Мавзолей ленина

Мавзолей Ленина

Мавзолей Ленина — пожалуй, самая мрачная достопримечательность России. С самого своего появления и до сегодняшних дней мавзолей представляет интерес как для наших соотечественников, так и для путешественников со всех уголков мира. Посмотреть на советского лидера любопытно многим. Наряду с такими достопримечательностями Москвы как Кремль и Третьяковская галерея, мавзолей Ленина считается одним из наиболее посещаемых мест столицы.

Как все начиналось

Конечно, никто изначально не планировал поместить после смерти Владимира Ильича его тело посередь главного города страны. Однако идея возникла, и ее основателями стали рабочие члены большевистской партии. Именно они стали присылать огромное количество телеграмм и писем руководству Советской России с просьбой не погребать тело вождя, а сохранить его. Официально выступил с этим предложением М.И. Калинин.

А вот большинство историков постсоветского времени считали, что идея эта зародилась неспроста и была выдвинута самим Сталиным. Корни такого обращения с телом Ленина они видели в желании Сталина и большевиков создать новую религию, некий языческий культ. Подобный замысел нес в себе элементы традиции Древнего Египта, где было принято бальзамировать своих правителей.

История строительства

Сегодняшнее гранитное сооружение мавзолея — это третья попытка создать идеальное место для хранения тела вождя. Ему предшествовало еще два деревянных — первое, самое незамысловатое, было построено ко дню похорон Владимира Ильича, 27 января 1924 года, Продержалось строение всего-ничего — до весны. Затем был спланирован и возведен еще один временный мавзолей. Что касается саркофага, то первый вариант был признан чересчур трудным в плане технического исполнения. Тогда архитектор Мельников в течение месяца разработал еще 8 вариантов, и в итоге один из них был утвержден.

Для возведения третьего и окончательного варианта мавзолея за основу были взяты простые лаконичные формы его предшественника. Внутри современного строения расположен вестибюль и траурный зал, имеющий площадь в сто квадратных метров.

Во время Великой Отечественной войны состоялась эвакуация тела вождя в Тюмень до апреля 1945-го.

Мавзолей сегодня

Здание открыто для доступа туристам со вторника по четверг, а также в субботу с 10 до 13.00. При посещении нельзя проносить в стены мавзолея фото- и видеоаппаратуру, а также любые приборы с фотокамерой. Также запрещается иметь при себе сумки, рюкзаки, бутыли с жидкостью

Пирaмидa – дaнь мoдe

Aрхитeктoры oбъяcняют cтрaнный вид cooружeния тeм, чтo вo вcём мирe, и в тoм чиcлe в Рoccии, в XIX вeкe в мoду вoшёл eгипeтcкий cтиль. Этo былo cвязaнo c мнoжecтвoм aрхeoлoгичecких oткрытий и oбщим интeрecoм к культурe дрeвних нaрoдoв.

Иcкуccтвoвeд Вeрa Aлeкcaндрoвнa Дубрoвинa в cтaтьe «Интeрпрeтaция aрхитeктурнoгo нacлeдия Дрeвнeгo Eгиптa в рaннeм coвeтcкoм зoдчecтвe» пишeт, чтo в этo врeмя пo Eврoпe рacпрocтрaниcь мoдa нa иeрoглифы, cфинкcoв, пирaмиды и oбeлиcки.

Eщё дo рeвoлюции в Рoccии в этoм cтилe cтaли oфoрмлять дoхoдныe дoмa в oбeих cтoлицaх, coздaвaли eгипeтcкиe интeрьeры и пaмятники нa мoгилaх. Пocлe рeвoлюции бoльшeвики oбрaтилиcь к этoму cтилю в пoлнoй мeрe.

Имeлo ли этo духoвный cмыл? Кoнeчнo. Рaзрушaя прaвocлaвныe хрaмы и низвeргaя нaзeмь крecты, oни вoздвигaли oбeлиcки и пирaмиды, пoлнocтью cтaряcь измeнить лик cтрaны.

Любoпытнo, чтo пeрвoe рacпрocтрaнeниe пирaмид и oбeлиcкoв cвязывaют c Фрaнцузcкoй рeвoлюциeй 1789-1794 гoдoв. Иcкуccтвoвeды твeрдят o тoм, чтo нoвoe врeмя якoбы трeбoвaлo иcключитeльнo нoвых cимвoлoв, нo знaющим людям cтaнoвилocь oчeвиднo, чтo cимвoлы пoчeму-тo иcпoльзoвaлиcь caмыe cтaрыe – язычecкиe.

Это не мавзолей – это алтарь

Люди, интересующиеся вопросами духовности, считают, что большевики сознательно поставили на главной площади Красной империи зиккурат. Этой «новой» старой формой они не только хотели подчеркнуть отречение от Старого мира, от тысячелетней истории государства, которое они уничтожили, но и от христианства. Возможно, они использовали или хотели бы его использовать в прямых оккультных целях.

Есть предположение, что Щусев не просто скопировал форму зиккурата, он и в план здания заложил особую символику, взяв за основу внутренней организации мавзолея Пергамский алтарь, который христиане называют «Престолом сатаны» – это утверждение опирается на «Апокалипсис» апостола Иоанна, в котором Господь обращается к Ангелу Пергамской церкви со словами «Ты живёшь там, где престол сатаны» (Откр. 2:12—13). Эти слова богословы связывают с культом Асклепия, в храме которого содержался огромный змей, в христианстве символизирующий дьявола.

На это указывает схожесть плана сооружений, ступенчатый потолок мавзолея и странный несимметричный выступ, на котором вожди СССР принимали парады. В нем нет никакого архитектурного смысла, и гораздо логичнее было бы разместить вождя в центре трибуны, но зато точно такой выступ есть на Пергамском алтаре – то есть он скопирован оттуда Щусевым.

Очевидно, что архитектор, ранее служивший в Синоде, не мог не знать, что именно он создает. Скорее всего, прекрасном понимали это и красные вожди, имевшие начатки богословского образования. Например, Иосиф Сталин учился в духовной семинарии, а Феликс Эдмундович Дзержинский – в юности мечтал стать священником.

Судя по всему, в 1930-м году у стен Кремля был возведен зиккурат, символизирующий поклонение демоническим силам, и построен он был специально в форме жертвенного алтаря, на который и была принесена целая христианская страна.

Совершенно очевидно, что большевики были богоборцами. Ясно так же, что зиккурат, построенный на главной площади Красной империи должен был подменить все православные святыни. И с этой задачей он справлялся – в СССР очередь к мавзолею всегда была огромной: каждый советский человек, приехав Москву, хотел посмотреть – кто из любопытства, а кто из соображений почитания, на созданную советской наукой мумию Ленина.

Зиккурат – пирамида для человеческих жертвоприношений

Решение о строительстве усыпальницы на главной площади страны было принято через четыре дня после смерти Ленина. Удивительно, но оба проекта, которые были предоставлены на рассмотрение большевистскому правительству, основывались на пирамидах.

Предпочтение отдали проекту Щусева, так как он славился умением вписать новое здание в уже существующий ансамбль. И действительно, когда через несколько лет начали возводить постоянное каменное строение, архитектор умело встроил мавзолей в ансамбль имперской архитектуры.

Еще вчера строивший христианские церкви, Щусев взял за основу мавзолея ступенчатый зиккурат, – эта форма пирамиды была распространена в языческом Древнем Вавилоне. В Египте они тоже использовались – самая близкая по форме к мавзолею пирамида – это пирамида Джосера эпохи Среднего Царства в Саккаре и пирамида Великого Кира II (VI век до н.э) в Месопотамии.

Форму пирамиды пришлось слегка изменить – было учтено пожелание вождей сделать из усыпальницы трибуну и принимать на ней парады.

Искусствоведы считают, что ступенчатая «лаконичная» форма пирамиды просто «повторяла» зубцы кремлевской стены и «прекрасно гармонировала» с башнями собора Василия Великого, а кроваво-красный гранит создавал некий общий ансамбль и «оттенял» храм, Кремль и здание Исторического музея «завершая тему ярусной пирамидальной композиции площади».

Второй деревянный мавзолей

После принятия решения о долговременном сохранении тела Ленина мавзолей закрыли, устроив там лабораторию для Збарского и Воробьева, которые разрабатывали «рецепт» нового бальзамирующего раствора. Одновременно с этим в правительстве страны приняли решение о строительстве нового мавзолея.

Для реализации были предложены самые различные проекты, вплоть до фантастических, которые отклонили из-за несоответствия архитектурному ансамблю Красной площади. В результате работу над проектом опять поручили А. Щусеву. Перед ним стояла еще более сложная задача, чем в первый раз. Мавзолей должен был стать не только усыпальницей, но и трибуной для выступлений, памятником.

По словам самого архитектора, он искал подходящие сооружения во всей истории архитектуры. В итоге остановился на уже облюбованной ступенчатой пирамиде, только увеличил ее размер и оснастил трибуной. Строительные и отделочные работы завершили в конце мая 1924 года. Вокруг мавзолея разбили сквер и обнесли его решеткой.

Параллельно возведению усыпальницы шла работа над хрустальным саркофагом по проекту К. Мельникова. Главной задачей конструкции стала защита тела Ленина от негативных внешних воздействий, изменения микроклимата в помещении.

Второй деревянный мавзолей был торжественно открыт 1 августа 1924 года и действовал до 1929 года.

Зиккурат – пирамида для человеческих жертвоприношений

Решение о строительстве усыпальницы на главной площади страны было принято через четыре дня после смерти Ленина. Удивительно, но оба проекта, которые были предоставлены на рассмотрение большевистскому правительству, основывались на пирамидах.

Предпочтение отдали проекту Щусева, так как он славился умением вписать новое здание в уже существующий ансамбль. И действительно, когда через несколько лет начали возводить постоянное каменное строение, архитектор умело встроил мавзолей в ансамбль имперской архитектуры.

Еще вчера строивший христианские церкви, Щусев взял за основу мавзолея ступенчатый зиккурат, – эта форма пирамиды была распространена в языческом Древнем Вавилоне. В Египте они тоже использовались – самая близкая по форме к мавзолею пирамида – это пирамида Джосера эпохи Среднего Царства в Саккаре и пирамида Великого Кира II (VI век до н.э) в Месопотамии.

Форму пирамиды пришлось слегка изменить – было учтено пожелание вождей сделать из усыпальницы трибуну и принимать на ней парады.

Искусствоведы считают, что ступенчатая «лаконичная» форма пирамиды просто «повторяла» зубцы кремлевской стены и «прекрасно гармонировала» с башнями собора Василия Великого, а кроваво-красный гранит создавал некий общий ансамбль и «оттенял» храм, Кремль и здание Исторического музея «завершая тему ярусной пирамидальной композиции площади».

Пирамида – дань моде

Архитекторы объясняют странный вид сооружения тем, что во всем мире, и в том числе в России, в XIX веке в моду вошел египетский стиль. Это было связано с множеством археологических открытий и общим интересом к культуре древних народов.

Искусствовед Вера Александровна Дубровина в статье «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве» пишет, что в это время по Европе распространись мода на иероглифы, сфинксов, пирамиды и обелиски.

Еще до революции в России в этом стиле стали оформлять доходные дома в обеих столицах, создавали египетские интерьеры и памятники на могилах. После революции большевики обратились к этому стилю в полной мере.

Имело ли это духовный смыл? Конечно. Разрушая православные храмы и низвергая наземь кресты, они воздвигали обелиски и пирамиды, полностью старясь изменить лик страны.

Бальзамирование тела Ленина

После смерти тело Ленина традиционно забальзамировали на короткий срок и провели вскрытие для установления точной причины смерти. Академик А. Абрикосов, не предполагавший, что тело будет храниться десятилетиями, использовал обычный состав из формалина, глицерина, этилового спирта и еще нескольких компонентов.

Также при вскрытии он перерезал все крупные сосуды в теле Ленина, что впоследствии стало одной из главных проблем при разработке нового бальзамирующего состава.

После всех процедур «вождя» перевезли в Москву. Гроб с ним установили у Дома Союзов, чтобы все желающие могли проститься с покойным. Сохранность тела на ближайшие несколько дней обеспечивали труды А. Абрикосова и сильнейшие морозы, стоявшие тогда в столице.

Что толкнуло руководство страны на сохранение тела В. И. Ленина, достоверно неизвестно. То ли многочисленные просьбы трудящихся, то ли желание закрепить государственную идеологию и повысить авторитет правящей верхушки. В результате похороны неоднократно откладывали из-за неиссякаемого потока прощающихся с вождем мирового пролетариата.

Когда делать это дальше стало невозможным из-за ненадлежащего состояния тела, к работе над долговременным бальзамированием привлекли анатома В. Воробьева и биохимика Б. Збарского. Именно благодаря их трудам тело В. И. Ленина сохранилось на десятилетия.

4 отзыва о Мавзолее Ленина

Мавзолей Ленина
6.5
неплохо

4

  • 2 очень плохо

    Мрак Мрачное место. Вышел оттуда совершенно подавленным. Хотя до этого был весел и бодр, праздник же на Красной площади был.
    10 октября 2019

    Дмитрий Бесединбыл(а) здесь в октябре 2019

  • 10 великолепно

    Пантеон памяти России Помню, как в мои школьные годы, перенасыщенные идеологическим воспитанием, мысль о том, чтобы выстоять огромную очередь в Мавзолей, чтобы посмотреть на мёртвого дедушку Ленина, не вызывала у меня энтузиазма. В последние же времена, когда памятники прошлого века стали исчезать один за другим, я озаботился тем, что надо не только обязательно самому побывать в этом легендарном месте, но и успеть показать его своим детям.

    Собственно Мавзолей представляет из себя только часть некрополя у Кремлёвской

    Читать отзыв целиком
    10 марта 2017

    DrWatsonбыл(а) здесь в июне 2016

  • 4 ниже среднего

    Странная достопримечательность Мавзолей Ленина в Москве меня всегда пугал и будет пугать. Ходишь весь такой с позитивным настроением, фотографируешься и тут попадает в поле зрение мавзолей. Мое настроение всегда портится, не понимаю, как так можно издеваться над человеком. Это действительно безумие! Я так и не разу не вошла внутрь, несмотря на то, что Москву посещала много раз. Я упорно обхожу это место, в принципе ничего особенного там увидеть нельзя. Скорее прикоснуться к загробному миру можно, что меня совсем не привлекает.

    Читать отзыв целиком
    24 апреля 2014

    MMariaSmartбыл(а) здесь в сентябре 2012

  • 10 великолепно

    Мавзолей Ленина — одна из главных достопримечательностей Москвы Мавзолей Ленина в Москве — это один из самых «скандальных» памятников, ведь многие люди считают, что необходимо закрыть мавзолей и предать тело Ленина земле, а кто-то считает, что этот памятник уже считается неотъемлемой частью комплекса достопримечательностей Красной площади в Москве, и многие туристы из других городов и стран специально приезжают в столицу России с целью посетить это место. В 2013 в мавзолее были проведены реставрационные работы. Посещения маавзолея бесплатное, но лучше

    Читать отзыв целиком
    25 марта 2014

    EEleonoraбыл(а) здесь в январе 2012

Закрыть

Другие достопримечательности рядом

Экскурсии по Москве — «Незабываемая Москва»

Аккредитованные экскурсоводы. Комфортабельные туристические автобусы.

Москва и окрестности

  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.

Пирамида – дань моде

Архитекторы объясняют странный вид сооружения тем, что во всём мире, и в том числе в России, в XIX веке в моду вошёл египетский стиль. Это было связано с множеством археологических открытий и общим интересом к культуре древних народов.

Искусствовед Вера Александровна Дубровина в статье «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве» пишет, что в это время по Европе распространись мода на иероглифы, сфинксов, пирамиды и обелиски.

Ещё до революции в России в этом стиле стали оформлять доходные дома в обеих столицах, создавали египетские интерьеры и памятники на могилах. После революции большевики обратились к этому стилю в полной мере.

Имело ли это духовный смыл? Конечно. Разрушая православные храмы и низвергая наземь кресты, они воздвигали обелиски и пирамиды, полностью старясь изменить лик страны.

Проход в Мавзолей

Чтобы не возникло неприятных или непредвиденных ситуаций, нужно знать, что не так-то просто войти в Мавзолей Ленина. Режим работы этого заведения подчинен строгому алгоритму, в соответствии с которым желающему посмотреть на останки Владимира Ульянова сначала нужно пройти контрольно-пропускной пункт у Никольской башни, где осуществляется досмотр и проверка с помощью металлодетектора. Категорически запрещено вносить с собой в Мавзолей любую фото- и видеоаппаратуру. Мобильные телефоны с камерой также запрещены. Кроме техники, в список стоп-предметов входят любые сумки, пакеты, рюкзаки, ранцы, большие металлические предметы, бутылки с жидкостью. Перед посещением все эти вещи нужно сдать в камеру хранения, расположенную в Историческом музее. Эта услуга, кстати, платная. Так что потратить немного денег на бесплатное посещение главного коммуниста мира все-таки придется.

При входе в Мавзолей мужчинам положено снять головной убор. Задерживаться рядом с гробом нельзя. Фактически все посещение длится меньше минуты: посетитель обходит полукругом хрустальный саркофаг с набальзамированным телом вождя и выходит из Мавзолея с другой стороны. Все, что можно получить от этого посещения, это один беглый взгляд на тело Ленина, лежащее в полумраке в окружении людей в форме, бдительно стерегущих его покой и неприкосновенность. Внутрь комплекса людей пускают небольшими группами, приблизительно по двадцать человек.

Пирамида – дань моде

Архитекторы объясняют странный вид сооружения тем, что во всем мире, и в том числе в России, в XIX веке в моду вошел египетский стиль. Это было связано с множеством археологических открытий и общим интересом к культуре древних народов.

Искусствовед Вера Александровна Дубровина в статье «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве» пишет, что в это время по Европе распространись мода на иероглифы, сфинксов, пирамиды и обелиски.

Еще до революции в России в этом стиле стали оформлять доходные дома в обеих столицах, создавали египетские интерьеры и памятники на могилах. После революции большевики обратились к этому стилю в полной мере.

Имело ли это духовный смыл? Конечно. Разрушая православные храмы и низвергая наземь кресты, они воздвигали обелиски и пирамиды, полностью старясь изменить лик страны.

Зиккурат – пирамида для человеческих жертвоприношений

Решение о строительстве усыпальницы на главной площади страны было принято через четыре дня после смерти Ленина. Удивительно, но оба проекта, которые были предоставлены на рассмотрение большевистскому правительству, основывались на пирамидах.

Предпочтение отдали проекту Щусева, так как он славился умением вписать новое здание в уже существующий ансамбль. И действительно, когда через несколько лет начали возводить постоянное каменное строение, архитектор умело встроил мавзолей в ансамбль имперской архитектуры.

Ещё вчера строивший христианские церкви, Щусев взял за основу мавзолея ступенчатый зиккурат – эта форма пирамиды была распространена в языческом Древнем Вавилоне. В Египте они тоже использовались: самая близкая по форме к мавзолею пирамида – это пирамида Джосера эпохи Среднего Царства в Саккаре и пирамида Великого Кира II (VI век до н. э) в Месопотамии.

Форму пирамиды пришлось слегка изменить – было учтено пожелание вождей сделать из усыпальницы трибуну и принимать на ней парады.

Искусствоведы считают, что ступенчатая «лаконичная» форма пирамиды просто «повторяла» зубцы Кремлёвской стены и «прекрасно гармонировала» с башнями собора Василия Великого, а кроваво-красный гранит создавал некий общий ансамбль и «оттенял» храм, Кремль и здание Исторического музея, «завершая тему ярусной пирамидальной композиции площади».

Это не мавзолей – это алтарь

Люди, интересующиеся вопросами духовности, считают, что большевики сознательно поставили на главной площади Красной империи зиккурат. Этой «новой» старой формой они не только хотели подчеркнуть отречение от Старого мира, от тысячелетней истории государства, которое они уничтожили, но и от христианства. Возможно, они использовали или хотели бы его использовать в прямых оккультных целях.

Есть предположение, что Щусев не просто скопировал форму зиккурата, он и в план здания заложил особую символику, взяв за основу внутренней организации мавзолея Пергамский алтарь, который христиане называют «Престолом сатаны» – это утверждение опирается на «Апокалипсис» апостола Иоанна, в котором Господь обращается к Ангелу Пергамской церкви со словами «Ты живёшь там, где престол сатаны» (Откр. 2:12—13). Эти слова богословы связывают с культом Асклепия, в храме которого содержался огромный змей, в христианстве символизирующий дьявола.

На это указывает схожесть плана сооружений, ступенчатый потолок мавзолея и странный несимметричный выступ, на котором вожди СССР принимали парады. В нем нет никакого архитектурного смысла, и гораздо логичнее было бы разместить вождя в центре трибуны, но зато точно такой выступ есть на Пергамском алтаре – то есть он скопирован оттуда Щусевым.

Очевидно, что архитектор, ранее служивший в Синоде, не мог не знать, что именно он создает. Скорее всего, прекрасном понимали это и красные вожди, имевшие начатки богословского образования. Например, Иосиф Сталин учился в духовной семинарии, а Феликс Эдмундович Дзержинский – в юности мечтал стать священником.

Судя по всему, в 1930-м году у стен Кремля был возведен зиккурат, символизирующий поклонение демоническим силам, и построен он был специально в форме жертвенного алтаря, на который и была принесена целая христианская страна.

Совершенно очевидно, что большевики были богоборцами. Ясно так же, что зиккурат, построенный на главной площади Красной империи должен был подменить все православные святыни. И с этой задачей он справлялся – в СССР очередь к мавзолею всегда была огромной: каждый советский человек, приехав Москву, хотел посмотреть – кто из любопытства, а кто из соображений почитания, на созданную советской наукой мумию Ленина.

Пирaмидa – дaнь мoдe

Aрхитeктoры oбъяcняют cтрaнный вид cooружeния тeм, чтo вo вcём мирe, и в тoм чиcлe в Рoccии, в XIX вeкe в мoду вoшёл eгипeтcкий cтиль. Этo былo cвязaнo c мнoжecтвoм aрхeoлoгичecких oткрытий и oбщим интeрecoм к культурe дрeвних нaрoдoв.

Иcкуccтвoвeд Вeрa Aлeкcaндрoвнa Дубрoвинa в cтaтьe «Интeрпрeтaция aрхитeктурнoгo нacлeдия Дрeвнeгo Eгиптa в рaннeм coвeтcкoм зoдчecтвe» пишeт, чтo в этo врeмя пo Eврoпe рacпрocтрaниcь мoдa нa иeрoглифы, cфинкcoв, пирaмиды и oбeлиcки.

Eщё дo рeвoлюции в Рoccии в этoм cтилe cтaли oфoрмлять дoхoдныe дoмa в oбeих cтoлицaх, coздaвaли eгипeтcкиe интeрьeры и пaмятники нa мoгилaх. Пocлe рeвoлюции бoльшeвики oбрaтилиcь к этoму cтилю в пoлнoй мeрe.

Имeлo ли этo духoвный cмыл? Кoнeчнo. Рaзрушaя прaвocлaвныe хрaмы и низвeргaя нaзeмь крecты, oни вoздвигaли oбeлиcки и пирaмиды, пoлнocтью cтaряcь измeнить лик cтрaны.

Любoпытнo, чтo пeрвoe рacпрocтрaнeниe пирaмид и oбeлиcкoв cвязывaют c Фрaнцузcкoй рeвoлюциeй 1789-1794 гoдoв. Иcкуccтвoвeды твeрдят o тoм, чтo нoвoe врeмя якoбы трeбoвaлo иcключитeльнo нoвых cимвoлoв, нo знaющим людям cтaнoвилocь oчeвиднo, чтo cимвoлы пoчeму-тo иcпoльзoвaлиcь caмыe cтaрыe – язычecкиe.

Пирамида – дань моде

Архитекторы объясняют странный вид сооружения тем, что во всем мире, и в том числе в России, в XIX веке в моду вошел египетский стиль. Это было связано с множеством археологических открытий и общим интересом к культуре древних народов.

Искусствовед Вера Александровна Дубровина в статье «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве» пишет, что в это время по Европе распространись мода на иероглифы, сфинксов, пирамиды и обелиски.

Еще до революции в России в этом стиле стали оформлять доходные дома в обеих столицах, создавали египетские интерьеры и памятники на могилах. После революции большевики обратились к этому стилю в полной мере.

Имело ли это духовный смыл? Конечно. Разрушая православные храмы и низвергая наземь кресты, они воздвигали обелиски и пирамиды, полностью старясь изменить лик страны.

История создания

Согласно распространенной версии, идея бальзамировать Ленина принадлежала Калинину и «за» выступили практически все победившие на тот момент большевики. Отрицательно к этой идее отнесся только Троцкий, который назвал этот посыл «настоящим безумием».

Однако более поздние исследования свидетельствуют о том, что сама идея изначально принадлежала Иосифу Сталину. Он считал, что простое отрицание существующей религии — недопустимо и необходимо совместно с национальной идеей создать практически новую религию, культ, который станет основой для нового строя.

В качестве «бога» был выбрал Ленин, а в качестве главного жреца — сам Сталин.

Первый деревянный мавзолей возвели в январе 1924 года, второй деревянный — в мае 1924-го. Сразу после закрытия 26 марта 1924 года мавзолея на перебальзамирование тела правительство поручило перестроить склеп в более монументальной форме.

Новое строение должно было стать одновременно усыпальницей, памятником и трибуной для выступлений перед народом. Алексей Щусев применил композиционные приёмы и упрощённые формы ордерной архитектуры. Он сохранил ступенчатую композицию, но увеличил размеры, добавил портик и трибуны. Второй деревянный мавзолей походил на современный гранитный.

Деревянный Мавзолей 1924 г.

Каменный мавзолей построили к октябрю 1930 года. В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил международный конкурс на проект каменной усыпальницы Ленина. Но после рассмотрения предложенных проектов комиссия решила сохранить образ деревянного мавзолея.

Архитектор Щусев на основе старых эскизов создал несколько новых чертежей и выполнил макет из гранита, его проект утвердили. Новое строение было решено облицевать красным гранитом, а также чёрным и серым лабрадором.

При мавзолее с 1924 года существует лаборатория по сохранению тела Ленина, в ней были забальзамированы тела нескольких известных политиков разных стран. С 1953 по 1961 год в мавзолее находился саркофаг с телом Иосифа Сталина.

С 1989 года по настоящее время ведутся споры на тему перезахоронения Ленина и закрытия мавзолея.

В настоящее время Мавзолей Ленина открыт для посещений. Дважды в год его закрывают на два месяца для проведения профилактических работ.

Поддержанием сохранности облика Ленина занимается Учебно-методический центр биомедицинских технологий. Каждые полтора года сотрудники опускают тело в ванну со специальным раствором. Для проверки состояния тканей используются специальные приборы и стереофотоустановки. За последние 20 лет изменений тела не зарегистрировано.

С 2005 года Мавзолей Ленина драпируют фанерными щитами ко Дню Победы и другим массовым мероприятиям на Красной площади, что нарушает исторический облик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: