Новое в блогах

Возвышение рода Романовых

Согласно родовому преданию Романовых, они происходили «из Прусс». По другой версии — из Новгорода. Первым достоверным предком Романовых был служивший при московском князе Симеоне Гордом боярин Андрей Кобыла (XIV век).

В XV-XVI веках были популярны прозвища, которые передавались от отца к сыну и впоследствии превратились в фамилии. Однако потомки Кобылы также использовали трехчастную форму имени: собственное имя, имя отца (отчество) и деда (фамилия). Так, например, Петр I, отдавая дань семейной традиции, именовал себя «Бомбардир Петр Алексеев, сын Михайлов».

Пятым (младшим) сыном Андрея Кобылы был Фёдор Кошка (ум. в 1407) — один из выдающихся политических деятелей Московского княжества во времена правления Дмитрия Донского и Василия I. Двор Фёдора Кошки находился близ Тверской улицы. Домовым храмом была каменная Георгиевская церковь. В 1505 году здесь был основан Георгиевский монастырь, давший имя Георгиевскому переулку. В Георгиевском монастыре воспитывались дальние потомки Фёдора Кошки: Никита Романович Захарьин-Юрьев (ок. 1522-1586 или 1585), его сестра Анастасия (1530 или 1532-1560) и брат Даниил.

По теме: Древний монастырь в Георгиевском переулке, или тайны школы №179

Бывший Георгиевский монастырь на рубеже XIX-XX веков. На переднем плане — Казанская церковь, за ней — Георгиевский храм

В XV веке Зарядье благодаря своей близости к Кремлю активно застраивалось богатыми усадьбами. В конце XV века здесь начинается строительство существующих ныне палат Романовых. В конце 1540-х годов Никита Романович Захарьин-Юрьев получил их в качестве приданного своей супруги Варвары, дочери Ивана Михайловича Ховрина. Он сделал блестящую карьеру при Иване Грозном, был назначен им в число четырех ближайших советников царя Федора Иоанновича. Его сестра Анастасия была первой, любимой женой Ивана Грозного.

По теме: Старый Английский двор на Варварке и история установления дипломатических отношений между Россией и Англией

Палаты бояр Романовых со стороны Зарядья

Жена Никиты Романовича Варвара умерла в 1555 году, родив одного сына — Фёдора (1553 или 1554-1633). Во втором браке с Евдокией Александровной Горбатой-Шуйской родилось шесть сыновей и шесть дочерей. Нередко высказывается версия, что матерью Фёдора Никитича была Евдокия Александровна и, тем самым, это роднит его с Рюриковичами, к роду которых принадлежали Шуйские.

Зал «Петровской игрушки»

Петровская глиняная окарина (свистулька) — один из древнейших духовых инструментов. Главное отличие Петровской глиняной игрушки заключается в зеленовато-буром цвете. Устроена окарина гениально. В глиняном изображении человека или животного или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определённым углом расположен рассекатель. На нём-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе окарины предназначены для изменения высоты звука. Декоративные орнаменты: «ёлочки», вертикальные вмятины, точки.

Современная жизнь музея[править | править код]

Современный облик музея (2009)

C 2005 года бывш. Романовский музей включён в состав Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В настоящее время в здании выставлены коллекции живописных произведений (музей в музее) Е. В. Честнякова (среди них такие известные полотна как «Праздничное шествие с песней. Коляда» и «Город Всеобщего Благоденствия») и Б. М. Кустодиева. Костромской музей является единственным обладателем работ Честнякова, именно здесь состоялось в 1975 году фактическое открытие миру его творчества после большой исследовательской и реставрационной работы под руководством В. Я. Игнатьева и С. В. Ямщикова. Музей Кустодиева представляет экспонаты из фондов музея-заповедника, в частности, коллекцию перепрофилированного несколько лет назад музея художника в пос. Островское (бывш. село Семеновское-Лапотное).

Кроме того, в бывш. Романовском музее развёрнута постоянная экспозиция «Костромское боярство: кадры для трона», посвящённая событиям Смутного времени и судьбам двух боярских фамилий — Годуновых и Романовых, а также ежемесячно открываются выставки современных российских художников.

История

Предтечей Романовского музея стала «коллекция древностей», собранная членами Костромской губерской учёной архивной комиссии (КГУАК) под руководством историка Н. Н. Селифонтова (1835—1900). Губернская архивная учёная комиссия, созданная в июле 1885 года, занималась собиранием, исследованием, описанием и публикацией письменных источников, размещаясь в нескольких помещениях в здании Дворянского собрания на Павловской улице (ныне пр. Мира). Именно здесь в двух комнатах первого этажа был открыт в 1891 году Костромской музей древностей — первое музейное учреждение в Костромской губернии. Вскоре комиссия подняла вопрос о необходимости постройки отдельного музейного здания, и костромское дворянство пожертвовало для строительства соседний небольшой земельный участок.

С 1899 года было составлено несколько проектов, выполненных губернским инженером Л. Требертом и городским архитектором Н. И. Горлицыным. Но планы строительства начали осуществляться лишь в 1904 году, когда при подготовке к празднованию 300-летия династии Романовых на высочайшем уровне было принято решение о создании музея, коллекции которого были бы связаны с историей рода Романовых. Наряду с грандиозным памятником, Романовской больницей и музей должен был сформировать в Костроме впечатляющий комплекс «колыбели дома Романовых».

Новый проект здания «в стиле древних русских теремов», составленный Н. И. Горлицыным и согласованный с Николаем II превосходил первоначальный и по размерам, и по архитектурным достоинствам. Средства на строительство были собраны из пожертвований, а частично выделены казной. Крупнейшим частным вкладом оказался взнос красноярского промышленника Г. В. Юдина (род Юдиных, или, точнее, Июдиных, происходил из Костромской губернии), он составил 10 тысяч рублей из почти 100 тысяч, затраченных в итоге на строительство. Закладка здания состоялась в июле 1909 года во время проведения в Костроме археологического съезда, в присутствии ряда видных русских учёных. Строительство продолжалось до 1911 года; внутренняя отделка закончена в 1913 году.

Торжественное открытие музея состоялось 19 мая в присутствии Николая II, императорской семьи и многочисленных гостей, став одним из центральных событий .

После Октябрьской революции 1917 года музей был передан Костромскому научному обществу по изучению местного края. Общество, возникшее в  г., имело биологическую, геофизическую и этнологическую станции, геологическую лабораторию, вело активную деятельность по публикации результатов исследований и включило свою коллекцию в собрание музея. Была создана обширная сеть уездных и волостных ячеек.

В 1945 году в здании открылась Костромская картинная галерея, а 10 ноября 1966 года здание было передано Костромскому областному музею изобразительных искусств (ныне Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

Современная жизнь музея

Современный облик музея (2009)

C 2005 года бывш. Романовский музей включён в состав Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В настоящее время в здании выставлены коллекции живописных произведений (музей в музее) Е. В. Честнякова (среди них такие известные полотна как «Праздничное шествие с песней. Коляда» и «Город Всеобщего Благоденствия») и Б. М. Кустодиева.
Костромской музей является единственным обладателем работ Честнякова, именно здесь состоялось в 1975 году фактическое открытие миру его творчества после большой исследовательской и реставрационной работы под руководством В. Я. Игнатьева и С. В. Ямщикова. Музей Кустодиева представляет экспонаты из фондов музея-заповедника, в частности, коллекцию перепрофилированного несколько лет назад музея художника в пос. Островское (бывш. село Семеновское-Лапотное).

Кроме того, в бывш. Романовском музее развёрнута постоянная экспозиция «Костромское боярство: кадры для трона», посвящённая событиям Смутного времени и судьбам двух боярских фамилий — Годуновых и Романовых, а также ежемесячно открываются выставки современных российских художников.

Фото и описание

Романовский музей находится в городе Кострома. Его открытие в 1913 г. было приурочено к празднованию 300-летнего юбилея династии Романовых. Романовский музей был создан на основе «коллекции древностей», которая была собрана Губернской архивной комиссией Костромы. Под управлением историка Н.Н. Селифонтовой Архивная комиссия занималась сбором, исследованием, описанием, публикацией различных исторических письменных источников. Она располагалась в здании Дворянского собрания, занимая там несколько помещений. Поэтому именно здесь на первом этаже в 1891 г. был открыт музей древностей, который являлся первым музейным учреждением в Костромской губернии.

Через некоторое время был поднят вопрос о постройке для нужд музея отдельного здания. Для его строительства костромским дворянством был пожертвован небольшой земельный участок, рядом с Дворянским собранием.

Перед началом строительства было выполнено два проекта здания музея: один – городским архитектором Н.И. Горлицыным, второй – губернским инженером Л. Требертом. Работы были начаты только в 1904 г., когда в рамках торжественных мероприятий в честь 300-летия дома Романовых, было принято решение о создании Романовского музея, коллекции которого должны были быть связаны с историческими вехами в жизни рода Романовых.

Проект, разработанный Горлицыным, был согласован с императором и предполагал строительство здание «в стиле древних русских теремов». Средства на возведение здание были частично казенными, частично – благотворительными. Самый крупный вклад внес красноярский промышленник Г.В. Юдин (его род происходил из Костромского края).

Здание музея было заложено во время археологического съезда в Костроме в июле 1909 г. Строительство шло до 1911 г. В 1913 г. была завершена внутренняя отделка здания. 19 мая 1913 г. музей был торжественно открыт в присутствии императорской семьи и других знаменитых гостей, это было одно из главных событий в рамках торжественных празднеств.

Музей включал в себя собрания ценных предметов старины. На нижнем этаже размещались библиотека и архив костромской архивной комиссии; на среднем этаже – этнографический отдел, в котором представлены собрания костромских крестьянских костюмов, предметов обихода, домашней утвари. Также были собраны предметы помещичьей старины: предметы роскоши, картины, мебель, посуда. На верхнем этаже размещался большой зал с витринами, в которых размещались старинные акты Дома Романовых. На стенах залы в портретах был представлен весь род Романовых. В правой части этажа размещалось нумизматическое отделение, представленное богатой коллекцией монет г. Сахарова, и церковно-археологический отдел, включающий собрание старинных богослужебных предметов и икон. Достопримечательностью Романовского музея являлась редкая коллекция гравированных портретов российских деятелей за последние 300 лет.

После революции музей передали научному обществу, занимающемуся изучением Костромского края. Это общество, созданное в 1912 г., имело свою геофизическую, биологическую и этнологическую станции, а также геологическую лабораторию. После войны в здании музея открылась картинная галерея, а в ноябре 1966 г. здание передали Костромскому музею изобразительных искусств.

Здание Романовского музея имеет два этажа. Это вытянутый прямоугольный в плане объем, выходящий сложным фасадом на улицу, по бокам – обрамленный башенками. На центральной поперечной оси – повышенный массивный ризалит на главном фасаде и узкий – со двора. Выдающееся вперед крыльцо оформлено двухчастными арками и является основанием балкона.

Планировка здания на всех этажах имеет симметричную композицию. Внутренний интерьер соответствует полностью музейному назначению здания: широкая парадная лестница и просторный вестибюль, две пары просторных прямоугольных залов – с большими окнами. Интерьер до сих пор сохранил интересно выполненные двери, которые имитируют древнерусские полотна.

В 2005 г. музей был включен в состав историко-архитектурного музея-заповедника Костромы. Сегодня здесь представлены коллекции произведений живописи Б.М. Кустодиева и Е.В. Честнякова. Костромской музей – единственный обладатель работ Честнякова. Здесь в 1975 г. состоялось открытие его творчества для мира после крупной реставрационной и исследовательской работы, проводимой под руководством С.В. Ямщикова и В.Я. Игнатьева.

Мастер-класс

Глина — материал податливый. Даже в неумелых руках. И вот уже из бесформенного комка получается лошадь. Отдельно приделываем уши и ноги. Петровскую игрушку не раскрашивают, поскольку лепят из темной глины. Зато наносим орнамент — деревянной палочкой. Это вертикальные полоски, точки, елочки, которые символизировали у крестьян — солнце, дождь, вспаханное поле.

Музей предлагает окунуться в мир творчества, где Вы получите возможность для реализации самых невероятных идей: мастер-класс по лепке игрушки-свистульки, мастер-класс на гончарном круге.

Сувенир на память

Вы сможете приобрести эксклюзивные сувениры народных промыслов: свистульки, тарелки, кружки, кринки и многое другое из глины, а также сувениры с символикой нашего города.

Частный музей «Антиквариат»

Частный музей Антиквариата расположен в Заволжском районе на улице Московской в историческом здании, построенном в 1887 году для железнодорожного вокзала. Музей будет интересен ценителям старины и предметов обихода прошлых веков.

Экспозиция частного выставочного зала музея на Московской предлагает вашему вниманию различные предметы старины: самовары и старинные бутылки, столовое серебро, печные изразцы, фарфор, старинное стекло, коллекция колокольчиков, старинные фотографии, шитье и многое другое. Коллекция частного музея постоянно пополняется. Вход в музей бесплатный

Частный музей Дом Малышева М.М.

 

В музее собраны — история дома в документах и фотографиях, предметы старины: посуда, мебель, швейные машины, ножницы и т.д.; картинная галерея, мастерская художника, авторские работы. Здесь же можно посетить и мастер-класс по вышивке. Посетив выставку, ощущаешь проникновение и соприкосновение с нашей историей, лучше узнаешь о жизни наших предков.

Кроме этого в музее есть гостевой дом «Яблоневый сад» в котором можно разместиться компанией в количестве восьми человек

Продолжение следует (обзор музеев)

Как добраться до Романовского музея

Романовский музей находится в Костроме по адресу проспект Мира, 5. Он расположен в историческом центре города и окружен достопримечательностями: множеством памятников и музеев, пожарной каланчой, гауптвахтой. Рядом находится одна из красивейших старых площадей России — площадь Сусанина.

На общественном транспорте

Добраться до Романовского музея можно на маршрутке, автобусе или троллейбусе, ближайшая остановка «Сусанинская площадь». Это конечная остановка для общественного транспорта в Костроме, отсюда вы уедете практически в любой район города. Путь от площади Сусанина до музея займет не больше 3–5 минут пешком.

На автомобиле

Если вы путешествуете по Золотому кольцу России на собственном автомобиле, вам пригодится карта, на которой видно, как добраться до Романовского музея. От Ярославля по трассе Р-600 нужно двигаться на северо-восток и пересечь реку Волга, так вы попадете в Кострому и сможете посетить самые лучшие достопримечательности города.

На такси

Для передвижения по Костроме удобно пользоваться услугами такси. С мобильного устройства можно вызвать машину через приложение, например, Везет, Максим, Тройка.

Романовский музей на панораме города:

Романовский музей и его экспозиция на видео.

Архитектурный облик и интерьеры

Двухэтажное на цоколе здание выполнено в русском стиле («древнерусский терем»). Кирпичное здание имеет вытянутый вдоль улицы прямоугольный в плане объем, оно выходит на улицу сложным фасадом, обрамленным по бокам башенками. На центральной поперечной оси расположены массивный повышенный ризалит на главном фасаде со стороны улицы и более узкий — со стороны двора. Сильно выступающее крыльцо, оформленное двухчастными арками с висячей «гирькой» в центре, служит основанием балкона второго этажа.

Внешний декор призван вызывать ассоциации с русской архитектурой XVII—XVIII вв.: по всему периметру идет резной фриз, стены первого этажа покрыты «бриллиантовым» рустом, а украшения второго этажа воспроизводят декор русского узорочья. Окна обрамлены наличниками с колонками, составленными из разнообразных дробных элементов.

Планировка всех этажей имеет строго симметричную композицию. Интерьер прекрасно отвечает музейному назначению: просторный вестибюль, широкая парадная лестница с великолепными перилами, две пары просторных прямоугольных залов с огромными окнами (на втором этаже также квадратный центральный зал). В интерьере сохранились интересные двери, имитирующие древнерусские полотна.

Палаты бояр Романовых в советские годы и наши дни

После революции палаты были переданы в ведение Оружейной палаты, в 1923 году в них был открыт музей «Дом боярина XVII века». В 1932 году он был переименован в «Музей боярского быта» и стал филиалом Государственного Исторического музея.

В годы Великой Отечественной войны в палатах разместились различные конторы. В 1951 году здание было возвращено Историческому музею, начались реставрационные работы, которые продолжились до 1964 года. Многие добавления Рихтера были убраны как неподлинные, «жалкие остатки реставрации прошлого века». В ходе реставрации 1984-1991 годов были открыты не обнаруженные в свое время Рихтером древнейшие части здания и реконструирован терем.

В наши дни здесь открыта музейная экспозиция «Палаты бояр Романовых». Представленные интерьеры отражают боярский быт второй половины XVII века.

Палаты бояр Романовых

Архитектурный облик и интерьеры[править | править код]

Двухэтажное на цоколе здание выполнено в русском стиле («древнерусский терем»). Кирпичное здание имеет вытянутый вдоль улицы прямоугольный в плане объем, оно выходит на улицу сложным фасадом, обрамленным по бокам башенками. На центральной поперечной оси расположены массивный повышенный ризалит на главном фасаде со стороны улицы и более узкий — со стороны двора. Сильно выступающее крыльцо, оформленное двухчастными арками с висячей «гирькой» в центре, служит основанием балкона второго этажа.

Внешний декор призван вызывать ассоциации с русской архитектурой XVII—XVIII вв.: по всему периметру идет резной фриз, стены первого этажа покрыты «бриллиантовым» рустом, а украшения второго этажа воспроизводят декор русского узорочья. Окна обрамлены наличниками с колонками, составленными из разнообразных дробных элементов.

Планировка всех этажей имеет строго симметричную композицию. Интерьер прекрасно отвечает музейному назначению: просторный вестибюль, широкая парадная лестница с великолепными перилами, две пары просторных прямоугольных залов с огромными окнами (на втором этаже также квадратный центральный зал). В интерьере сохранились интересные двери, имитирующие древнерусские полотна.

Экспозиции Дворянского собрания в Костроме:

«Губернские истории». Красивая чугунная лестница приведет Вас в залы Дворянского собрания, и вы окунетесь в мир увлечений и интересов старой Костромы. Узнаете о выборах губернского и уездных предводителей дворянства, увеселительных балах. Познакомитесь с историей жизни известных костромских меценатов.

Романовский музей в Костроме

Еще в последние годы XIX в. Костромская ученая архивная комиссия выступила с предложением постройки рядом с домом собрания специального здания для музея комиссии, значительная часть которого была бы посвящена романовской тематике. Идея была поддержана губернскими властями, дворянством, президентом Императорской Академии наук великим князем Константином Константиновичем, а в 1903 г. одобрена лично императором Николаем II. Однако политические неурядицы начала XX в. надолго отодвинули реализацию проекта. Лишь в 1909 г. состоялась закладка здания музея по проекту городского архитектора Горлицина, согласованному с царем. На этот раз музей мыслился как династический музей царского дома.

Торжественное открытие музея состоялось в рамках романовских торжеств в Костроме 19 мая 1913 г. Открывал музей император Николай II, он же со своим семейством стал первым экскурсантом музея, значительную часть коллекции которого составили предметы по истории династии Романовых.

В память о посещении Романовского музея членами царской семьи были оставлены автографы в памятной книге. В настоящее время в здании Романовского музея размещается Костромской музей-заповедник, действуют экспозиции романовской тематики.

Здание Гауптвахты

История

C момента постройки и до начала ХХ века здание гауптвахты использовалось по своему прямому назначению – как место пребывания арестованных военнослужащих. В 1847 г. оно сильно пострадало от пожара, который уничтожил и его ограду. В течение всего XIX века здание подвергалось изменениям: к заднему фасаду была сделана каменная пристройка, на торцовых фасадах пробито несколько новых окон.

В первые годы советской власти здание было передано в ведение губернского музея, позже в нём располагались другие учреждения (библиотека, городской ЗАГС). В 1954 году здание было отреставрировано Костромской специализированной научно-производственной реставрационной мастерской с воссозданием ограды по чертежу 1834 года без литых двуглавых орлов над колоннами ограды.

 Проложение следует (обзор музеев, впереди очень интересно)

История[править | править код]

Предтечей Романовского музея стала «коллекция древностей», собранная членами Костромской губерской учёной архивной комиссии (КГУАК) под руководством историка Н. Н. Селифонтова (1835—1900). Губернская архивная учёная комиссия, созданная в июле 1885 года, занималась собиранием, исследованием, описанием и публикацией письменных источников, размещаясь в нескольких помещениях в здании Дворянского собрания на Павловской улице (ныне пр. Мира). Именно здесь в двух комнатах первого этажа был открыт в 1891 году Костромской музей древностей — первое музейное учреждение в Костромской губернии. Вскоре комиссия подняла вопрос о необходимости постройки отдельного музейного здания, и костромское дворянство пожертвовало для строительства соседний небольшой земельный участок.

С 1899 года было составлено несколько проектов, выполненных губернским инженером Л. Требертом и городским архитектором Н. И. Горлицыным. Но планы строительства начали осуществляться лишь в 1904 году, когда при подготовке к празднованию 300-летия династии Романовых на высочайшем уровне было принято решение о создании музея, коллекции которого были бы связаны с историей рода Романовых. Наряду с грандиозным памятником, Романовской больницей и музей должен был сформировать в Костроме впечатляющий комплекс «колыбели дома Романовых».

Новый проект здания «в стиле древних русских теремов», составленный Н. И. Горлицыным и согласованный с Николаем II превосходил первоначальный и по размерам, и по архитектурным достоинствам. Средства на строительство были собраны из пожертвований, а частично выделены казной. Крупнейшим частным вкладом оказался взнос красноярского промышленника Г. В. Юдина (род Юдиных, или, точнее, Июдиных, происходил из Костромской губернии), он составил 10 тысяч рублей из почти 100 тысяч, затраченных в итоге на строительство. Закладка здания состоялась в июле 1909 года во время проведения в Костроме археологического съезда, в присутствии ряда видных русских учёных. Строительство продолжалось до 1911 года; внутренняя отделка закончена в 1913 году.

Торжественное открытие музея состоялось 19 мая в присутствии Николая II, императорской семьи и многочисленных гостей, став одним из центральных событий .

После Октябрьской революции 1917 года музей был передан Костромскому научному обществу по изучению местного края. Общество, возникшее в  г., имело биологическую, геофизическую и этнологическую станции, геологическую лабораторию, вело активную деятельность по публикации результатов исследований и включило свою коллекцию в собрание музея. Была создана обширная сеть уездных и волостных ячеек.

В 1945 году в здании открылась Костромская картинная галерея, а 10 ноября 1966 года здание было передано Костромскому областному музею изобразительных искусств (ныне Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

Фёдор Никитич Романов (патриарх Филарет) и избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова

После смерти Никиты Романовича в 1586 году усадьба перешла к его старшему сыну — Фёдору Никитичу. Он был женат на Ксении Ивановне Шестовой (1560-1631), от которой родилось шестеро детей. Выжили лишь двое: дочь Татьяна (ум. в 1612) и сын Михаил (1596-1645) — будущий первый царь из династии Романовых, родившийся 12 июля 1596 года на Варварке.

Фёдор Никитич был прекрасным эрудитом, наездником и известным московским щеголем. В царствование своего двоюродного брата Фёдора Иоанновича он занимал различные высокопоставленные должности, получил чин главного дворового воеводы и входил в число трёх руководителей ближней царской думы.

Илья Репин. Портрет Фёдора Никитича Романова. 1897 год

В конце 1600 года Романовых, обвиненных в попытке отравить Бориса Годунова и притязаниях на царский престол, сослали на север. Фёдора Никитича насильно постригли под именем Филарета в Антониево-Сийском монастыре недалеко от Холмогор.

Патриарх Филарет. Портрет из царского титулярника

Его жену Ксению Ивановну постригли под именем Марфы и сослали в село Толвуя в Заонежье. Михаила Фёдоровича, разлученного с родителями, отправили вместе с теткой в Белоозеро. Владения Романовых отписали на государя.

Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы (Ксения Ивановна Шестова)

В 1605 году Лжедмитрий I вернул из ссылки оставшихся в живых Романовых как своих «родственников». Филарет занял пост митрополита Ростовского. В 1608-1610 годах он находился в плену у  Лжедмитрия II в качестве «нареченного патриарха». В 1611 году на переговорах с польским королём Сигизмундом III под Смоленском, отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, Филарет был пленен поляками.

Зиму 1612-1613 года инокиня Марфа с сыном Михаилом провели в селе Домнино — костромской вотчине Шестовых, расположенной приблизительно в 60 верстах к северу от Костромы. Их крепостным был небезызвестный Иван Сусанин, проживавший при боярском дворе в Домнине. Скрываясь от польско-литовских отрядов, Романовы перебрались в Ипатьевский монастырь в Костроме. 14 (24) марта 1613 года здесь было оглашено решение Земского собора об избрании 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова на московский престол.

Ипатьевский монастырь в Костроме

На царство Марфа благословила сына Феодоровской иконой Божией Матери, которая с тех пор стала одной из святынь дома Романовых. 2 мая Михаил Федорович «вшедъ в Москву, взыде на престол царский». Михаил Фёдорович был мягкого нрава, молод и неопытен. И до 1619 года Россией правили инокиня Марфа и её родня.

По теме: Фёдоровский собор в Фёдоровском городке Царского Села

Михаил Фёдорович Романов

Начало царствования династии Романовых омрачилось казнью ребенка, одного из претендентов на русский престол. 6 (16) июля 1614 года в Москве около Серпуховских ворот был казнен Иван Ворёнок — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Ему было всего 3,5 года.

Леон Ян Вычулковский. Бегство Марины Мнишек

В 1619 году Филарет был освобожден из польского плена. 24 июня того же года состоялась его интронизация в качестве патриарха Московского и всея Руси. После этого к нему перешла практически вся власть над страной. Фактически, он был соправителем Михаила.

Родовая усадьба Романовых на Варварке стала именоваться «Старым Государевым двором». В 1629 или 1631 году был основан Знаменский монастырь, которому были переданы земли усадьбы. Своё название он получил по домовой церкви Знамения в усадьбе Романовых. В 1679-1684 годах был построен собор во имя иконы Божией Матери «Знамение».

Знаменский собор

«Старый государев двор» в XVII-XIX веках и реставрация Ф.Ф.Рихтера

В 1668 году палаты и Знаменский монастырь пострадали во время страшного пожара, опустошившего Москву. В 1674 году они были возобновлены. В 1680-е годы палаты были достроены и стали использоваться в качестве монастырских келий.

Московский пожар 1737 года снова повредил их. В 1743 году по указу императрицы Елизаветы Петровны обветшавшие палаты отремонтировали, с конца XVIII века их стали сдавать внаем. В конце XVIII века были разобраны стоявшие на косогоре в глубине участка «палаты на нижних погребах», которые были при Романовых основным жилым помещением. Уцелели только «палаты на верхних погребах», располагавшиеся в углу усадьбы.

Большой урон палатам нанесла Отечественная война 1812 года. В 1821 году даже предлагали снести их и построить новые, но этому воспротивился архиепископ Московский Филарет (Дроздов).

После Крымской войны авторитет Романовых пошатнулся. Чтобы не допустить в обществе роста антимонархических настроений, была разработана целая система мероприятий, направленных на усиление роли Романовых и упрочение их связи с Рюриковичами.

В 1856 году Александр II издал указ о восстановлении палат в первоначальном виде и организации в них музея. Почти одновременно началась реставрация других значимых династических памятников: Теремного дворца в Московском Кремле, покоев Михаила Фёдоровича в Ипатьевском монастыре в Костроме, фамильной усыпальницы Романовых в Новоспасском монастыре в Москве.

В 1857 году палаты были выкуплены у Знаменского монастыря и переданы Московской Дворцовой конторе с поручением возобновить их «в древнем стиле». Работы возглавил академик архитектуры, основоположник научной реставрации в России Фёдор Фёдорович Рихтер (1808-1868), который за проведенные работы был награжден орденом Св.Владимира III степени.

Церемония освящения палат. Император Александр II кладет памятные монеты в закладное место. 1858 год

Бережно разобрав позднейшие достройки, Рихтер обнаружил под ними три сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы, подклет и сложенный из обожженного кирпича средний этаж. Новый кирпич, изготовленный для восстановления утраченных стен и сводов, имел маркировку «1856».

По проекту Рихтера над каменными палатами был надстроен деревянный терем, со стороны южного фасада пристроили красное крыльцо и с восточной стороны здания — балкон. Нижний этаж был оформлен разноцветными гранями под «бриллиантовый руст». В палатах по рисункам Ф.Г.Солнцева были воссозданы интерьеры богатого боярского дома XVII века. Из Оружейной палаты были переданы 185 предметов быта XVI-XVII веков и личные вещи Романовых.

22 августа 1859 года музей «Дом бояр Романовых» был открыт.

Дом бояр Романовых со стороны ВарваркиДом бояр Романовых со стороны Зарядья

25 мая 1913 года, в рамках отмечавшегося с особой пышностью 300-летия дома Романовых, Знаменский монастырь и боярские палаты посетил император Николай II с семьей.

Посещение Их Величествами дома Бояр Романовых на Варварке, 1913 год

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector