Объект культурного наследия
Следует отметить, что помимо исторической ценности подземелье славится своими кальцитовыми реками, многочисленными сталагмитами и сталактитами. Также существует вероятность для путешественника отыскать в гроте неповторимый пещерный жемчуг. Игнатьевская пещера относится к девяти уникальным мировым памятникам периода палеолита, в которых обнаружены картины тысячелетней давности, нарисованные человеком.
По научной ценности ее сравнивают с самыми знаменитыми пещерами, такими как Альтамира (Испания) и Ласко (Франция), поскольку рисунки в ней приближены к изображениям в приатлантических пещерах. Однако, к сожалению, интерес российских туристов к уральской пещере гораздо ниже, чем к подобным достопримечательностям за рубежом. С конца двадцатого века Игнатьевская пещера по решению российского правительства является объектом культурного наследия общегосударственного значения.
Историческая ценность
Игнатьевская пещера, где поселились древние сказания, уже много лет вызывает большой интерес не только среди ученых и исследователей, но и среди путешественников. Это место ежегодно посещает огромное количество туристических групп, а исследовательские работы ведутся и по настоящий день.
Археологические исследования пещеры были начаты еще в XVIII веке, и ученые обнаружили присутствие в подземелье двух культурных слоев: периода железного века и эпохи бронзы. При раскопках палеонтологами были найдены останки мамонтов, северных оленей, пещерных льва и медведя, саблезубого тигра. После проведенных исследований установлен возраст обнаруженных костей — период позднего палеолита и Средневековья. Кроме того, исследователями найдены различные артефакты (каменные наконечники стрел и дротиков, монеты, относящиеся к различным периодам времени, кремниевые орудия труда). По найденным артефактам ученые сделали вывод, что Игнатьевская пещера является одной из самых древних уральских достопримечательностей.
Самая странная пещера Миньярская
Самой можно назвать очень глубокую карстовой шахту — пещеру Миньярская, это дырка в земле, представляющая собой вертикальную полость диаметром 1,5 м и глубиной 90 м, т.е. как бы небоскреб в 30 этажей, опрокинутый под землю. Трудно представить процессы, которые привели к образованию этой пещеры.
Реально, на в Уральских горах можно найти пещеры на любой вкус: и совсем дикие, расположенные в глухомани, и с огромной историей использования пещеры человеком. Мы, конечно, хотели бы привести на портале описание всех известных пещер, поэтому ждем Ваших рассказов. За описание уральской пещеры, неизвестной на портале НАШ УРАЛ, с фотографиями и координатами, мы подарим каждому автору книгу из серии «Урал: бесконечный драйв!» Пишите нам: [email protected]
Игнатьевская пещера – место паломничества
Неразгаданной тайной пещеры является рисунок в виде барельефа, похожий на лик Божьей матери с младенцем. Можно сказать, что главная духовная ценность Игнатьевской пещеры – лик Богородицы нерукотворный. Располагается изображение на одной из стен Дальнего зала, где по преданию захоронен отшельник Игнатий. Барельеф, именуемый среди местных жителей «Игнатьевская Богоматерь», почитается так же, как и святые иконы, и является одним из мест паломничества верующих людей из России и разных стран мира. Местный люд утверждает, что лик святой проявляется ярче всего раз в три года. Сегодня у лика Богоматери круглосуточно горят зажженные свечи. Известен факт, что во времена царской России в первую пасхальную неделю было принято массовое посещение Игнатьевской пещеры (Урал) русскими паломниками.
Исследователи утверждают, что по расположению рисунков можно утверждать о существовавшей у художников четкой структуре. Дальний зал, по мнению археологов, был предназначен для рисунков, посвященных божеству плодородия, а Большой зал – божеству охоты. Ученые предполагают, что древние люди считали пещеру культовым храмом, использовали для проведения священных обрядов и поклонения древним богам.
Кто изучает пещеры?
Самые интересные факты может расказать Павел Косинцев , чья коллекция костей древних животных одна из самых крупных в мире, и Владимир Юрин, который ежегодно открывает новые пещеры на Урале.
В 1995 году в Челябинской области на спелеологическом учете стояло всего 256 пещер, а Владимир Юрин за 18 лет обнаружил и описал более 2262 подземных полостей, из них – более 408 погребённых, первым начал их ежегодное массовое вскрытие. Он же открыл большую пещеру Палласа. Южный Урал превратился в пещерную страну, единственную в своем роде в России! Кроме того, первым на Урале ученый начал объединять пещеры в пещерные комплексы. Под его руководством были открыты 90 пещерных комплексов: Сикияз-Тамакский, Ашинский, Баландинский и другие. Да и сам термин «пещерный комплекс» применительно к уральским находкам ввел в научный обиход Владимир Иванович.
Внутреннее убранство
Известность пещеры, конечно, вовсе не в окружающих ее мистических легендах. Главная достопримечательность подземелья – обнаруженные археологами многочисленные древние рисунки, нанесенные на стены и потолок грота художниками древности и именуемые историческим сообществом каменной художественной галереей.
Учеными установлено, что вековые картины изображены более десятка тысяч лет тому назад в период палеолита. На изображениях представлены картинки древних зверей, фигуры и геометрические символы, смысл которых пока до конца не расшифрован. Фигуры на рисунках сделаны в виде линий, контуров и силуэтов и нанесены на стенах пещеры, а также в нишах и сводах подземелья. В качестве краски для рисования древние живописцы использовали красную и черную охру. К сожалению, не все картинки сохранились до наших дней в первозданном виде, но на некоторых работах можно четко определить вид животного (вздыбленный мамонт, голова лошади, бык, змея), а картины Дальнего зала до настоящего времени позволяют насладиться яркостью красок, нанесенных художниками древности.
Изображения в основном нарисованы на стенах и сводах Большого и Дальнего залов, при этом Дальний зал значительно меньше по размеру. Необходимо отметить, что рисунки размещены в дальних труднодоступных помещениях, куда не проникает дневной свет, поэтому и сохранились до наших дней. Основная часть изображений в Дальнем зале нанесена на огромных потолочных плитах, одна из которых названа Черным панно в связи с тем, что картинки на нем сделаны только черной краской. По краям плиты изображены фигурки мамонтов, головы которых повернуты по направлению к Большому залу. В середине композиции нарисованы несколько лошадей, неопределенное животное с телом верблюда и мордой в виде маски, а также бык. Неподалеку изображены символы в форме треугольника и параллелограмма. Вторая плита разделена с Черным панно широким карнизом, на ней все рисунки выполнены красной охрой.
Самыми четкими на сегодняшний день остались два изображения – фигура женщины и некоего огромного зверя, напоминающего самца единорога либо быка. Женщина нарисована схематично путем нанесения широких линий, между женских ног – несколько красных точек, которые дорожкой следуют к груди животного. По древней мифической легенде, именно так представляли первобытные люди происхождение жизни на земле и продление человеческого рода, идущее от быка к женщине.