального сайта
Один из самых известных кремлевских храмов, он построен на месте стоявшей здесь церкви Благовещения. Подклет старой церкви использовали в строительстве нового собора, а при реконструкции и обновлении XVI века подклет укрепили и расширили.
Квадратное в плане помещение подклета расположено под центральной частью собора. Он выложен из белокаменных блоков, в центре стоит массивный столп, от которого к стенам идут низкие арки. Есть предположение, что в подклете хранилась казна великих князей.
Адрес: Соборная площадь (территория Кремля).
Палаты Арасланова
Случается, что стоит дом годами и ничем не обращает на себя внимание. Даже под снос его определяют
А потом решат к празднику подновить, колупнут старую штукатурку и откроют под ней наличники палат XVIII века. Так случилось и с этими палатами.
Палаты носят имя самого раннего из известных его владельцев — провинциал-фискала Григория Арасланова. Затем хозяева менялись, к палатам пристраивали другие строения, фасад штукатурили, все красоты прятали под толстым слоем. Когда слои строительных напластований сняли, открылась очень любопытная деталь: портал главного входа в палаты занимает высоту полутора этажей. Видимо за порталом начиналась парадная лестница, которая была выстроена вместо традиционного крыльца.
Адрес: Брюсов переулок, 1.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Палаты Украинцева
Палаты Украинцева / фото Википедии CC-BY-3.0
Белое двухэтажное здание с толстыми стенами и красными наличниками стоит на Ивановской горке в Белом городе.
Палаты эти построены в 1665 году думным дьяком, дипломатом Емельяном Украинцевым. Выстроены они в форме буквы «Г», что объяснялось четким делением дома на женскую и мужскую половины.
В здании два этажа. На первом размещались хозяйственные помещения и комнаты прислуги, на втором этаже жили хозяева. Палаты выходят на Хохлов переулок задней стеной, фасад здания обращен во двор. Но частые перестройки палат за столетия привели к тому, что именно задняя стена стала считаться фасадом.
С 1770 года в здании палат разместился главный архив Москвы. Через 100 лет палаты передали Московской консерватории, потом Русскому музыкальному обществу. Здесь размещалась типография Юргенсона, печатавшая произведения Чайковского, Римского-Корсакова.
После революции типография преобразовалась в издательство «Музыка».
В наши дни в палатах Украинцева размещаются книжный магазин, бутики, культурный центр, где занимаются танцами и читают лекции. Здание палат нуждается в реставрации.
Адрес: Хохловский переулок, 7.
Палаты Боровского подворья
Эти палаты — все, что осталось от подворья Пафнутьев-Боровского монастыря.
Построили их в XVII веке, в следующих столетиях перестраивали. До революции в палатах размещалась гостиница. В 1960 г. здание включено в число памятников всесоюзного значения.
К 1968 году над памятником старины нависла угроза сноса — по соседству возводили массивный современный квартал. Группа историков и реставраторов сумела добиться, чтобы старинную постройку отрезали от фундамента и перенесли из родного Юшкова переулка в соседний Ипатьевский переулок. Перенесли и забыли. Так и стоят эти палаты, скрепленные железным каркасом, обшитые деревом, на рельсах, по которым их перемещали, и рассыпаются.
В 1997 году палаты исключили из списка памятников федерального значения. Кому теперь они принадлежат, неизвестно. Для осмотра бывший памятник, к сожалению, недоступен.
Адрес: Ипатьевский переулок, 12, стр. 3.
Старый Английский двор в Зарядье
Старый Английский двор в Зарядье / фото Алены Патрикеевой
Это старейшее представительство иностранной державы, сохранившееся в Москве.
Постройка конца XV — начала XVI веков изначально принадлежала постельничему Ивану Бобрищеву, а после его смерти стала казенным зданием и после некоторых изменений предоставлено Английской торговой миссии.
В 1649 года в Англии произошла буржуазная революция, короля Карла I казнили. Торговые отношения между Россией и Англией были разорваны, и этот причудливый терем менял хозяев. 20 лет им владел боярин Милославский, потом тут размещался Посольский приказ, затем подворье Нижегородского митрополита. С середины XVIII века здание снова стало частным владением и опять меняло хозяев.
В советское время здесь были жилые помещения, в 50-х годах — библиотека иностранной литературы. В 70-е годы здание спас от сноса реставратор П. Барановский, который сумел восстановить облик старинной постройки, относящейся к XVI веку.
18 октября 1994 года состоялось открытие музея «Старый Английский двор», который входит в состав Музея истории Москвы. На открытии экспозиции присутствовала королева Великобритании Елизавета II.
В парадном зале — Казенной палате — проходят концерты старинной музыки.
Адрес: ул. Варварка, 4А.
Хороший гид и экскурсия по парку Зарядье:
Оружейная палата и алмазный фонд
Палата построена по указу Петра I, чтобы в ней хранилось добытое в войнах оружие. Строительство затянулось, начавшись в 1702 году и закончившись лишь в 1736 году по причине финансовых трудностей. В 1812 палата была взорвана в войне против Наполеона, реконструировалась только в 1828 году. Сейчас Оружейная палата является музеем, посетить который можно в любой день недели с 10:00 до 18:00, за исключением четверга. Цена билета для взрослых – 700 рублей, для детей – бесплатно.
Здесь находятся не только экспонаты оружейного промысла, но и Алмазный фонд. Постоянная выставка Государственного алмазного фонда впервые открылась в Московском Кремле в 1967 году. Здесь особенно ценны уникальные ювелирные изделия и драгоценные камни, большинство из них были конфискованы после Октябрьской революции. Время работы – с 10:00 до 17:20 в любой день, кроме четверга. За билет для взрослых придется отдать 500 рублей, детский стоит 100 руб.
Два выставляемых алмаза заслуживают отдельного внимания, так как принадлежат к самым известным в мире образцам этого драгоценного камня:
- Алмаз «Орлов» в скипетре Екатерины II.
- Алмаз «Шах», который царь Николай I получил в 1829 году из Персии.
Экзотика дальних стран
Испанское подворье на Воздвиженке — страсти по Испании
Особняк Морозова (Испанское подворье) / фото автора
- Годы строительства: 1895–1899
- Архитектор: В. Мазырин
Резной карниз, ракушки на стенах, витые колонны и водосточные трубы — непривычный для классической Москвы XIX века особняк до сих пор притягивает взгляды прохожих.
Когда-то он принадлежал Арсению Морозову, двоюродному племяннику знаменитого мецената Саввы Морозова. Здание, похожее на сказочный дворец в неомавританском стиле, появилось здесь благодаря фантазии его владельца. Строил дворец друг А. Морозова, архитектор Виктор Мазырин. За прообраз взяли дворец Пена в Синтре (Португалия) и ракушечный дом в Саламанке.
Современники не оценили архитектурную диковинку и посмеивались над владельцем дома. По слухам, даже собственная мать А. Морозова так отозвалась о затее сына: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать». Но дворец прижился в Москве и сейчас это один из ярких архитектурных шедевров рубежа XIX-XX вв.
Сейчас особняк находится в ведении МИДа (Дом приемов Правительства РФ). Внутрь просто так попасть не получится, хотя там есть, что посмотреть.
Адрес: Воздвиженка, д. 16/3. 2 мин от ст. м. Арбатская.
Чайный дом на Мясницкой — китайский стиль
Чайный дом Перлова
- Годы строительства: 1890–1893
- Архитектор: Р. Клейн, оформление К. Гиппиус
Чайный дом в китайском стиле — главное украшение Мясницкой улицы в Москве. Смотрится он не по-московски экзотично, как будто мы и вовсе не в Москве, а в далеком и загадочном Китае. Этот архитектурный стиль называется шинуазри (что означает «китайщина»).
Здание принадлежало С. В. Перлову — представителю знаменитой чайной династии Перловых, владельцу чайных магазинов и фабрики чая в Москве.
Строил дом архитектор Р. Клейн в стиле позднего ренессанса. Чуть позже Карл Гиппиус перестроил его в китайском стиле — возвел башенку-пагоду на крыше, украсил главный вход, фасад и интерьеры китайскими узорами с золочеными драконами и прочими диковинными животными, растительным орнаментом, яркими керамическими деталями. Предметы декора, украшения и отделочные материалы заказывали в Китае.
В итоге, получился такой интересный дом в стиле «китайской шкатулки», который и сейчас радует глаз и гостеприимно приглашает зайти внутрь и купить самого вкусного в Москве чая. В нем, как и прежде, открыт один из лучших в Москве чайных магазинов. Будете рядом, обязательно загляните внутрь, чтобы увидеть сохранившийся интерьер с расписными филенками и потрясающе красивыми потолками.
На сайте чайного магазина есть виртуальная экскурсия по залу.
Адрес: Мясницкая ул., 19. Ближайшая ст. м. Тургеневская.
Готический дом на Бауманской
Жилой дом в стиле готика на Бауманской
- Годы постройки: 1910-1914
- Архитектор: В. Мазырин
Бывший доходный дом крестьянина Фролова, сейчас вполне себе жилой четырехэтажный московский дом. Несмотря на малоэтажность, дом не снесли, и, надеюсь, не снесут, хотя нынешние градоначальники не любят малоэтажные дома, предпочитая застраивать Москву гигантскими исполинами.
Строил готический дом Виктор Мазырин — автор особняка Морозова на Воздвиженке.
Выбор готической темы — дань прошлому Басманного района, в котором раньше располагалась Немецкая слобода.
Внутрь зайти можно. Там красочные витражи на лестничных пролетах. У дома нет охранного статуса. В нем всего 3 квартиры и 4 этажа. Интересно, что за счастливчики в нем живут.
Адрес: Бауманская ул., 23. Ст. м. Бауманская.
Описание собора Василия Блаженного
Его второе название – Покровский в честь Покрова Богородицы. Выходя на площадь, мы не видим его полностью. Подойдя вплотную к нему, он предстает перед нами в полной красе. Уникальное строение архитектора включает одиннадцать церквей.
В отличие от аналогичных построек XVI века в нем нет фасада – он имеет круговую форму. Ни одна из сторон не уступает в своей красоте и определить главную невозможно. На 65 метров вздымается вверх над Красной Площадью постройка – в годы строительства она была самой высокой в столице.
Кирпич, использованный для возведения церкви, в XVI столетии был новинкой. Вопреки существующим традициям церковь строили не из белого камня. Главная часть храма завершается шатром с ярким декором, рельефом и резьбой. Остальные приделы выполнены в уникальном стиле и не повторяют друг друга. Настоящее сочетание цветов утвердилось лишь в конце XIX века.
В ряду своих соотечественников и сверстников храм занимал особое место – его многоглавие, удивительный пышный декор и необычная структура удивляют прихожан и сегодня. Изначально создали 25 куполов, покрытых белым железом. Борис Годунов приказал озолотить их.
В первые столетия храм выглядел для русского народа и гостей страны более стройным. Все лестницы, ведущие наверх приделов, были открытыми, а все здания опоясывали террасы. На них цари прогуливались и обменивались новостями.
Борис Годунов и его последователи не видели узорчатых куполов, в то время они имели шлемовидную форму. Место разноцветной раскраски занимали красные узоры живописцев. Основной формой декора в соборе стал кокошник. (см. чем помогает Матрона Московская?)
Архитекторы и исследователи памятников культуры говорят, что все элементы комплекса – шатровость, башни, узоры и сочетание цветов устремляют его вверх. Даже современные доработки и утяжеление конструкции не делают его грузным.
Священнослужители говорят, что церковь – мемориальный памятник, а не пристанище православной веры. С этим связано его пышное внешнее убранство – пилястры, колонны, карнизы, изразцы и розетки повествуют зрителю историю о традициях русского народа.
Внутри храм украшен росписью с использованием трех цветов: черного, красного и белого. Особое место занимают фресковые росписи, орнамент в виде цветов и растений и особенная роспись, повторяющая кладку кирпича. Внутри собраны иконостасы, принесенные из других храмов.
Современники, поэты и писатели, публицисты и известные гости страны по-разному величали главный собор государства: «диво-дивное», «глас народа», «национальное произведение», «синтез искусств и переплетение эпох». Список можно перечислять бесконечно. Одно ясно точно, Баженову и его последователям удалось воплотить в нем тонкие черты русского человека и создать «архитектурный аксюморон», объединив несочетаемое.
Усадьба Гагариных-Тютчевых — главный дом и северный флигель
Элегантный трехэтажный особняк в классическом стиле внешним видом никак не скажет о своей бурной истории: стены светло-синего оттенка, колонны поддерживают балкончик второго этажа. А между тем специалисты до сих пор спорят, когда началась история этого дома. Одни утверждают, что подклет относится с первой половине XVII века, другие считают, что возраст его будет постарше.
Одно ясно — старинный особняк изначально был двухэтажным, с каменным подклетом и деревянным вторым этажом. Известно, что во второй половине XVII века усадьбой владел влиятельный боярин И. Милославский. В XVIII веке хозяева усадьбы менялись часто. К концу столетия владения эти купил князь Гагарин, который и перестроил здание в тот вид, в котором оно пребывает сегодня.
В начале XIX века усадьбу купила семья Тютчевых — родители будущего поэта и дипломата Ф. И. Тютчева, который провел в этом доме детство и юношеские годы.
Через 20 лет Тютчевы продали дом Московскому попечительству о бедных, а оно устроило здесь богадельню, которая просуществовала до октября 1917 года. При советской власти усадьбу занимали разные учреждения. Сам дом не перестраивали, он сохранил свои интерьеры полностью.
В наши дни в этом здании расположен Российский детский фонд.
Северный флигель усадьбы построен при князе Гагарине. Это одноэтажное строение в форме буквы «Г» выходит одной стороной на Сверчков переулок, другой — на Армянский. Архитектор М. Казаков, работавший над переустройством усадьбы, использовал при возведении флигеля оставшиеся со времен Милославского части хозяйственных построек. Внутри флигеля примечательна кухня, выложенная изразцами с кобальтовым орнаментом.
Адрес: Армянский переулок, 11, стр. 2.
Храм Косьмы и Дамиана и Палаты в Шубине
Церковь Косьмы и Демиана
Недалеко от памятника Юрию Долгорукому, в Столешниковом переулке стоит храм Святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана в Шубине.
Есть версия, что в XIV веке на этом месте стояла усадьба боярина Иакинфа Шубы. Часть Столешникова переулка поэтому долго называлась Шубиной.
Церковь упоминается уже в 1368 году. Была она деревянной и сгорела в пожаре 1626 года. После этого начали строить каменный храм. Строительство продолжалось до середины XVII века. В 1703 году храм начали капитально перестраивать. Работы с перерывами тянулись до 1722 года. В 1812 году у его стен по приказу наполеоновских начальников расстреляли «поджигателей Москвы». Сам храм от пожара не пострадал.
В течение XIX века храм обновляли и достраивали. В советские годы его закрыли, в помещениях сначала размещалась Библиотека иностранной литературы, потом типография. В 70-е годы начали реставрационные работы, которые ведутся до сих пор. С 1991 года храм вновь открыт для прихожан.
Адрес: Столешников переулок, 2.
Палаты в Шубине
Если заглянуть с Тверской улицы в первую (от площади) подворотню дома № 6, то увидите остатки палат второй половины XVII века. Обнаружили их случайно. Ресторан «Арагви» закрылся на ремонт. Архитектор, ведущий ремонтные работы, заметил, что стены и своды подвала ресторана белокаменные и выглядят очень древне.
Могучие стены подвала, сводчатые потолки — остатки древних палат. То есть, дом № 6 по Тверской улице стоит на палатах времен Алексея Михайловича Тишайшего. Изыскания показали очень своеобразную планировку палат, даже целого дворца, пока неизвестно кому принадлежавшего. В 2005 году найденные палаты начали реставрировать.
Адрес: Тверская улица, 6, стр. 2.
Палаты Сумароковых
Официальное название этого памятника — городская усадьба Сумарокова- Тюляевой.
Нынешний вид усадьбы базируется на основе палат XVII века. О возрасте постройки говорят наличники на левом торце здания. Его много раз перестраивали. В XVIII веке хозяин — секретарь губернской канцелярии А. Казаков, сделал с правой стороны палат пристройку. В XIX веке домом владел Н. Сумароков, после него через нескольких владельцев — Н. Тюляева. В самом начале 2000-х усадьбу серьезно отреставрировали, восстановили элементы оформления палат XVII века. С 2010 года в здании расположено Императорское православное палестинское общество.
Адрес: улица Забелина, 3.
Усадьба Хитрово
Обширный особняк в стиле ампир появился на этом месте не сразу. До него здесь стояла усадьба семьи стольника Головина. Семья владела зданием с выстроенными здесь деревянными хоромами до 1748 года, пока усадьба не погибла в пожаре. С 50-х годов XVIII века усадьбой владела семья Щербатовых, которая и построила на этом месте каменный дом с флигелем и церковью.
С конца XVIII века усадьба и дом часто меняли хозяев, пока в начале XIX века их не купил генерал-майор Н. З. Хитрово. Он и перестроил здание в стиле ампир, пристроил к фасаду портик с колоннами, а сам фасад украсил фамильным гербом.
После Хитрово дом опять менял хозяев, пока в конце XIX века не принял в свои стены Орловскую лечебницу для бедных. После революции Клара Цеткин организовала здесь фельдшерскую школу, сегодня здание занимает Медицинское училище им. К. Цеткин.
Адрес: Подколокольный переулок, 16, стр. 5.