Загородная резиденция императора
Однако Римско-католическая церковь так и не признала нового статуса правителя. Представительство российской приории, делившейся на католическую и православную ветви, было перенесено в Санкт-Петербург. Загородный дворец в Гатчине, ставший летней резиденцией бежавшего из Франции разорившегося принца Конде, являлся одним из филиалов объединения рыцарей Мальтийского ордена.
Через десять лет Павлу I досталось необычное строение, которое использовалось как место отдыха для большой монаршей семьи. После смерти императора в нем находились лютеранский храм, госпиталь, казарма, дом отдыха, краеведческий музей, а свое нынешнее название, происходящее от французского слова prieure (монастырь), он получил лишь в XX веке.
Приоратский дворец в Гатчине
План дворцово-паркового ансамбля в Гатчине
Существует несколько версий, почему православный самодержец принял священный титул, тем самым формально подчинив себя главному католику — Римскому Папе Пию VI, да еще в тот момент, когда организация госпитальеров утратила былое могущество и служила в основном «для финансовой подпитки отпрысков знатных мальтийских семей». Как бы то ни было, он не только оказал поддержку и покровительство Ордену, но и провозгласил Петербург штаб-квартирой иоаннитов. Сюда, на берега Невы были перенесены главные реликвии мальтийцев, а средиземноморский остров в угоду рыцарям появился на политической карте России, как её губерния.
Архивные и современные фото
Российскую знать и предстоятелей церкви не на шутку встревожило появление у монаршего престола представителей разношерстных лож, всех степеней и градусов, они боялись потерять свое влияние, привилегии, положение при дворе… Павел даже не подозревал, что тем самым подписал себе смертный приговор.Создается впечатление, что Приорат – как некое тайное аббатство, намеренно отнесен подальше от парадной части. Он словно спрятан от посторонних глаз в живописной ложбине рельефа на берегу Черного озера. Осененный купами вековых деревьев замок близко стоит у воды, и его отражение в застывшей зеркальной глади бесконечно волнует душу и радует глаз.
Для строительства замка была применена уникальная технология – «землебита». Её суть проста: между двумя деревянными щитами – опалубкой очень плотно набивается земля, через каждые 5-6 см, проливаемая известью. Застывая, эта «слоеная начинка» становится прочнее камня. Архитектор Львов, уже опробовал данную технологию в родовом имении Никольское-Черенчицы под Торжком, получив столь ответственный заказ и не имея уверенности в успехе, он вряд ли бы стал рисковать. Новаторский способ не подвел зодчего, и вот уже более 200 лет Приоратский дворец стоит в сыром питерском климате.Но не всё здание, как может показаться, выстроено из земли. Высокая башня — доминанта ансамбля, завершенная пирамидальным шпилем, сложена из блоков пудостского известняка, а две сторожки и стена ограждения — из земляного кирпича.В композиции ансамбля очевидна организующая роль дворца, хотя и компактного по размерам, остальные постройки, компонуясь вокруг, формируют вместе с ним единое целое.Во время Великой Отечественной войны парк и замок попали в зону бомбардировки,здание хоть и пострадало, но не было полностью разрушено. Сегодня единственная угроза для памятника старины – это вторжение современной застройки в историческую панораму – улица Чкалова вплотную примыкает к парку…Уникальные технические и конструктивные особенности этого сооружения, его художественная самобытность и потрясающая гармония с окружающей природой ставят Приоратский дворец в число уникальных мест России, и наша с Вами задача сохранить его для потомков.
Нужная информация для туристов
Где же находится контрастирующий с привычной питерской архитектурой и привлекающий своим необычным внешним видом Приоратский дворец? Адрес шедевра таков: г. Гатчина, ул. Чкалова. Главным ориентиром для туристов станет обелиск Коннетабль, который находится на пересечении двух проспектов – Красноармейского и 25 Октября.
Что еще необходимо знать тем, кто собирается посетить исторический Приоратский дворец? Экскурсии, стоимость которых — двести рублей с человека, лучше всего заказывать заранее, а вот услуги аудиогида предоставляются совершенно бесплатно. Посетителей предупреждают, что вспышки камер фотоаппаратов внутри здания запрещены.
В помещении с прекрасной акустикой часто проводятся концерты, которые имеют своих постоянных слушателей. Это чудесное место для проведения свадебных фотосессий, и все желающие смогут воспользоваться новой услугой музея.
Архитектура Гатчинского дворца
Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.
Комплекс включает:
- Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
- Две полукруглые галереи.
- Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.
Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.
На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.
Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.
Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.
Гениальный автор необычного проекта
Архитектором нового здания стал известный Николай Львов, одаренный многими талантами. Изобретатель, оставивший свой след в поэзии, музыке, живописи, геологии, интересовался различными техническими новшествами. Он проводил эксперименты со строительством землебитных сооружений, которые считались новаторским направлением в нашей архитектуре. Дома из блоков глины и земли часто появлялись в то время в Испании, а вот в России это был первый опыт. Возведенное здание с успехом доказало возможность уникального строительства в стране.
Автор асимметричного сооружения, которое выглядит по-разному с каждой стороны света, рассчитывал, что здание, больше напоминающее монастырь, просуществует около пятидесяти лет. Однако Приоратский дворец, отражающийся в прозрачных водах Черного озера, величественно возвышается над ним уже два столетия. Место для строительства выбирал лично автор уникального проекта, и оно оказалось крайне удачным. Где бы ни остановился посетитель исторического музея, везде он увидит новую точку обзора. А тем, кто издалека любуется величественным строением, кажется, что здание высится на небольшом острове.
Главные преимущества землебита
Высота сооружения, возведенного из землебита, не превышала два этажа, а его стены для большей устойчивости расширялись книзу. Надо сказать, что дворяне опробовали новую технику строительства для своих усадеб, но широкого применения в стране она не получила. И только архитектор Львов, освоивший землебит сначала у себя в имении, а затем в Гатчине, раскрыл всем его плюсы. Главным достоинством считалась пожаробезопасность утрамбованных глиняных блоков, к тому же такое строительство сохраняет лесные богатства, что является еще одним немаловажным преимуществом.
К сожалению, после смерти архитектора, создавшего школу землебитного строительства, его дело не получило дальнейшего развития, а учебное заведение вскоре было закрыто.
Залы Гатчинского дворца
Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.
Мраморная столовая
Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.
Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.
Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.
Тронная Павла I
Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.
Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.
Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.
Малиновая гостиная
В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.
Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.
Парадная опочивальня
Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.
Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.
Белый зал
Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.
Туалетная комната
Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.
Аванзал
Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.
Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.
Подземный ход
Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.
История появления уникального шедевра зодчества
Хорошо сохранившийся дворец в Гатчине – это настоящий мини-монастырь, возведенный в конце XVIII века. Уникальное сооружение было построено для самого маленького государства в мире – Мальтийского ордена, растерявшего за столетия часть своих земель и обратившегося после кровавых революционных событий во Франции к Павлу I за поддержкой и помощью. Российский император всегда интересовался историей этого суверенного образования, отношения с которым были установлены еще при Петре Великом, и сразу пошел ему навстречу. Потрясенный падением ордена рыцарей, обосновавшихся на Мальте, он с радостью согласился ему покровительствовать.
Только что взошедший на престол царь не смог отказать нуждающимся католическим монахам, лишившимся имущества после революции во Франции. Павел I подписал с иоаннитами документ, который положил начало «Великому приорству». В 1799 году появился так называемый приорат – небольшой монастырь, находившийся десять лет в подчинении у Мальтийского ордена, главой которого стал Павел I, получивший звание магистра.