Успенский собор кремля

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.

Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.

Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.

В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Башни

Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.

Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.

Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.

Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.

Четыре башни имеют проездные ворота:

  • Боровицкая;
  • Троицкая;
  • Никольская;
  • Спасская.

Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.

Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.

Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.

Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Архитектура и убранство

Творение Фиораванти является украшением Москвы и жемчужиной Соборной площади. Он чутко воспринял дух и смысл русского церковного зодчества, его простоту, строгость, традиционное пятиглавие, перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса. Использовал он характерный для Москвы облицовочный материал – белый камень. Однако Фиораванти привнес и новые черты в русское искусство: Успенский собор напоминает некоторые зальные церкви севера Италии, так как все его своды расположены на одной высоте. Благодаря этому его внутреннее пространство получилось очень целостным и светлым. Опираются своды на четыре круглые колонны с капителями, форма которых также была традиционной для Италии XI‒XIII веков. Еще одна особенность Успенского собора – удлиненная западная часть, что роднит его с привычными для Аристотеля базиликами. Таким образом, архитектору удалось сделать собор большим и вместительным, сохранив при этом привычные для русского храма пропорции. Из-за этого главный купол храма, расположенный по традиции над амвоном, поддерживается опорами разной формы: двумя круглыми колоннами и двумя квадратными столбами, расположенными за алтарной преградой. Новым для Руси было широкое применение в строительстве кирпича, из которого выложены крестовые своды, квадратные столпы и барабаны.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века

Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх

Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько бесценных древних икон: «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

2016-2019 moscovery.com

Открыть карту в новом окне

Расположение

Внутри Садового

Ближайшая станция метро

Театральная, Охотный Ряд, Александровский сад

АдресWeb-сайтРежим работы

Рабочие дни: Пн, Вт, Ср, Пт, Сб, Вс В летний период (с 15 мая до 30 сентября): с 10.00 до 18.00. Кассы с 9.00 до 17.00 В зимний период (с 30 сентября по 15 мая) с 10.00 до 17.00. Кассы с 9.30 до 16.30

Выходные дни

Четверг

Стоимость билетов

От 250 руб. до 500 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения. Фото- и видеосъемка входит в стоимость билета (разрешены снаружи здания). В стоимость билета входит посещение всего архитектурного ансамбля Соборной площади, кроме подъёма на колокольню «Иван Великий»

Правила посещения

Музеи Кремля не выдвигают специальных требований для туристов, но при посещении храмов следует помнить о православной традиции и избегать чрезмерно открытой одежды.

Дополнительная информация

Проводятся экскурсии на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках. Возможность приобрести билеты онлайн.

Дворцы и площади

  • Большой Кремлевский дворец – это несколько представительных светских построек, созданных в разных веках и служивших в качестве дома для русских великих князей и царей, а в наше время для президентов.

  • Теремной дворец – пятиэтажное здание, украшенное богатыми резными декоративными рамами, а также черепичной крышей.

  • Патриарший дворец – здание 17 века, сохранило редкие архитектурные особенности гражданского зодчества того времени. В музее представлены ювелирные работы, изысканная посуда, живопись, предметы царской охоты. Сохранился великолепный иконостас разрушенного в 1929 г. Вознесенского монастыря.
  • Сенатский дворец – трехэтажное сооружение, выполненное в раннем неоклассическом стиле. Изначально дворец должен был служить резиденцией сенату, однако в наше время существует в качестве центрального рабочего представительства президента России.

Среди популярных мест в Московском Кремле следует отметить следующие площади:

Красную. Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина находятся на Красной площади, которая в 16 веке называлась Троицкой. Здесь проводятся военные парады и самые важные мероприятия страны, а каждый турист не упустит шанса сделать на площади фото.

Ивановскую. Названа в честь некогда стоявшей церкви Св

Иоанна, с 14 по 17 век это было самое большое и важное место в Москве для собраний и народных праздников; здесь, между прочим, провозглашались народу царские указы.

Соборную. Площадь известна своим самодостаточным архитектурным ансамблем: здесь находятся три великих собора, а также Колокольня Ивана Великого.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

Попытки перестроить древний Московский Кремль не прекращались со времен Петра I, при котором началось возведение огромного по тем временам здания Арсенала. В 1769 г. Екатерина II затеяла масштабную переделку кремля. Новшества продолжались и при Александре I. Указ Николая I от 1826 г. воспрепятствовал сносу исторических зданий и запретил нарушать их первоначальный облик. Предпринимались попытки вернуть все то, что было утрачено.

В 1837 г. Николай I решил построить большое здание в древнем духе. Новое здание должно было связать в единый комплекс уцелевшие остатки двора московских царей: Грановитую палату, Теремной дворец, Золотую Царицыну палату, дворцовые церкви. В 1849 г. Большой Кремлевский дворец был достроен. Во время своего пребывания в Москве в нем жил российский император.

Главный фасад Большого Кремлевского дворца выходит на набережную Москвы-реки. В его наружной отделке использованы мотивы Теремного дворца: окна с резными наличниками, белокаменные пилястры, нарядные кокошники. Однако некоторая сухость и монотонность лишают фасады былой живописности, присущей древним московским зданиям.

После 1917 г. Большой Кремлевский дворец некоторое время пребывал в запустении. А после 1934 г. в нём заседал Верховный Совет СССР. В настоящее время Большой Кремлёвский дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Вот и получилась небольшая обзорная экскурсия по Московскому кремлю, в которую не вошло ещё много интереснейших экспонатов, расположенных на его территории. Обязательно посетите эту главную достопримечательность столицы сами или в составе одной из многочисленных  экскурсий .

Желаю вам узнать много нового и интересного и, конечно же, отличных  снимков  на память!

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

С конца XIV в. на территории Московского Кремля стоял деревянный Благовещенский собор. Храм был знаменит росписями, над которыми трудились Андрей Рублев и Феофан Грек. Понятно, что деревянный храм рядом с великолепным творением Аристотеля Фиораванти — церковью Ризположения — смотрелся неуместно, поэтому Иван III поручил выстроить новый храм, который затем превратился в домовую церковь великого князя.

Почти 20 лет собор простоял нерасписанным, а Иван III умер, так и не увидев настенную роспись. Его сын и преемник Василий III в самом начале правления повелел не только расписать храм, но и позолотить центральный купол. Из-за близости к сеням дворца и золоченого верха Благовещенский собор называли еще Сенным и Златоверхим.

Храм горел, его грабили польские интервенты, в нем хозяйничали французские оккупанты, он пострадал от боевых действий 1917 г., а в 1955 г. стал музеем. Спустя 8 лет заново позолотили его купола. После распада СССР в соборе возобновились богослужения.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Московский кремль считается главной достопримечательностью столицы. Со времен Дмитрия Донского Москву украшал белокаменный кремль (построен в 1368 г.). За прошедший век его стены успели так износиться, что иностранцы из-за обилия зияющих проплешин, которые закладывались бревнами, случалось, принимали их за деревянные. Да и строился этот кремль в те годы, когда об итальянских мастерах на Руси еще не слышали. Имея при дворе мастера Аристотеля Фиораванти, Иван III вполне мог призадуматься, как переделать крепость так, чтобы никто не только не смог ее взять, но и не посмел даже приблизиться к ней.

Впрочем, имя Аристотеля Фиораванти среди строителей Московского Кремля никогда и нигде не фигурировало. Однако многие историки склонны считать подлинным создателем генерального плана именно Аристотеля, который очерчивал общую линию кремлевских стен, намечал положения башен, закладывал тайные подземелья и лабиринты, а его соотечественники трудились над отдельными участками.

Работы над Московским Кремлем велись так, как не строилась на Руси еще ни одна крепость. На площади радиусом 100 саженей не оставили вокруг ни единого здания. Сносились даже церкви, которые простояли там несколько веков. Очищалась от построек и местность за Москвой — рекой напротив будущих кремлевских стен. Подобного подхода к строительству требовали правила фортификации тех времен, пришедшие из Европы.

После смерти Фиораванти строительством занимались другие архитекторы. Так, над возведением кремлевских стен начал трудиться некий Антон Фрязин, он построил Тайницкую башню, с которой и начались работы, а также Водовзводную и Благовещенскую башни. Строители последних четырех башен — Петровской, Первой и Второй Безымянных, Царской — неизвестны. Последняя, правда, появилась уже при царе Алексее Михайловиче в 1680 г. Возведение последних кремлевских укреплений было завершено при сыне Ивана III — Василии III.

При нем был также вырыт огромный ров, окруживший кремль со стороны торга и Красной площади. Его дно выложили каменными плитами, а затем прорыли канал, соединивший две реки — Москву и Неглинную. Московский Кремль превратился в остров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: