Возрождение мусульманства в Казани (18-19 вв.)
В начале 60-х годов 18 века, после прихода к власти Екатерины Великой, правительственная политика по отношению к другим религиям, в том числе и к мусульманству, резко меняется. Новая российская императрица, сама сменившая лютеранство на православие, достаточно благосклонно относилась ко всем религиозным течениям и к представителям всех национальностей. В 1763 году татарские купцы получают право вести торговлю по всей стране, а в 1767 году императрица лично посещает Казань и знакомится с представителями всех ее вероисповеданий.
Период правления Екатерины Великой стал переломным для казанских татар
После встречи с представителями делегации татарских мусульман, рассказавших ей о своем угнетенном религиозном положении и отсутствии храмов, Екатерина Вторая разрешает строительство двух каменных мечетей на территории Татарской слободы, а впоследствии подписывает Указ о терпимости всех вероисповеданий в России (1773 г). К тому же, императрица разрешает создать местное мусульманское управление – муфтиат.
С этого периода на территории Татарской слободы начали активно возводиться каменные мечети, первой из которых стала Мечеть Аль-Марджани (1771 г.). За ней следом выросли Апанаевская и Бурнаевская мечети. По мусульманским нормам богослужения непременно должны совершаться пять раз на дню, и поэтому, чтобы не опаздывать на намазы, мечети должны были находиться в пределах шаговой доступности. Таким образом, мечети стали сооружаться все чаще и многие из них неоднократно перестраивались.
Вид первых каменных мечетей Казани и сегодня привлекает внимание художников
Надо отметить, что ислам в Казани развивался немного по-другому сценарию, нежели в других восточных странах. Вероятно, очень тесное соседство с русскоязычным православным населением и его культурой, оказало влияние и на развитие татарской культуры и религии. Обучение в мусульманских медресе имело очень широкий диапазон изучаемых предметов – от чтения и письма до физики, истории и психологии. Уже в начале 20 столетия в Татарской слободе появляется первая труппа татарского национального театра. Да и женщины-татарки, проживающие в Татарской слободе, сбросили покрывала и открыли свои лица одними из первых в мусульманских регионах страны и задолго до Октябрьской революции.
В конце 19-начале 20 вв казанские татарки даже фотографировались
Знаменитые жители слободы
В отличие от Ново-Татарской слободы, где селились, в основном, простые рабочие, здесь в то время жили выдающиеся представители татарской культуры, интеллигенции и духовенства, промышленники и фабриканты. Татарские купцы были известны не только в своём родном городе. Их знали и в Москве, и в Персии, и в Китае, в Петербурге и других крупных городах.
Практически каждое строение Старо-Татарской слободы связано с именем выдающегося человека, какое-то время проживающего здесь. Так, например, очень интересную историю имеет дом Шамиля.
Построен он был в 1863 году и принадлежал купцу 1 гильдии, миллионеру Ибрагиму Апакову. Через несколько лет он отдал свою 18-летнюю дочь замуж за сорокапятилетнего генерала. Свадебным подарком на этом торжестве и стал этот роскошный двухэтажный особняк.
После неожиданной смерти генерала, который был ещё и сыном имама, его вдова решила уехать и продала усадьбу В. Ибрагимову. Молодой предприимчивый купец открыл там конфетную лавку, которая и сделала его «конфетным королём» Казани.
Сейчас в этом доме открыт популярный в городе литературный музей Г. Тукая. Он расположен по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, 74. Координаты: 55.77754, 49.11544.
Дом-музей Каюма Насыри, где когда-то и жил этот знаменитый татарский учёный, писатель, просветитель и языковед, расположен на улице Парижской Коммуны, 35. Координаты: 55.78017, 49.11072.
Немного далее расположен «вкусный дом», где можно узнать много всего интересного про одно из главных национальных блюд: чак-чак.
Здесь не только расскажут и покажут как приготовить эту медовую сладость, а также дадут попробовать. И еще при этом вы узнаете множество интересных фактов о жизни в Татарстане. Так что не забудьте заглянуть в уникальный музей Чак-Чака. А недалеко от здания музея расположена соборная мечеть Нурулла.
И другие ценные музеи украшают собой Старую слободу. Дом имама Марджани был построен в 1858 году. В нем татарский богослов создал многие из своих научных трудов.
Чуть вдали от дома Марджани стоит мечеть Марджани, названная так по имени первого имама, долгое время возглавлявшего этот мусульманский приход. Она была самой первой каменной мечетью, которую возвели здесь сразу после взятия города И.Грозным.
Интересно, что мечеть Аль-Марджани сооружена по приказу императрицы Екатерины-2 в 1766-1770 годах по проекту архитектора Василя Кафтырева. А в советское время (в 20-м веке) она была единственной действующей мечетью в городе.
На соседней улочке можно заглянуть еще в одну старинную Голубую мечеть. Ей уже более 200 лет и когда-то она была четвертой по значимости в Казани.
Двухэтажный дом, в котором проживал владелец кожевенным заводом, купец Юнусов был построен ещё в 19 веке. Потомки купца впоследствии основали мыловаренный завод, свечное и бумаго-прядильные производства.
Династия Юнусовых основали и, практически, всё время содержали детский приют, на их деньги построены несколько мечетей города.
Интересен дом Юнусовых-Апанаевых. После того, как первый хозяин дома продал его купцу Апанаеву, тот, немного реконструировав здание, создал в нём кабинеты для небогатого городского населения, в которых можно было получить бесплатную медицинскую помощь. Конечно, за это время дом сильно изменился. Но и по сей день в нём работает поликлиника.
Адрес дома Юнусова: ул.Фатыха Карима, д. 14/67. Координаты: 55.77863, 49.11637
Преследование мусульманства в Казани (16-18 века)
Однако, многие татары продолжали исповедовать ислам, хотя храмы возводить им более не позволялось. Тем не менее, почти через сорок лет после взятия Казани в конце 16 века в Татарской слободе, как называлось место поселения татар, все-таки появились первые мечети. Но казанский митрополит Гермоген, ярый поборник христианизации, сообщил об этом нарушении в своей челобитной государю Федору Иоанновичу. После чего все возведенные мечети были уничтожены, а строить новые запрещалось строго-настрого. И это правило соблюдалось неукоснительно очень длительное время, хотя в отдаленных районах губернии мечети все-таки строились.
В первых десятилетиях 18 столетия, Петр Первый серьезно занялся вопросом крещения оставшихся мусульман. В 1713 году он распорядился за полгода крестить всех зажиточных жителей Татарской слободы. В 1720 году по тому же поводу был издан новый указ. В данных указах новообращенным христианам давались определенные льготы и даже денежные премии, а у некрещеных богатеев отбирались православные работники. Особого отклика эти указы не нашли, а некоторые мусульмане крестились фиктивно – для получения льгот и денег.
Вопросом крещения казанских татар занимался самолично и Петр Первый
Во времена правления Анны Иоанновны вопрос о крещении неправославных народов России был вновь поднят повсеместно. В Поволжье для исполнения этой миссии в 1740 году был прислан архиепископ Лука Конашевич, который проводил политику христианизации татарских мусульман очень жестокими и жесткими методами. После казанского пожара 1742 года, который нанес очень существенный ущерб основным православным храмам города, фанатичный миссионер обвинил в поджоге татарских мусульман, после чего началось повсеместное гонение мусульманского духовенства и разрушение всех губернских мечетей. По указу уже следующей императрицы — Елизаветы Петровны мусульманские храмы в местах проживания крещеных татар должны были быть уничтожены.
В 1749 году Л.Конашевич добивается переселения части татар-мусульман подальше от городского центра на юго-запад за озеро Кабан, где со временем образуется Ново-Татарская слобода, в которой обоснуется рабочее и ремесленное население, и где позднее будут создаваться промышленные предприятия.
Лука Конашевич был одним из многих, кто боролся за христианизацию татар
По наветам Л.Конашевича из Петербурга в 1752 году приходит новый царский указ о повсеместном уничтожении всех имеющихся мечетей. Однако, самоуправство и фанатизм архиерея, вызывающие массовые жалобы у татарского населения, дошли до Петербурга и в 1755 году Л.Конашевич был переведен на службу в другой город, где и закончил свою жизнь. Хотя легенды гласят, что этот жестокий человек был заточен в Свияжский монастырь, где его покарал Всевышний, свернув ему шею.
Это было очень давно…
В 19 веке в Слободе был открыт Восточный клуб, где читали свои произведения как знаменитые, так и ещё только начинающие поэты и ставились первые национальные пьесы. В этом здании была отдельная комната для популярной тогда игры в лото, а также библиотека с уютным читальным залом. Не было ограничений в одежде: люди одевали и национальные костюмы, и костюмы по последней моде.
Но главным и обязательным для всех посетителей этого заведения был национальный головной убор — это каляпуш для мужчин (так именовалась тюбетейка), а для женщин это был калфак. Сейчас в этом здании располагается Татарский театр им. Камала.
На площади рядом со зданием театра расположен небольшой парк с фонтанами
и необычными скульптурами. К примеру, эта под названием «Загадки Шурале» посвящена героям сказки Пушкина: работнику Балде и Черту.
Примечательно, что улица К.Насыри изначально звалась Захарьевской. Это название она получила потому, что в конце улицы стояла православная церковь Захарии и Елизаветы. До наших дней она, к сожалению, не сохранилась.
Где находится, как добраться
Основным видом транспорта здесь раньше были барабусы (я писала о них ). Позже трамваи, автобусы. Сейчас же на основной территории слободы транспорт не ходит, чтобы как можно лучше сохранить атмосферу старины.
Старо-Татарскую слободу можно посещать бесплатно, ежедневно и круглосуточно. Добраться до неё возможно на любом общественном транспорте, который идёт до Речного вокзала. Трамвай под номером 2 тоже довезёт вас прямо до места. Или вам нужно будет пройти всего минут 20 от станции метро или площади Тукая.
Старо-Татарская слобода находится по адресу: улица К.Насыри в Казани. А также на прилегающих улочках. Приходите сюда на экскурсию, чтобы поближе познакомиться с гостеприимным татарским народом!
Координаты Мечети Марджани: 55.77976, 49.11777, дома Шамиля: 55.77753, 49.11544. А еще вы можете посетить в Казани интересный объект: небольшую татарскую деревню «Туган Авылым». В ней с удовольствием можно провести несколько приятных часов, знакомясь с бытом и традициями татарского народа.
Посмотрите расположение объектов Старотатарской слободы на карте Казани (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).
В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.
Этно-уголок коренных татар
Сейчас Старотатарская слобода — это ещё одна пешеходная зона для туристов, которая даёт возможность всем желающим поближе познакомиться с историей местного народа, его обычаями, культурой и устоями.
Это историческое место очень сильно отличается, например, от всегда многолюдной улицы Баумана. Здесь не встретишь большого количества туристов, нет здесь развлекательных музеев и модных магазинов.
Зато туристам можно увидеть множество старинных домов, каждый из которых имеет свою неповторимую историю; большое число старинных мечетей, из которых слышится пение муэдзинов, призывающих верующих к молитве. Всё это появилось здесь ещё в 18-19 веках и бережно хранится для потомков.
В 1992 году Татарская слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.
Создание Татарской слободы (середина 16 в.)
Казань, являющаяся столицей Казанского ханства с середины 15 века, переняла очень много ключевых моментов от существовавшего здесь прежде средневекового государства – Волжской Булгарии. В качестве булгарского наследства оказались многие методы ведения хозяйства, ремесла, бытовые и культурные традиции, искусство. Унаследовало Казанское ханство и булгарскую религию – ислам, принятый в городе Булгаре в 922 году на торжественной церемонии с представителями Багдадского или Аббасидского халифата. Более подробно о тех далеких исторических событиях можно прочитать здесь.
Исламская религия стала государственной еще в 10 веке в городе Булгаре
Московское же государство приняло другую религию — христианство. Таким образом, многолетнее противостояние Москвы и Казани имело под собой и существенные религиозные разногласия. В октябре 1552 года войска Ивана Грозного, после довольно продолжительных и кровопролитных боев вошли на территорию Казанского Кремля, где находился административный и политический центр ханства. Это означало падение Казани и всего ее государственного образования.
Новая власть начала покорение нового присоединенного края, прежде всего, с уничтожения мусульманских святынь в виде мечетей и альтернативного возведения православных храмов, три из которых были основаны прямо на кремлевской территории. Из них сегодня до нашего времени дошли Благовещенский собор и Спасский храм в Спасской башне, конечно, в достаточно измененном виде. Создавались в Кремле и монастыри. Да и сама кремлевская территория очень активно начала заселяться русскими переселенцами.
Архитектурный облик Казани с середины 16 века становился православным
А что же стало с местным татарским населением? Понятно, что большая часть защитников Казанского Кремля была уничтожена, часть, возможно, бежала на окраины ханства. Так вот, царским указом оставшееся местное население с мусульманским вероисповеданием, было, во-первых, выселено за городскую территорию, т.е. за реку Булак и озеро Кабан. Во-вторых, началось насильственное обращение их в православную веру.