История строительства
В 1612 году русское ополчение под командованием князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина выбило из Москвы польских захватчиков. Перед битвой был проведен масштабный молебен и освещение войска иконой Божией Матери, которую специально доставили из Казани по велению патриарха Гермогена.
В 1625 году в честь своей покровительницы князь Дмитрий Пожарский воздвиг первое здание Казанского собора в Москве. Позднее деревянная церковь была полностью уничтожена пожаром. Только в 1636 году по приказу первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича был построен каменный собор.
Ровно 3 столетия спустя храм был разрушен до основания Советской властью. На его месте почти 60 лет находились различные здания общественного назначения.
Возрождение памятника архитектуры
Современное здание действующего православного храма-памятника было заново отстроено в 1990-1993 годах на средства правительства Москвы и пожертвования. Автором проекта стал Олег Журин. Для воссоздания исторического облика архитектор использовал обмеры и чертежи своего учителя и наставника П.Д.Барановского, который в начале 20 века занимался реконструкцией собора до его сноса.
Видео: история Казанского Собора
Икона Казанской Божией Матери
Обретение иконы датируется 1579 годом, когда сильный пожар превратил часть Казани и Казанский кремль в руины. Стрелец Даниил Онучин, чье жилье сильно пострадало от огня, сразу же начал отстраивать новый дом, и под слоем пепла обнаружил икону Божией Матери.
По легенде Богородица трижды являлась во сне десятилетней дочке стрельца. Божия Матерь просила девочку отыскать спрятанную икону. Вначале ребенку никто не поверил, но отправившись в указанное место, Даниил нашёл священный образ, завернутый в ткань. Вскоре по всему городу разошлись слухи о чудесных исцелениях, благодаря иконе.
Казанская икона долгое время служила символом защиты и покровительства для русских воинов. Перед Полтавской битвой ей молился о победе царь Петр I, в годы Русско-Французской войны — Михаил Кутузов. Во время войны с поляками русские войска несли с собой чудотворные списки иконы, а по успешному окончанию битвы было обещано построить в честь Казанской Божией Матери храм на Красной площади.
Немного истории
Впервые Казанский собор появился в Москве в далеком 1620 году. Тогда строение было полностью деревянным. Возвели его в честь победы России в войне 1612 г. Деньги на строительство храма выделил Д. Пожарский. К сожалению, этому собору было не суждено простоять долго. По большей части он был разрушен пожаром. Перестроить храм получилось лишь в 1630-х годах. Новое здание стало пунктом назначения для участников крестного хода, который организовывали после обретения икон, побед в сражениях с врагами, т. д.
Реализовать грандиозный проект мужчине так и не удалось. Соответствующие попытки он предпринимал на протяжении нескольких лет, после чего Казанский собор просто снесли (такое решение принял столичный городской совет)
На месте важного архитектурного памятника построили павильон, посвященный III Интернационалу
Возвести храм заново, московская власть решила только в 1990-ом. Этому поспособствовали неравнодушные верующие, пожертвовавшие на святыню деньги. Процесс восстановления уникальной достопримечательности длился 3 года. В целом проект получился более чем успешным, что стало возможным благодаря чертежам и снимкам, сохранившимся в архивах.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
Казанский собор в Санкт-Петербурге — посещение храма и сквера, лайфхаки и советы
Несмотря на тот факт, что современный Казанский собор был построен в начале XIX века, история его создания уходит корнями в XVIII столетие. В этом огромном и полукругом храме с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона — Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин.
Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи. Датируемая концом XVI века икона появилась в Петербурге в 1710 году. Её, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке» — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы.
Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 году её закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.
По проекту М. Г. Земцова в 1733 году на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Её освятили в 1737 году в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днём ранее сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм.
Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и всё более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.
В 1799 году император Павел I провёл конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. Среди многих авторов проекта он выбрал бывшего крепостного, — Андрея Никифоровича Воронихина. Но увидеть Казанский собор во всём его великолепии императору не удалось, из-за гибели. Строил уже его сын.
В 1801 году по указу императора Александра І на Невском проспекте был заложен новый храм, который должен был затмить все ранее созданные проекты. Строительство храма проходило в 1801—1811 годы. Его возводили для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
Проект великого архитектора
Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.
«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу».
Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.
В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.