Каким будет идеальный музей будущего

Главное здание на Петровке

Площадка на Петровке считается исторической и культурной ценностью. Первым владельцем земли был уральский купец Михаил Губин. Он построил в конце XVIII в. усадьбу. С 1823-1826 гг. проходила реконструкция здания, которое пострадало после оккупации города французами. В результате удалось восстановить украшенные росписью стены, потолки, лепнину и керамические печи.

Основателем учреждения стал Зураб Церетели, скульптуры которого украшают площадку возле здания. Во дворе стоят композиции «Руссо и Пиросмани», «Горожане», памятники художникам и актерам.

Основная экспозиция

Сначала в фонд музея вошло 2000 шедевров из личной коллекции скульптора. Со временем количество работ возросло до 12000.

Основная экспозиция включает произведения следующих авторов:

  • Василия Кандинского;
  • Марка Шагала;
  • Казимира Малевича;
  • Пабло Пикассо;
  • Эль Лисицкого;
  • Роберта Фалька;
  • Анри Руссо;
  • Нико Пиросмани;
  • Франсуазы Жило;
  • Хуана Миро;
  • Армана.

Нонконформизм представлен картинами Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Анатолия Зверева. Экспозиция содержит произведения Дмитрия Пригова, Виктора Пивоварова, Константина Звездочетова.

На главной площадке музея выставлены работы Арнальдо Помадоро, Сальвадора Дали, Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Здесь проходили выставки Жака Лифшица, Антонио Гауди, Йоко Оно.

Как добраться

Музей размещен на ул. Петровка, 25 в Тверском районе столицы. Рядом находятся 3 станции метро: «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская». Дальше следует идти вдоль Страстного бульвара, затем сворачивают направо на улицу Петровка. Дорога до здания занимает 5-10 минут.

Дополнительная информация

Человек может приобрести комплексный билет (вход на все площадки) за 800 руб. Он действует 14 дней. Посещение главного корпуса на Петровке обойдется в 350 руб. В музее действуют скидки для льготных категорий населения (студенты дневной формы, пенсионеры, инвалиды III группы и дети до 18 лет). Для них стоимость билета уменьшается на 50%.

Бесплатно пропускают следующих граждан:

  • детей до 7 лет;
  • детей-сирот;
  • инвалидов I, II группы и сопровождающих лиц;
  • военнослужащих РФ;
  • владельцев медалей «За оборону Ленинграда», «Житель блокадного Ленинграда»;
  • ветеранов и участников Великой Отечественной войны;
  • героев Советского Союза и РФ;
  • сотрудников музеев России.

Главное здание открыто со вторника по воскресенье с 12.00 до 21.00, понедельник — выходной день. Кассы закрываются за 30 минут до прекращения работы площадки. В третий вторник каждого месяца сделали свободный вход. В музее часто устраивают Ночь искусств, в рамках которой предлагают бесплатное посещение выставок на всех площадках.

Музейный дворик

Любителей искусства удивляют не только музейные залы. Значительная часть экспозиции размещена прямо во дворе особняка на Петровке. Большинство из них – это бронзовые скульптуры, созданным самим Церетели. Прогулка под открытым небом между во дворе музея напоминает путешествие в популярном у москвичей и туристов «Музеоне».

Очень колоритно смотрятся обитатели «грузинского городка»: любимые многими киногерои советского фильма «Мимино» и главные персонажи смешных короткометражек о грузинах. Добрые улыбки вызывают фигуры грузинского точильщика, дворника и старика, который наливает вино в рог.

В ярком стиле стимпанк выполнены металлические герои бессмертного романа Сервантеса – Дон Кихот, его конь Росинант и верный оруженосец Санчо Панса. Неподалеку от них установлены фигура Владимира Высоцкого и большой разделенный на несколько частей блестящий диск, который в музее называют «Фото Москвы». В стеклянном павильоне под открытым небом хранится фрагмент оригинальной винтовой лестницы с парижской Эйфелевой башни.

Музейные площадки


Фасад здания ММоМА на Петровке, 25. 2010 год


Фасад здания музея в Ермолаевском переулке, 17. 2010 год


Фасад здания музея на Тверском бульваре, 9. 2014 год


Фасад здания музея на Гоголевском бульваре, 10. 2010 год

Петровка, 25

Основная статья: Особняк Губина

В здании, построенном в 1793 году по проекту зодчего Матвея Казакова, находится постоянная экспозиция Московского музея современного искусства. В XVIII веке здание служило главным домом городской усадьбы промышленника и купца Михаила Губина. С 1880 года в доме располагалась гимназия, в которой учились поэт-символист Валерий Брюсов и братья Бахрушины. В 1920 году, бывшая гимназия была определена под Институт физиотерапии и ортопедии, коротому принедлежала весь советский период, а в 1995 году было передано в музейное назначение. Здесь сохранились росписи потолков, выполненные в классицистическом стиле, а также уникальные элементы интерьера — парадная лестница, оркестровая ниша в бальном зале, керамические печи. Помимо выставочных залов, в здании музея сейчас находится кафе и киоск книжного магазина.

Ермолаевский переулок, 17

Вторая площадка музея находится в Ермолаевском переулке. Здание было построено по проекту архитектора Дмитрия Маркова в стиле неоклассицизм в 1914 году для Московского архитектурного общества. Общество размещалось в здании до 1932 года, после чего было распущено. В советское время дом принадлежал Московскому союзу художников, здесь организовывались молодёжные выставки и располагались творческие мастерские.

3 декабря 2003 года здание было открыто для посетителей как выставочная площадка Московского музея современного искусства. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Тверской бульвар, 9

Доходный дом купца Ивана Коровина на Тверском бульваре был возведен по проекту архитектора Ивана Кондратенко в 1906 году. В 1914—1915 годах у певицы Зинаиды Синяковой (Мамоновой), жившей в одной из квартир этого дома, собиралась московская художественная молодежь. В её квартире бывали Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников и другие. Лиля Брик писала, что в этом доме «родился футуризм». В советское время дом был разделен на коммунальные квартиры. В 1970—1980-х годах в полуподвале здания располагалась мастерская Зураба Церетели. А 7 февраля 2007 года в этом здании открылась новая выставочная площадка ММоМА.

Гоголевский бульвар, 10

Другая площадка — Государственный музей современного искусства Российской академии художеств, находится на Гоголевском бульваре. Это здание было построено в конце XVIII века по проекту архитектора Матвея Казакова. В настоящее время здесь проходят международные выставочные проекты, научно-практические конференции, симпозиумы.

Большая Грузинская, 15

В ноябре 2009 года музей-мастерская Зураба Церетели, которая находится на Большой Грузинской улице, открылась для посещения в качестве филиала ММоМА. Экспозиция мастерской включает более 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры мастера.

На мировых аукционах

По данным The Art Market (Arts Economics), в 2017 году объем мирового арт-рынка составлял почти $64 миллиарда. Лидируют США с долей свыше 40%, Китай (21%) и Великобритания (20%). Позиции России очень слабые: по экспертным оценкам, менее 1%.

При этом русское искусство пользуется спросом

Интерес к нему сохраняется, несмотря на напряженную международную обстановку и повышенную осторожность коллекционеров. В 2017, по подсчетам Artinvestment.com, объем «русских» продаж на мировых аукционах достиг $455 млн — в 1,5 раза больше, чем в 2016 году, хотя почти во столько же меньше, чем в 2014 ($677 млн)

За рубежом фиксируются и ценовые рекорды. Самая высокая ставка на торгах-2017 — $41,8 млн («Картина с белыми линиями» Василия Кандинского), в первом полугодии 2018 года — $85,8 млн («Супрематическая композиция» Казимира Малевича).

ТОП-5 аукционных продаж русского искусства в мирев первом полугодии 2018 года*

  1. Казимир Малевич «Супрематическая композиция» — $85,8 млн
  2. Марк Ротко «№ 7 (Темное над светлым)» — $30,7 млн
  3. Николя де Сталь «Стоящая обнаженная» — $12,1 млн
  4. Василий Кандинский «Этюд для пейзажа (Дюнаберг)» — $9,4 млн
  5. Марк Шагал «Синяя деревня» — $7 млн

В ожидании новых идей

Очевидно, что реализация крупных музейных проектов, в особенности тех, которые сопровождаются инфраструктурными изменениями среды, невозможна без государственного участия. Такое участие предполагает не только финансирование (или софинансирование) создания и последующего функционирования нового учреждения, но и содействие в решении вопроса прав пользования зданием, объектом, земельным участком в целях размещения нового музея, медийное сопровождение проекта, акцептование его статуса и миссии на различных уровнях государственной власти. Практика показывает, что современный музей способен быть фактором развития столь же мощным, что и сущности совсем другого порядка, например создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как индустриальные и технопарки и т. д. Таков, например, часто упоминаемый музей Гуггенхайма в Бильбао, превративший некогда важный промышленный центр Страны Басков в популярную туристическую и культурную дестинацию. Примером из российской действительности может быть музейный комплекс «Ясная Поляна» в Тульской области, который является видимым стимулом регионального развития.

Следует признать, что в последние годы в России появляются отдельные примеры удачных частных инициатив в данной сфере, но они все же пока не могут конкурировать по ресурсам и влиянию с государственными учреждениями. В качестве иллюстрации показательны Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, Музей коломенской пастилы в Коломне. Особенность этих музеев заключается в том, что они, будучи учреждениями культурного типа, организованы в значительной степени как бизнесы. Это заставляет их активно действовать и развиваться, предлагая аудитории все более разнообразные продукты и услуги.

Музейный проект, претендующий на звание значимого, кроме разнообразных ресурсов нуждается также в деятельном руководителе, а проще — лидере. Такой лидер сможет привлечь дополнительные средства для финансирования, будь то гранты или спонсорская помощь, не побоится экспериментировать с возможными направлениями развития музея, наладит сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами. Одним из таких лидеров является сейчас генеральный директор Музея Мирового океана в Калининграде2 С. Г. Сивкова. Во многом благодаря ее деятельной позиции за последнее десятилетие музей качественно вырос, стал комфортным, видимым в городском и региональном социокультурном пространстве, расширил свое присутствие, включив в состав ряд объектов историко-культурного наследия, бывших ранее в полуразрушенном состоянии. Таковыми являются отреставрированные Королевские и Фридрихсбургские ворота, часть фортификационных укреплений, где разместился выставочный комплекс «Потерна», портовый склад середины XIX века. Музей Мирового океана постоянно меняется, и это, пожалуй, единственно верная стратегия в современном динамичном мире.

Локальные проблемы

Арт-рынок в РФ до сих пор находится в стадии формирования. В СССР, где постоянно появлялись барьеры для торговли предметами искусства, он не мог свободно развиваться. В постосоветское время начался бурный рост, затем — во время экономических кризисов 2000-х — спад из-за снижения покупательной способности коллекционеров. Продажи на $8,7 млн в 2017 году — это почти в 2,5 раза меньше, чем в докризисном 2013-м.

Рынок очень чувствителен к событиям внутренней и внешней политики. Отрицательная динамика 2014 года (сокращение в 1,5 раза: с $21 млн в 2013 до $14 млн) была обусловлена введением антироссийских санкций и девальвацией рубля.

Негативные факторы, влияющие на арт-рынок в России
непрозрачность: отсутствие официальных данных по аукционным и дилерским сделкам, пребывание большей части рынка в тени;  слаборазвитая система экспертизы, провоцирующая появление фальсификата: отсутствие специальных контролирующих институтов, дефицит или отсутствие специалистов по ряду периодов и художников, отсутствие каталогов-резоне; недостаток качественного товара: количество знаковых работ уменьшается, на аукционах стали выставляться предметы, ранее не представлявшие коллекционного интереса (например, советский фарфор 30–40-х годов XX века); проблемы с продвижением предметов искусства и авторов разных периодов. Достаточно много талантливых художников не проводят собственных выставок, не представлены в интернете (веб-сайт, аккаунты в соцсетях) и т.п.; низкая вовлеченность (некоторые эксперты отмечают даже информационную изоляцию) в международные арт-процессы отечественных креаторов.

Продажи в России

Аукционы в России по объему продаж отстают от заграничных больше чем в 50 раз ($8,7 млн против $455 млн). Наиболее активные покупки в РФ в 2017 году совершались в ценовом диапазоне до 100 тысяч рублей, стоимость самого дорого лота составила $290 тысяч.

Основные причины сложившейся ситуации — малая емкость арт-рынка и законодательные барьеры для трансграничной торговли. В частности, запрет на проведение торгов иностранными аукционными домами (первый и последний аукцион Sotheby’s прошел в Москве в 1988 году). В Российской Федерации существуют только представительства домов, сфокусированные на информационном и просветительском обслуживании потенциальных клиентов. Филиалов международных сетей галерей и вовсе нет.

Поддержка художников и меценатов

Способы поощрения меценатов (в частности, присуждение наград и почетных званий) прописаны в законе. Однако налоговых льгот для них и дарителей государственным музеям не предусмотрено. Отсутствие налога на богатство и наследование предметов искусства — единственные «условно» положительные моменты для развития в России института коллекционеров.

Перспективы арт-рынка

Российское искусство продолжит пользоваться спросом в мире. В ближайшие несколько лет продержится интерес к работам периода социалистического реализма.

На отечественном арт-рынке русскому искусству придется конкурировать с сопоставимым по уровню зарубежным. Смешанные коллекции становятся все популярнее.

Постепенно развивается аукционный бизнес: уже сейчас на торгах можно встретить лоты уровня Christie’s или Sotheby’s. Все больше игроков станет специализироваться на продаже современного искусства.

Галереи будут ориентироваться на прозрачность (публикация каталогов с ценами на официальных сайтах) и активнее продвигать молодых художников. Это позволит арт-дилерам занять свою нишу на высококонкурентном рынке, однако появление среди них новых игроков маловероятно в условиях экономической нестабильности из-за дороговизны самого бизнеса.

Возможность онлайн-покупок постепенно вовлечет в арт-рынок регионы.

 Изменится структура потребительского спроса. Развитие технологий приведет к росту популярности тиражного искусства (графики, фото, видео и др.).

Ядром российских коллекционеров остаются состоятельные консерваторы в возрасте 35–55 лет, для молодежи в приоритете интеллектуальное потребление. Покупательная способность среднего класса пока не восстановлена, но интереса к приобретению предметов искусства у него не наблюдалось и до кризиса.

IQ Авторы исследования:

Инна Седых, ведущий аналитик Института «Центр развития»

Автор текста:

Салтанова Светлана Васильевна,

27 марта, 2019 г.

Экономика

Культура

искусство

Подпишись на IQ.HSE

Особняк

Здание рядом со старинным Высоко-Петровским монастырем было возведено в лучших традициях русского классицизма по проекту известного российского мастера архитектуры Матвея Казакова в конце XVIII века. Потом здесь располагалась усадьба, которой владел состоятельный промышленник и городской голова Москвы — Михаил Павлович Губин.

В 1880-е годы особняк отдали для учебного заведения. Примечательно, что учениками гимназии были будущие предприниматели и благотворители Бахрушины и известный российский поэт Василий Брюсов. С 1920-е годов в особняке находилось научно-медицинское учреждение, занимавшееся проблемами физиотерапии и развитием ортопедии.

Представительное здание хорошо отреставрировано. Его фасады декорированы стройными колонами с коринфскими портиками, а над окнами можно увидеть выразительные барельефы. Элементы старинного убранства – колоны и лепнина сохранились и внутри особняка.

История создания московского музея современных искусств

С начала 90-х гг в истории России стартовал новый этап развития, при котором были открыты принципиально отличающиеся от старых выставочные центры, галерейные залы и музеи.

Бурный прогресс тесно связан с взаимообменом опытом между деятелями постсоветского и европейского стилей искусства, в результате был сформирован межнациональный арт-мир, и мобильные выставки живописцев и скульпторов.


Музей современного искусства в Москве имеет несколько филиалов. Это главное здание. В этот временной период выдающийся скульптор купил на личные финансы внушительных размеров строение на Петровке, и передарил его в собственность города для безвременного существования на заданной территории музея, директором которого сам и стал. Для посетителей под патронатом Московского Правительства и Департамента культуры города двери музей распахнул 15.12.1999 г.

Фундаментом экспозиции стало собрание работ самого основателя музея, включающее свыше 2000 произведений деятелей 20 века. С годами музейные фонды росли, и он приобрел статус заведения с самым многочисленным собранием экспонатов современного искусства.

Вскоре на территории центрального корпуса музея стала функционировать библиотека, где представлено собрание наиболее ценных изданий 20 века, а также обширная научно-исследовательская лаборатория. На нынешний момент ММоМА функционирует на 4-х разных площадках, располагающихся в центральных районах Москвы.

Игроки рынка

Более 20 аукционных домов. Большинство специализируется на антиквариате, букинистке и нумизматике. На продажу современного искусства ориентированы всего несколько — например, VLADEY, Литфонд. Ключевые в сегменте ИЗО (по величине оборота, 2016 г.): СОВКОМ, VLADEY, AI Аукцион, Литфонд, Русская эмаль. Крупные локальные дома, сопоставимые по масштабу торгов и/или уровню лотов с Sotheby’s или Christies, в России отсутствуют.

Около 100 значимых художественных галерей. В основном в Москве и Санкт-Петербурге. Среди региональных городов выделяется Екатеринбург. Могут иметь разный профиль: старые мастера, советское искусство, современное искусство. Самые известные на сегодня — московско-лондонская галерея Ovcharenko (бывшая «Риджина») и московская ХL.

400–600 антикварных магазинов. Сосредоточены преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Постепенно развивается онлайн-торговля антикварными объектами.

Около 5 тысяч частных дилеров. Участники арт-рынка, хорошо разбирающиеся в искусстве, имеющие профильное образование и сделавшие этот вид торговли своим основным или дополнительным заработком.

Частные и корпоративные коллекционеры. В России проживает девять крупных частных коллекционеров и несколько сотен средних и мелких. По оценкам галеристов, в стране присутствует свыше 100 серьезных ценителей современного искусства. Корпоративные коллекционеры (например, Газпромбанк, чья коллекция современного российского искусства вошла в ТОП-80 корпоративных коллекций мира Global Corporate Collections) все больше рассматривают эту деятельность как социальный проект в целях сохранения культурного наследия.

Деятельность


Фотограф и художник Евгений Миронов на своей выставке «Построение метафоры» в ММоМА, 2014

Выставочная

Ежегодно ММоМА реализует более 70 различных проектов — выставок, ретроспектив, международных фестивалей. Выставочная стратегия музея включает в себя показы как начинающих авторов, так и крупных художников. Издательская, образовательная и научно-исследовательская деятельность музея направлена на то, чтобы приобщение к современному искусству стало доступным и интересным для широкого круга зрителей. С 2011 года в музее существует волонтерское движение, благодаря которому любой желающий может участвовать в деятельности ММоМА.

Образовательная

В образовательную программу ММоМА входят школа современного искусства, детская художественная студия «Фантазия» для детей с 5 до 12 лет, и лекторий, где проходят лекции по различным проблемам современной культуры, творческие встречи с художниками, круглые столы, мастер-классы, а также организовывает спецкурсы, посвященные темам современного искусства.

Ещё одним направлением работы музея является поддержка и вовлечение молодых авторов в художественный процесс. Для этого при музее была открыта школа современного искусства «Свободные Мастерские». Двухгодичный курс обучения в школе подготовлен для молодых художников и кураторов и включает лекции и практическую деятельность в творческих мастерских. В музее проводятся образовательные экскурсии для взрослых и детей по крупным выставочным проектам. В программу входят лекции по современному искусству, изучение художественного рынка, изучение новых технологий визуальных искусств, освоение интеллектуальных проблем современной культуры.

Научная


Интерьеры ММоМА на Петровке, 25. 2010-е Исследовательская работа сосредоточена на изучении постоянной коллекции музея. При ММоМА работает библиотека с обширной подборкой книг по искусству русских и зарубежных авторов, а также функционирует научно-исследовательская лаборатория (НИЛ ММСИ) по изучению предметов искусства. Лаборатория является одним из лучших центров исследования предметов современного искусства в России. Технико-технологические исследования предметов искусства позволяют решать следующие задачи:

  • оценивать стратиграфические системы живописи;
  • определять наборы материалов и технологических приемов;
  • проводить хронологические оценки нижней границы времени создания предмета.

Технологии, применяемые в лаборатории, позволяют экспериментальными методами определять различные компоненты живописи:

  • «исторические» и современные минеральные пигменты;
  • «исторические» органические связующие на основе природных материалов;
  • природные и синтетические органические полимерные материалы;
  • волокнистые материалы основ картин — холста, бумаги, картона, оргалита.

Помимо работы с произведениями из собственной коллекции, музей проводит научные исследования совместно с Третьяковской галереей, ГМИИ имени Пушкина и другими институциями.

Издательская

Издательская деятельность является одним из приоритетных направлений научно-просветительской работы Музея современного искусства, за время существования которого было выпущено более 200 книг. Среди них каталоги выставок и издания, посвященные коллекциям музея, монографии ведущих российских и зарубежных художников.

С 2003 года музей издает собственный журнал — «ДИ» («Диалог искусств»). Журнал стал преемником советского издания «Декоративное искусство СССР» (который в 2012 году вновь вышел в печать под названием «Декоративное искусство») и посвященн актуальным проблемам мирового художественного процесса. В «ДИ» публикуются критические эссе, обзоры выставок и других интересных событий в области современного искусства и культуры.

При музее также открыт фирменный книжный магазин, где представлена актуальная литература об архитектуре, дизайне, моде и изобразительном искусстве разных эпох, а также периодика на русском и английском языках.

Экспонаты музея

Экспозиция музея насчитывает более двенадцати тысяч экспонатов. Это скульптуры, картины, фотографии, полотна, рисунки. Здесь представлены такие направления, как примитивизм, авангардизм, соцреализм, импрессионзм, нонконформизм. Много картин русских авангардистов, которые были вывезены за рубеж возвращены в страну и находятся в музее искусств. За пятнадцать лет существования в музее прошло более 1500 тысяч выставок. Музей широко известен в заграничных богемных кругах.

Чтобы разглядеть некоторые экспонаты необходимо посветить на них фонариком. Бурю эмоции вызывает комната с мягким полом и зал со стеклянными банками. В одной из комнат вас встретит Владимир Высоцкий и герои фильма Дон Кихота. Нельзя не упомянуть о фрагменте настоящей винтовой лестницы, привезённой с Парижа с Эйфелевой башни.

Особо стоит отметить работы художника Нико Пиросмани. Он был нищим, а свои картины писал на клеёнке, краски тоже придумал сам. Его работы всемирно известны, и ценители живописи специально посещают музей, чтобы посмотреть его работы. Есть работы таких известных художников, как Малевича, Пикассо, Кандинского, Джорджо де Кирико и другие.

Понять задумку некоторых экспозиции без пояснений экскурсовода порой бывает сложно. Чтобы погрузиться в атмосферу задуманного лучше заказать экскурсию или внимательно читать таблички около экспонатов.

Исчезновение музея. Что дальше?

Если раньше прошлое и стратегии отношения к нему влияли на архитектуру музея, то теперь ее определяет будущее. Именно то, какими мы будем, где и как мы будем жить, сегодня определяет, какие функции музей будет выполнять и, соответственно, какие формы принимать.

На изменение структуры пространственного, архитектурного тела музея влияют и изменения, которые претерпели и далее все сильнее будут претерпевать города. Изменения эти связаны и с огромной скоростью роста городов, требующего развития и трансформации инфраструктуры, и с внедрением автоматизации, влекущей за собой сокращение рабочих мест и, следовательно, изменение структуры не только занятости, но и досуга, важным участником которого музей является последние сто лет. Стареющее население также будет определять жизнь в городах и потребует реформирования не только системы здравоохранения, но и элементов, определяющих образование и культуру, поскольку можно предположить, что демографический состав потребителей их услуг значительно изменится.

При этом вероятность того, что все население планеты рано или поздно будет жить в городах, эксперты оценивают как невысокую. Тенденции к глобализации и регионализации будут существовать одновременно, а значит — практика открытий представительств музеев вдали от метрополий, очевидно, сохранится. Этому же будет способствовать формирование новых типов связей, объединяющих не только страны или города, но и отдельные институции и культуры. Взаимосвязанность, простирающаяся за пределы государств и корпораций, окажется более ценным ресурсом, чем географическая или политическая связанность. Важным узлом этих связей будет выступать музей как транслятор универсальных ценностей и хаб, обеспечивающий необходимые условия для поддержания взаимосвязей.

Глобальная экономика предполагает все большее упрощение миграционных процессов, и вопрос о том, как удержать талантливых и одаренных людей в городе или привлечь новых, все острее будет вставать перед правительственными органами. Уже сейчас музеи строятся для привлечения туристов в регионы, через пять лет музеи будут строиться для удержания и привлечения синих и белых воротничков. Отвечать на эти вызовы предстоит всем, музеи делают это уже сегодня.

Филиал Ермолаевском переулке

Второе здание музея построено в стиле неоклассики в 1914 г. по адресу Ермолаевский переулок, 17. Его возвели для размещения Московского архитектурного общества на деньги членов организации. После 1932 г. строение перешло в собственность Союза художников. В декабре 2003 г. сооружение стало частью музея.

Описание музея

В здании создали образовательный центр для распространения знаний о современном искусстве среди людей. Здесь расположена библиотека с 10000 изданий. На третьем этаже находятся залы, где проходят тематические и исследовательские выставки.

Можно полюбоваться работами из частной коллекции мецената Дмитрия Волкова. Здесь представлены произведения А. Бартенева, И. Горшкова, Д. Каварги, И. Кориной, Г. Острецова, В. Пивоварова. Четвертый этаж предназначен для международных экспозиций. В здании создан Лекторий ММОМА для проведения гостевых лекций об искусстве.

Информация по режиму работы и стоимости

Площадка не работает в понедельник. В остальные дни она открыта с 12.00 до 21.00, кассы закрываются на полчаса раньше. Вход в здание бесплатный, но для посещения лекций покупают билет по 400 руб.

Коллекция музея

Коллекция MMоMA, состоящая из работ мастеров различных художественные течений современного искусства, насчитывает около 12 тыс. экспонатов. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от рубежа XIX—XX веков, времени зарождения модернистских художественных практик в российской культуре, до сегодняшнего дня. В собраниях музея представлены работы художников-авангардистов. Большой раздел экспозиции посвящен также творчеству нонконформистов 1960—1980-х годов. В фондах музея хранятся отдельные произведения представителей художественных течений 1920-х, соцреализма, советского импрессионизма.

Авангард

Основу коллекции составляют произведения классиков русского авангарда начала XX столетия. Многие работы, приобретённые на аукционах и в галереях Европы и США, были возвращены в Россию. Среди них полотна Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Александры Экстер, Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Филонова и Василия Кандинского, скульптуры Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Кроме того, в музее находится уникальное собрание работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани.

Нонконформисты

В музее представлены работы художников-нонконформистов 1960—1980-х годов, которые в своё время были «подпольными», а ныне широко известны в России и за рубежом: Илья Кабаков, Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Владимир Немухин, Виталий Комар и Александр Меламид, Дмитрий Краснопевцев, Леонид Шварцман, Сергей Алфёров, Корюн Нагапетян.

Современные художники

Музей поддерживает развитие современного искусства в России и постоянно пополняет свою коллекцию. В настоящее время в разделе актуального искусства представлены произведения Бориса Орлова, Дмитрия Пригова, Франсиско Инфанте, Олега Кулика, Александра Бродского, Айдан Салаховой, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Виктора Пивоварова, Константина Звездочетова, Андрея Бартенева, Сергея Чеснокова-Ладыженского, Юрия Шабельникова и других художников.

Коллекция ММоМА
«Компания заходите» Нико Пиросмани. Металл, масло. 96,5 Х 70,5. До 1917 года
«Автопортрет» Казимира Малевича. Холст, масло 55 Х 45. 1934 год
Юрий Шабельников «Солдатам труда». Холст, уголь, соус. 300х400. 1934 год
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: