История мечети
Мечеть аль-Марджани стала первым каменным мусульманским храмом, который появился в городе со времен Иоанна IV Грозного. Она была возведена по проекту казанского архитектора Василия Ивановича Кафтырева на средства прихожан в 1770 году. Жертвователями на храм стали 62 жителя Казани, которые собрали 5000 рублей. Больше всего денег отдал богатый промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов.
Здание вышло очень большим и красивым. Казанский градоначальник был недоволен. Он отправил письмо Екатерине II и пожаловался, что минарет получился слишком высоким. В ответе императрица написала, что дала право мусульманам строить на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, так как оно не входит во владения императрицы.
Поначалу новую мечеть называли Первой соборной, а потом – «Эфенди» — Господской. На протяжении всей истории храм активно поддерживала мусульманская община города. В 1861 году на деньги купца И. Г. Юнусова к храму сделали большую пристройку с лестницей. От этого здание на одну оконную ось стало длинней по фасаду.
Через два года на средства того же благотворителя был расширен михраб. По купеческой династии Юнусовых, которые много тратили на содержание храма, мечеть стали называть Юнусовской.
В 1860-е годы богатый казанский торговец Зайнулла Усманов пожертвовал значительную сумму для перестройки минарета. В той части, которая указывала на святую для мусульман Мекку, прорубили окно, и внутри стало гораздо светлее. Состоятельные купцы Мифтахутдин Валишин и Валлиула Гизетуллин дали средства на ажурную металлическую ограду. Год за годом мечеть становилась все красивее и красивее.
С 1850 года на протяжении 39 лет в мусульманском храме служил имам-хатиб Шигабутдин Марджани. Просвещенный проповедник, педагог и археограф пользовался большим уважением у верующих Казани. Марждани прославился, как историк, талантливый этнограф и востоковед. С конца XIX века мечеть стала носить его имя. В наши дни памятник знаменитому богослову украшает набережную озера Кабан в Казани.
До прихода советской власти в храме проводили религиозные обряды, обучали богословию, геометрии, астрономии и истории. В советские годы мечеть аль-Марджани не закрыли. Она оставалась единственным действующим мусульманским храмом Казани, куда верующие могли приходить за духовной поддержкой и совершать намаз.
Культовое здание и территорию вокруг него неоднократно реставрировали. Большой объем работ был выполнен при подготовке к празднованию 1000-летия города, которое отметили в августе 2005 года.
Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
Старую мечеть считают одним из самых красивых памятников татарской культовой архитектуры, и она по праву стоит в одном ряду с самыми выдающимися достопримечательностями Казани. Здание возведено в традициях средневекового мусульманского зодчества с использованием элементов провинциального барокко. Благодаря гармоничному слиянию двух разных стилей – европейского и восточного, культовая постройка имеет изящный облик и неповторимую красоту.
Оформление выполнено в мотивах «петербургского» барокко и многовековых традиций декоративного искусства татарского народа. Стены храма окрашены в белый цвет, а крыши – в зеленый. Наконечники и полумесяцы на малых архитектурных формах и минарете покрыты позолотой и выглядят очень нарядно.
Основное здание двухэтажное с т-образной пристройкой с северной стороны. Над ним возвышается стройный трехъярусный минарет. Нижний этаж используется под служебные нужды, а на верхнем находятся два богато декорированных молельных зала с мягкими коврами на полу.
Стены и своды помещений для молитв украшены позолоченными растительными орнаментами и разноцветной лепниной. В стене, которая разделяет залы, есть винтовая лестница на минарет. Она выводит на небольшой круговой балкон, откуда муэдзин пять раз в день призывает верующих к намазу.
Главная святыня хранится в мечети со времен Казанского царства. Это камень с могилы Мухаммад-гали бека, который датируют 1530 годом.