Государственный музей изобразительных искусств республики татарстан

Здания-филиалы музея

Галерея современного искусства (ГСИ).

Музей изобразительных искусств города Казани, помимо основного здания, включает в себя 3 подразделения. В таблице ниже приведены названия филиалов галереи, их адреса и режим работы.

Название подразделения ГМИИ РТ Национальная художественная галерея (НХГ) «Хазинэ» Галерея современного искусства (ГСИ) Культурно-выставочный центр (КВЦ) Русского музея
Адрес Казань, Кремль, Музейный комплекс (здание бывшего Юнкерского училища), 3 подъезд Казань, улица Карла Маркса, дом 57 Казань, улица Карла Маркса, дом 57
График работы
  • вторник, среда — 10.00-18.00;
  • четверг — 11.00-20.00;
  • пятница, суббота, воскресенье — 10.00-18.00.

Понедельник — выходной.

  • вторник — 12.00-21.00;
  • среда — 12.00-21.00;
  • четверг — 12.00-21.00;
  • пятница — 12.00-21.00;
  • суббота — 12.00-21.00;
  • воскресенье — 12.00-21.00.

Понедельник — выходной.

  • вторник — 12.00-21.00;
  • среда — 12.00-21.00;
  • четверг — 12.00-21.00;
  • пятница — 12.00-21.00;
  • суббота — 12.00-21.00;
  • воскресенье — 12.00-21.00.

Понедельник — выходной.

В каждом из подразделений касса заканчивает работу на 30 минут раньше времени закрытия галереи.

История открытия

Обновление экспозиции музея состоялось только после революции. В 1919 г. учреждение получило новый статус — галерея была преобразована из городской в губернскую. Это повлекло за собой расширение фондов музея. Произведения изобразительного творчества, пополнившие музейное собрание, были получены из самых разных источников. В их число входят:

  • частные владельцы и коллекционеры;
  • хранилища музеев столицы страны;
  • университет города Казани;
  • государственный музейный фонд;
  • закрытые и разоренные храмы, церкви и монастыри;
  • национализированные усадьбы и особняки.

К своему 25-летнему юбилею музей в Казани уже владел несколькими 1000 шедевров изобразительного искусства. Благодаря этому он приобрел статус центрального, а затем и государственного музея Республики Татарстан.

Год от года собрание музея увеличивалось. Постоянное расширение фондов потребовало от работников культурного учреждения проведения масштабных исследовательских работ для классификации шедевров искусства и формирования отдельных тематических экспозиций.

В 1958 г. приказом Министерства культуры СССР галерея музея в Казани была преобразована в отдельное учреждение — Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ).

С 1967 г. музей размещается в 2-этажном казенном особняке начала 20 в., находящемся в центре Казани. В городе дом, который занимает музей, называют усадьбой А. Г. Сандецкого. Он был построен специально для командующего войсками военного округа Казани в качестве его резиденции. Это здание считается одним из самых красивых строений Казани.

История открытия и развития музея

Идея создания в Казани общедоступного культурного комплекса принадлежала нескольким ученым Императорского Казанского университета: профессорам Николаю Загоскому, Александру Штукенбергу, Николаю Высоцкому и Дмитрию Корсакову.

Их поддержали местные краеведы и собиратели редких предметов, среди них были Александр Заусайлов и Леон Сиклер, а также сам городской голова Сергей Викторович Дьяченко, чей интерес помог привлечь частных инвесторов, таких как Ольга Александрова-Гейнс и Иван Федорович Лихачев, брат которого, Андрей, был археологом и нумизматом. Его 40-тысячная коллекция и собранные с Казанской выставки 1890 г. экспонаты составили основу музейного фонда.

Следом за получением поддержки и ресурсов было принято решение о переносе экспозиции в северный корпус Гостиного двора, древнего здания 16 в., за период своего существования разрушенного и восстановленного несколько раз, в 1995 г. признанного объектом культурного наследия страны.

После восстановительных работ по проекту Колмакова в 1890-е гг. этот выполненный в стиле классицизма архитектурный памятник стал головным музеем региона. О социальной значимости проекта могло свидетельствовать его соседство с Городской думой и кремлевскими стенами. 5 апреля 1895 г. Казанский городской научно-промышленный музей стал открыт для посещения.

Период от начала работы до середины 1920-х гг. можно охарактеризовать как время активной научно-исследовательской деятельности. На смену старым кадрам пришли новые этнографы, востоковеды и археологи, такие как Газиз Губайдуллин, Бруно Адлер, Сергей Ольденбург, круг научных интересов которых помог пополнить коллекцию учебного, этнографического и исторического отделов здания. Был построен Музей имени Лихачева, в попечительство над которым должен был входить представитель этого рода.

Фото Казанского Национального музея республики Татарстан в 1920-х г.

В этот период напечатали первый российский музейный журнал «Казанский музейный вестник», фонды пополнялись покинутыми или проданными предметами быта упраздненного дворянского сословия, утварью для религиозных обрядов, произведениями искусства. За этот период были собраны тысячи артефактов, отражающих культуру татарского народа.

Временной отрезок 1930-40-х гг. для НМ РТ — это период упадка и борьбы против нарастающего давления идеологии, потери большей части научных сотрудников и прекращения исследовательской деятельности. Его завершение связывают со вступлением в должность директора Владимира Дьяконова, чьи систематические археологические, этнографические собирательские работы среди населения помогли музею выйти из кризиса.

Последующие годы ознаменовались строительством новых филиалов, подъемом научной деятельности, формированием новых документальных собраний художественных, духовных и литературных памятников татарской культуры, комплектованием личных вещей, принадлежавших самым ярким людям республики.

Многочисленные выставки, проводимые не только в Татарстане, доказали повышение уровня социально-культурной работы государственного учреждения. Степень организованности сотрудников музея стала настолько высока, что пожар в соседнем здании в 1987 г. не нанес непоправимого ущерба экспонатам.

В 21 в. НМ РТ — это музейный комплекс, включающий в себя множество элементов: выставочные залы, реставрационные мастерские, центры научно-методических работ, библиотеки, экскурсионно-туристические подразделения, отделы документальных и изобразительных источников.

Музейные экспозиции

Хранилище главного музея республики включает в себя более 10 фондов. Самый крупный из них, археологический — это 270 тыс. единиц хранения со всего Поволжья и Приуралья, древних цивилизаций Северной Африки, Ближнего/Дальнего Востока и Восточной Европы, постоянно пополняющийся отдел хранилища.

Экспозиции исторического музея.

Древняя история Татарстана

Эту экспозицию можно посетить на первом этаже выставочного корпуса на ул. Кремлевской. Тут собраны находки со всей территории республики, хронологически охватывающие 40 тыс. лет, от позднего палеолита до конца 19 в. Концепция выставки заключается в демонстрации постепенного изменения образа жизни человека через развитие культуры и бытовой деятельности.

Переход от собирательства и охоты к сельскому хозяйству, от камня к бронзе и железу можно рассмотреть в 5 тыс. памятников ананьинской, пьяноборской и именьковской культуры. В экспозиции представлены реконструкции оружия, домов, одежды жителей Волго-Вятского междуречья и зарождающегося тюркского этноса; находки из могильников, украшения из стекла и керамики, а также вещественные доказательства массового переселения народов в начале первого тысячелетия н.э.

Татарстан в Средневековье

На этом же этаже была создана выставка «Средневековая история Татарстана». Тут находится единственная в мире коллекция артефактов Волжско-Камской Булгарии, изначально собранная Андреем Лихачевым и переданная в музей после его смерти. Серебряная Булгария появилась в 10 в., отличалась высоким уровнем культуры и экономики.

С момента принятия ислама в 922 г. она стала самой северной мусульманской страной. Ювелиры Булгарии славились своим мастерством и работами из серебра, меди и золота. Государство просуществовало более 3 столетий как одна из самых высокоразвитых стран Восточной Европы того времени.

Украшения в музее.

Искусно выполненные орудия труда, оружие и инструменты, представленные в экспозиции, подтверждают значимость Булгарии в регионе. После набегов монгольских ханов территория этого государства была включена в состав Золотой Орды, но волжские булгары сохранили автономность и сумели к 1438 г. восстановить страну со столицей в Иске-Казань, положив начало Казанскому ханству.

Казанская губерния в XVIII веке

На втором этаже того же корпуса можно посетить экспозицию «Казанская губерния в XVIII в.». Одна из первых губерний Российской империи, эта административная единица была создана в начале 18 в. в результате реформ Петра I и стала центром смешения русской и татарской культур.

За это время в Казани были построены мануфактуры, здание адмиралтейства, деревянные мостовые, население города выросло почти в 2 раза, но из 40 тыс. жителей лишь 10 % были татарами. Созданы органы местного самоуправления, Татарская городовая ратуша, медресе и первая в стране провинциальная гимназия.

В экспозиции можно увидеть макеты домов купцов, подлинные портреты правителей, коллекционное оружие, драгоценности из золота и стекла. Представлены официальные документы, в которых можно найти описание купеческих сделок, религиозные тексты, проекты мечетей и слобод.

Музей истории 18 века.

История

С открытия в 1895 г. городского музея ведется отсчет истории и его художественного отдела.

Вначале художественная коллекция пополнялась медленно, после Октябрьской революции началось планомерное комплектование собрания как за счет передачи произведений искусства из национализированных усадеб и особняков, упраздненных церквей и монастырей, так и за счет распределения государственного музейного фонда, выделения картин из запасников центральных музеев.

В 1920–1930-е гг. одноразовые поступления в музей нередко состояли из десятков, иногда – более чем из сотен произведений искусства, среди которых имелись прекрасные образцы древнерусской живописи, декоративно-прикладного искусства: фарфор, художественное стекло и металл, золотошвейные изделия, кружево, вышивка, картины В.Д.Поленова, В.В.Пукирева, Н.В.Неврева, И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, В.Е.Маковского, В.Г.Перова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина и многих других.

Бурный рост коллекции позволил перестроить работу отдела. Инициаторами обновления стали искусствовед и художник П.М.Дульский, назначенный в 1919 г. заведующим художественным отделом музея, и его ученик – историк искусства П.Е.Корнилов. Благодаря им был изменен статус отдела (превращен в картинную галерею Центрального музея ТАССР), увеличена экспозиционная площадь, созданы новые отделы, в том числе древнерусского искусства, и кабинет гравюр, развернуты активная выставочная работа, издательская деятельность.

П.Дульскому принадлежит заслуга формирования фонда произведений местных художников. В 1919 г. он приобрел для музея несколько произведений Н.И.Фешина, положивших начало коллекции казанских художников, которая позднее пополнилась произведениями П.П.Бенькова, Г.А.Медведева, П.А.Радимова, В.К.Тимофеева, Б.И.Урманче, К.К.Чеботарёва, Н.С.Шикалова и др. мастеров.

С 1932 г. в картинной галерее экспозиции ведущих отделов, прежде всего отдела русского искусства, начали строиться по историческому принципу.

В послевоенные годы основными источниками пополнения фондов стали экспедиции по сбору произведений народного искусства, закупки работ министерствами культуры РСФСР и ТАССР, приобретения самой галереи, передача произведений в дар частными лицами.

Экспозиции последовательно раскрывают процесс развития искусства от средневековья до наших дней.

Реконструирован заброшенный ранее музейный парк, его украсила выставка скульптуры под открытым небом. В нем стали проводиться общественные мероприятия (заседания фотоклуба и др.).

В 1996 г. вступил в строй новый, специально спроектированный музейный корпус, в котором разместились депозитарий и 3 выставочных зала.

Музей изобразительных искусств Республики Татарстан возглавляли: В.М.Дьяконов (1958–1962), Г.А.Могильникова (1962–1968), Ю.И.Петров (1968–1983), А.А.Сластунин (1989–2006), Р.М.Нургалеева (с 2006).

Шишкин И.И. Вечер в сосновом лесу. 1875

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

История

К середине 1920-х гг. в музее были созданы отделы:

  • историкоархеологический,
  • этнографический,
  • восточных рукописей,
  • естественноисторический,
  • историкобытовой,
  • художественный,
  • древнерусского искусства.

В 1930-е гг. в связи с гонениями на краеведение научная деятельность музея была ограничена, в конце 1930-х гг. действовали отделы природы, истории местного края дореволюционного периода, истории советского общества, массовой работы.

Уже в 1920-е гг. Государственный музей Татарстана начал выполнять роль координирующего методического центра для музеев региона.

В 1981 г. в результате централизации большей части музеев республики был создан Государственный объединенный музей ТАССР. Первоначально в его состав вошло 17 музеев, новые музеи открылись в 1980–1990-е гг.

В 2006 г. в состав объединенного музея входило 75 музеев-филиалов. С 2007 г. большинство музеев стали самостоятельными.

Коллекции

В музейном собрании имеются уникальные коллекции, в том числе:

  • коллекция работ уроженца города Елабуга И.И.Шишкина, насчитывающая 42 живописных произведения и 300 графических листов – рисунков, офортов, литографий;
  • самая большая в нашей стране коллекция произведений Н.И.Фешина – около 100 живописных и более 300 графических работ, несколько десятков предметов декоративноприкладного искусства;
  • коллекция произведений мастеров Татарстана, включающая свыше 7 тысяч образцов профессионального и народного искусства.

Среди них – произведения татарских художников старшего поколения: Х.А.Якупова, Л.А.Фаттахова, М.У.Усманова, Г.А.Рахманкуловой, графиков: Э.Г.Ситдикова, И.К.Ахмадеева, Э.Я.Зарипова, скульпторов Б.И.Урманче, В.М.Маликова, А.Х.Абдрашитова, Н.И.Адылова, А.К.Баширова.

Широко представлены работы таких мастеров изобразительного искусства, как А.А.Абзгильдин, З.Ф.Гимаев, И.К.Зарипов, Е.В.Зуев, Р.А.Кильдибеков, В.Н.Скобеев, Ш.М.Шайдуллин, В.К.Фёдоров, И.Л.Язынин, С.М.Кульбака, И.К.Колмогорцева, В.В.Карамышев, В.А.Попов, Л.А.Потягунин, Л.М.Кальюранд, Т.А.Зуева, Б.И.Майоров и др.

В Музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранятся картины художников поставангардных направлений – В.П.Аршинова, Н.У.Альмеева, Е.Г.Голубцова, И.М.Ханова и др., а также членов новых творческих объединений и групп (см. Изобразительные искусства).

Коллекционный фонд национального музея

В музее собраны редкие коллекции со всего света. В египетской экспозиции можно найти саркофаги и предметы для погребения, в античной — собраны экспонаты из древнегреческой керамики 4 в. до н.э., а собрание монет нумизмата Лихачева сейчас составляет около 120 тыс. единиц. В письменном фонде находится 130 тыс. документов и книг с начала 16 в. на татарском, арабском и персидском языках; тарханный ярлык хана Сахиб-Гирея, проливший свет на отношения ханства с Османской империей.

Реставрируются личные коллекции татарских деятелей культуры, науки и героев труда. Среди них есть вещи поэтов Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля и композиторов Фарида Яруллина, Джаудата Файзи и Назиба Жиганова.

Экспозиции

До декабря 1987 г. в музее ежегодно открывались новые выставки и функционировали старые. Экспозиция площадью 5 тысяч кв.м отражала природные особенности края, его прошлое и настоящее.

В 1987 г. здание музея пострадало от пожара, постоянная экспозиции были демонтированы.

С 2004 г., после реконструкции здания по улице Кремлевская, началось открытие разделов постоянной экспозиции: «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке» и др.

Площадь постоянной экспозиции составляет около 2,5 тысяч кв.м, выставочных залов – около 1 тысячи кв.м.

Здесь проходят разнообразные по своей тематике выставки. Общественный интерес вызвали выставки: «Окно в природу» (с 1991 г., представлен растительный и животный мир Татарстана); «Первый флаг республики» (1998 г., отражает период истории Татарстана с конца XIX в. до 1920-х гг.); «Неизвестная страна» (1997–2001 гг., знакомит с археологическими материалами по истории племен, населявших Волго-Камье в добулгарский период); «Возвращение Г.Исхаки на родину» (1998); «Это наша с тобой биография» (1999 г., к 80-летию комсомола); «Все струны сокровенные сердец» (1999–2000 гг., представлены традиционные, профессиональные, мемориальные музыкальные инструменты народов мира); «Афганский реквием» (1998, 1999, 2000); «Во имя сыновнего долга» (1999–2000); «Мы были, есть и будем всегда» (1999–2000 гг., посвящена С. Максуди); «Казань в годы Великой Отечественной войны» (2000); «Сокровища Татарстана: реликвии Государственного объединенного музея» (2000); «Казанское чаепитие» (2001); «Диковинки естественного фонда» (2003); «Я памятник себе воздвиг, чудесный, вечный…» (2003 г., к 260-летию со дня рождения Г.Р.Державина); «Погибая, не умрет герой» (2004 г., к 60-летию гибели Мусы Джалиля и джалильцев); «Музейные раритеты – тысячелетию Казани» (2005); «Магия театра» (2006); «Неизвестная великая война. 1914–1918» (2014); «Татарские народные ремесла» (2016) и др.

Музей является одним из ведущих научно-исследовательских и просветительских центров региона, вносит заметный вклад в изучение истории народов Татарстана.

Успехи музея во многом связаны с деятельностью таких ученых, как П.М.Дульский, П.Е.Корнилов, Н.Ф.Калинин, М.Г.Худяков, Г.Губайдуллин, Е.П.Бусыгин, Е.Г.Бушканец, Г.Н.Вульфсон, М.К.Мухарямов, И.Р.Тагиров, А.Х.Халиков, Р.И.Нафигов, Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин, М.А.Усманов и др.

В 1920-е гг. с целью исследования культуры и быта татарского народа и пополнения фондов музея были организованы первые этнографические экспедиции в районы республики. В 1938 г. институт материальной культуры Академии наук СССР, Государственный Исторический музей, Центральный музей ТАССР начали совместное плановое изучение столицы Волжских Булгар.

В 1895–1917 гг. издавался Ежегодник Казанского городского научно-промышленного музея, в 1921–1924 – журнал «Казанский музейный вестник»; в 1995 г. возобновлено издание ежегодников.

Директора музея: С.В.Дьяченко (1895–1901), А.А.Штукенберг (1901–1905), Н.П.Загоскин (1905), П.И.Кротов (1905–1906), Н.Ф.Катанов (1906–1912, 1914–1917), М.Д.Рузский (1912), Г.П.Кириллов (1913), Б.Ф.Адлер (1918–1922), Н.И.Воробьёв (1922–1930), М.И.Борисов (1930–1933), Е.И.Медведев (1933–1934), Л.А.Ахметшин (1934–1935), Г.Н.Республиканец (1935–1937), Г.Б.Вахламов (1937–1941), В.М.Дьяконов (1941–1977), Л.Г.Валеева (1978–1987), Г.С.Муханов (1987–2006), Г.Р.Назипова (с 2006 г.).

Основание

Музей создан в 1958 г. в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР о преобразовании картинной галереи Государственного музея ТАССР в Государственный музей изобразительных искусств ТАССР.

В 1964 г. постановлением Совета Министров ТАССР новому музею было предоставлено собственное здание в центре города – памятник архитектуры дом командующего Казанским военным округом. После ремонта и реставрации в нем разместился (1967) Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Как и многие другие известные музеи, он сформировался на основе частного собрания. В его основу легла коллекция ученого-археолога и коллекционера А.Ф.Лихачёва. После его смерти брат собирателя вице-адмирал И.Ф.Лихачёв в 1891 г. пожертвовал коллекцию городу Казани.

Живописный раздел этого собрания состоял из 425 картин, причем большей частью – из произведений западноевропейских художников: Фландрии, Голландии, Франции, Италии.

Среди 98 работ «русской» части коллекции преобладали картины живописцев, с которыми Лихачёв был знаком или связан дружескими отношениями: В.Г.Худякова, И.И.Шишкина, В.Г.Перова, Л.Л.Каменева, А.В.Гине. Имелись произведения и других известных русских мастеров: Д.Г.Левицкого, В.А.Тропинина, Л.К.Плахова, В.М.Резанова.

Фешин Н.И. Портрет Вари Адоратской. 1914

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Музей сегодня

Музей изобразительных искусств Республики Татарстан является одним из наиболее крупных художественных музеев РФ. Общая площадь составляет 3230 кв.м (в том числе площадь экспозиций 1830,8 кв.м, площадь хранения 960,4 кв.м), музейный парк 1900 кв.м.

В 2005 г. музей получил залы здания бывшего юнкерского училища в Казанском кремле для устройства филиала – Национальной художественной галереи, куда были переведены произведения искусства Казанской губернии и отдел татарского искусства.

В 2008 г. был открыт Ресурсный Центр творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями. Основой Центра стал школьный сектор, работающий в музее с 1970 г. С 2016 г. Центр входит в структуру Культурно-выставочного центра Русского музея в Казани.

С 2009 г. в составе музея работает Галерея современного искусства. Здесь представлены коллекции современных художников, открыта фотогалерея, проводятся мастер-классы, творческие встречи, работают клубы по интересам.

В фондах хранится около 25 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.

Основными экспозиционными отделами являются отделы древнерусского, русского, западноевропейского искусства, отдел искусства Республики Татарстан.

Урманче Б.И. Сенокос в Салтыке. 1979

Холст, темпера. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: