Новоспасский монастырь (фотоэкскурсия)

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
  • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
  • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
  • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
Московский Новоспасский монастырь, план-схема

Процветание монастыря

Эпоха процветания монастыря связана со вступлением на престол Михаила Федоровича Романова. В монастыре построили палаты патриарха Филарета, Архиерейский дом, каменные стены высотой 7,5 м, толщина которых доходила до 2 м, а протяженность – 500 м, с башнями и бойницами.

Царская семья прибывала сюда на богомолье, к могилам Романовых совершались торжественные царские выходы и делались щедрые пожертвования на помин души предков. Монастырь богател: цари дарили обители старинные книги, иконы, ценную богослужебную утварь и богатое облачение.

В XVII веке при архимандрите Никоне на месте старого собора построили величественный, торжественный пятиглавый – главный собор Новоспасского монастыря. В основании столбов соборной паперти, внизу – изображения десяти древнегреческих философов, которые должны свидетельствовать о том, что православная вера по величию выше прославленных языческих мудрецов.

Монастырь, владея деревнями и землями, по праву назывался богатейшей московской обителью. В 1786 году над главным въездом в монастырь вознеслась величественная четырехъярусная колокольня, которую строили с перерывами 50 лет.

История монастыря с момента основания до XIX столетия

В XIII столетии монастырь находился гораздо южнее того места, где он стоит сегодня. Основанная князем Даниилом обитель располагалась на правом берегу реки, возле земляного вала, защищавшего подходы к городу с южной стороны.

Сын князя Даниила — Иоанн I Калита принял решение перевести братию ближе к Кремлю и построил кельи и соборный храм на Боровицком холме. Из-за нового места обитель получила имя «Спаса на Бору». В ее храмах совершали молитвы великий князь и его близкие. Кроме того, в монастыре жили приезжавшие в Кремль архиереи.

При Иоанне III кремлевскую территорию начали перестраивать. Земли, которые занимал старый монастырь, запланировали использовать для новых построек, поэтому обитель убрали из центра города и разместили на Крутицком холме, дав ей новое имя — «Новоспасская».

Схема Новоспасского монастыря

Царь Иоанн IV Грозный распорядился укрепить монастырь, чтобы он мог защитить город в случае войны. За несколько лет церкви и братские корпуса окружили деревянным частоколом и земляными валами. Монастырь превратился в мощную крепость, и ему пришлось несколько раз встречать атаки неприятеля.

Во время набегов крымских татар оборону на Крутицком холме вели стрельцы, отгонявшие врагов выстрелами из пушек и ружей. Монахи тоже не сидели сложа руки. Они варили смолу, которую потом выливали на головы наступающих с высоких монастырских стен.

Во время правления царя Михаила Федоровича монастырь начал получать большие денежные пожертвования и дары: редкие книги и дорогие иконы, роскошную церковную утварь и обширные участки пахотных земель. По старой традиции царь и члены его семьи регулярно ходили на Крутицкий холм, чтобы помолиться в монастырских храмах.

Вид монастыря с Крестьянской площади

Каменное строительство в монастыре началось в 40-е годы XVII века, когда Московские земли оправились от последствий польского-литовского разорения. Вокруг обители возвели мощные каменные стены и построили величественный Преображенский собор.

Как и некоторые другие монастыри Москвы, при нашествии Наполеона Новоспасскую обитель разграбили и сожгли французские войска. Солдаты даже хотели взорвать большой соборный храм, но этого не случилось. После Отечественной войны старинный монастырь пришлось восстанавливать в течение трех десятков лет.

План монастыря

  1. Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
  3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
  4. Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
  5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
  6. Часовня (начало XX века).
  7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
  8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
  9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.
  10. Юго-восточная башня (XVII век).
  11. Юго-западная башня (XVII век).
  12. Западная башня (XVII век).
  13. Северо-западная башня (XVII век).
  14. Северо-восточная башня (XVII век).
  15. Настоятельский корпус (XVII век).
  16. Братский корпус (XVII век).
  17. Иконная лавка (конец XVIII века)
  18. Свечная мастерская (конец XX века)
  19. Хозяйственный двор.

Экскурсии по обители

Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям. Также при обители работает экскурсионная служба. После предварительного заказа ее сотрудники подробно расскажут посетителям об истории и архитектурном ансамбле святилища и познакомят их с экспонатами монастырского музея. Продолжительность осмотра составляет 40-60 минут, а стоимость равна 600 RUB для взрослого, 500 RUB для студента и 400 RUB для школьника.

Также на территории монастыря можно посетить книжную лавку, где продается разнообразная литература по религиозной философии, богословию, религиоведению, культуре, истории, искусству, а также жития святых и мучеников.

Важно соблюдать правила посещения обители. Женщинам следует обязательно покрыть голову платком или шалью

Запрещено заходить в здешние храмы в коротких шортах, мини-юбках и одежде, открывающей плечи.

Островок спасения

На территории Новоспасского монастыря – 6 соборов, колокольня, башни и часовни, братский корпус и хозяйственный двор.

Общественное значение

Здесь проводятся симпозиумы, создано издательство, выпускающее религиозную и учебно-просветительскую литературу. Каждый номер журнала освещает нравственную тему: мужество и свобода, справедливость и любовь, победа, терпение и борьба.

Наставлению в православной христианской вере подчинена работа монастырского сайта, воскресной школы и молодежного объединения. В воскресной школе, работающей 20 лет, 7 возрастных групп. Здесь воспитывают сердца детей, стремятся воспитать христианина – доброго, милосердного, отзывчивого, участливого.

В основу работы молодежного объединения «Молодая Русь» положены инициативы ее участников, главное желание которых – стремление быть вместе с православными сверстниками. Мероприятия носят открытый характер, присоединиться к ним может каждый желающий.

В монастыре ежегодно проходит благотворительная Рождественская ярмарка и действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви для малоимущих и бездомных. Систематически ведется работа по оказанию помощи алкозависимым и наркозависимым.

При монастыре открыта церковно-певческая школа для мальчиков. Знаменитый Новоспасский мужской хор – визитная карточка монастыря. Поклонники называют хор голосом русского монашества.

Монастырский сад

Территория монастыря очень ухоженная. Династия Романовых стремилась к тому, чтобы в монастыре росли розы. За последние 20 лет в Новоспасской обители создан прекрасный сад, в котором работают только 2 садовника. Мощные стены создали здесь уникальный микроклимат: 600 кустов выращиваемых в саду роз подобраны так, что цветут с ранней весны до поздней осени. Цветники украшают крокусы и тюльпаны, жасмин и магнолии. Редкий бело-розовый сорт сирени источает тонкий аромат.

Яблони, вишни, черная рябина ломятся под тяжестью плодов. Удивляют в саду абрикосы, персики и виноградные лозы, поспевающие к празднику Спаса. Фруктовая плантация высажена на месте уничтоженного в советское время некрополя. В специальном вольере живут белки.

Монашеский труд

Большинство братии монастыря – москвичи. Древняя обитель живет привычным монастырским распорядком, в котором соединена молитва и труд. Монахи молятся за весь мир. Каждый день и час насельника построен на послушании, которые поставлены выше поста и молитвы.

На территории монастыря работают ювелирная, столярная и ткацкая мастерские. Ткани, изготовленные здесь, украшают театры страны. Трапезная «Паломник» и продуктовая лавка при трапезной поражают изобилием. Здесь сборы трав, многочисленные сорта масел, пряники и шоколад, мед и конфеты из сухофруктов. Популярностью пользуется бездрожжевой хлеб по монастырскому рецепту. Выпеченные за ночь буханки раскупают утром еще теплыми.

В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться чудотворным иконам, прикоснуться к древним святыням. Люди несут сюда болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. Приходящий с искренней верой и нуждой в помощи получает ее в виде облегчения и укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Здесь хочется верить в справедливость мироустройства, отбросить досаду и горькую иронию, остановиться на миг среди суеты и вдохнуть полной грудью, даже всплакнуть. Хочется улыбнуться цветам, пушистым елочкам, чистенькой кошке – ведь это обитель победившего добра и мира, островок, отгороженный высокими стенами от шумного города.

Настоятели, наместники

  • Иоанн I (1330 — 1346)
  • Петр (1346 — 1353)
  • Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
  • Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
  • Симеон (1382 — 1382)
  • Сергий I (1389 — 1389)
  • Игнатий (1389 — 1404)
  • Феодосий (1404 — 1404)
  • Матфей (1404 — 1404)
  • Иларион (1406 — 1406)
  • Савва (1410 — 1410)
  • Трифон (1453 — 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
  • Герман (1474 — 1474)
  • Елисей (1483 — 1488)
  • Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
  • Савва (1526 — 1530)
  • Феодосий (1539 — 1542)
  • Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
  • Никифор (1554 — 1558)
  • Галактион (1558 — 1565)
  • Антоний (1565 — 1568)
  • Вассиан II (1569 — 1575)
  • Свт. Иов (1575 — 1581)
  • Иоаким (1581 — 1589)
  • Сергий II (1589 — 1589)
  • Сильвестр (1589 — 1598)
  • Закхей (1598 — 1599)
  • Сергий III (1599 — 1606)
  • Евфимий I (1610 — 1613)
  • Иосиф I (1613 — 1619)
  • Нифонт II (1623 — 1623)
  • Лаврентий I (1627 — 1629)
  • Митрофан (1629 — 1629)
  • Тихон I (1630 — 1631)
  • Иосиф II (1631 — 1637)
  • Лаврентий II (1638 — 1638)
  • Иона (1639 — 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
  • Никон II (1649 — 1654)
  • Питирим (1654 — 1655)
  • Сергий IV (1656 — 1656)
  • Иосиф III (1658 — 1663)
  • Прохор (1663 — 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 — 1697)
  • Макарий I (1674 — 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
  • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 — 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
  • Иоасаф II (1702 — 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
  • Моисей (1711 — 1714)
  • Арсений (1715 — 1716)
  • Сергий V (1716 — 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
  • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
  • Феофил (1730 — 1732)
  • Иларион II (1733 — 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 )
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 )
  • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
  • Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
  • Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
  • Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
  • Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
  • Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2020 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)

Судьба монастыря в XX веке

Новоспасская обитель всегда играла особую роль в жизни царской семьи. В 1913 году, когда в России праздновала трехсотую годовщину династии Романовых, Николай II побывал на Крутицком холме. В честь этого знаменательного события в монастыре построили небольшую живописную часовню.

Вход в монастырь

С установлением советской власти обитель ликвидировали, а за ее стенами создали концентрационный лагерь и женскую тюрьму. В каменных храмах держали политически неблагонадежных и уголовников. Здесь же их пытали и расстреливали. Несколько лет назад в память о трагических событиях тех лет на расстрельном месте восстановили Итальянский дворик.

Незадолго до войны монастырское кладбище срыли, а хозяевами построек стали сотрудники НКВД. Они хранили в бывшей обители конфискованную у врагов народа мебель и архивные документы. Один из храмов использовали для картофелехранилища, а часть зданий перепланировали под квартиры. Новые хозяева хотели даже разрушить обветшавший монастырь, но началась война, и эти планы остались нереализованными.

Во время хрущевской оттепели при обители открыли музей реставрации и начали восстанавливать храмы. Однако средств на это выделялось так мало, что реставрационные работы растянулись на 20 лет.

Вид монастыря с Саринского проезда

Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов. К тому времени братия состояла всего из трех человек. В монастырь стали поступать пожертвования, и появилась возможность убрать накопившийся мусор, облагородить территорию и восстановить храмы. Хотя за два с лишним десятка лет была проделана огромная работа, реставрация в монастыре еще не закончена.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
  • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
  • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
  • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
Московский Новоспасский монастырь, план-схема

Архитектурный ансамбль

Войти в монастырь можно, пройдя через арку, сделанную в Надвратной колокольне – одной из самых высоких звонниц российской столицы. Однако это парадный вход, недоступный для обычных туристов. Рядом сделаны более скромные ворота, через которые в обитель и попадают паломники. Все постройки максимально приближены друг к другу. Среди них выделяются:

  • Спасо-Преображенский собор и церковь прпп. Романа Сладкопевца. Именно здесь находится усыпальница рода Романовых, где в середине 1990-х был перезахоронен прах великого князя Сергея Александровича. Своды собора украшают изображения родословного древа российских правителей, начиная с великих князей из династии Рюриковичей, Страшного Суда, библейского Апокалипсиса и 7 Вселенских соборов.
  • Покровский храм Пресвятой Богоматери XVII века. Этот трехглавый храм выстроен в традиционном русском стиле и разделен на два придела, которые носят имена великомученицы Варвары и св. Дмитрия Ростовского. Первый из них расписан картинами с изображениями святых дев и мучениц, второй украшают лики тех, кто причислен к святым, и выдающихся священнослужителей православной церкви.
  • Знаменский храм. Он уникален своей двухэтажностью: на верхнем обустроены хоры и проводятся богослужения, а нижний представляет собой усыпальницу. В ней захоронен прах графов Шереметьевых, а также князей Черкасских, Лобановых-Ростовских, Урусовых и других.
  • Храм св. Николая Чудотворца. Это скромное сооружение, увенчанное одной главой, расположено в северо-западной части монастыря. Именно под ним находятся подземные темницы и каменные мешки, куда в средние века сажали непокорных бунтарей.
  • Часовня монахини Досифеи. Изысканная постройка, вход в которую украшает подобие колоннады, знаменита тем, что здесь до недавнего времени была погребена княжна Тараканова. Предполагаемая самозванка, называвшая себя дочерью императрицы Елизаветы, некогда претендовала на российский престол.
  • Памятник великому князю Сергею Романову в виде золотого креста с распятым Иисусом на синем фоне. Он является точной копией креста, некогда установленного на месте гибели этого представителя царской династии.

Архитектурные особенности

Монастырский ансамбль вызывает восхищение, смешанное с чувством умиротворения и покоя, и завораживает великой тайной бытия. Под красивой, устремленной ввысь колокольней высотой 80,4 м – главные ворота обители.

Во втором из 4 ярусов Новоспасской колокольни – церковь святого чудотворца Сергея Радонежского. Над верхним ярусом издалека видны новоспасские часы. Через каждые полчаса их мелодичный бой оглашает окрестности. Проектировал колокольню зодчий Иван Жеребцов.

Величественная, гордая, удивительно стройная, будто парящая в небе, колокольня – главное украшение. У ее основания, на временной звоннице, – огромный 16-тонный «Романовский» колокол, отлитый в честь 400-летия царствующего дома Романовых.

Гордость Новоспасской обители – собор Преображения Господня. Величественный четырехстолпный, пятикупольный собор начал строить первый государь российский Михаил Федорович Романов, закончил строительство сын и престолонаследник Алексей Михайлович. Строгая внешняя простота четырехугольного в основании здания усиливает величавую монументальность сооружения. Свод здания поддерживают 4 массивных четырехгранных столба. Каждая сторона здания оформлена тремя апсидами (полусводами).

Вплотную к собору примыкает трехглавая Покровская церковь, имеющая общий внешний притвор с собором. Церковь построена в 1675 году царем Алексеем Михайловичем, на строительство государь пожаловал 5000 рублей, кладка велась государевыми каменщиками. Трехглавый храм выдержан в русском стиле. Внутри храма – три придела.

С северо-запада к собору вплотную примыкает Знаменский храм. Церковь возведена Михаилом Федоровичем в почитание иконы «Знамение Богоматери» – семейной реликвии царской династии.

Маленький однокупольный Никольский храм замыкает корпус братских келий вдоль восточной стороны монастырского подворья. Храм построен на средства князя Якова Черкасского в 1652 году. Храм служил монастырской больницей. В подвале Никольского храма в каменных мешках содержались опаснейшие уголовные преступники и еретики. Богослужения в храме продолжались до 1926 года – с улицы церковь имела отдельный вход, и приходская полулегальная община проводила уставные службы с риском для жизни.

Внутри фундамента собора Спаса Преображения приютилась усыпальница царской династии Романовых. Здесь покоятся останки 70 членов династии Романовых и их друзей. В усыпальнице хоронили знатных бояр, настоятелей монастыря, иерархов Православной Церкви. Последним здесь захоронен прах великого князя Сергея Александровича Романова, дяди Николая II, прах которого в 1995 году с почестями перевезли в монастырь.

Рядом с усыпальницей – крошечный храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Образованный в 1902 году, он самый «молодой» из храмов монастыря. Преподобный роман Сладкопевец, живший в Константинополе в VI веке, сочинитель молитв и псалмов, почитался царской семьей.

Расписание богослужений в Новоспасском монастыре

Дни недели Богослужение Время начала
Понедельник-пятница Часы, Литургия Вечерня, утреня 8.00 17.00
Суббота Часы, Литургия Всенощное бдение 8.00 17.00
Воскресенье Литургия, водосвятный молебен Вечерня, утреня 7.00, 9.00 17.00

Если вы хотите попасть на службу в Новоспасском монастыре, обратите внимание: в период Великого поста расписание богослужений меняется. Молебен «Всецарице» в Новоспасском монастыре в Москве происходит ежедневно (кроме воскресенья) после окончания литургии

Молебен «Всецарице» в Новоспасском монастыре в Москве происходит ежедневно (кроме воскресенья) после окончания литургии.

Судьба монастыря в XX веке

Новоспасская обитель всегда играла особую роль в жизни царской семьи. В 1913 году, когда в России праздновала трехсотую годовщину династии Романовых, Николай II побывал на Крутицком холме. В честь этого знаменательного события в монастыре построили небольшую живописную часовню.

Вход в монастырь

С установлением советской власти обитель ликвидировали, а за ее стенами создали концентрационный лагерь и женскую тюрьму.

В каменных храмах держали политически неблагонадежных и уголовников. Здесь же их пытали и расстреливали. Несколько лет назад в память о трагических событиях тех лет на расстрельном месте восстановили Итальянский дворик.

Незадолго до войны монастырское кладбище срыли, а хозяевами построек стали сотрудники НКВД. Они хранили в бывшей обители конфискованную у врагов народа мебель и архивные документы. Один из храмов использовали для картофелехранилища, а часть зданий перепланировали под квартиры. Новые хозяева хотели даже разрушить обветшавший монастырь, но началась война, и эти планы остались нереализованными.

Во время хрущевской оттепели при обители открыли музей реставрации и начали восстанавливать храмы. Однако средств на это выделялось так мало, что реставрационные работы растянулись на 20 лет.

Вид монастыря с Саринского проезда

Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов. К тому времени братия состояла всего из трех человек. В монастырь стали поступать пожертвования, и появилась возможность убрать накопившийся мусор, облагородить территорию и восстановить храмы. Хотя за два с лишним десятка лет была проделана огромная работа, реставрация в монастыре еще не закончена.

Архитектурные памятники и святыни

С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.

Спасо-Преображенский собор

С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.

В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.

С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.

Несколько лет назад на месте монастырской усыпальницы были созданы музейные экспозиции. Выставленные здесь реликвии и документы знакомят посетителей с историей монастыря и жизнью брата российского царя — С. А. Романова.

Святыни монастыря

Причудливость внутреннего убранства собора контрастирует с внешней торжественностью и строгостью здания. В храме хранятся бесценные православные святыни:

  • Фреска, посвященная генеалогическому древу царской династии.
  • На сводах галереи – изображение древа царской династии, цари представлены в полный человеческий рост. Древо поливают равноапостольские князья Ольга и Владимир.
  • Семиярусный иконостас с изображением святых, Божьей Матери и Христа Спасителя.
  • Много образов святых мучеников, праведных пророков.
  • Икона Божьей Матери «Всецарица». Священный образ украшают многочисленные дары тех людей, которые исцелились, благодаря милости Преподобной Девы Марии и Иисуса Христа. Чудотворная икона чудесным образом излечивает онкобольных.

  • Чудотворный образ Спаса Нерукотворного в 1647 году повелением царя Алексея Михайловича из города Хлынова Вятской области был перенесен в Москву для всенародного поклонения. В память замечательного события Фроловские ворота в Кремле, через которые проносили образ, назвали Спасскими. По указу царя проходившие мимо ворот кланялись до земли.
  • Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», пожертвованная великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича.
  • Путевая икона «Умиление» работы Андрея Рублева.
  • Поклонный крест об убиенном московском генерал-губернаторе великом князе Сергее Александровиче, родном дяде Николая I.
  • Мощи святых праведников Киево-Печерской Лавры.
  • Пояс святого чудотворца Иоанна Кронштадского.

В общем серебряном ковчеге хранятся:

  • Кусочек ризы Иисуса Христа.
  • Щепка от распятия Спасителя.
  • Кусочек ризы приснодевы Марии.
  • Частички благодатных мощей святых мучеников Иоанна Златоуста,Пантелеимона, Серафима Саровского.

Перед фреской с изображением Страшного суда свершается великое Таинство исповеди. Сейчас на территории монастыря сооружен памятник первому и последнему царям из династии Романовых, поставленный в честь 400-летия правления царской семьи. Первый царь – Михаил Федорович и последний – Николай II вместе держат объединяющую династию Феодоровскую икону Божьей Матери. Этой иконой в 1613 году благословили на царство 16-летнего Михаила Федоровича.

План монастыря

  1. Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
  3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
  4. Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
  5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
  6. Часовня (начало XX века).
  7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
  8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
  9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.
  10. Юго-восточная башня (XVII век).
  11. Юго-западная башня (XVII век).
  12. Западная башня (XVII век).
  13. Северо-западная башня (XVII век).
  14. Северо-восточная башня (XVII век).
  15. Настоятельский корпус (XVII век).
  16. Братский корпус (XVII век).
  17. Иконная лавка (конец XVIII века)
  18. Свечная мастерская (конец XX века)
  19. Хозяйственный двор.

История создания обители

Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.

Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.

Настоятели, наместники

  • Петр (1346 — 1353)
  • Симеон (1382 — 1382)
  • Сергий I (1389 — 1389)
  • Игнатий (1389 — 1404)
  • Феодосий (1404 — 1404)
  • Матфей (1404 — 1404)
  • Иларион (1406 — 1406)
  • Савва (1410 — 1410)
  • Трифон (1453 — 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
  • Герман (1474 — 1474)
  • Елисей (1483 — 1488)
  • Савва (1526 — 1530)
  • Феодосий (1539 — 1542)
  • Никифор (1554 — 1558)
  • Антоний (1565 — 1568)
  • Вассиан II (1569 — 1575)
  • Свт. Иов (1575 — 1581)
  • Иоаким (1581 — 1589)
  • Сергий II (1589 — 1589)
  • Сильвестр (1589 — 1598)
  • Закхей (1598 — 1599)
  • Сергий III (1599 — 1606)
  • Евфимий I (1610 — 1613)
  • Иосиф I (1613 — 1619)
  • Нифонт II (1623 — 1623)
  • Лаврентий I (1627 — 1629)
  • Митрофан (1629 — 1629)
  • Тихон I (1630 — 1631)
  • Иосиф II (1631 — 1637)
  • Лаврентий II (1638 — 1638)
  • Иона (1639 — 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
  • Никон II (1649 — 1654)
  • Питирим (1654 — 1655)
  • Сергий IV (1656 — 1656)
  • Иосиф III (1658 — 1663)
  • Прохор (1663 — 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 — 1697)
  • Макарий I (1674 — 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 — 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
  • Иоасаф II (1702 — 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
  • Моисей (1711 — 1714)
  • Арсений (1715 — 1716)
  • Сергий V (1716 — 1720)
  • Феофил (1730 — 1732)
  • Иларион II (1733 — 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 )
  • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2018 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: