Северный речной вокзал москвы: история и достопримечательности

Особенности московских вокзалов

Каждый из вокзалов имеет свои отличительные характеристики и являются важными железнодорожно-транспортными узлами в инфраструктуре города, региона и страны. Есть и другие особенности вокзалов Москвы:

  • Это начальные и конечные тупиковые пункты железнодорожных линий-направлений из Москвы. Только Курский и Белорусский вокзалы не тупиковые, с Савеловского вокзала проложены две нетупиковые линии. Аналогичная ситуация с Белорусским вокзалом, откуда есть направление в Рыбинск.
  • Курский вокзал обслуживает два ж/д направления от Москвы.
  • Две магистральные линии отданы под контроль Казанского вокзала.
  • Остальные вокзалы – по одному направлению, которые являются одноименным. Только на Белорусском вокзале линия называется Смоленская.
  • С каждого вокзала отправляются электрички.
  • Через Белорусский и Курский вокзалы проходят транзитные поезда, которые осуществляют рейсы дальнего следования.
  • С Киевского, Белорусского и Павелецкого вокзалов пассажиры могут добраться в аэропорты «Внуково», «Шереметьево», и «Домодедово». Тут проложены линии электропоездов, которые называются аэроэкспрессами.
  • С московских вокзалов легко сделать посадку на нужную станцию метрополитена, Кольцевая линия которого связывает все вокзалы, кроме Савеловского и Рижского. Эти вокзалы хотят соединить Большой кольцевой линией.
  • С Ярославского, Ленинградского, Рижского и Савеловского вокзалов можно пересесть на станции других направлений.
  • Казанский, Ярославский и Ленинградский вокзалы находятся возле Комсомольской площади, которую называют площадью трех вокзалов.

Есть в Москве и специальный Правительственный вокзал, который находится рядом с этой площадью. Тут раньше на платформе «Москва – Каланчевская» когда-то существовал Императорский спецвокзал.

Ленинградский вокзал

Единственная станция, которая относится к Октябрьской железной дороге. Находится на Комсомольской площади. С этой станции ездят поездка в Питер, Псков, Мурманск, Великий Новгород, Таллин, Хельсинки. Курсируют и пригородные электрички в Конаково, Тверь, Зеленоград, Подсолнечную, Клин.

На Ленинградском вокзале происходит пересадка на ж/д платформу «Калачевская».

Станции метро: «Комсомольская (Кольцевая)», «Комсомольская (Сокольническая)».

В эксплуатацию введен вокзал в 1851 году и сначала назывался Петербургский вокзал.

В 2018 году на трех платформах станции появились электронные табло с указанием повагонной нумерации.

Курский вокзал

Находится на одноименной площади. С вокзала можно уехать в Чехов, Серпухов, Тулу, Подольск, Царицыно, Львовский и другие города Подмосковья. Ездят регулярные экспрессы в Тулу и Орел, а также поезда дальнего следования, в том числе, в Орел, Курск, Белгород, Харьков, Ростов-на-Дону, города Северного Кавказа.

С Курского вокзала ездят электрички в Горьковском направлении, в частности, в Павловский Посад, Крутое, Петушки, Балашиху, Реутово. Ездя в этом же направлении электрички-экспрессы в Нижний Новгород и во Владимир.

Станции метро: «Курская (Кольцовая)», Курская (Арбатско-Покровская)», «Чкаловская.

Открыли вокзал в конце XIX века и сначала носил название Курско-Нижегородский вокзал. После появления новой станции в Москве власти приняли решение закрыт Нижегородский вокзал для пассажиров. Некоторое время он использовался для грузовых и воинских составов.

Здание Курского вокзала внесено в Красную книгу Архнадзора (это каталог объектов недвижимого культурного наследия, которым угрожает уничтожение).

Интерьеры

Всем внутренним интерьерам возвратили первоначальный исторический вид. На главных входах восстановили полы из брекчии. Для внутренней отделки использовали оселковый мрамор. Плафоны светильников сделали из нарезного хрусталя. Были восстановлены и деревянные элементы в гардеробной, а также некоторые из поврежденных дверей. Там, где требовалось, отреставрировали росписи, панно и витражи. Во многом этому помогло то, что на втором этаже в малом зале ожидания под слоем гипсокартона были обнаружены оригинальные росписи.

Круглые изображения с гербами 15 союзных республик по-прежнему украшают главный зал. Они расположены по три штуки по четырем сторонам. Над главным входом гербы расположены на стеклах, они несут функцию окон.

В минувшие годы внутри вокзала существовало множество помещений, каждое из которых выполняло собственную функцию. Для пассажиров здесь были залы ожидания и билетные кассы, почта и телеграф, парикмахерская и детская комната, кафе и ресторан. Кроме того, здесь находилась масса служебных помещений. Все это привели в первоначальный вид.

Популярные адреса и организации рядом

Север-СканЛенинградское шоссе, 49Категория: Авто-мото490 метров

Vo Lento, сеть магазинов мужской и женской одеждыЛенинградское шоссе, 92/1Категория: Одежда, обувь, галантерея310 метров

Столичная судоходная компанияЛенинградское шоссе, 51 стр.2Категория: Туризм, гостиничный бизнес270 метров

Омни трейдингЛенинградское шоссе, 92АКатегория: Дом, мебель, интерьер390 метров

Центральное управление Государственного речного надзораЛенинградское шоссе, 53АКатегория: Государственные учреждения480 метров

ИНВИТРОЛенинградское шоссе, 88Категория: Медицина и здоровье330 метров

Речфлот, круизная компанияЛенинградское шоссе, 51 стр.14Категория: Туризм, гостиничный бизнес370 метров

АВТОШКОЛЫ СТОЛИЦЫ, сеть автошколФлотская улица, 1Категория: Авто-мото470 метров

Речфлот Судоходная КомпанияЛенинградское шоссе, 51Категория: Туризм, гостиничный бизнес360 метров

Детский Лазер КлубЛенинградское шоссе, 82Категория: Досуг460 метров

Речной вокзал, Торговый центрФестивальная улица, 11Категория: Торговля440 метров

Средняя общеобразовательная школа №167 им. маршала Л.А. Говорова с дошкольным отделениемЛенинградское шоссе, 94АКатегория: Образование, карьера480 метров

Речной, торгово-развлекательный центрФестивальная улица, 2БКатегория: Торговля460 метров

Офис «Сбербанка» (только Ф.Л.)Ленинградское шоссе, 84Категория: Финансы, страхование420 метров

Речсвязьинформ Центр Связи, Информатики и РадионавигацииЛенинградское шоссе, 53Категория: Транспорт и логистика440 метров

Интер-Север, торговый центрФестивальная улица, 2АКатегория: Торговля320 метров

Входы в вокзал

Входы в вокзал, как со стороны парка, так и со стороны набережной украшены тремя парадными арками и имеют интересную особенность — они украшены 24 майоликовыми тарелками-медальонами с уникальными полихромными рисунками.

Тема этих рисунков – достижения СССР в различных областях науки и техники. Там изображены Кремль, мавзолей Ленина, различные корабли, самый крупный дирижабль советской постройки СССР-В6 «Осоавиахим», театр Красной армии, станция метро «Киевская» и не построенный проект Дворца Советов. Все керамические тарелки-медальоны имеют диаметр 1,5 метра. Они были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году и расписаны вручную.

Реставрация Северного речного вокзала

С 5 сентября 2020 года, Северный речной вокзал в Москве, долгое время простаивавший из-за аварийного состояния, вновь начал свою работу. Реставраторы восстанавливали здание, буквально по крупицам находя нужную информацию и документы с чертежами

Благодаря их стараниям большая часть поврежденных и утраченных элементов были восстановлены, и теперь речной вокзал вновь стал важной достопримечательностью столицы, где жители города и туристы даже при внешнем осмотре могут увидеть много интересного

Позолоченная звезда на шпиле вокзала, украшенная уральскими самоцветами и оснащенная подсветкой, в былые времена исправно служила маяком для судов. При реставрации самоцветы общим числом 731 единиц были вынуты из гнезд, осмотрены, почищены и большей частью возвращены на место. Заменили только 17 камней: 7 из-за утраты, а остальные 10 из-за плохого состояния. Перебрали и почистили также серп и молот, крепившиеся к звезде. Сейчас звезда полностью возродила былое сияние.

Шпиль, возносящий на 75-метровую высоту позолоченную звезду, обладает солидными размерами. Его высота достигает 27 метров. Восстановлен подъемный механизм шпиля, который изначально предполагал его подъем и спуск в начале и конце навигационного сезона. Правда, запущен этот механизм был всего один раз, в 1941 году, чтобы сбить с толку немецких летчиков, летавших бомбить Москву. Сейчас он может продолжать функционировать.

Башня вокзала – четырехугольное сооружение, оснащенное часами. В процессе реставрации им постарались вернуть первоначальный вид. Были найдены оригинальные декоративные накладки, сделанные в виде солнца, ранее крепившиеся на циферблате, но по каким-то причинам снятые с него. Они заняли положенные им места. Правда, пришлось заменить часовой механизм, так как старый полностью утратил функциональность. Кроме того, ремонту или реставрации подверглись и 4 фигуры, красноармейца, краснофлотца, девушки-колхозницы и охотника-северянина, стоящие по углам башни.

За годы существования Северного речного вокзала его внешняя отделка сильно пострадала и практически пришла в полную негодность. Реставраторы восстановили оригинальную терразитовую штукатурку, элементом которой была каменная крошка. Разрушенные балюстрады полностью заменили. То же самое пришлось сделать и с окнами. Однако всем новым элементам фасада придали полное сходство с оригинальными изделиями. Новые окна из новых материалов даже улучшили, сделав их двойными и более долговечными.

История железнодорожных вокзалов Москвы

Казанский вокзал

Казанский вокзал (1913-1943гг.) спроектировал советский архитектор А.В.Щусев, применив при его строительстве «хоромное» сочетание объектов, несхожих своими объемами. Наиболее известным элементом строения является угловая башенка, шпиль которой украшен символом древней Казани – драконом Зилантом и часами с зодиакальным кругом. Над проектом здания работали выдающиеся архитекторы советской архитектурной школы, сумевшие возвести один из самых нестандартных и молодых вокзалов страны.

Курский вокзал

Курский вокзал – с 1896 года здание состоит из двух сооружений, одно из которых раньше служило Нижегородским вокзалом. Автором конструкции стал Н.Орлов, сумевший разработать проект, заметно украсивший столицу.

Свой современный вид здание приобрело в 70-х гг. ХХ века – тогда на этом месте построили вокзал  с площадью в 200 метров, украшенный фасадом из стекла и окнами с подсветкой, освещающими холл и привокзальную площадь. Крыша со складками имитирует характерный звук поездов, а ее навес стал прекрасным аналогом навеса на перроне. Но экстерьер здания со времени постройки заметно обветшал, поэтому недавно была проведена его тотальная реконструкция, учитывающая потребности пассажиров. Теперь над землей расположен зал ожидания для пассажиров, подземная часть отведена под камеры хранения.

Курский вокал – «транзитник», откуда удобно уехать и в Питер, и в Анапу, также есть отдельный выход к метрополитену.

Ленинградский (Николаевский) вокзал

Ленинградский вокзал – самый первый московский вокзал, построенный в 1849г. Долгое время он носил название Николаевский, как и его аналог в Санкт-Петербурге, затем Октябрьский вокзал. Две реконструкции, проведенные в 1977 и 2013 гг. расширили его площадь, оставив нетронутым лишь фасад, носящий историческую ценность. Кстати, это единственный вокзал Москвы, который подчиняется Санкт-Петербургской железной дороге.

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал – был построен в 1902, а меценатом его строительства стал Савва Мамонтов, считавший необходимым связать Москву с северными регионами России. Здание было выполнено в стиле модерн и вначале носило название Бутырский вокзал.

В 1987г. территория была полностью перестроена и увеличена в два раза – тогда вокзал был одним из крупнейших в нашей стране, через который ежедневно проходили сотни поездов. Но, в 90-х гг. вокзал были готовы закрыть, но затем власти города передумали, оставив его для региональных экспрессов и пригородных маршрутов.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал, созданный О.Шехтелем в  1902—1904 гг., по праву называют лучшим и самым оригинальным в стране. В нем органично соединяется практичный стиль модерн и мотивы русских былин, в результате чего интерьер напоминает ожившую северную сказку. До середины прошлого века сооружение называлось Северным вокзалом, поскольку отсюда едут поезда к Белому морю, на Дальний Восток и к Полярному кругу.

Павелецкий (Саратовский) вокзал>

Павелецкий вокзал, открытый в 1900г., был назван вначале Саратовским, а  затем – вокзалом на Зацепе. Современное «прозвище» он получил в 1941г., а спустя 40 лет, в 1980г., вокзал «пережил» крупную реконструкцию, увеличившую его пропускные возможности в 4 раза. Но, несмотря на то, что вокзал значительно увеличился, его индивидуальный облик остался нетронутым.

Белорусский (Брестский) вокзал

Белорусский вокзал начал свою историю в 1912 году, и как только его не называли с тех пор! И Смоленским, и Брестским, и Александровским, и Белорусско-Балтийским, пока он, наконец-то, не получил свое окончательное «имя».  Вокзал был построен в неоклассическом стиле, дополнен готическими аксессуарами и элементами в стиле ампир. Именно отсюда уходили на фронт наши ребята в 1941 году и здесь же встречали возмужавших солдат-победителей в 1945 году! В честь этих событий на территории открыт большой музей Великой Отечественной Войны.

Киевский вокзал

Киевский вокзал стал памятником войне 1812 года, построенным в 1899 году и полностью перестроенным в честь 100-летия битвы при Бородино. Автором проекта был архитектор И.Рерберг, создавший его в стиле ампир и дополнивший элементами классицизма. Особенностью сооружения стал огромный зал с остекленной аркадой, интерьерной росписью и часовой башней, украшенной высоченными скульптурами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: