Легенды и история древней падающей башни сююмбике в казани

Легенды

За три с половиной сотни лет история Сююмбике обросла различными преданиями. Одна легенда связывает башню с Иоанном IV Грозным. Российскому царю донесли о восхитительной красоте правительницы Казани, и он захотел взять ее в жены. Гордая царица-мусульманка противилась браку с христианином. Тогда российский государь приказал сравнять ее владения с землей, а жителей Казани убить. Царица вынуждена была согласиться, чтобы спасти свой народ, но во время свадьбы она прыгнула с каменной башни и разбилась.

Другая легенда рассказывает, что башню построили за 7 дней уже после взятия Казани. Сююк согласилась на предложение российского царя, но попросила Иоанна IV Грозного сделать необычный свадебный подарок – каменную башню. Всего за неделю – по одному ярусу в день башня была готова, и начался пышный свадебный пир.

Вид на башня Сююмбике от Тайницкой башни

Московиты радовались, а жители Казани грустили, что никогда больше не увидят свою добрую госпожу. В разгар пира Сююк поднялась на самый верхний ярус, последний раз посмотрела на город, прыгнула вниз и погибла.

Согласно третьей легенде башню построили по воле самой царицы. Сююк так скорбела об умершем муже, что повелела возвести в память о нем дозорную башню из кирпича. Тело Сафа-Гирея похоронили в белокаменном мавзолее, рядом с высокой постройкой.

Как это часто происходит, историческая правда гораздо печальнее старинных легенд. В 1551 году, за несколько месяцев до падения Казани, царицу и ее малолетнего сына арестовали и отправили в «почетный» плен в Москву. Горестное прощание Сююк с могилой любимого мужа подробно описано в русских летописях и татарском фольклоре. Царица так сильно оплакивала свою судьбу, что сопровождавший ее воевода тоже прослезился.

В чужой для нее стране Сююк не бедствовала, но была морально подавлена. Она просила отпустить ее к родителям в Ногайские степи, но получила отказ. Против воли Сююк выдали замуж за старого и уродливого касимовского хана Шаха-Али. Ее сын Утямыш был крещен в Чудовом монастыре, и его стали называть Александром Сафакириевичем. В неволе он прожил всего 20 лет. Бывший татарский царевич нашел свой последний приют в Архангельском соборе Московского кремля.

Точная дата смерти казанской царицы неизвестна. Считают, что это произошло в 1557 году, когда знатной пленнице было всего 38 лет. Историки предполагают, что Сююк похоронена под безымянным надгробным камнем в мавзолее своего последнего мужа – хана Шаха-Али, который находится в городе Касимов.

Архитектурные особенности

В старинной башне можно увидеть уникальный сплав традиционной татарской архитектуры и средневекового зодчества Московии. Влияние московских мастеров заметно в формах постройки. Внешне Сююмбике напоминает Боровицкую и Спасскую башню в Московском Кремле. Татарские элементы декора угадываются в полуовалах окон, полуколоннах на фасаде, вытянутом тонком шпиле и декоративном оформлении кованых ворот.

Кованные ворота в башне Сююмбике

Чтобы новая башня простояла века, строители забили в фундамент крепкие сваи из дуба. Стройное многоярусное здание поднимается на высоту 58 м, и поэтому видно издалека. Мощные стены выложены из кирпичей, скрепленных известковым раствором, а грани отделаны изящными кирпичными валиками. Это придает башне мягкие очертания.

Достопримечательность Казанского кремля состоит из семи ярусов. Три нижних – квадратные, а четыре верхних – восьмиугольные. Кубы имеют разный размер, поэтому в пространствах между ними устроены гульбища для охраны. Через глазницы в гульбище дозорные могли днем и ночью наблюдать за городом.

Четвертый и пятый ярусы построены восьмериками. При такой геометрии здание менее страдает от ветров, и кладку можно делать на 20% выше. Шестой ярус башни занимает дозорная вышка. Отсюда прекрасно просматривались окрестности Казани, были видны очаги пожаров и приближающиеся враги. На самом верху башни красуется зеленый шпиль и золоченый мусульманский полумесяц.

В 1910 году акционерное общество Московско-Казанской железной дороги решило построить новое здание Казанского вокзала в Москве. Был объявлен конкурс проектов, и участникам поставили задачу – возвести здание, которое бы стало символом крепкой связи Европы и Азии. Жюри выбрало работу Алексея Викторовича Щусева. Талантливый архитектор удачно совместил элементы московского барокко и украсил фасад нового здания вокзала ступенчатой башней, которая очень похожа на Сююмбике.

Интересные факты

  • Падающая казанская башня Сююмбике выше падающей Пизанской на два метра.
  • В восемнадцатом веке башня обеспечивала великолепный обзор более чем на 50 километров, благодаря чему город всегда знал о грозящей ему опасности.
  • В советское время рядом с башней Сююмбике проводились раскопки – были найдены остатки мечети и ханских усыпальниц, обломки надгробий с надписями, монеты.
  • В 1994 году территория Казанского кремля, где находится падающая башня, объявлена культурным музеем-заповедником.
  • Башня Сююмбике запечатлена в российском фильме «Сокровища О.К.». Главные герои по сюжету пробираются в башню в поисках сокровищ. Для съемки крупных планов в московском павильоне был отстроен фрагмент башни Сююмбике в естественную величину.
  • С 1991 года башня выполняет функцию минарета – в ней читают поминальные молитвы по соотечественникам, которые погибли в 1552 году при взятии Казани Иваном IV.
  • Если верить местным старожилам, загаданное при подъеме по лестнице к воротам башни желание непременно исполнится.

(34 оценок, среднее: 4,71 из 5) Ещё интересные сооружения

  • Чамские башни Пошану
  • Башня смерти в Перми
  • Башня дураков в Вене
  • Лондонский Тауэр

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников

, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются двавосьмерика . И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.

Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком

. Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось.Кирпичный шатер идозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.

Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная

. Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.

Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища

, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.

В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом

, который после революции был заменен наполумесяц . Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Царица Сююмбике

За всю историю существования ханского государства во главе княжества стояла женщина лишь единожды. Царица Сююмбике выходила замуж три раза за достойных мужчин, однако всегда ее мужья умирали при загадочных обстоятельствах. Дед девушки Касим был основателем Ногайской орды, поэтому за красавицу боролись многие знатные мужья. Тем не менее царица Сююмбике долгое время правила княжеством в гордом одиночестве.

Однако не стоит думать о красавице как о девушке с косым взглядом или о женщине, которая убивала своих мужей. Ведь народ запомнил ее как справедливую царицу, которая ввела целый ряд налогов для торговцев и освободила от них обычных жителей — ремесленников и крестьян. В благодарность за это народ начал называть ее «любимой госпожой», а Господь подарил ей царевича по имени Рушан, который стал достойным наследником ханства.

Легенда о башне Сююмбике

Сююмбике часто сравнивают с Пизанской (и мы тоже это сделали во вступлении), правда казанская башня выше на два метра, да и моложе не несколько веков. Если по первому пункту возражений нет, то по второму иногда возникают споры, ведь точная дата ее строительства неизвестна, и именно с историей постройки связана самая главная легенда о Сююмбике. Согласно ей, после взятия Казани русский царь Иван Грозный въехал в город и был сражен красотой татарской принцессы Сююмбике. Она покорила его настолько, что ему захотелось взять ее в жены.

Татарская царица поставила жесткий ультиматум: он должен был построить высокую башню за семь дней, иначе она отказывается выходить за него замуж. Сказано — сделано! Спустя семь дней башня была построена, девушка поднялась на седьмой ярус, чтобы попрощаться с Казанью перед отъездом в Москву, но вместо этого бросилась вниз и… не погибла, а превратилась в лебедя и улетела. Впрочем, есть и версия, что она разбилась, выбрав смерть вместо замужества. Но это лишь легенда, официальных подтверждений которой, конечно же, не существует.

Башня Сююмбике

Загадки и поверья

Многие историки и даже экскурсоводы задаются вопросами, на которые в данный момент невозможно найти ответ. Это вызывает повод для различных дискуссий и споров, которые не оканчиваются в течение нескольких лет. Вот лишь наиболее интересные загадки, которые подкрепляются достоверными фактами, а также одно интересное поверье:

  1. Точный год строительства остается неизвестным. В одних летописях сказано, что годом постройки башни является 1552-й. Однако в документах, которые частично уцелели при пожаре башни в 1777 году, написано, что башня была возведена в 1557 году. Вполне возможно, что некоторые ученые неправильно трактовали написанную и обгоревшую информацию. Однако факт остается фактом — точных сведений о том, когда именно была возведена башня, до сих пор нет.
  2. Архитектура XVII века. У многих специалистов вызывает вопросы тот факт, что архитектура постройки взята из XVII или даже начала XVIII века. Можно сказать, что причина тому кроется в неоднократных разорениях постройки и пожарах, которые на ней происходили. Однако это все равно не отменяет того факта, что даже фундамент был возведен по той технологии, которая должна была появиться лишь в начале XVII века.
  3. Некоторые из туристов верят, что если они загадают желание, стоя у подножия башни, то оно обязательно сбудется. Причиной такого поверья стала легенда, с которой связано строительство башни. По одной из версий, сооружение было возведено в честь самой царицы, заявившей, что выйдет замуж за хана только в том случае, если тот построит башню, которая будет олицетворять ее красоту и стройность фигуры. С тех пор некоторые люди считают, что эта постройка действительно исполняет желания. Поэтому посетить достопримечательность можно и для того, чтобы проверить достоверность этой теории.

Несмотря на то что о строительстве сооружения толком ничего и неизвестно, эта достопримечательность все равно привлекает к себе внимание туристов. Скорее всего, люди просто хотят узнать информацию от тех, кто работает в здании

Вот только это не дает 100% гарантии, что они окажутся правы. Ведь даже ученые умы уже несколько столетий ломают голову над тем, что произошло при строительстве. Хотя все может измениться уже через несколько десятков лет, когда на поверхность всплывут новые факты, ранее неизвестные человечеству.

История строительства

Все документы могущественного Казанского ханства погибли при взятии города войсками российского царя Иоанна IV Грозного. Письменные источники более позднего времени сгорели при сильном пожаре в Москве в 1701 году. Никаких летописей раннего периода не сохранилось, поэтому историки продолжают спорить о том, в каком году в кремле появилась Сююмбике.

Башня Сююмбике с высоты птичьего полёта

Одни исследователи считают, что высокая башня стояла еще при казанских ханах. Позже ее перестроили в ту башню, которая сохранилась до наших дней.

Другие уверены, что строительство произошло между 1645-1650-ми годами. В пользу этой версии говорят археологические раскопки в основании постройки.

Башня Сююмбике на фоне Благовещенского собора

Некоторые историки убеждены, что Сююмбике – более молодое здание. Постройка появилась в конце XVII – начале XVIII веков. Это подтверждают данные старых карт и заметное влияние на архитектуру московского барокко.

Нижнюю границу строительства определить гораздо проще. В 1638 году в Казани побывал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий. Дотошный ученый тщательно зарисовал, все, что видел в ханской столице. Однако на его набросках нет ни одного строения, которое хотя бы отдаленно напоминало Сююмбике.

Башня Сююмбике на фоне Дворцовой (Введенской) церкви

Кто такая царица Сююмбике?

Надо сказать, что название «Башня Сююмбике» далеко на сразу закрепилось за башней, впервые в литературных источниках оно появилось в 1832 году. А до этого имела множество названий: и «Татарская», и «Дозорная», и «Древняя», и даже «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь». Кто же такая Сююмбике? И почему в ее честь назвали башню в Казанском кремле, проспект в Набережных челнах и огромное количество улиц в разных городах и селах Татарстана?

Царица Сююмбике

Сююмбике — одна из самых узнаваемых и известных личностей в истории Казанского ханства. Во-первых, она прапраправнучка Едигея, основателя династии, которая впоследствии возглавила знаменитую Ногайскую орду и дочь бия Юсуфа. В принципе, одного этого факта ее биографии хватило бы для того, чтобы войти в историю, но это еще не все. Сююмбике была женой трех казанских ханов. Первым мужем стал Джан-Али, за которого ее выдали в возрасте 12 лет, но семейная жизнь не сложилась и, во многом благодаря связям отца, был найден второй муж.

Тут надо сказать, что Джан-Али не устраивал не только юную царевну, но и власти, поэтому ему на смену был поставлен Сафа-Гирей. Вместе с Казанским ханством он получил и Сююмбике, которая стала его пятой супругой. После его смерти царевна фактически правила ханством, так как их сын и наследник был несовершеннолетним. Третий брак случился против ее воли — в 1553 году она стала супругой касимского правителя Шах-Али.

Башня Сююмбике в Казани

Но полюбил народ Сююмбике не за удачные замужества и знатное происхождение. Во времена своего недолгого правления царица отменила ряд довольно жестких налогов для крестьян, мелких ремесленников и торговцев, за что они прозвали ее «любимой госпожой» и «крестьянской царицей».

Редкий турист уходит от башни без фото

Нельзя не сказать и о том, что знаменитая дворянская фамилия Юсупов, берет свои корни из рода Сююмбике. Ее сын Утямыш-Гирей был отправлен в Москву и крещен под именем Александр Гиреевич Юсупов. Именно его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского кремля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: