Бобры добры, а дед Мазай добрее
Фото: bibirevo.mos.ruНесмотря на то, что на гербе района Бибирево изображен золотой бобр, в бибиревском «Парке света» семейка бронзовых бобров обосновалась совсем недавно. Жителям района символы района очень понравились, но состав семьи грызунов вызвал вопросы: мать-бобриха с тремя детьми есть, а где отец? Так и появилась народная примета: глава бобриного семейства – «на работе», то есть строит дом, а если потереть его бронзовым близким носы, то станешь счастливым участником программы реновации. Говорят, сколько носов потрешь – столько комнат и будет в новой квартире. А в парке «Музеон» трут не носы, а уши – зайцам, которых от наводнения спасает дед Мазай. И хотя принято считать, что удачу приносит заячья лапка, у некрасовских персонажей другая примета: потрешь их карикатурные ушки – и успех гарантирован.
Фото: ShutterstockПричем, каждый косой имеет свою «специализацию»: например, ушастый с гармошкой заряжен на удачу для музыкантов; спящий заяц помогает излечить бессонницу; заяц с морковкой – к деньгам. Ну а заячья парочка, застывшая на носу лодки в позе главных героев фильма «Титаник», конечно же, несет в себе позитивную энергетику гетеросексуальных отношений.
Фото: ShutterstockТакая плотность счастливых зайцев на пару квадратных метров лодки привлекает к памятнику толпы посетителей. И даже добрый дедушка Мазай уже не в силах спасти своих подопечных от наплыва туристов, которые зачем-то отламывают и тащат домой бронзовые уши-«трофеи». А это, кстати, плохая примета: ждет таких вандалов дорога дальняя, казенный дом.
Статуи Пушкина в других городах
Примечательно, что Опекушин создал еще несколько памятников Пушкину в других городах. Например, в Петербурге торжественное открытие состоялось в 1884 году, а еще через год — в Кишиневе. Оба были выполнены из бронзы и гранита.
В 1913 году была установлена статуя Пушкина в Остафьево, автором тоже стал Опекушин.
Стоит отметить, что скульптор был убежденным православным христианином и монархистом. Его творчество высоко ценилось при дворе, ему покровительствовали императоры и великие князья. У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.
Памятник Александру Пушкину в Москве
В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Богомолов. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливка бронзовой одиннадцатиметровой скульптуры заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе. Пьедестал и постамент были изготовлены из темно-серого и темно-красного сердобольского гранита.
Открытие памятника планировалось на 31 октября (19 октября по старому стилю) 1879 года – к годовщине открытия Царскоселького лицея. Но при монтаже были повреждены части скульптуры, а восстановительные работы продлились до весны следующего года.
Следующей запланированной датой открытия монумента стало 7 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года, но из-за траура по императрице Марии Александровне оно вновь не состоялось.
Наконец, 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, при большом количестве народа памятник Пушкину был торжественно открыт на Страстной площади, в начале Тверского бульвара.
На монументе поэт изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Поза отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, Пушкин держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. На фасаде постамента, на передней его части изображены перо и венок – символы поэзии и искусства. На гранях пьедестала вырезаны строки из стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», но с подмененной уже при первом, посмертном, 1841 года, издании строчкой: вместо «Что в мой жестокий век восславил я свободу» тогда написали «Что прелестью живой стихов я был полезен». Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.
В день открытия памятника вокруг него на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника.
На открытии памятника присутствовали дети и внуки Пушкина, видные литераторы, ученые, музыканты, артисты, общественные деятели, в их числе были Иван Тургенев, Яков Полонский, Апполон Майков, Алексей Плещеев, Федор Достоевский.
Когда в 1936 году готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить на памятнике исправленный текст стихотворения на оригинальный (впервые опубликованный Петром Бартеневым в 1881 году). При этом исходный шрифт был сохранен, но орфография заменена на современную, а двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесенный высоким рельефом в старой орфографии «Сооруженъ въ 1880 году».
В 1950 году при реконструкции Страстной площади был уничтожен Страстной монастырь, перед которым стоял памятник Пушкину. Монумент перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Описание
Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.
Монумент в праздничном вечернем освещении, HombreFeliz
Как добраться
Приезжаете на станцию метро Чистые пруды, головной вагон в центр. Выходите на Чистопрудный бульвар, и вы на месте у памятника Александру Сергеевичу Грибоедову.
Памятник Грибоедову в Москве
— красивый монумент, посвященный русскому дипломату, поэту и драматургу, стоящий в самом начале Чистопрудного бульвара. Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве, и памятник на его родине появился в 1959 году.
Общая информация
Скульптор:
А.А. Мануйлов
Архитектор:
А.А. Завардин
Открытие монумента приурочили к 130-летию безвременной гибели Грибоедова. В 1829 году он и другие сотрудники российского посольства в Тегеране были зверски убиты толпой религиозных фанатиков. Чтобы сгладить политические последствия произошедшей трагедии, персидский шах отправил в Санкт-Петербург своего внука и преподнес российскому императору Николаю I драгоценный алмаз «Шах». Вдова драматурга Нина Александровна Грибоедова-Чавчавадзе прожила в глубоком горе и не снимала траурной одежды в память о муже до конца своей жизни.
Ростовая бронзовая фигура Грибоедова возвышается на высоком постаменте, похожем на колонну. Его основание оформлено небольшими скульптурами, которые изображают героев знаменитой грибоедовской комедии «Горе от ума». Вокруг постамента можно увидеть полуоткрытый театральный занавес. Монумент имеет высоту около 9 метров и красиво подсвечивается по вечерам.
Расположение
Адрес достопримечательности:
Чистопрудный бульвар, 6.
Памятник Грибоедову в Москве находится в историческом центре города, возле выхода из станций метро «Чистые пруды», «Тургеневская» и «Сретенский бульвар». Рядом с ним делают остановку трамваи № 3, 39 и А.
Как добраться
Приезжаете на станцию метро Чистые пруды, головной вагон в центр. Выходите на Чистопрудный бульвар, и вы на месте у памятника Александру Сергеевичу Грибоедову.
Как Пушкину даровали «второе рождение»
Сегодня представить Москву без памятника Александру Сергеевичу Пушкину практически невозможно. А ведь до 1880 года такого памятника даже по определению быть не могло: чтобы поэту поставить памятник?! Он же не государственный или политический деятель…
Впервые с идеей почтить память поэта к правительству обратился друг Пушкина Василий Андреевич Жуковский. Идею даже поддержал Николай I, и она была облачена в форму «народного памятника», который было предложено установить в селе Михайловском, в любимом месте поэта. Начался сбор средств, но успеха проводимое мероприятие не принесло.
Вторая попытка оказалась более удачной. Ее инициировали лицеисты пушкинского выпуска. Правительство идею опять-таки поддержало, но денег не дало. Главным вдохновителем сбора средств стал бывший лицеист Яков Грот. За три года с его помощью было собрано свыше 100 тысяч рублей. И именно это позволяет сегодня говорить, что памятник Пушкину создали на народные деньги.
Работы над мемориалом были возложены на талантливого скульптора Александра Опекушина. Он выполнил множество моделей фигуры поэта. Выбрана была именно та, что уже 137 лет украшает Пушкинскую площадь в Москве.
Первоначально памятник решили открыть в день рождения Царскосельского лицея, 19 октября 1879 года, но оказалось, что на монументе имеются повреждения, исправить которые к утвержденной дате не успевали. Тогда памятник решили открыть в 1880 году, в день рождения поэта, 26 мая. Здесь опять вмешались обстоятельства – в стране был траур по императрице Марии Александровне, супруге Александра II.
В итоге 6 июня 1880 года в присутствии огромного количества народа памятник был торжественно открыт. Российская восторженная общественность назвала это мероприятие «вторым рождением» поэта.
При открытии памятника вокруг были установлены белые щиты с названиями произведений великого поэта. Были раскуплены все ландыши и фиалки, ими забрасывали пьедестал монумента. Вечерним украшением стала иллюминация. На торжествах выступили известные российские писатели. Среди них были Тургенев, Полонский, Майков, Плещеев и Достоевский, который произнес вдохновенную речь.
В 1936 году Москва готовилась к 100-летию со дня смерти Пушкина, и было принято заменить исправленный текст стихотворения, который поместили на памятник в царское время, на оригинальный:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…
Первоначально, когда в 1880 году устанавливался памятник, он находился в глубине бульвара, на некотором удалении от Тверской улицы, что как бы изолировало его от открытого пространства. В 1950-м происходила реконструкция Пушкинской площади, и было принято решение перенести памятник на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Сотни москвичей собрались посмотреть, как ночью будут передвигать одиннадцатиметровую статую Пушкина на другую сторону улицы Горького и разворачивать в нужном ракурсе. Памятник передвинули на 104,4 метра и развернули на 180 градусов.
Установка памятника в Москве дала старт увековечиванию памяти поэта по всей стране и даже миру. Александр Сергеевич за границей никогда не был (если не считать его путешествия в город Эрзурум в июне 1829 года, который на тот момент ненадолго перешел под власть России, но уже в сентябре 1829 года, согласно Адрианопольскому миру, город был возвращен Османской империи), но его слава перешагнула пределы нашей страны. В наши дни более чем в 40 странах мира установлены самые разные памятники: от скромных бюстов до грандиозных творений великих скульпторов. По примерным подсчетам, общее количество бюстов поэта и памятников превышает 190.
История создания памятника
Александр Сергеевич Грибоедов трагически погиб в возрасте 34 лет. В воспоминаниях современников он — человек высокообразованный и эрудированный, приятный в общении и невероятно талантливый. Все мы знаем Александра Сергеевича как выдающегося писателя. Но на самом деле литература для Грибоедова всегда была лишь хобби, а основным занятием являлась работа на госслужбе. Этот удивительный человек был убит религиозными фанатиками по нелепой случайности, во время разгрома российского посольства в Персии. Памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве был воздвигнут и торжественно открыт в 1959 году, к 130-й годовщине гибели выдающегося деятеля. Авторы скульптуры: А. А. Завардин и А. А. Мануйлов. Место для монумента выбрано неслучайно. Некоторое время Александр Сергеевич проживал в доме неподалеку от места установки данной достопримечательности. Интересный факт: даже не все коренные жители столицы знают, что когда-то вместо скульптуры А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре стояла статуя М. Бакунина. Однако первоначальный монумент просуществовал совсем недолго и вскоре был замен новым памятником.
Утрись, студент!
Фото: Татьяна Заводскова (фотобанк «Лори») Но не будем о грустном. Будем загадывать желания в Марьино. Здесь в 2008 году в парке 850-летия Москвы, напротив дома №15 по Поречной улице, торжественно открыли первый и единственный в России памятник студенческим приметам. Придумали его ребята из МАРХИ, победив в конкурсе из 500 проектов. Из-за огромной гранитной 5-копеечной монеты образца 1978 года, лежащей в центре 5-метровой композиции, студенческая братия называет это место «Счастливый пятак». Недалеко от «главного артефакта удачи» – раскрытая бронзовая зачетная книжка, о которую накануне сессии трут «зачетки» неуверенные в себе первокурсники.
Фото: Юрий КлимовИ даже стоптанные бронзовые башмаки «сорок-последнего размера», в пяточной части которых поблескивает пара стационарных «пятачков», здесь тоже для дела. Инструкция по их правильному применению приведена в памятке памятника: «Для того, чтобы успешно сдать экзамен или зачет, необходимо взять 5-копеечную монету, встать в башмаки и бросить монетку так, чтобы она попала на главную пятерку в центре памятника. Также можно встать в центр памятника на главную пятерку, взять 5-копеечную монету, закрыть глаза и бросить ее через плечо на название своего вуза. Главное условие: необходимо постоянно думать о предстоящем экзамене или зачете!».
Фото: miit.ruА на скамеечке у входа в здание Московского государственного университета путей сообщения присел ангел-хранитель студенческой удачи – бронзовый «Студент». Скульптура создана по образу и подобию учащегося Императорского инженерного училища конца XIX века, которое спустя 120 лет стало единственным московским вузом железнодорожников. Желая получить отличную оценку, современные студенты чистят его ботинки носовыми платками и протирают очки, лежащие на страницах книги. А еще традиционно перепрыгивают через вытянутые бронзовые ноги – чтобы не запнуться на экзамене и сдать на «отлично».
Чистые пруды
Чистые пруды – это самое романтичное место в Москве, которое нашло свое отражение в живописи и поэзии. Это тихий, необычайно красивый, живописный и уютный уголок, украшенный плакучими ивами и кристально чистой водой прудов, о которых в свое время блистательно спел Игорь Тальков.
Дивный Чистопрудный бульвар с прилегающими переулочками хранит много историй, узнать которые можно, оказавшись на поэтичных прудах и, безусловно, заглянув в милые московские дворики.
Вы увидите:
- Памятник А.Грибоедову;
- Посольство Казахстана;
- Меньшикова башня-храм Михаила Архангела;
- Памятник поэту, просветителю и композитору Абаю Кунанбаеву;
- Театр «Современник»;
- Чистые пруды;
- Дом с необыкновенными животными;
- Палаты Сверчкова (17 в.);
- Дом братьев, купцов Елисеевых;
- Палаты бояр Милославских;
- Посольство Армении
- и многое другое.
Вы узнаете:
- какими были Чистые пруды до начала 18 века;
- кто из фаворитов Петра I купил земли в окрестностях прудов;
- благодаря кому некогда невзрачные пруды стали благоустроенными;
- представители каких сословий проживали на Чистопрудном бульваре в момент его появления в Москве;
- в чем секрет очарования Чистых прудов, являющихся излюбленным местом для свиданий влюбленных;
- что было на месте станции метро Чистые пруды в начале 20 века;
- где жила пушкинская Татьяна Ларина, приехав в Москву на ярмарку невест;
- где жили известные во многих городах страны купцы, братья Елисеевы;
- где в 16-18 веках проживала в Москве армянская диаспора, многие представители которой занимались благотворительностью;
- с какой целью был создан Каменный приказ, расположенный в палатах 17 века;
- где обосновалась «невеста» Ивана Великого»;
- где обитают животные невиданной красы
- и многое другое.
Маршрут: Чистопрудный бульвар — Сверчков пер.- Армянский пер.- Кривоколенный пер.
Протяженность маршрута: 2 км.
Место встречи: м. Чистые пруды, выход из метро к Чистопрудному бульвару. Далее подойти к памятнику Грибоедову А.С.
Окончание экскурсии: м. Лубянка
Продолжительность: 2-2,5 часа
Экскурсовод: Юлия
Извините, ничего не найдено.
Отзывы о “Чистые пруды”: 3
-
Оксана :
19.09.2017 в 21:05
Сегодня на Чистых прудах было холодно и ветрено, но Юлия подбадривала всех нас, шутила и как всегда с хорошим настроением поведала свой взгляд на интересные места этого района.Многогранно, любовно и музыкально. Музыка и песни создают особую атмосферу на прогулках, спасибо! Здоровья, вдохновения Юлии для будущих маршрутов и идей.
Ответить
- Наташа
23.08.2017 в 21:20
Благодаря этой экскурсии и великолепному рассказчику Юлии, узнала много нового о таких, казалось бы, знакомых местах. Увидела частичку старой Москвы совсем другими глазами. Истории, музыкальное сопровождение и фотографии людей и мест, о которых нам рассказывали — все это сделало время прогулки пролетевшим на одном дыхании и очень увлекательным. Спасибо нашему экскурсоводу и всем организаторам проекта за подаренные возможности столь интересного и близкого знакомства с историей города!!
Ответить
- Наталья
15.08.2017 в 20:27
Спасибо Юлии за классную прогулку в центре города! Особая благодарность за прозвучавшие песни. Замечательная экскурсия, советую всем ее посетить.Вы узнаете много нового и интересного в переулках у Чистых прудов. А какая удивительная архитектура вас ожидает в Армянском и Кривоколенном переулках. Приходите, Вам понравится!
Ответить
Новое прочтение басен Крылова: три, три, да не затирайся
Знатоки московских примет знают, что вволю натереться и назагадывать исполнения желаний можно на Патриарших прудах, где на аллее возле памятника Ивану Крылову установлены шесть двухсторонних бронзовых панно с сюжетами из дюжины известных историй. Самому баснописцу начинающие литераторы уважительно натирают правый туфель, а знаменитые персонажи поучительных басен Ивана Крылова как будто специально подставляют прохожим свои лапы, копыта и прочие части тела.
Фото: ShutterstockУ каждого персонажа здесь – своя примета и своя зона ответственности по исполнению желаний. Например, у мартышки из басни «Квартет» – руки «золотые», так как выставленные ладошки ей усердно натирают москвичи и гости столицы, желающие улучшить свое материальное положение. Ее коллеги-«музыканты» тоже в фаворе: у осла начищены копыта, а лапа у косолапого мишки не теряет своего блеска даже зимой. А все потому, что «денег много не бывает». Многие суеверные карьеристы нашлифовывают перья кукушке – той самой, которая хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Фото: ShutterstockА жителям столицы, которым через пару лет «светит» повышенная московская пенсия, на всякий случай трут трость, зажатую в копытах восседающего в кресле престарелого осла. Сотрудники отделов продаж трогают за нос лису и символичный кусочек сыра в клюве у вороны. А мастера из салонов красоты, забыв о морали, делают «маникюр» бронзовой мартышке, застывшей у зеркала.
Фото: ShutterstockА баснословную Моську гладят вообще всю, от носа до хвоста, потому что несмотря на малый рост, ей по силам исполнить любое желание. Главное при этом заметить и слона: трение указательным пальцем правой руки его хвоста поможет вам «поймать удачу за хвост».
Памятник великому человеку
Фигура поэта выполнена из бронзы, а постамент, на котором она установлена, из серого гранита. Автор бессмертного произведения «Горе от ума» изображен сидящим на стуле с книгой в руке. Но взор его, задумчивый и усталый, устремлен не на страницы книги, а в загадочную даль. Он сидит, облокотившись о спинку стула, слегка наклонившись вперед, словно на его плечах лежит печаль о судьбах страны.
Скульптору удалось передать «мятежный» дух писателя, а также его проницательность и интеллект. В выражении лица ощущается тоска о несделанном. Знатоки признают, что этот памятник – идеальное воплощение характера Грибоедова. На постаменте высечена золотыми буквами надпись: «Александр Сергеевич Грибоедов».
[править] Описание
Собственно, основным занятием для себя А. С. Грибоедов считал не столько литературу, сколько дипломатическую работу. Он происходил отнюдь не из богатого рода, и служба расценивалась им как основной материальный доход. Тем не менее, как выходец из приличной дворянской семьи он много «баловался» и литературной деятельностью, и композиторской, сочиняя романсы, и всем, что входило в обязательные навыки светских молодых людей России начала 19 века.
А. С. Грибоедов погиб, когда ему было 34 года, в Персии, неся службу в Русской миссии в Тегеране (Персия). В 1829 году Русское посольство там было разгромлено. Обстоятельства разгрома русской миссии в Тегеране трактуются по-разному. Но при всех случаях убиты оказались почти все. Не избежал этой участи и А. С. Грибоедов. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в «четвертной» дуэли с А. И. Якубовичем — та самая знаменитая дуэль, так глупо начатая из-за красавицы танцовщицы Петербургской императорской труппы Авдотьи Истоминой.
Но не государева служба вознесла его имя на вершину русской славы. Именно литература сделала имя А. С. Грибоедова бессмертным. Он сочинил несколько произведений (комедии «Молодые супруги» — 1815, «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром) — 1818; музыкальный водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» — 1824, совместно с П. А. Вяземским; стихи, романсы), но главное место в его творчестве заняла пьеса «Горе от ума», завершенная в 1825 году, значение которой стало непреходящим для всей русской культуры. Пьеса, долгое время запрещенная царской цензурой к постановке, потом стала классикой русской литературы.
И памятник Грибоедову поставлен именно как литератору.
Статуя самого Грибоедова, сделанная из бронзы, расположена на высоком постаменте, благодаря чему его образ воспринимается возвышенно и величественно. Это типичная структура, характерная для памятников советского периода. Взгляд скульптурного Грибоедова задумчив и серьезен, что тоже соответствовало стилю эпохи создания.
Памятник Бакунину, стоявший недалеко от того места, где сейчас находится памятник Грибоедову
В нижней части постамента авторы разместили героев выдающейся пьесы писателя «Горе от ума».
Когда-то совсем рядом с этим местом, между Чистопрудным и Сретенским бульварами, а возможно, и в начале Чистопрудного бульвара (то есть — почти на том самом месте, которое теперь занимает памятник Грибоедову; точное место так и не было установлено), стоял другой памятник: в 1918 году был установлен памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину (1814—1876), построенный по проекту скульптора Б. Д. Королёва (некоторые источники ошибочно называют его М. Ковалев). 8-метровый Бакунин был исполнен в абстрактно-футуристической манере, свойственной этому скульптору-авангардисту, в «кубофутуристическом» виде, что вызывало недопонимание и недовольство со стороны зрителей. В результате памятник знаменитому анархисту был убран, причем очень быстро, не успев просуществовать даже месяца. Это был единственный в Москве памятник в духе кубофутуризма и первый памятник, уничтоженный по формально-стилистическим соображениям.
Только через десятилетия эта скульптура была оценена более достойно, «Независимая газета» в 2000 году написала: «Фотография кубистической скульптуры — уникальный документ эпохи: сам памятник Бакунину работы Бориса Королева не сохранился, но благодаря снимку мы можем представить, как органично смотрелась эта нервная скульптура в послереволюционном городе»(подробнее см. ст. Памятник Бакунину в Москве).
Прошло еще сорок лет, прежде чем это место в начале Чистопрудного бульвара обратило на себя московских чиновников, и его решено было отдать памятнику Грибоедову.
Кстати, сам он какое-то время жил неподалеку от места нынешнего своего постамента — в доме № 42 по Мясницкой улице.
Ныне напротив памятника Грибоедову сделан небольшой искусственный пруд, который подпитывается водой из городского водопровода. Посредине пруда стоит скульптура цапли. Правда, многие упорно называют ее журавлем. Всё это к памятнику не имеет отношение, но составляет его красивое обрамление.
Описание монумента А. С. Грибоедову на «Чистых прудах»
Если вы выйдете на Чистопрудный бульвар из метро «Чистые пруды», памятник Грибоедову не заметить будет просто невозможно. литератора установлена на высоком постаменте-колоне. Фигура Александра Сергеевича выполнена в полный рост, он одет по моде начала XIX века. На литераторе классический костюм и стильный плащ. Выражение лица писателя задумчивое и достаточно серьезное. Внимания заслуживает и постамент, на котором стоит памятник Грибоедову на «Чистых прудах». Его нижняя часть стилизована под сцену, на которой стоят фигуры главных действующих лиц пьесы «Горе от ума». Сегодня вокруг памятника разбита благоустроенная зона отдыха с цветочными клумбами и скамейками. С наступлением темноты здесь включается вечернее освещение.
История Москвы
Поэт-современник, солнце русской поэзии – так называют великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Именно его произведения изучают с самого детства и воспитываются на них из поколения в поколение. Его годы жизни и творчества неразрывно связаны с Москвой.
Улица Тверская – это центр жизни столицы России. На пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара находится площадь, названная в честь великого русского поэта А.С. Пушкина. В центре находится монумент, возведенный в конце 19 столетия. Это одно из редких сооружений, раскрывающих глубокую мысль и душу русского прозаика и поэта. Памятник находится в числе лучших московских достопримечательностей.
Александр Сергеевич Пушкин предстает пред нами, погруженный в свои мысли. Он будто идет по московским улицам, задумавшись, положив правую руку на сюртук. Его мысли обращены к сочинению нового произведения. Он останавливается на мгновение, а затем вновь продолжает путь. На Пушкине широкий плащ, надетый на длинный сюртук. Он стоит, немного наклонив вперед голову, а левой рукой держит высокую модную на то время шляпу. Этот многозначительный наклон свидетельствует о завершенности контура памятника.
Скульптору удалось добиться выдающейся пластической выразительности благодаря русской и мировой классическим традициям.
Памятник производит впечатление благодаря своей внешности и качеству исполнения: поза естественна, линии мягкие, а лицо похоже на пушкинские портреты. Но помимо лицевого сходства скульптор передает в своем творении сущность великого мастера слова. Вглядываясь в этот наполненный движениями монумент, зрителю кажется, что еще мгновение, каменное изваяние оживет и поэт заговорит со своими созерцателями.
Общая высота памятника составляет одиннадцать метров. Его создатели грамотно выбрали масштаб: скульптура выглядит пропорционально фигуре человека с разных ракурсов. Монумент характеризуется своими тонкими ступенями, слегка приподнятым цоколем, невысокими трибунами вдоль основания памятника и гирляндами из литых лавровых листьев между ними. На лицевой части памятника находится ручка и венок.Особое впечатление памятник вызывает в сумерках. На фоне темнеющего неба, на заднем плане видны старинные литые фонари, являющиеся московской достопримечательностью.Место для монумента было выбрано не случайно, ведь Пушкинская площадь – это одно из самых «представительных» мест в Москве, а А.С. Пушкин был настоящим москвичом, родившимся в этом прекрасном городе и полюбившего его всем сердцем.
История создания памятника
Александр Сергеевич Грибоедов трагически погиб в возрасте 34 лет. В воспоминаниях современников он — человек высокообразованный и эрудированный, приятный в общении и невероятно талантливый. Все мы знаем Александра Сергеевича как выдающегося писателя. Но на самом деле литература для Грибоедова всегда была лишь хобби, а основным занятием являлась работа на госслужбе. Этот удивительный человек был убит религиозными фанатиками по нелепой случайности, во время разгрома российского посольства в Персии. Памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве был воздвигнут и торжественно открыт в 1959 году, к 130-й годовщине гибели выдающегося деятеля. Авторы скульптуры: А. А. Завардин и А. А. Мануйлов. Место для монумента выбрано неслучайно. Некоторое время Александр Сергеевич проживал в доме неподалеку от места установки данной достопримечательности. Интересный факт: даже не все коренные жители столицы знают, что когда-то вместо скульптуры А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре стояла статуя М. Бакунина. Однако первоначальный монумент просуществовал совсем недолго и вскоре был замен новым памятником.
Описание монумента А. С. Грибоедову на «Чистых прудах»
Если вы выйдете на Чистопрудный бульвар из метро «Чистые пруды», памятник Грибоедову не заметить будет просто невозможно. литератора установлена на высоком постаменте-колоне. Фигура Александра Сергеевича выполнена в полный рост, он одет по моде начала XIX века. На литераторе классический костюм и стильный плащ. Выражение лица писателя задумчивое и достаточно серьезное. Внимания заслуживает и постамент, на котором стоит памятник Грибоедову на «Чистых прудах». Его нижняя часть стилизована под сцену, на которой стоят фигуры главных действующих лиц пьесы «Горе от ума». Сегодня вокруг памятника разбита благоустроенная зона отдыха с цветочными клумбами и скамейками. С наступлением темноты здесь включается вечернее освещение.