История музея на территории ипатьевского монастыря

Михаил Романов: от Смуты — к новой династии

Смута стала для Ипатьевского монастыря тяжелым испытанием. В 1608 году один из отрядов Лжедмитрия II захватил обитель. Спасителями стали ополченцы, прибывшие из Галича. Они вырыли вокруг монастырских стен осадный ров, грамотно организовали осаду и выбили захватчиков из монастыря. Правда, надвратные церкви, монастырская стена и Троицкий собор серьезно пострадали от взрыва, произошедшего во время решающего сражения.

И вот наступил ключевой, переломный момент в русской истории. Самозванцы изгнаны, интервенты побеждены, семибоярщину свергли, Россия выбирает нового царя. Боярство московское выдвигает Михаила Федоровича из рода Романовых. Земский Собор в 1613 году присягает в Москве шестнадцатилетнему Романову. Но сам избранник в это время не в столице — он в селе Домнине, в костромской своей вотчине. Из Москвы на север, в Кострому, отправляется Великое посольство: волеизъявление народа нужно донести до будущего монарха.

Призвание на царство Михаила Романова в Ипатьевском монастыре

У стен Ипатьевского монастыря он вместе со своей матерью инокиней Марфой встречает московское посольство и процессию из духовенства и мирян, пришедшую из Костромы. Во всех костромских храмах звонят колокола, Михаилу преподносят грамоты, но… напуганный интригами, войнами, предательством, убийствами юноша избрание свое не принимает и от трона отказывается. Шесть часов послы убеждают юношу и его мать согласиться со своей — действительно полной опасностей и огромной ответственности! — судьбой. Наконец, в Троицком монастырском соборе молодого государя благословляют на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

4

Что посмотреть

Крепость была возведена в 1586-90 гг. Сохранилось пять башен этого времени, три башни, построенные уже в середине XVI века при расширении монастыря по образцу старых, и трое въездных ворот.

Парадные Екатерининские ворота в стиле барокко, построены в 1767 году к приезду императрицы. Над ними размещена монограмма Екатерины II.

Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии построены в середине XIX века по проекту К. Тона. Посвящение церкви связано с тем, что именно в день этих святых Михаил Романов выехал из Костромы в Москву царствовать, а много лет спустя именно в этот день русские войска вошли в Париж.

И, наконец, западные ворота сейчас соединяют две части монастырской территории — старую, годуновскую, и новую, построенную при Михаиле Романове.

Троицкий собор монастыря построен в 1650-1652 гг. Это пятиглавый четырёхстолпный храм, с парадным крыльцом и богатой резьбой. Внутри сохранились фрески XVII века, выполненные артелью Гурия Никитина, и барочный пятиярусный иконостас XVIII века. Росписи галереи-паперти выполнены в 1912 году

Стоит обратить внимание на Царское место — резной деревянный балдахин, присланный сюда Михаилом Романовым уже из Москвы. Оно было разобрано, потом снова собрано для визита Екатерины II и с тех пор находится в соборе

Двери храма сохранились от предыдущего здания, они сделаны в XV веке. Как чудотворный почитается список с Тихвинской иконы Богородицы XVIII века, находящийся здесь. Когда-то он был богато украшен. После революции оклад был утрачен, но уже в XXI веке, когда икона была возвращена в монастырь, ей сделали новый, не менее богатый и красивый. В подклете монастыря находятся остатки усыпальницы Годуновых.

Колокольня была построена в конце XVI века и перестраивалась в середине XVII и в XIX. Сейчас на ней устроена смотровая площадка и туда можно подняться.

В монастыре, кроме церквей, сохранилось еще несколько жилых помещений. Это богато украшенные наместнический и архиерейский корпуса, построенные в XVI веке и обновлявшиеся в XIX, более простой Братский корпус, хозяйственные постройки. Среди них можно выделить «Кельи над погребами» — здание, построенное над трехметровыми погребами-ледниками, Трапезный корпус XVI века, где находилась кухня, и здание Свечного завода XIX века.

Мемориальная колонна, поставленная Николаем I в 1839 году. На ней размещены тексты, рассказывающие об исторических событиях, произошедших в Ипатьевском монастыре. Сейчас у колонны служатся регулярные молебны царской семье.

Палаты Романовых. — само здание было построено в XVI веке для часто гостивших в монастыре Годуновых, а в 1613 году во время избрания на царство здесь жил юный Михаил Романов со своей матерью. Оно ремонтировалось в 30-х годах XIX века по проекту К. Тона, а потом еще раз в — 60-х годах по проекту Ф. Рихтера. Ф. Рихтеру принадлежит «шахматная» роспись стен и восстановление исторических изразцовых печей. С 1830-х годов в Палатах Романовых появляется комната, где размещены портреты царствующих особ, а с 1863 года это именно небольшой музей, где размещены не только портреты, но и реликвии — например, посох Михаила Романова. Сейчас здание по-прежнему является мемориальным и в нем хранятся эти реликвии: посох Михаила Романова, список с Федоровской иконы, которой благословила его на царство его мать Марфа, прижизненный портрет Михаила Романова, автограф Николая II, оставленный здесь в 1913 г. и многое другое.

Архитектурный ансамбль

Первые постройки Ипатьевского монастыря были деревянными. Со второй половины 16 века боярами Годуновыми начали возводиться каменные сооружения, среди которых первым строится Троицкий собор с приделом апостола Ипатия, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг монастыря выросли каменные стены, по углам которых были оборудованы башни, над Святыми воротами был возведен храм святого Феодора Стратилата и Ирины. В начале 17 века в центре монастыря была установлена звонница.

Первый каменный Троицкий собор был разрушен во время случайного взрыва пороха, а дошедшее до нас строение Свято-Троицкого собора относится к середине 17 века. Это необыкновенной красоты пятикупольное сооружение на высоком подклете с галереями и с богато оформленным ажурным крыльцом являет собой яркий образец московского зодчества

Круто изогнутые закомары и купола придают постройке пластическую выразительность. Сохранились три металлические двери, выполненные с применением «золотой наводки». Особенный интерес неизменно вызывают фрески работы иконописца Гурия Никитина, которыми расписаны своды, стены, столбы и барабаны храма. В конце 18 века в соборе был сооружен великолепный пятиярусный позолоченный иконостас с колоннами сквозной резьбы. 

Одно из почетных мест в иконостасе занимает точная копия знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери, привезенная в Кострому в 1613 году. А в подклети собора сохранились фамильные погребения рода Годуновых, где покоится прах и родителей Бориса Годунова.

Слева от собора находится Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Справа от Троицкого собора располагается историко-архитектурный памятник 16 века — Палаты бояр Романовых, в которых и жила инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова) со своим сыном Михаилом. Тогда здесь были только кельи, но во второй половине 19 века здание было перестроено. К нему добавилось выступающее далеко вперед крыльцо с килевидным навесом. 

Гуляя по палатам, вы можете ознакомиться с интересной музейной экспозицией, рассказывающей об истории рода Романовых, увидеть печи, оформленные изразцовыми плитками, древние иконы, фрагменты фресок и многие уникальные предметы быта того периода.

Расположенные рядом с этим зданием ворота ведут на территорию Нового города – эта пристройка 1642-43 гг. На месте, откуда Михаил Романов отправился на царство, возведена башня с воротами. Ее шатровая крыша покрыта зеленой черепицей. Эта башня стала въездом на территорию монастыря с западной стороны.

Сзади Троицкого собора стоит воссозданный к 400-летию династии Романовых, взамен взорванного в 30-е годы, храм Рождества Богородицы.

Погуляв по территории Ипатьевского монастыря, на обратном пути можно купить сувениры, которые продаются под его стенами в многочисленных палатках.

Ипатьевский монастырь в Костроме режим работы. Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери

Древней святыней Ипатьевского монастыря, до настоящего времени пребывающей в нем, является икона  «Богоматерь Тихвинская», удивительный по красоте и духовной глубине памятник. Икона издревле почиталась в монастыре как чудотворная. В краеведческой литературе середины XIX века икона связывается с вкладами XVII века в Ипатьевский монастырь царя Михаила Федоровича Романова.

Опись монастырская 1701 года указывает, что икона стояла в местном ряду Троицкого собора слева от Царских врат. На осень и зиму образ Божией Матери «Тихвинской» переносили в теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1867 году по заказу архиепископа Костромского и Галичского Платона в Санкт – Петербургской ювелирной мастерской купца Верховцева был изготовлен для иконы драгоценный серебряный оклад, украшенный бриллиантами и жемчугом, который хранится в настоящее время в Оружейной палате Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». В 1736 году вокруг этого образа поместили 18 небольших пядничных икон древнего письма. Святыня эта участвовала в костромских генеральных крестных ходах.

В 2004 году, в преддверии праздника Пасхи Господней чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на свое историческое место в иконостасе Троицкого собора. Ее установили в новый дубовый киот в Местном ряду второй слева от Царских врат. Через 6 лет, в 2010 году, Тихвинская икона Божией Матери была украшена новой драгоценной ризой, изготовленной в известном костромском центре ювелирного производства – селе Красное – на – Волге. 24 июня 2010 года состоялась церемония по случаю передачи новой драгоценной ризы для Ипатьевской Тихвинской иконы Божией Матери и Божественный молебен, который возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов).

Ипатьевский монастырь в Костроме. Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено :

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.

Основание монастыря: от легенды — к истории

Легенда первая. XIV век. До Куликовской битвы — пятьдесят лет. Влиятельный вельможа, татарский мурза Чет направляется из Золотой Орды в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. Держит путь по Волге, по дороге тяжело заболевает. Кораблям приходится причалить к берегу. Место удобное и красивое: дубовая роща, место впадения реки Костромы в Волгу. Мурза — при смерти. Но тут ему в чудесном явлении предстают Пресвятая Богородица, святой апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Чет усердно молится Божией Матери и святым, получает исцеление от недуга и принимает крещение с именем Захарии. На месте видения он основывает монастырь, строит в нем каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в память своего чудесного исцеления повелевает написать икону, изображающую удивительное явление. До революции это была широко распространенная версия (см. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832).

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века

Легенда вторая представляет основание обители немного иначе. Тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть. Место его остановки — Мерский стан (от названия местных племён — «меря»). Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь обитель.

Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.

В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет — фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века — скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского (см. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946).

Ипатьевский монастырь, вид около 1613 г. Реконструкция XIX века

Некоторые современные историки полагают, что монастырь основали новгородцы и еще раньше — в первой половине XIII века. Обосновывают это, в частности, тем, что на тот момент нигде на Руси, кроме Великого Новгорода, не было храмов в честь святого Ипатия Гангрского, значит, считают они, монастырь, скорее всего, основал какой-то богомольный новгородский боярин.

Как бы то ни было, в первой половине XIV века у впадения Костромы в Волгу уже стояли бревенчатые строения, в том числе первая деревянная церковь Живоначальной Троицы, их обнесли дубовыми стенами, а от основателя Ипатьевского монастыря пошли несколько значимых для истории Российского государства боярских и даже царских родов. В пятом поколении рода Чета-Захарии (один Бог знает, существовавшего в действительности или нет) родились два брата, принявшие разные фамилии — по прозвищам: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. От них пошли знаменитые роды — Сабуровы и Годуновы. Многие их представители погребены в стенах Ипатьевского монастыря, некоторые приняли здесь монашеский постриг. Кроме того, от того же костромского корня пошли знатные русские фамилии Зерновы, Шеины, Вельяминовы… Потомки Захарии-Чета дали России двух царей — Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.

2

Храмы и колокольня

Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.

Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.

Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 годах на месте «годуновского» храма. Четырехстолпный трехаспидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи – придел преподобного Михаила Малеина, тезоименитого святого царя Михаила Романова.

Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.

Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.

Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.

Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.

В 2006 году в монастырь вложен новый 500-пудовый колокол «Царь Михаил» принцем кентским Майклом – пра-пра-правнуком императора Николая II, отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.

Цари и монастырь: от переплавки колоколов — к реставрации келий

Молодому царю нужно было вооружать армию и чеканить медную монету. Требовался металл. В самом конце XVII века по приказу Петра с колоколен Ипатьевского монастыря сняли часть колоколов и отправили в Москву на переплавку. Деньги состоятельных вельмож государь тоже предпочитал направлять не на монастырские, а на государственные нужды, потому повелел доходы и пожертвования свыше шести рублей в год из расчета на одного монаха изымать в казну. Процветание сменилось упадком, монастырь постепенно ветшал и разорялся. Его стали использовать как место ссылки…

Лишь в середине XVIII века, после того как Ипатьевский монастырь стал резиденцией архиерея Костромской епархии, на обитель вновь обратили внимание. Начались перестройка и расширение старых зданий, строительство новых… Троицкий собор стал кафедральным, в нем устроили архиерейскую усыпальницу

С 1747 года в обители разместили Костромскую духовную семинарию, в 1764 закончили строительство храма Рождества Богородицы, в Троицком соборе установили новый иконостас, который сохранился до наших дней. В 1767 году на Божественной литургии в Троицком соборе молилась императрица Екатерина II, посетившая Кострому во время своего путешествия по Волге. В «романовском» монастыре бывали и другие российские монархи. Николай I в 1834 году, осмотрев ризницу обители и келью, где жили Михаил Федорович с матерью, приказал Романовские палаты реставрировать, монастырь обновить и возвести в степень первоклассного. Что это значит? Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II в 1764 году, все монастыри, владевшие вотчинами и не упраздненные, за исключением лавр и тех из них, что были сделаны кафедральными (то есть являлись архиерейскими резиденциями), разделили на три класса. В них была установлена норма штатных монахов и монахинь, из казны выплачивалось содержание. Ипатьевскому монастырю, как первоклассному, полагалось 33 монаха.

В Ипатьевском монастыре побывали Александр II в 1837 и 1858 годах, Александр III — в 1866 и 1881, Николай II — в 1881 и в 1913 годах.

6

Противостояние

Борьба между музеем и епархией идет, конечно же, не по поводу одной выставки – речь о судьбе Ипатьевского монастыря в целом. История этой борьбы восходит к началу 90-х гг. Уже тогда владыка Александр заявил о необходимости переноса экспозиции по современному периоду из Ипатия и озвучил свои претензии на монастырь. Затем в «Северной правде» было опубликовано его заявление: в случае, если епархии будет передан Богоявленский монастырь в центре Костромы, то от Ипатьевского он откажется. В Богоявленском на государственные средства был сделан ремонт, монастырь передали – и что же? Через два года вновь начались претензии на Ипатий, причем с еще большей силой. Когда было принято-таки решение о возобновлении деятельности монастырской общины в Ипатьевском монастыре, первоначально речь шла о передаче ей «Свечного корпуса», где находится выставка церковной утвари. Но там помимо выставочных помещений размещается склад, реставрационные мастерские, электростанция, без которой музей просто не может существовать, и огромная часть фондохранения. Администрация музея предложила взамен другой корпус – «Кельи над погребами». Владыка вроде бы согласился, подписал соответствующий документ, в «Кельях» на средства областного бюджета был проведен ремонт, но через год возобновились претензии на «Свечной корпус», которые продолжаются до сих пор. Аналогичная ситуация и с главным памятником монастыря – Троицким собором. По договору с музеем количество служб в нем должно ограничиваться 20 в год, однако в действительности проводится в три раза больше, а ведь в храме – ценнейшие фрески XVII в., которые страдают от неумелого использования, свечной копоти и лампадного масла, не говоря уже о затруднениях в проведении экскурсий.

В августе в монастырь должен был приехать патриарх, и по этому случаю музей наконец заставили отдать весь «Новый город» в пользование монахам и вывезти находящийся на его территории музей природы. Его в спешке перенесли в центр Костромы, но из-за переноса уже изрядно обветшавшая экспозиция теперь нуждается в полной реконструкции и почти не выставляется. Кроме того, монахи поставили между Старым и Новым городом глухие железные ворота (без согласования с музеем), после чего начали использовать территорию, переданную им пока что только в пользование, полностью по своему усмотрению. Музейщики утверждали, что их и туристов даже не всегда пускали на эту территорию, хотя представители епархии теперь, после пожара, говорят обратное. Но я, будучи в Ипатии за полторы недели до пожара, сам очутился перед прикрытыми воротами, сфотографировал уникальную церковь Преображения через щель, после чего ворота окончательно закрылись…

Пожар вновь накалил обстановку. Музейщики утверждают, что они не имели возможности следить за безопасностью в создавшихся условиях, а некоторые высокопоставленные лица в епархии намекают, что пожар был прежде всего выгоден именно администрации музея. Слухи усиливаются еще и потому, что в момент пожара почему-то перестали работать телефоны и вызвать пожарных немедленно оказалось невозможно.

Музейщики обороняются. Они говорят, что не возражают против переноса музея современной истории в другое помещение в самом городе, но для этого нужно найти, во-первых, пригодное помещение, во-вторых, значительные средства для переноса экспозиции. У музея таких денег просто нет.

В конце августа, перед 850-летним юбилеем Костромы, Ипатьевский монастырь посетил патриарх Алексий. Он по-пастырски призвал обе стороны конфликта к миру, но тем не менее, высказался за «возрождение монашеской жизни» и поставил в пример сосуществования музея и монахов Троице-Сергиеву лавру. Однако пример этот при ближайшем рассмотрении явно не успокаивает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: