Гатчинский парк

Балакирев Милий Алексеевич (1837-1910)

В начале 60-х годов XIX века в Петербурге, под руководством молодого разносторонне
образованного композитора Милия Алексеевича Балакирева, складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка», сыгравший
огромную роль в становлении и развитии русского музыкального искусства.

В товарищеское содружество входили композиторы М.А. Балакирев (глава и руководитель), А.П. Бородин,
Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, а некоторое время также Н.Н. Лодыженский, А.С. Гуссаковский, Н.В. Щербачев.

«Музыка русская, новая, великая, неслыханная, невиданная» – такая музыка,
по словам корифея русской культуры В.В. Стасова, появилась в России с возникновением «Могучей кучки».

* * *

М.А. Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Окончив
Нижегородскую губернскую гимназию, потом дворянский институт с правом поступления в дворянскую службу с чином 14 класса,
Балакирев продолжает заниматься музыкой, выступает на вечерах в своем городе как пианист, потом и дирижер.

В 1853-1855 годах он жил в Казани, состоял вольнослушателем математического
факультета Казанского университета, продолжал выступать в концертах.

В конце 1855 года в жизни Балакирева происходит важное событие – он приезжает
в Петербург, знакомится с видными композиторами, в том числе с М.И. Глинкой, последователем которого он становится,
и вскоре дебютирует на концерте Петербургского университета как пианист и композитор. Стали появляться в печати
сочинения Балакирева

Как поборник народности в искусстве, Балакирев, совместно с хоровым дирижером
Г.Я. Ломакиным, организует в 1862 году в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую
очагом музыкального образования.

Первооткрыватель новых путей в русской музыке, Балакирев встретил сопротивление со стороны противников новой русской школы.

В 1880 году, после многолетнего
душевного кризиса, композитор снова возглавляет Бесплатную музыкальную школу. Первый концерт
под его управлением прошел при бурных овациях.

Обычно Балакирев на летний сезон выезжал из Петербурга в Гатчину,
где в 1899 году жил на ул. Александровской (ныне Володарского) в доме №7,
в 1900 году – на ул. Новой (ныне Леонова) в доме №4, в 1906 году –
на ул. Багговутовской (ныне Карла Маркса) в доме №6, в 1907 году – на ул. Николаевской
(ныне Урицкого), в доме №8, в 1909 году – на ул. Соборной, в доме №25. Жил композитор
и на ул. Ольгинской (ныне Чехова), в доме №27.

Трудно перечислить все созданные Балакиревым музыкальные произведения. Коснемся
лишь тех, и то частично, что он написал в Гатчине, где работал особенно напряженно.

12 лет писал и переписывал композитор симфоническую поэму «Тамара» для оркестра,
по одноименному стихотворению М.Ю. Лермонтова. Завершил он ее окончательно в Гатчине в 1882 году.
Это музыкальное произведение критики расценили как чудо живописной музыки, оно получило широкую известность,
пользовалось большим успехом в концертах, проводимых в Европе и Америке.

С 1895 года по 1909 год Балакирев написал в Гатчине музыку к трагедии
Шекспира «Король Лир». Здесь же композитор создал пьесы для фортепьяно: «Думка», «Грезы», «Песнь рыбака» и ряд
других музыкальных пьес как для фортепьяно, так и для оркестра, музыку пяти вальсов, двух мазурок, десяти романсов
на слова М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова и других поэтов.

Также в Гатчине, к 24 июля1908 года
М.А. Балакирев написал крупные музыкальные произведения для оркестра – Вторую симфонию («Новую симфонию»),
о чем сообщалось в прессе, в течение 1901-1905 годов
корректировал для нового издания произведения М.И. Глинки, а в конце лета 1909 года
написал в трех вариантах романс «Заря».

Скончался М.А. Балакирев 29 мая 1910 года в Петербурге и был похоронен
в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Бессмертные произведения композитора, пианиста, дирижера
Милия Алексеевича Балакирева вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Гордеева Е.М. – «Композиторы «Могучей кучки». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1985. – 447 с.; ил.

Крюков А.Н. – «Могучая кучка». Страницы истории петербургского кружка музыкантов. – Л.: Лениздат, 1977. – 271 с.

Званская Т. – «И ожили в музыке минувшие столетия». – Гатчинская правда. – 1981. – 30 янв. – c. 4.

Пантелеев А. – «Глава «Могучей кучки». – Гатчинская правда. – 1977. – 4 янв. – c. 4.

Страницы: | 1 |
|
|

Альбрехт К.Ф., Андреев В.В., Балакирев М.А.
Бортнянский Д.С., Глазунов А.К., Зайцев С.А., Ипполитов-Иванов М.М.
Ломакин Г.Я., Ляпунов С.М., Римский-Корсаков Н.А., Шаляпин Ф.И.

См. также:

Гатчинская детская музыкальная школа имени М.М. Ипполитова-Иванова
Детская школа искусств. Народная филармония

Андреев Василий Васильевич (1861-1918)

Страстный патриот своей Родины, композитор,
талантливый дирижер, педагог, виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев всю свою жизнь посвятил народному творчеству.

Родился он 26 января 1861 года в Бежецком уезде Тверской губернии. Живя в своем имении,
Андреев, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ей и посвятил целый год на ее изучение. Когда он затем приехал
в Петербург, его игру услышал профессор Н. Быстров, который и уговорил В.В. Андреева выступить в музыкальном
обществе. Успех превзошел все ожидания, виртуозная игра балалаечника получила общественное признание.

Осенью 1887 года В.В. Андреев организовал в Петербурге кружок любителей
игры на балалайке. 20 марта1888 года в зале Кредитного общества кружок Андреева дал первый
публичный концерт. Выступления балалаечников были восторженно приняты публикой. Так началась слава Андреевского кружка,
получившего впоследствии название Великорусского оркестра.

Гастроли по зарубежным странам принесли русской балалайке мировую известность,
а результатом выступления оркестра в различных городах России стало массовое возникновение подобных коллективов
по всей стране.

Последователи Андреева появились и в Гатчине. В 1899-1900 годах
по инициативе начальника Гатчинского Дворцового управления Г. Гернета
и преподавателя музыки Сиротского института Ю. Лакса при Гатчинском комитете попечительства о народной трезвости
был создан народный оркестр, в составе которого было несколько балалаек. В последующие годы в городе образовалось
еще несколько оркестров балалаечников, часто выступавших на концертах перед гатчинской публикой. Вот несколько
сообщений из гатчинских газет.

28 апреля 1913 года: «В Гатчине организовался оркестр любителей игры
на великорусских инструментах под управлением А.Н. Александрова…»

25 июня 1915 года: «На концерте в реальном училище выступили А.И. Куприн
и оркестр балалаечников военно-авиационной школы».

Знаменитый балалаечник нередко сам наведывался в Гатчину. Город ему нравился,
и не случайно им был написан вальс «Воспоминания о Гатчине». В.В. Андреев был знаком со многими гатчинцами.
Крепкая дружба связывала его с А.И. Куприным и П.Е. Щербовым. Павел Егорович Щербов запечатлел своего друга
в некоторых своих работах. Например, в шарже «Гости и хозяева акварельных пятниц» (1900) В.В. Андреев изображен
играющим на балалайке в составе оркестра.

В.В. Андреев – автор 40 произведений для русского оркестра
и балалайки, в том числе вальсов, мазурок, полонезов, маршей. Много сил отдал В.В. Андреев для популяризации
русских народных инструментов, превратив балалайку в блестящий концертный инструмент.

Николаев В. – «Ах, эта русская балалайка». – Гатчинская правда. – 1988. – 19 марта. – с. 3.

Пантелеев А. – «Виртуоз русской балалайки». – Гатчинская правда. – 1981. – 29 янв. – с. 4.

Пантелеев А. – «Какая прелесть эти балалайки». – Гатчинская правда. – 1978. – 27 дек. – с. 4.

* * *

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: