Монастырь Сурб-Хач
Рекомендовать место
13
Монастырский комплекс Армянской Апостольской Церкви — монастырь Сурб-Хач, что в переводе означает «Святой Крест». Согласно легенде, в середине XIV века монастырь основал духовный предводитель армян Крыма Ованес Себастациб. Он увидел на месте монастыря огромный огненный крест и расценил это как знамение свыше, которое подтолкнуло его к строительству храма.
Монастырь пережил все: правление Генуи, господство турок, власть Золотой Орды и Российской империи. Все эти долгие годы он был духовным центром армян Крыма, хранителем веры и традиций. В советское время монастырь полностью пришел в запустение: стены его были разрушены, чудесные фонтаны с причудливой каменной резьбой уже не давали чистейшую прохладную воду. И только в начале двухтысячных монастырь снова собрал верующих под крышей своего центрального храма.
Сегодня Сурб-Хач – это целый комплекс построек в окружении девственного старокрымского леса. В церкви Сурб-Ншан (св. Знамения) ведется служба, здесь же создан небольшой музей, рассказывающий об истории монастыря. Старинные фонтаны снова дарят прохладу паломникам, а специально для гостей, прибывших издалека, построена небольшая гостиница.
Монастырь Сурб-Хач отличается какой-то неповторимой светлой атмосферой, вселяет в души спокойствие и умиротворение. Здесь всегда тихо, здесь хочется задержаться и прислушаться к себе.
Крымские армяне и монастырь Сурб-Хач
Появление армян во внутренней части Крымского полуострова связано с религиозной доктриной генуэзских властей, стремившихся подвести под один символ веры – в данном случае католический – всё разношерстное население своих крымских колоний. И действительно, под генуэзским флагом в портовых городах торговали евреи, греки, татары, итальянцы и армяне – всё предприимчивые национальности, знающие своё дело и умеющие торговать.
Наплыв армян в Крым в XII-XIII веках был связан с массовой эмиграцией этого народа с родины, которая подвергалась бесчисленным вторжениям кочевых орд, то сельджуков, то монголов, то Тохтамыша, то Тамерлана, соперничающих между собой персидских и османских военачальников. Армения в средние века была ареной борьбы крупных восточных деспотических образований, сменявших друг друга в мелькании десятилетий. Жить, не говоря уже о том, чтобы процветать, на родине армянам было нелегко.
В Крыму армяне основали свою крепкую общину, которая под давлением генуэзских властей медленно переместилась в XIV-XV веках ближе к просторам Внутренней гряды Крымских гор. Однако и в сложившихся условиях армяне сохраняли сильные позиции в цветущей Кафе (сегодня Феодосия).
До сих пор в районе Тополевки можно увидеть две армянских церкви этого периода: Сурб-Саргиз и Сурб-Урбат. В районе села Богатое находятся развалины Сурб-Егия. В отличие от этих святых для армян мест Крыма, Сурб-Хач, несмотря на те разрушения, которые принесли войны и время, был восстановлен.
История монастыря Сурб-Хач
Основание монастыря Сурб-Хач можно отнести к XIV веку нашей эры, ко времени, когда крымская община армян ещё обладала значительным влиянием и средствами на воздвижение объектов подобного масштаба. Со временем Сурб-Хач становится центром епархии, религиозная власть которой распространялась на весь Крымский полуостров и северное Причерноморье
Переоценить важность этого религиозного центра для армян сложно. Но с приходом русских войск в Крым рушится привычный уклад жизни всех слоёв населения полуострова
Высшее духовенство переселяется в армянский анклав на Кавказе – Нахичевань. Престол епарха также покинул Сурб-Хач, но, несмотря на потерю центрального положения, Сурб-Хач остаётся важным центром культурной и духовной жизни армян. Кроме того, обитель владела большими земельными наделами.
По легенде, монах Ованес Себастаци увидел на месте будущего расположения монастыря, точнее, главного его соборного храма, огненный крест (отсюда и название Сурб-Хач – «Святой Крест»). Таким образом, Себастаци стал духовным основателем монастыря. Храм Сурб-Ншан при монастыре был построен в середине XIV века, в конце XVII – в XVIII веках достроены трапезная, келейная для братии, весь комплекс активно перестраивается. Видимо, армяне нашли общий язык с верховной властью Крымского ханства – Сурб-Хач процветает.
Так выглядел монастырь Сурб-Хач в 1903 году. Полотно К.Ф. Богаевского |
Пауза, связанная с переездом престола в Нахичевань не сказалась негативным образом на монастыре. Жаль, что такого нельзя сказать про революцию 1917 года. Благодаря тому, что Крым долго оставался в руках белой армии, монастырь по инерции продолжал существование.
После революции монастырь Сурб-Хач доживал последние свои годы в качестве действующей обители. За террором последовал голод, потом – многочисленные изъятия и, наконец, закрытие монастыря в 1925 году. Разорениями и разрушениями не обошлось, случались убийства членов братии. В окрестностях монастыря, там, где по рассказам нашли тело убитого новой властью монаха, украшают в память о невинной жертве дерево.
До Второй мировой войны в стенах Сурб-Хач находился пионерский лагерь и туберкулёзный санаторий. Война принесла новые разрушения, но и после боевых действий время продолжало методично уничтожать уникальный культурно-архитектурный ансамбль. Никто не занимался ни в малейшей степени сохранением монастыря, пусть не в религиозном рвении, но в целях сохранить редкой красоты архитектурный комплекс
Даже несмотря на то, что Сурб-Хач стал памятником архитектуры с 1963 года, а с 1979 – охраняемым государством объектом, внимание крымских властей не обращалось в сторону памятника культуры, который неумолимо разрушался временем и людьми.
И только в восьмидесятые годы прошлого столетия заговорили о реставрации монастыря Сурб-Хач – и в этих местах пронесся ветер перемен; заговорили и о духовности. После приобретения независимости Армения заинтересовалась своим культурным достоянием на Крымском полуострове. Сюда были отправлены специалисты, которые должны были оценить масштабы реставрационных работ. На протяжении девяностых годов комплекс активно перестраивался и обновлялся. В 1994 году в главном храме монастыря Сурб-Ншан начались постоянные богослужения, эпизодически проводившиеся с предшествующего года. С 2002 года весь архитектурный комплекс монастыря Сурб-Хач перешел в лоно Армянской Апостольской Церкви.
Мечеть хана Узбека
Самая древняя действующая мечеть Крымского полуострова. Была возведена в 1314 году, во время правления Мухаммеда-Узбека, хана Золотой Орды. В те годы в татарском государстве активно распространялась мусульманская вера. Для укрепления веры в столице Золотой Орды, Солхате (прошлое название Старого Крыма), была построена мечеть, в дальнейшем названная именем Узбека.
Она представляла собой большое прямоугольное здание с одним минаретом, двускатной черепичной крышей, михрабом и порталом. В 1332 году на деньги богатой горожанки Инджибек-хатун появилась медресе — школа для будущих имамов. В ней преподавались арифметика, философия, изучение Корана и другие науки. В 1371 году меценатша была похоронена рядом с медресе.
В 1992 году был закончен этап 4-летней реставрации мечети, поэтому культовое сооружение является действующим по сей день. В 2015-2017 годах были заново укреплены несущие балки, переложена черепица, отреставрирован михраб. В медресе была укреплена кладка, установлена защитная крыша против атмосферных воздействий.
Старокрымские святыни
Старый Крым это реальное Средневековье. Здесь сохранились постройки, возведенные в XIII-XIV веках. Прежде всего, это мечеть хана Узбека. До наших дней она дошла в хорошем состоянии. Ее построили во времена наивысшего расцвета Золотой Орды. Правителем тогда был хан Узбек, а Кырым считался столицей полуострова.
Мечеть хана Узбека
Храм заложили в 1314 году. Минарет был только один. Его поставили возле входа. Главный вход и михраб украсили резьбой. Сохранилась надпись, в которой указана дата строительства. Позже пристроили медресе – религиозную школу. От здания остались только руины. Мечеть является действующей, но открыта для посещения туристами. Недавно ей исполнилось 700 лет! Старше мечети на полуострове нет.
Другим древним раритетом является церковь Иоанна Крестителя. Это еще одна средневековая визитная карточка Старого Крыма. Археологи считают, что ее построили в период с XI по XIV века. К сожалению, более точную дату основания установить не удалось. Сохранился только нижний фрагмент каменной постройки. Толщина стена достигает одного метра. Есть стрельчатые арки и колонны. До сих пор идет спор, кому она принадлежала – грекам или армянам. Несмотря на плачевное состояние, службы в церкви проводились до 1930 года.
Еще есть руины мечети Куршун-Джами. Ее название переводится как «свинцовая мечеть». Скорее всего, поводом для такого имени послужило свинцовое покрытие купола. Храм возвели в 1396 году. Вначале он выполнял роль текие – так называли приюты мусульманских монахов-аскетов (дервишей). Потом стал квартальной мечетью. Так случилось, что развалины оказались на территории имения художника Ивана Айвазовского.
Руины Куршун-Джами
К юго-западу от Старого Крыма находится еще одна достопримечательность — монастырь Сурб-Хач. Он расположен на склоне горы Грыця, в пяти километрах от города. Армянскую обитель основали в XIV веке. Она не прекращала действовать даже во времена турецкого владычества. Комплекс включает церковь Сурб-Ншан, трапезную, монашеские кельи, два фонтана и лестницы в монастырском саду. В советское время его использовали в качестве пионерского лагеря и туберкулезного санатория. Сейчас это действующий монастырь Армянской апостольской церкви.
Как добраться до монастыря Сурб-Хач
Добираться до монастыря Сурб-Хач естественнее всего из Старого Крыма, причём пешая прогулка по красивым местам не будет ни долгой, ни утомительной (около трёх с половиной километров с небольшим повышением местности). Но если вы всё же хотите приехать туда на своём транспорте, то, в случае движения от Симферополя, нужно, не доезжая до Старого Крыма, повернуть на указателе «Сурб-Хач 3 км». Асфальтированная дорога выведет вас через лес к монастырю, где можно найти автостоянку, после чего приступить к осмотру достопримечательностей этого красивого, непривычного глазу православных, монастыря. При движении из Феодосии, нужно насквозь проехать Старый Крым по шоссе Феодосия-Симферополь, и повернуть на описанном выше повороте налево.
Сурб-Хач открыт для посещения, в его стенах, да и за их пределами царит тишина спокойной лесной обители, красивейшего места, чувствуется связь времен и единение национальных культур. После посещения этого монастыря рекомендуем заехать в Тополевку и осмотреть разрушенные временем армянские церкви Сурб-Саргиз и Сурб-Урбат, а также в посёлке Учёное посетить знаменитый Топловский женский монастырь святой Параскевы.
olegman37
Прогулка к святому месту
В соответствии с программой лагеря «Будь в форме», один из пеших маршрутов ведет прямо к монастырским стенам. В сопровождении опытных инструкторов вы совершите трехчасовую прогулку по живописному крымскому лесу, а затем коснетесь настоящей средневековой святыни и ощутите наполняющую душу энергетику монастыря Сурб-Хач в Крыму. Напоследок дадим несколько советов для желающих посетить армянскую обитель самостоятельно. Возле монастыря протекает горный источник, кристально чистая вода в котором, как принято считать, обладает целебными свойствами. Также неподалеку от монастыря находится место, называемое Лесная Глушь, где можно увидеть развалины еще одного старинного монастыря ХIV века – Сурб Стефанос. Кстати, лес здесь действительно «дремучий» – высокие деревья с поросшими мхом стволами будто упираются верхушками в небо. Если вы хотите попасть в монастырский комплекс на своем автомобиле, то в случае движения от Симферополя, не доезжая Старого Крыма, необходимо повернуть на указателе «Сурб-Хач 3 км». За 5-7 минут проехав через лес по асфальтированной дороге, вы попадете прямо к монастырю. Двигаясь с противоположной стороны – от Феодосии, придется проехать насквозь Старый Крым, следуя по трассе Феодосия – Симферополь, затем повернуть налево на том же указателе. Сегодня монастырь Святого Креста открыт для посещений. В его стенах проводятся постоянные службы и звучат молитвы. Святое место помогает обрести душевный покой, сбросить груз терзающих проблем и очистить сердце, наполнив его теплом и светом.
Армянский монастырь Сурб-Хач
В XIII веке сюда из разрушенного землетрясением города Ани приехали армяне. Первые упоминания о воздвигнутом ими храме приходятся уже на XIV век. Предводителю общины, Ованесу Себастаци, однажды явилось знамение с огромным огненным крестом, поэтому монастырь был сразу же назван Сурб-Хач, что в переводе означает «Святой крест». На крышу армяне водрузили реликвию, привезенную из Ани, — крест с главного храма разрушенного города, который был построен еще в IV веке.
За годы своего существования монастырь несколько раз разрушался генуэзцами, татарами, турками. Но каждый раз отстраивался заново и даже расширялся. Сейчас он является действующей мужской обителью, поэтому посмотреть можно только сохранившиеся руины достопримечательности Старого Крыма — кельи, трапезную, внутренний двор и фонтаны.
Мечеть хана Узбека
Самая древняя действующая мечеть Крымского полуострова. Была возведена в 1314 году, во время правления Мухаммеда-Узбека, хана Золотой Орды. В те годы в татарском государстве активно распространялась мусульманская вера. Для укрепления веры в столице Золотой Орды, Солхате (прошлое название Старого Крыма), была построена мечеть, в дальнейшем названная именем Узбека.
Она представляла собой большое прямоугольное здание с одним минаретом, двускатной черепичной крышей, михрабом и порталом. В 1332 году на деньги богатой горожанки Инджибек-хатун появилась медресе — школа для будущих имамов. В ней преподавались арифметика, философия, изучение Корана и другие науки. В 1371 году меценатша была похоронена рядом с медресе.
В 1992 году был закончен этап 4-летней реставрации мечети, поэтому культовое сооружение является действующим по сей день. В 2015-2017 годах были заново укреплены несущие балки, переложена черепица, отреставрирован михраб. В медресе была укреплена кладка, установлена защитная крыша против атмосферных воздействий.
Дом-музей Константина Паустовского
Константин Паустовский впервые появился в этих местах в 1934 году, он был очарован Старым Крымом и посвятил ему несколько глав в повести «Черное море». Писатель несколько раз останавливался в городе, из них дважды (в 1938 году и в 50-е годы) — на улице Карла Либкнехта, у медсестры Веры Романовны Олейниковой.
В 2005 году стараниями меценатов и местных жителей здесь был открыт литературно-мемориальный музей. В нем размещено 4 зала, в которых воссоздан типологический интерьер провинциального мещанского дома.
Есть экспозиция, повествующая о жизни и творческом пути Константина Паустовского. Тут же хранятся личные вещи писателя — фотоаппарат, компас, удочки, картины, а также редкие фотографии.
Армянский монастырь Сурб-Хач
В XIII веке сюда из разрушенного землетрясением города Ани приехали армяне. Первые упоминания о воздвигнутом ими храме приходятся уже на XIV век. Предводителю общины, Ованесу Себастаци, однажды явилось знамение с огромным огненным крестом, поэтому монастырь был сразу же назван Сурб-Хач, что в переводе означает «Святой крест». На крышу армяне водрузили реликвию, привезенную из Ани, — крест с главного храма разрушенного города, который был построен еще в IV веке.
За годы своего существования монастырь несколько раз разрушался генуэзцами, татарами, турками. Но каждый раз отстраивался заново и даже расширялся. Сейчас он является действующей мужской обителью, поэтому посмотреть можно только сохранившиеся руины достопримечательности Старого Крыма — кельи, трапезную, внутренний двор и фонтаны.
Армянский монастырь Сурб-Степанос
Руины обители Сурб-Степанос находятся в лесу, в часе ходьбы от монастыря Сурб-Хач. Доподлинно неизвестно, когда в этом месте появилась обитель и когда она пришла в упадок. Но во время раскопок в 90-х годах XX века был обнаружен хачкар, датированный 1331 годом. Находка позволяет сделать вывод, что монастырь появился в начале XIV, но просуществовал недолго.
Разрушить Сурб-Степанос, по мнению ученых, могли землетрясения, оползни или турецкое нашествие на Крымский полуостров 1475 года. Запустению способствовало и близкое расположение обители Сурб-Хач. Сейчас тут можно увидеть развалины нескольких зданий, остатки террас и источник, поставлявший воду в монастырь.
Долгий путь к возрождению
По велению Екатерины II большое количество армян переселяется на Нижний Дон и в 1778 году Сурб-Хач был покинут своими жителями. Они открывают монастырь с таким же именем в Нахичевани-на-Дону. Главную реликвию обители – старинный каменный крест хачкар, братия при переселении увозит в новый монастырь. Поэтому сегодня в Крыму можно увидеть только его изображения. В конце ХVIII века ранее опустевший монастырь возрождается и возобновляет работу. Он уже не является епархией, но по-прежнему сохраняет свою значимость для оставшихся в Крыму армян. С приходом Советской власти начинается новый виток истории монастырского комплекса. Обитель была разграблена, книги сожжены, некоторые из членов братии убиты. Подобно многим действующим монастырям Крыма, в 1925 году он был закрыт. Одно время здесь располагался детский пионерский лагерь, позже работала больница для туберкулезников. Во время Второй мировой войны монастырские стены выстояли. С 1963 года обитель считается памятником архитектуры, а с 1979 – охраняемым государственным объектом. Неоднократно здесь начинали проводиться реставрационные работы и археологические раскопки. Но полноценно о восстановлении святыни заговорили только в 80-е годы прошлого века. После распада СССР Армения заинтересовалась судьбой монастыря. Прибывшие на полуостров специалисты должны были дать оценку масштабам необходимых реставрационных работ. Начинается активное перестраивание и обновление храма. Наконец, в 1994 году в стенах монастыря Сурб-Хач в Крыму возобновляются постоянные богослужения, которые в течение предшествующего года были эпизодическими. В 2002 году обитель переходит в лоно Армянской Апостольской Церкви.
Фонтаны монастыря Сурб-Хач
В своё время монастырь Сурб-Хач полностью был окружен садами, где трудилась братия. Ныне, на юго-западе от монастырского комплекса тоже можно увидеть сад, главным украшением которого являются два красивых старых фонтана. Они, как и сад, расположены на понижающихся от трапезной террасах, по которым проходит лестница. Фонтаны представляют собой укрытые в камень прямоугольные каптажи, фасад которых украшен архитектурными деталями. Вода собирается в скрытых позади фонтанов цистернах, к которым в свою очередь ведут керамические трубы из источников, расположенных в горах.
Верхний фонтан был построен на рубеже XVIII и XIX веков в типичном армянском стиле. В семидесятых годах прошлого столетия с фонтана пропала навсегда мраморная плита, украшенная изображением ангелов, несущих ритуальный сосуд и крест. Второй фонтан находится ниже. Он также богато украшен и окаймлён сверху аркой. В центре композиции можно увидеть армянский крест.
Армянский монастырь Сурб-Степанос
Руины обители Сурб-Степанос находятся в лесу, в часе ходьбы от монастыря Сурб-Хач. Доподлинно неизвестно, когда в этом месте появилась обитель и когда она пришла в упадок. Но во время раскопок в 90-х годах XX века был обнаружен хачкар, датированный 1331 годом. Находка позволяет сделать вывод, что монастырь появился в начале XIV, но просуществовал недолго.
Разрушить Сурб-Степанос, по мнению ученых, могли землетрясения, оползни или турецкое нашествие на Крымский полуостров 1475 года. Запустению способствовало и близкое расположение обители Сурб-Хач. Сейчас тут можно увидеть развалины нескольких зданий, остатки террас и источник, поставлявший воду в монастырь.
Свято-Успенский монастырь
Рекомендовать место
20
3
Свято-Успенский монастырь вместе с кладбищем воинов, павших во время Крымской войны 1853-1856 годов, располагается в Ущелье Марии вблизи Бахчисарая.
Монастырь собирает в своих стенах тысячи паломников, которые приезжают сюда почтить икону Богородицы, которая относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). Сейчас икона хранится в Мариуполе, в а монастыре остался ее список. Также в монастыре хранится икона Успения Богородицы и копии икон Богородицы — Троеручница и Киево-Печерская.
Монастырский комплекс состоит из Успенского пещерного храма, пещерного храма святого евангелиста Марка, храма святых Константина и Елены, кладбищенского храма святого Георгия Победоносца, церкви святого Иннокентия Иркутского. Также в состав монастыря входят братские корпуса, дом настоятеля, дома для паломников, фонтаны, фруктовый сад, Гефсиманская часовня.
Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?
Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.
Монастырь Сурб-Хач в начале XX века
Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях у нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.
Мост Сурб-Хача был окружён деревьями…
В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А через 12 лет здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к русскому классицизму.
Сурб-Хач. Старинный снимок
Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.
Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие монастырские постройки , она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение над родником, северные и южные ворота.
Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась)
Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).
Остров у Сурб-Хача
Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.
Вид на Сурб-Хач и каптажную постройку
До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.
Главный хачкар Сурб-Хача
Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.
Сурб-Хач. Южные ворота
Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.
Сурб-Хач. Северные ворота
Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…
Иные миры
Обязательно стоит заглянуть на старокрымское кладбище. Оно находится на холме Кузгун-Бурун. Некрополь настолько древний, что можно отыскать могильные плиты с надписями на древнегреческом языке! Это место непременно посещают экскурсанты, поскольку здесь похоронен писатель Александр Грин. Неподалеку от могилы покоится его жена Нина Грин, послужившая прообразом Ассоль из «Алых парусов». В 1980 году на могиле писателя установили памятник в виде Фрези Грант – героини романа «Бегущая по волнам».
Могила Александра Грина
Рядом возник целый литературный некрополь. Здесь находятся могилы писателя-фантаста Вадима Охотникова и поэта Григория Петникова. Они тоже жили в Старом Крыму. Список продолжает поэтесса Юлия Друнина и кинодраматург Алексей Каплер, известный ведущий популярной советской телепрограммы «Кинопанорама». Здесь же похоронен изобретатель русской стенографии Зенон Сапонько.
Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625
Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.
По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.
В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.
Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.
Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач — это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в рейтинг лучших церквей Крыма.
Понять[править]
Старый Крым | |
укр. Старий Крим, тат. Eski Qırım | |
Мечеть Хана Узбека | |
Полезная информация | |
Население | 9370 чел. |
Телефонный код | +7 36555 |
Часовой пояс |
UTC+2:00, UTC+3:00 |
Старый Крым находится в северных предгорьях Крымских гор на высоте 400 м над уровнем моря, в уютной долине, над которой нависает гора Агармыш. Основной хребет проходит немного южнее, отделяя Старый Крым от прибрежных Судака и Коктебеля. В самом городе рельеф довольно плоский.
Когда Старый Крым возник — доподлинно неизвестно. Археологические раскопки указывают на существование античных поселений. Позднее, возможно, был и византийский город, но назван он теперь Старым Крымом совсем не поэтому, а потому, что в XIII веке степной Крым захватили татары, основавшие здесь город Кырым — столицу Крымского юрта Золотой Орды. На побережье при этом господствовали генуэзцы, называвшие тот же город Солхат. Что все эти названия значили — сейчас никто уже не знает и не узнает
Важно то, что генуэзцам вскоре пришлось Крым покинуть, поэтому их топонимика никого больше не интересовала, а татары (при дружеской поддержке Турции) заняли весь полуостров, утвердив его новое название — Кырым.
В XIII-XIV вв. Старый Крым был одним из крупнейших крымских городов. Предполагается, что здесь жили не только татары, но и христиане — армяне, генуэзцы — хотя вообще информации об этом периоде крайне мало, а почти все архитектурные памятники того периода являются руинами в полном смысле этого слова. Расцвет Кырыма заканчивается в XV веке, когда Крымское ханство отделяется от Золотой Орды, столицу переносят в , а бывшую столицу начинают называть Eski Qırım, то есть Старый Крым. Нельзя сказать, что Старый Крым был в упадке, но и конкурировать с новой ханской столицей — Бахчисараем — а тем более с прибрежной торговой Каффой (Феодосией) он точно не мог. В конце XVIII века, после присоединения Крыма к России, Старый Крым покидают почти все его жители, город (на время переименованный в Левкополь) фактически строится с нуля, чему он и обязан своей ровной прямоугольной планировкой, а также чередой одноэтажных дореволюционных особняков, неумолимо напоминающих заштатный уездный город где-нибудь в Черноземье.
В принципе, аналогия с заштатными городами этим не ограничивается: разбитые дороги, местами не асфальтированные улицы — Старый Крым выглядит крайне непрезентабельно, но в нём сохранилось несколько уникальных древностей, и есть интересные музеи, которым город обязан творческой интеллигенции: сначала писателям Александру Грину и Константину Паустовскому (оказавшимся здесь не по своей воле и, в общем-то, не от хорошей жизни), а затем местным краеведам, инициировавшим создание музеев. С этнографической точки зрения Старый Крым не очень интересен: кроме русских и украинцев в городе жили и живут татары, но за последние двести лет они никогда не были здесь в большинстве.
Церковь Иоанна Крестителя
Адрес: Старый Крым, ул. Осипенко, дом 2
Была построена предположительно в XI-XIII веках. Представляет собой небольшую прямоугольную церковь зального типа, имеющую два равноценных входа. В 80-е годы XX века здесь велись археологические исследования М. Г. Крамаровским. До сих пор церковь Иоанна Крестителя является неизученным храмом, но существует версия о том, что изначально она принадлежала или армянской апостольской церкви, или греческой конфессии.
Церковь функционировала вплоть до 1930 года. Сейчас служба для греческой диаспоры и других христиан проводится всего один раз в год православным священником.
Разное
- Благодаря деятельности Иосифа Аргутинского Сурб Хач превратился в важнейший центр культурно-просветительной жизни армян всего Юга России.
- Самым старинным сохранившимся зданием современного города Ростова-на-Дону является церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест).
- Церковь Сурб-хач имеет режим работы без перерыва на обед и работает без выходных
Библиография
- Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт.
- Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта.
- Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8.
- Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь…/ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг.
- Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв.
- Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля.
- Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня
- Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001
- Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-н/Д., АКРА, 2003
- Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999
- Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ереван, 1988
- Сурб-хач — памятник истории и архитектуры конца XVIII века. Сб. Донские страницы. Очерки. Воспоминания. Документы. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1988
- «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства». Р/д, 2012
- Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницина. – Ростов н/Д, 1999.
- Смирнов, В. В. Монастырь на кургане: Святой крест / В. В. Смирнов. — Нахичевань-на-Дону. Этюды старой истории: время и люди. – Ростов н/Д, 2010
- Паспорт на памятник истории и культуры. Церковь монастыря Сурб-хач. Текущий архив. СКДП, институт «Спецпроектреставрация»
- Памятники Дона
- Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) государственного (федерального) значения г. Ростова-на-Дону
- Тернистая судьба храма //проф. Евгений МАЛАХОВСКИЙ, Эдуард ВАРТАНОВ
- ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ
- Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013
- Казаров С.С. «Сурб Хач»