Башня сююмбике в казани: подлинная история казанской царицы

Легенда о башне Сююмбике

Редко можно встретить жителя Казани, который не знал бы грустной легенды о башне Сююмбике. Названа она в честь единственной в истории женщины, которая правила Казанским Ханством. Звали правительницу Сююк, и народ очень любил ее за доброту и честность, потому и прозвали красавицу Сююмбике – «любимая госпожа».

По легенде, после завоевания Казани Иван Грозный, очарованный красотой Сююк, прислал к ней сватов с предложением уехать с ним в Москву и занять трон царицы. Получив отказ, царь рассердился. Он явился к стенам Казани с огромным войском и пригрозил уничтожить город, если не услышит согласия. Сююмбике никак не могла допустить такого исхода, и вынуждена была дать положительный ответ. Попросила она в подарок на свадьбу высокую башню, и чтобы построили ее за неделю. Семь ярусов за семь дней возвели строители, и начался великий пир.

Все вокруг веселились и праздновали, но ни сама Сююк, ни жители Казани не были рады. Поднялась правительница на башню, чтобы взглянуть на родной край в последний раз. Сердце ее сжалось от горя, и в слезах Сююмбике кинулась вниз. В память о «любимой госпоже» и назвали самую высокую башню Казани.

Несколько слов об архитектуре

Башня Сююмбике выполнена из красного кирпича, и ее строгий стиль напоминает московское барокко. Она действительно состоит из семи ярусов, последним из которых является зеленый шпиль. Он увенчан золоченым «яблоком» с изображением полумесяца.

Высота башни составляет 58 метров. Благодаря этому факту и своему расположению в отдалении от крепостных стен Кремля башня Сююмбике играла роль дозорной башни.

До сих пор никто не знает, почему башня «падает». Одна из версий – строительная ошибка, а именно недостаточно глубокий фундамент. Существует также гипотеза, что он остался от другого здания, когда-то располагавшегося на этом месте, и почва просто не выдерживает вес башни. Тем не менее, когда наклон составил более полутора метров, башню Сююмбике укрепили.

Загадки истории

Споры о том, когда же все-таки была построена башня Сююмбике, и какому народу – татарскому или русскому – она принадлежала изначально, ведутся до сих пор.

По первой версии, строение возведено во времена правления Казанского Ханства в период с XII по XV век. Если это так, то башня Сююмбике – единственный в столице сохранившийся памятник татарской архитектуры. Согласно второй версии, построили башню уже после завоевания Казани Иваном Грозным, а значит в XVII веке. Если вы отправитесь на экскурсию в Казанский кремль, то, вероятнее всего, услышите именно эту цифру.

Судьба собора после революции

Разрушения культовых строений Казанского Кремля и, в частности, кафедрального  храма начались в Гражданскую войну, еще до полного установления в городе Советской власти. В сентябре 1918 года, захваченную белогвардейским Чешским корпусом, Казань осадили отряды Красной Армии. Обстрел Кремля велся из крупнокалиберных орудий со стороны Порохового завода. Благовещенскому храму досталось тогда по полной программе — прямыми попаданиями снарядов были уничтожили все соборные купола.

В советский период Благовещенский собор находился в плачевном состоянии

Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия  и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.

Пострадала и ценнейшая библиотека собора — чудом сохранившиеся книги находятся теперь в фонде библиотеки Университета. Среди уцелевших старопечатных книг есть очень ценный экземпляр Евангелие 1606 года, с расписными темперными миниатюрами. Эта замечательная книга  была подарком собору от митрополита Казанского Ефрема, в 1613 году венчавшего на царствование первого Романова — Михаила Федоровича.

Евангелие 1606 года чудом уцелело во всех исторических катаклизмах

Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. «О ликвидации церковного имущества» перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.

Здание храма без куполов даже не сразу можно разглядеть на фото 30-х годов

Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в  овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.

А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений. 

Реставрация собора была проведена и снаружи и внутри

Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. Сегодня при соборе находится Музей его истории, посещение которого платное. А работает он ежедневно с 8 утра до 19 часов вечера.

А вот на месте бывшей храмовой колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани. 

На месте бывшей Колокольни сегодня находится Памятник зодчим Кремля

В этих фигурах увековечены русские и татарские строители, рука об руку трудившиеся над созданием архитектурного кремлевского комплекса с середины 16 века.

Загадка башни Сююмбике

Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 — началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец. А вот на картах более ранних периодов (16-17 веков) никаких указаний на наличие башни нет.

Изображение башни на гравюре Турнерелли датируется серединой 19 века

Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной. Сходство же ее с Боровицкой башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие ученые отстаивают татарское происхождение башни, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.

Будет ли разгадана тайна происхождения башни Сююмбике?

С другой стороны, именно около подножия башни Сююмбике в 1977 году был обнаружен Мавзолей казанских ханов, среди которых с большой вероятностью находится и захоронение любимого мужа Сююмбике Сафа-Гирея. Около мавзолея непременно должна была находиться мечеть. Так может Башня Сююмбике находится как раз на месте ханской мечети? Ведь, как утверждают исторические источники, Башней Сююмбике данное строение назвали русскоязычные жители Казани, а местное мусульманское население это место долгое время называло ханской мечетью, именно поэтому мусульмане и приходили сюда молиться? Возможно эта загадка когда-нибудь разрешится, а пока остается только строить гипотезы и восхищаться этой прекрасной архитектурной достопримечательностью Казани.

К башне Сююмбике обязательно стремятся все посетители Казанского Кремля

Оборонительные сооружения кремля — башни и стены

Общая протяжённость стен Казанского кремля составляет 1 800 метров. Стены, как и башни, возведены поэтапно. Первый этап — строительство в 1556—1562 годах под руководством псковских мастеров, Постника Яковлева и Ивана Ширяя — зодчих, возводивших собор Василия Блаженного.

По их плану и под их управлением строили белокаменные стены и крепости на южной и северной сторонах. Там, где дубовые стены сохранились, их включали в каменное ограждение, нередко завозили и новое дерево для постройки башен, прочих сооружений, так как камня не хватало, чтобы в короткий срок защитить территорию от внешнего врага.

Только в XVI – XVII веках дерево было полностью заменено камнем — это был второй этап застройки кремля. В XVIII веке, на третьем этапе, стены надстраиваются.

В переписной книге, датированной 1675 годом, подьячий Алексей Никонов называет 13 башен Казанского кремля — Спасскую проездную, Юго-Западную круглую, Преображенскую проездную, Пятигранную, Безымянную Круглую, Тайницкую, Северную Круглую, Воскресенскую проездную, Северо-Восточную Круглую, Дмитровскую проездную, Консисторскую, Юго-Восточную Круглую. В XIX веке 5 башен разбирают, однако сегодня места их расположения музеефицированы и представлены к обозрению туристов. Все сохранившиеся башни несколько выдвинуты вперёд относительно стен, имеют 2 – 4 яруса, снабжены бойницами, а завершают их прямоугольные зубцы с шатровым покрытием.

Спасская башня. Эта башня, которую украшает и охраняет надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа, является главным въездом на территорию кремля. Первоначально двухъярусная, позже она надстраивается ещё двумя. Первые ярусы — четырёхгранные, верхние — восьмигранные, с часами и часовой звонницей в арке. Во времена советской власти башню украшала красная пятиконечная звезда.

От посада кремль отделял глубокий ров, через который был переброшен подъёмный мост. Толщина новых стен была также впечатляющей — в среднем 6 метров. Хотя она не достигла толщины стен ханских, однако для пущей обороноспособности в нижнем ярусе устроили «печуры» — арки наподобие тех, что делают в русских печах, в «печурах» — пушечные амбразуры. В толще стен — каморы для боеприпасов: ядер, пороха, камней, бочек со смолой. Высотою стены — 8 – 12 метров, выложены в 2 яруса и завершены прямоугольными зубцами и «ласточкиными хвостами».

Вновь сооружённую крепость называли неприступной. Восхищённые отзывы о ней оставили англичанин Флетчер, побывавший в Казанском кремле в XVI веке, и Орудж-бек, секретарь персидского посольства, сравнивший кремль с охраняемыми испанскими и фландрскими крепостями.

Самой древней частью стен стали руинированные остатки на южной стороне кремля. Их обнаружили в 1978 году и датировали приблизительно XII веком. Строительный горизонт этого участка расположен в домонгольском слое. Ещё одна древность кремля — фрагменты земляного вала, сооружённого, предположительно, в конце Х века.

Почему башня наклонилась?

Башня Сююмбике относится к «падающим» башням – так называют строения, которые отклонены от своей основной оси. Самой известной падающей башней является Пизанская. Но она не одна! В мире насчитывается более полусотни подобных строений. Среди самых популярных: церковь в Восточной Фрисландии (Германия), Часовая башня британского парламента (Англия), башня в Невьянске (Россия), пагода в Сучжоу (Китай) и другие.

Почему наклонилась башня Сююмбике? Обследование историков и строителей показало, что она построена на месте старой деревянной дозорной башни и фундамент глубоко ушел в землю. Башня наклонена именно в ту сторону, где деревянный фундамент ушел глубже. У падающей башни Сююмбике отклонение от основной оси достигает двух метров. Сейчас фундамент укреплен и падение башни остановлено, хотя наклон остался и является своеобразной туристической «фишкой» этой башни.

Ансамбль Благовещенского собора

Благовещенский собор остаётся самой большой и древнейшей из уцелевших построек кремля. его возвели в 1561—1562 годах, далее перестраивали и реконструировали в связи с пожарами, ветшанием и прочими резонами. Первичные шлемовидные главы заменили луковичными, окна расширили, пристроили пятиярусную колокольню, которую в советские времена снесли, как и главы.

В соборе сохранились уникальные артефакты и элементы архитектуры: татарское надгробие, датируемое XVI веком; элементы фресковой росписи; позакомарное покрытие; интерьеры XVI—XVII веков в храмовой части.

К соборному ансамблю относятся консистория, декорированная в традициях русской узорчатой архитектуры; архиерейский дом в стиле позднего классицизма.

Легенды Башни

О башне Сююмбике сохранилось множество легенд и преданий. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник. Данное предание привлекает сюда многочисленных паломников.

Другая версия, косвенно подтвержденная археологическими находками 1977 года, вещает о том, что в этом месте находилось захоронение одного из последних ханов Казанского ханства – Сафа- Гирея, умершего в 1549 году. Его безутешная вдова — Царица Сююмбике — велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с этой башни-мавзолея вниз.

С башней Сююмбике связано очень много легенд

Но самая известная легенда, воспетая в стихах, прозе и в изобразительном искусстве, это, конечно же, легенда о Гордой царице. Именно эту легенду рассказывают туристам все казанские экскурсоводы. Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о гордой красавице, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась царица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой.

Легенда о Гордой царице Сююмбике самая популярная и красивая

Желая спасти город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного веселья Сююмбике выразила желание полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним навеки. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни. Еще одна полностью аналогичная легенда заканчивается не так кроваво – царица бросается вниз, но превращается в прекрасную птицу и улетает на свободу.

Но, мы-то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Да и вряд ли бы стал Иван Грозный искать взаимности у женщины, которой было уже далеко за 30 лет. Хотя, кто знает этих царей. Откуда появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – эту легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…

Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?

С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.

Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.

Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.

Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.

Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.

Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.

Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.

Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Из далёкого далека — в наши дни

Среди учёных нет единого мнения, когда возникла первая булгарская крепость на месте кремля. Одни называют X век, другие — век XII-й. Достоверно известно лишь, что булгары, они же — протоболгары — тюркские племена, мигрировавшие в VII веке по Дунаю и Среднему Поволжью, и построили укрепление на удобном для защиты холме.

Когда земли славян оказались под управлением Золотой Орды, Казанский кремль становится центром Казанского княжества в её составе после разрушения булгарской столицы — города Булгар. До 1445 года кремль — резиденция булгарских князей, а после, когда Орда распалась, — центр Казанского ханства до 1552 года. Ханство основал ордынец Улу-Мухаммед, захвативший Казань с войском в 3000 человек и восстановивший систему сбора дани с Москвы.

Ханскую крепость (Арк) обнесли дубовыми стенами — невероятно мощными, толщиною до 9 метров. Для прохода в крепость соорудили 4 проездные башни, внутри выстроили каменные «царские палаты» (как писал Андрей Курбский) и каменные мечети, главная из которых имела 8 минаретов. При мечетях были открыты школы — медресе — и мавзолеи, в которых хоронили ханов.

Вид грандиозных построек изумлял каждого, кто оказывался поблизости Казанского кремля, стены и башни казались неприступными. Однако они не устояли во время осады войском Ивана Грозного — и в 1552 году Казанский кремль — с устрашающими дубовыми стенами, с прекрасными минаретами — превратился в руины…

Мудрость и государственное предвидение Грозного заставили царя не бросить город и крепость в забвении, а привить на этой земле свою культуру. Почти тот час после завоевания по указу Ивана IV начинается строительство нового кремля — каменного и христианского.

История храмовой Колокольни

После постройки храма первоначально около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую  колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.

Колокольня Благовещенского собора была красива и высока

Первый ярус сооружения был оснащен  полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три  ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Башни Сююмбике в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.

Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А вот уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.

Но и без Колокольни древний собор является старинной жемчужиной Казанского Кремля

Увидеть Благовещенский собор, посетить его, а также заглянуть в Музеи истории храма надо обязательно. А узнать о других достопримечательностях Казанского Кремля можно здесь.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

История создания Благовещенского собора

4 октября 1552 г., торжественно въехавший в покоренную Казань Иван Грозный  в связи с радостным  событием — окончанием многолетней борьбы между Русским государством и Казанским ханством – велел соорудить несколько храмов на территории бывшей ханской резиденции. Так, практически в один день, были основаны Спасская церковь, Церковь св. Киприана и Устиньи и Благовещенский храм.

После взятия Казани мусульманская архитектура кремля была заменена на православную

Место для будущего кафедрального собора Иван  Грозный выбирал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был находиться алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство первого деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его и освятили.

Спустя 9 лет, взамен деревянного храмового строения, началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство прибыло в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали сюда  и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского собора, сооруженного в московском Кремле. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в  серебряную раку, стали главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.

Сегодня мощи Св.Гурия вновь находятся в Благовещенском соборе

Архитектурные особенности башни Сююмбике

Стремительно взвивается вверх пятиярусная казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм, хотя некоторые исследователи называют ее семиярусной. Композиционно башня построена из трех разных по высоте четырехгранников, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика. А завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.

Шпиль башни заканчивается «золотым яблоком» и полумесяцем

Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком. Долгое время считалось, что это яблоко является хранилищем неизвестных документов, относящихся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, но документов, увы, в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.

Скорее всего, башня была построена как проездная, ведь если присмотреться, по форме она очень напоминает Спасскую башню Кремля. Нижний ее ярус оформлен проездной аркой с красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.

Красивые ворота башни носят романтическое название — День и Ночь

Нижний массивный ярус декорирован узкими полосками колонок по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.

В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом, который после революции был заменен на полумесяц. Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х годов его снова вернули на шпиль.

Казанский вокзал в Москве является архитектурной копией башни Сююмбике

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве. А это значит, что именно она олицетворяет собой Казань. Во всяком случае, сегодня башня Сююмбике — это знаменитая монументальная достопримечательность исторического центра Казани и основная туристическая «изюминка» Казанского Кремля.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: