Лудорвай
POI: 56.756389, 53.092222
wikipedia (Русский):
Лудорва́й — деревня и архитектурно-этнографический музей-заповедник, находящиеся в Завьяловском районе Удмуртии.
Географическое положение
Деревня Лудорвай расположена в 12 км к юго-западу от центра Ижевска и в 18 км к западу от Завьялово. Через деревню протекает река Лудорвай, на которой устроен небольшой пруд, рядом с деревней проходят Нылгинский тракт и объездная дорога Ижевска. Входит в состав Пироговского сельского поселения.
АЭМЗ «Лудорвай» расположен приблизительно в 1 км к западу от деревни и отделён от неё ИКАД.
История
До революции Лудорвай входил в Сарапульский уезд Вятской губернии. По данным десятой ревизии в 1859 году в 58 дворах казённой деревни Лудорвай при речке Лудорвайке проживало 518 человек, работало 4 мельницы.
В 1921 году в Лудорвай переносится центр Старовеньинской волости, а сама волость переименовывается в Советскую. После чего она переходит в состав Ижевского уезда. Одновременно Лудорвай становится центром Лудорвайского сельсовета. В 1929 году волость ликвидируется и Лудорвайский сельсовет входит во вновь образованный Ижевский район.
В 1931 году район ликвидируется и Лудорвайский сельсовет присоединяется к Ижевскому горсовету, но в 1935 году Ижевский район создаётся вновь, куда входит Лудорвайский сельсовет. 20 марта 1936 года в ходе реформы по разукрупнению районов Удмуртии, ЦИК УАССР постановил разделить Ижевский район на Лудорвайскй район (западная часть) и Завьяловский район (восточная часть). В Лудорвайский район с центром в селе Лудорвай должны были войти Болшекияикский, Верх-Люкский, Козловский, Лудорвайский, Люкский, Никольский, Шабердинский и Юськинский сельсовет. Однако постановление президиума ВЦИК утвердило лишь создание Завьяловского района, в то время, как предполагаемый Лудорвайский район остался Ижевским районом.
В 1960 году Лудорвайский сельсовет присоединяется к Юськинскому, центром которого становится посёлок Совхозный. В 1965 году Юськинский сельсовет включается в состав вновь образованного Завьяловского района.
В 1984 году Лудорвай причислен в Пироговский сельсовет.
Лудорвайское дело
В конце 1928 года прошёл судебный процесс, вошедший в историю как «Лудорвайское дело» и ставший известным за пределами Удмуртии.
26-27 июня 1928 года в деревнях Лудорвай, Юськи и Лудзе местная кулацкая верхушка с согласия некоторых членов сельсовета устроила массовые телесные наказания для деревенской бедноты, настроенной к ним оппозиционно. Общественный резонанс на это привёл к возбуждению уголовного дела.
Экономика и социальная сфера
Значительная часть жителей деревни вовлечена в экономику Ижевска в форме маятниковой миграции. Крупнейшим предприятием деревни является СПК «Лудорвай».
В деревне работают МОУ «Лудорвайская средняя общеобразовательная школа» и библиотека.
Из Ижевска ходит автобус 310.
Улицы
Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай»
АЭМЗ «Лудорвай» — уникальный музей под открытым небом с постоянно увеличивающейся экспозицией. В 2006 году стал победителем проекта…
… (Русский)
Лудорвай (присілок) — Український -> Русский
Усадьба центральных удмуртов
По мосту через ручей можно пройти к усадьбе центральных удмуртов. Ниже на фото вдали видны деревянные постройки этой усадьбы.
На фото вдали видны деревянные постройки усадьбы центральных удмуртов
Зима, прекрасный солнечный день в «Лудорвае»:Музейные указатели в «Лудорвае», справа — усадьба верхнечепецких удмуртов, еще правее — центральных удмуртов
По дороге прямо видно усадьбу центральных удмуртов, справа от дороги стоит «Тангыра»
Усадьба центральных удмуртов конца 19 века перевезена из деревни Гамберово Селтинского района. Принадлежала усадьба Вострикову Михаилу Ивановичу.
Изба центральных удмуртов и срубные ворота с двускатной крышей на въезде в усадьбу
Ворота в усадьбу были закрыты. Во двор попасть не удалось.
Изба центральных удмуртов, срубные ворота с двускатной крышей и летняя спальня
Усадьба центральных удмуртов (юртъер) подковообразной застройки со срубными воротами с двускатной крышей. Во дворе расположены:
- изба (корка);
- клеть (летняя изба);
- навес (липетул);
- хлев;
- семейное святилище (куала);
- амбар (кенос);
- коротник.
Справа от ворот в усадьбу центральных удмуртов — летняя спальня
Срубные ворота с двускатной крышей в усадьбу центральных удмуртов
Табличка с аннотациями на входе в усадьбу центральных удмуртов
Зимний солнечный фотопейзаж с усадьбой центральных удмуртов в музее-заповеднике «Лудорвай»
Священная роща «Луд». Родовое святилище
Религиозно-обрядовая жизнь удмуртов осуществлялась в строго определенных местах. Наиболее значимыми среди них были куала (ритуальная постройка) и луд (священная роща).
У удмуртов было два основных типа куала:
-
Покчи куа (малая куа).
- Малая куа служила отдельной семье и строилась в каждой удмуртской усадьбе.
-
Быдзым куа (великая куа).
- Великая куа объединяла представителей одного воршуда (рода) и обычно стояла во дворе жреца или в лесу.
Территория вокруг куалы была огорожена и засажена березами.
Начало пути к Родовому святилищу в «Лудорвае»
Табличка на ограде с аннотациями о Священной роще «Луд» и Родовом святилище
Дорога с деревянными перилами к Родовому святилищу удмуртов идет через березовую рощу
Священная роща «Луд» и дорога с перилами к Родовому святилищу удмуртов
Табличка на Родовом святилище удмуртов
Усадьба южных удмуртов
Усадьба южных удмуртов располагается рядом с детской игровой площадкой, недалеко от входа в музей-заповедник.
Южный тип застройки — это более рассредоточенное расположение жилых и хозяйственных построек, открытые покоеобразные дворы с воротами, часто встречается общая угловая кровля нескольких надворных построек.
Данная усадьба воссоздана с включением типичных для южного типа застройки надворных построек: избы (корка) с сенями и клетью, спальной клети (кенос), семейного святилища (куала), хлева (коргид). Ворота усадьбы (канка) с узорными столбами в виде солярных оберегов перевезены из усадьбы Гусевой З. Н. из деревни Писеево Алнашского района Удмуртской республики.
Фото табличек и столбов с узорами в виде солярных оберегов на входе в усадьбу южных удмуртов в «Лудорвае»
Фото входа в гостевой дом усадьбы южных удмуртов в «Лудорвае»
Детская игровая площадка из дерева
Недалеко от входа в «Лудорвай» располагается детская площадка с качелями и деревянными фигурами, как в наших детских берендеевках.
За деревянной изгородью располагается деревянная детская площадка
На детской площадке в «Лудорвае» установлены деревянные качели и различные деревянные фигуры животных
Детская игровая площадка в «Лудорвае»: описание и правила посещений, фото с HD разрешением 4256 на 2832 пикселей
(фото в полном размере и высоком качестве можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)
Детская игровая площадка воплощает в себе атмосферу целого мира деревенской сказки и народного мифа. Небольшая площадка в символичной форме отражает мифологическую картину трех миров в удмуртской культуре:
-
верхний (небо):
летящие ввысь качели с вертушками и птицами вверху; - средний (земля):тотемное дерево ель в виде карусели, которая обходит круг животных: барана, утку, корову, лошадь;
- нижний (вода):песочная речка, на берегу которой скульптура рыбака с огромной рыбой.
Все объекты созданы из натуральной древесины и подойдут для организации игрового пространства детей самых разных возрастов.
Дерево ель в виде карусели в кругу животных (барана, утки, коровы, лошади) на детской площадке в «Лудорвае»
Фото деревянных Солнца и Луны в небе на детской игровой площадке «Лудорвая»
Фото взрослых, катающихся на деревянных качелях в «Лудорвае»
Фото девушки на деревянных качелях в «Лудорвае»
Фото девушки рядом с деревянной лошадью на детской игровой площадке в «Лудорвае»
Фото деревянного барана на детской игровой площадке в «Лудорвае»
Фото заснеженной речки в музее-заповеднике «Лудорвай» со скульптурой рыбака и огромной рыбой
Великое святилище
Родовое святилище на территории музея-заповедника «Лудорвай» построено по образцу Быдзым куала деревни Варклет Бодья Агрызского района республики Татарстан.
Быдзым куала (Великое святилище) — это небольшая срубная постройка из тонких бревен или полубревен с двускатной, несомкнутой крышей. Окон в святилище обычно не делали. Вентиляционно-световая щель позволяла одновременно выпускать дым, освещать интерьер, и она же являлась связью жреца с верховным божеством Инмаром. Низкая дверь вела вовнутрь.
Великое святилище удмуртов в «Лудорвае»
На весь род строилась одна куала, куда приходили молиться всем миром. Иногда это могла быть вся деревня. Строились такие постройки за деревней в укромном месте, встречались варианты, когда строили при дворе жреца.
Моление проводит избранный человек — жрец. На моление идут, обязательно помывшись в бане, в белой чистой одежде, жрец обязательно в головном уборе: «При молитве жрец без шапки, всё равно, как без головы».
Собирались молиться в Родовом святилище 3-4 раза в год: на Пасху, Петров день, Покров день, Никола зимний.
Внутри Великой Куалы эффектно и разнообразно смотрятся нарядные полотенца, резная культовая посуда зооморфного типа. К полкам нередко приколачивали березовые ветки, как для красоты, так и в связи с обрядом почитания дерева.
Траву во дворе куалы скашивают перед молением, частично трава вытаптывается людьми. Но ничего (траву, дрова, валёжник) выносить за пределы ограды нельзя.
Место вокруг куалы огораживали и обсаживали по краям березами. Глухой сруб святилища выглядел в их окружении по-особому сурово и монументально.