Усадьба Архангельское — музей
В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.
Посетители могут осмотреть парк. Во Дворце для посещений открыты только залы первого этажа. Местом основной экспозиции стал Конторский флигель, где гостям расскажут об истории и коллекции. В Кладовой над оврагом проходят выставки современных художников и научные конференции. В здании храма-усыпальницы представляются полотна знаменитых Дж.Б. Тьеполо и Ю. Робера. В летнее время Парадный двор Большого дома наполняется звуками музыки.
Несмотря на все трудности, усадьба Архангельское неизменно влечет к себе тысячи людей, чтобы увидеть воспетые А.С.Пушкиным места и ознакомиться выдающимися образцами русского и европейского культурного наследия. Усадьба Архангельское в 2009 году отметила 225-летие со дня закладки Большого дома и 90-летие музея.
Музей-усадьбаКоломенское
План усадьбы Коломенское
Художественный облик Коломенского начинает складываться со второй четверти XVI в.В 1532 г. Василий III, большой любитель «княжеских прохлад» (охоты) и загородных построек, воздвиг в Коломенском над самым обрывом к реке чудесную церковь Вознесения.Вот что писал по поводу коломенского шедевра французский композитор Берлиоз: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго стоял ошеломлённый». Действительно, эта постройка, как бы оправдывая своё название, неудержимо возносится ввысь.Храм Вознесения стоит на подклете. К нему с трёх сторон идут широко раскинувшиеся крыльца с рундуками (площадками), позднее получившие кровли. Этот храм воспроизводит в камне формы деревянных шатровых церквей, издревле существовавших в русском народном зодчестве. Столпообразный храм Вознесения, представляет собой единый вертикальный массив большой высоты (около 70 м); суживаясь, здание переходит в стройный шатёр, увенчанный небольшим барабаном, с почти не заметной снизу маленькой главкой. Привычные алтарные апсиды — отсутствуют.Художественный облик Коломенского начинает складываться со второй четверти XVI в.В 1532 г. Василий III, большой любитель «княжеских прохлад» (охоты) и загородных построек, воздвиг в Коломенском над самым обрывом к реке чудесную церковь Вознесения.Вот что писал по поводу коломенского шедевра французский композитор Берлиоз: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго стоял ошеломлённый». Действительно, эта постройка, как бы оправдывая своё название, неудержимо возносится ввысь.Храм Вознесения стоит на подклете. К нему с трёх сторон идут широко раскинувшиеся крыльца с рундуками (площадками), позднее получившие кровли. Этот храм воспроизводит в камне формы деревянных шатровых церквей, издревле существовавших в русском народном зодчестве. Столпообразный храм Вознесения, представляет собой единый вертикальный массив большой высоты (около 70 м); суживаясь, здание переходит в стройный шатёр, увенчанный небольшим барабаном, с почти не заметной снизу маленькой главкой. Привычные алтарные апсиды — отсутствуют.Строитель храма не известен, но на основании стилистического анализа не приходится сомневаться, что он был русским. Сооружение храма такой формы и такой высоты было в те времена сопряжено с большими трудностями. Но задача была разрешена блестяще, и постройка безымянного мастера наглядно говорит потомству о высокой технике русского строительного искусства в XVI в. (Интересная особенность: для удобства ремонта зодчий устроил в толще стены хорошо освещённую лестницу; переходя у основания шатра в железную цепь стремянку, она позволяет подниматься до самого креста, где некогда была наблюдательная вышка. Таким образом, в старину Вознесенская церковь играла роль сторожевой башни, с которой о приближении врага давался сигнал — днём дымом, ночью пламенем.)Во всём основном церковь Вознесения, глубоко заложенный фундамент которой опирается на дубовые сваи, сохранилась хорошо и дошла до нас без существенных изменений. Разве что, первоначально её наружная отделка была построена на сочетании красного цвета с белым, побелка стен относится к более позднему периоду…Коломенское также славилось своим деревянным «Дворцом — сказкой», за величину, яркость и красочность образа, получившего имя — восьмое чудо света (был разобран из-за ветхости в 1768 г.). В 1770 г. на берегу Москвы — реки был выстроен дворец для Екатерины II, разрушенный французами в 1812 г., а в 1825 году его сменило ещё одно царское жилище, которое также не сохранилось.
Большой дом — дворец в усадьбе Архангельское
Центральное место архитектурно-паркового ансамбля занимает Большой дом. Центральную анфиладу его составляют Вестибюль, Аванзал и Овальный зал. Холодный оттенок стен вестибюля подготавливает гостей к входу в парадный зал. В Аванзале две деревянные лестницы ведут на второй этаж. Овальный зал — композиционный центр дворца. В нем проходили приемы и балы. Стены и плафоны украшены декоративной росписью, а купол Овального зала — полотном Н.де Куртейля «Амур и Психея». По обе стороны от Вестибюля и Овального зала находятся парадные покои. В северной анфиладе — Парадная столовая и зал Тьеполо. В южной — Амуровая комната и Императорский зал, Салон и Парадная спальня. В западной — Антиковый зал и залы Юбера Робера. В столовой роспись занимает всю высоту стен. Ее мотивы взяты из украшений египетских дворцов. Пять комнат верхнего этажа при Н.Б.Юсупове занимала библиотека, собранию которой могли бы позавидовать даже Москва и Петербург. В ее комнатах расположены книжные шкафы из красного дерева и светильники, бюсты философов и писателей. Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова и великолепная мебель, часы и бронзовые осветительные приборы превратили Большой дом в настоящий Дворец.
Усадьба Архангельское — архитектура
Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы — О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики. Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер. После войны 1812 года и крестьянского бунта пришлось часть построек восстанавливать. Были сооружены и новые здания. Вновь был установлен бельведер. Изменен фасад и надстроен флигель. Оформлен парадный двор. Парк в имении стал выдающимся образцом ландшафтной архитектуры. Он занимает центральную часть имения и спускается к берегу Москвы-реки. Автором проекта является итальянский архитектор Д.Тромбаро. Перед южным фасадом были созданы три искусственные террасы, украшенные статуями и бюстами античных героев и философов. С юга парк замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В теплицах росли диковинные плоды и цветы. В вольерах расхаживали фазаны и павлины, верблюды и ламы. Сейчас на месте оранжерей построены корпуса санатория Минобороны. В западной части парка расположены Малый дворец «Каприз» и павильон «Чайный домик», в восточной — беседка «Розовый фонтан». К середине 1820-х годов вряд ли можно было найти под Москвой более красивое и совершенное имение. Его архитектура и парк, а также великолепная коллекция поражали всех гостей. Был перестроен малый дворец «Каприз» и сооружен храм-памятник Екатерине II. Открылся приусадебный театр с декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага. Когда Юсуповы были во Дворце, на флагшток поднимался белый флаг с их фамильным гербом. Визиты императоров отмечались сооружением памятных колонн с фигурами орлов. Три колонны в честь Николая I, Александра I и Александра III сохранились. Две колонны, а в честь Николая II и Александра III утеряны. В 1903 г. в парке около дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. В восточной части ансамбля расположены действующий Храм Архангела Михаила и Конторский флигель, Святые ворота и Кладовая над оврагом. Самое позднее сооружение — Храм-усыпальница Колоннада, построенное в 1909–1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых.
История
Усадьба Архангелькое расположена на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах к северо-западу от Москвы, недалеко от города Красногорска.
Первые упоминания об имении встречаются в документах времен Ивана Грозного. Тогда Усадьба Архангельское называлась Уполозы. Здесь в начале 16 века был построен деревянный храм Архангела Михаила. Селом владели бояре братья Киреевские, позже Ф. Шереметев. При князьях Одоевских на месте деревянной церкви был построен каменный храм Архангела Михаила. Село стало называться по имени храма — усадьбой Архангельское. Значительное переустройство села произошло при князьях Голицыных. При Дмитрии Михайловиче был разбит сад и построен новый двухэтажный дом. Его внук Николай Алексеевич хотел превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу.
Строительство велось с 1784 года в течение 25 лет. Был выстроен Большой дом и разбит парк. Однако денежные затруднения Н.А. Голицына не дали довести начатое строительство до конца. После его смерти имение было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову. Князь хотел сохранить под Москвой уголок старого времени, как он говорил «свой мусейон» с дорогими его сердцу парком со скульптурами и дворцом с произведениями искусства. Он не только построил роскошный парк и великолепный дворец, но и собрал в нем ценные коллекции произведений искусства. После смерти Николая Юсупова его сын Борис, живший в Петербурге, не часто бывал в имении. Вскоре для раздачи долгов он продал пруды для ловли рыбы и ботанический сад, а некоторые помещения стали сдаваться внаем. Его сын Николай Борисович Юсупов младший очень любил имение и особенно почитал библиотеку деда. Последними владельцами имения стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. В конце 19 — начале 20 века имение часто посещают А.Н. Бенуа и В.А.Серов, К.А. Коровин и К.Е. Маковский и другие художники. Еще до революции 1918 года на месте Житного двора была построена усыпальница князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И.Клейна. В 1919 году последние владельцы имения навсегда покинули родину. И никто из представителей юсуповского рода в усыпальнице не был похоронен. В январе 1997 года музей был передан из подчинения Министерства обороны Российской Федерации в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Была разработана новая Концепция развития музея.