Мавзолей в галикарнасе

Архитектура и эзотерика

Башня представляет собой трехсоставной портально-шатровый мавзолей: на квадратной основе купольного зала располагается двенадцатигранный барабан, переходящий в призматический шатер.

Архитектура ранних культовых зданий была предельно проста и функциональна.

Квадрат или куб здания (четверик) — символ Земли, четыре стороны света сходятся в мавзолей. Земля — мать, женщина символизирует женское начало, она всё в себя вбирает, втягивает.

Внутри башни сделан второй полусферический купол, который символизирует – «небо». Т.е. мавзолей имеет двойной купол.

Купол связывает наружный мир с внутренним миром башни, где были погребены покойные.

Верили ли погребённые в Бога РА — мужского бога, бога Солнце, который даёт энергию, свет, семя — неизвестно. Но мавзолей построен по канонам Солнца. Уже проявлялось влияние ислама при сооружении мавзолея. В XIII-ом веке татаро-монголы были язычниками, достаточно веротерпимыми. Ислам татары приняли позже. Формально в конце XIII-ого века, реально — в XIV-ом. Мавзолей относят к этому переходному периоду.

Табличка, установленная на мавзолее.

Башня ориентирована пештак-порталом на юг.

Свет идёт от Солнца через пештак-портал, поступает во внутренний зал мавзолея к Земле. Солнце дополнительно входило и через купол (по-моему мнению купол острый конус не завершал, он был открыт, об этом чуть ниже).

Солнце взаимодействует с Землёй, в этой Земле находятся погребённые. Их души должны дать всходы, т.е. после смерти душа погребённых в мавзолее, при направлении лучей Солнца внутрь мавзолея (луч света это волна), по этой волне душа на лодке (гроб), через арку-пештак-портал — праздничные ворота должна, обманув злых духов выйти к Солнцу для нового рождения и обретения души в новом теле человека своего Рода.

Эзотерика в чистом виде. Башня – не простое сооружение.

Мавзолей-Башня — это переходная модель от захоронений в курганах. Дальше уже начали строить современные церкви и мечети с более сложной архитектурой.

Мавзолей Тура-хана

Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Описан в 1845 году В.С. Юматовым, исследован в 1976 году Е.Л. Хворостовой и в 1988 году Г.Н. Гарустовичем.

Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит. Размеры квадратного основания 6,6х6 м, толщина стен более 1 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Высота – 5,4 м. Имеет небольшой прямоугольный пристрой, который служил входом. Высота входа 2,5 м, ширина 1,5 м. По описанию В.С. Юматова 1845 года, в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня. В западной и южной стенах имеются арочные оконные проемы.

В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. Документальных сведений о его личности не сохранилось, что дает богатую пищу для домыслов – вплоть до того, что он был потомком Чингисхана. Тура-хан был убит вместе с братом Басманом своим соперником – ногаем Алтакаром. 

Мавзолей Тура-хана. Фото барона де Бая, 1897 г.

Археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Также найдены кости животных. Захоронение относится к раннемусульманским погребальным памятникам булгарского типа. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.

В наши дни мавзолей обнесли металлической решеткой. Обычно и вход в ограду, и сам мавзолей закрыты на замки. 

Этот мавзолей находится рядом с дорогой от поселка Чишмы к деревне Нижние Термы, на холме в 100 м от трассы. Если предыдущий мавзолей стоит на кладбище, то этот – в чистом поле, что усиливает впечатление. Благодаря рельефу, его видно издалека. 

Оба мавзолея имеют статус памятников архитектуры федерального значения. Еще один известный мавзолей есть в Челябинской области – это мавзолей Кисяне в окрестностях Варны. Также известно кэшэнэ Бэндэбикэ в Максютово и мавзолей в Оренбургской области.

Архитектура

Согласно описаниям, сохранившимся до наших дней, Галикарнасский мавзолей внешне был совсем нетипичным сооружением Древней Греции. В плане гробница представляла собой почти квадрат, со сторонами примерно 33 и 39 метров.

Здание было украшено множеством статуй. В верхней части сооружения были установлены 36 колонн, между каждой из которых стояли статуи. Крыша была выполнена в форме пирамиды. На ее вершине была установлена статуя в виде колесницы, которой управлял царь и его жена. Во время археологических раскопок были найдены около 20 статуй львов, длиной в 1,5–1,6 метра. Фундамент здания был углублен примерно на 2,5 метра в землю.

Сергей Архипкин

Раствор на котором выполнена кладка

Раствор был известково-песчаный, как сметана с большим содержанием извести, поэтому крепкий.

Это был своего рода «протоцемент» — крепость и для нынешнего времени отличная, были хорошо подобраны компоненты, или же использовался «горячий» раствор, когда замешивали известь с песком при гашении. Немного и глины может добавляли для пластичности раствора. В итоге получился монолит, Башня благодаря этому не была разобрана.

Добавляли ли в раствор яйца птиц? Сколько гнёзд птиц нужно было найти?

Яйца или другие вещества, типа мыла, молока, жиров, могли добавлять в воду для получения гидрофобности воды, которую заливали в известковый раствор, это более правильнее, как сейчас применяют акриловую грунтовку, для лучшего сцепления с поверхностью. Белок, содержащийся в яйцах делал раствор пластичнее. Засохший белок по факту очень прочен, а в сочетании с известью, выходит превосходное связующее для кирпичей, гигроскопичное, пластичное, заполняющее швы на 100%.

Почему конус и барабан имеют 12-ть граней?

Юрту ставят входом на юг. Пропорции юрты воссоздают модель солнечных часов. По месту падения солнечного луча в юрту определяли точное время дня, не было раньше часов и сотовых телефонов. Внутренняя планировка юрты условно делится на 12 частей согласно циклу календарного летоисчисления. Части называются по месяцам восточного календаря.

Юрта и её ориентация по сторонам света.

Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты. Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний — в час курицы.

Час тигра (4.00) — время дойки; час зайца (6.00) – время выгона скота на пастбище; час дракона (8.00) – время кипятить молоко, начинать уборку; час змеи (10.00) – время изготовления сыра, сушеных пенок; час лошади (12.00) – время дойки овец; час овцы (14.00) – время домашних и других дел; час обезьяны (16.00) – время возвращения скота с пастбищ; час курицы (18.00) – время вечерней дойки.

Башня Тамерлана. На вершине установлен тригопункт, лето 1966 г.

Мавзолей внутри

Купол

Внутри башни находился сферический купол или круглый свод, покрытый известью.

Конструктивно переход к куполу осуществлен с помощью сталактитовых ячеисто-выемчатых арочных парусов (сталактитов).

Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) нашел широкое применение в Египте в XIV–XV вв.

В центре купола находилась деревянная втулка к которой было прикреплено кольцо. По рассказам к этому кольцу было прикреплено большое золотое кольцо – символизирующее тундук, шанырак, тооно, если это кольцо находилось горизонтально.

Купол внутри башни — символ неба. А небо можно было находясь в юрте созерцать через это кольцо. Это постоянно наблюдали кочевники в течении всей своей жизни на земле. Это они продолжали делать и после смерти. Похоже это было задумкой архитектора.

Был ли расписан купол внутри зала – неизвестно.

В самом центре купола башни мы видим кольцо. К этому кольцу раньше крепилось по моей версии (и описанию Палласа) большое горизонтально расположенное золотое кольцо, которое символизировало шанырак, тундук или тооно – круглое отверстие для освещения юрты и дымоход для очага. Всю жизнь кочевники смотрели в небо через это кольцо и после смерти продолжали это делать.

Окна в башне

В башне было всего два окна, одно выходило на восток, второе на запад. А на север – окна не было, да и зачем? Солнца там не увидишь. Предназначение окон – встречать и провожать солнечный свет.

Продушины (отдушины) в башне

Под окнами на всех четырёх стенах была впадина высотой 5 вершков = 22см и глубиной в кирпич 25 см. Для чего она предназначалась – Паллас пишет, что в ней горели свечи, а для их горения (версия) были сделаны по его описанию отдушины по две в восточной и западной стенах и по три в северной.

Раньше я думал, что их сделали для осмотра кладки, но нет, они были с самой постройки башни. Вот их реконструкция.

Продушины. Они были и при постройке башни. Через них виден старый, сохранившийся кирпич.

Ещё версия Палласа – в нишу приносили подношения.

Стрелять из таких продушин неудобно, т.к. они раскрываются не веером, хотя они находятся, как раз на удобной высоте для стрельбы. Про устройство самих продушин Паллас ничего не пишет. Продушины выходят во все возможные стороны.

Такие же отверстия имеются и в других мавзолеях, можно их увидеть в мавзолее Ясави. В них вставлены выходящие наружу здания деревянные балки, может быть отверстия служили для крепления строительных лесов. Для чего они служили нужно разбираться.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (святыня Туркестана) и оставленные отверстия в стенах.

Что интересно, выемку или впадину при реконструкции не сделали. Почему? Скорее было проще производить кладку, а тут нужно было что-то придумывать для крепления выступа из кирпича.

Квадратный купольный зал мавзолея.

Фото показывает, что описанная Палласом ниша или впадина под окнами, высотой и глубиной в кирпич, которая шла вдоль по всем стенам при реконструкции не сделана. Почему центральная продушина северной стены несимметрично расположена, непонятно.

Паллас описывает, что внутри зала и снаружи стены башни, прямо над фундаментом находится впадина глубиной примерно в кирпич и высотой около 22 см. Он пишет, что от этого всё сооружение осело и повыпадали кирпичи.

На рисунке Палласа у основания башни видна полоса разрушенного кирпича (по описанию Палласа это могла быть специально сделанная ниша, но я так не считаю).

Если посмотреть на аналогичные храмы-башни можно увидеть, что никаких впадин или ниш и причём у основания фундамента нигде нет.

Разрушения кирпичной кладки образованы мостиками холода? Из земли тянулась влага и происходили циклы разморозки-заморозки и вследствие этого кирпич разрушился. Или разрушения были вызваны подтоплением башни?

Скорее и тем и другим, влага была близко в период разрушения кладки.

Поселок Чишмы

Чишмы – крупный поселок городского типа. По данным Википедии, находится на 15 месте в России по численности населения среди поселков городского типа. В нем проживает более 22 тысяч человек – больше, чем во многих уральских городах! Основан в 1888 году в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги. 15 августа 1914 года в Чишмах были соединены Самаро-Златоустовская и Волго-Бугульминская железные дороги. В наши дни здесь действует крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги. Сам поселок мало чем примечателен. Главная достопримечательность – мавзолеи. Но также могут представлять интерес историко-краеведческий музей и памятник В.И. Чапаеву.

Вершина башни

На что похож барабан и призматический шатёр на вершине башни?

Фотография башни Тамерлана до революции.

Барабан и конус – символизируют юрту или «терме», от этого слова потом образовалось русское слово терем.

Примеры юрт.

Юрта была наиболее удобным жилищем в то время при кочевом образе жизни.

Поэтому архитектор водрузил на квадратную основу башни символичное сооружение юрты. Раньше с южной стороны в эту «юрту» был скрытый вход или дверь по описанию Палласа. После реставрации этого входа не стало.

Кочевое жилище, по половецки «терме» — состояло из цилиндрических плетёных из веток стен – делалось по кругу. Над стенами делалась коническая крыша из жердей, завершающаяся дымовым кругом со сферическим перекрытием из согнутых планок.

Остов покрывался летом войлоком в один ряд, зимой – двумя и более.

В период длительных перекочёвок жилище ставилось на двух- или четырёхколёсные повозки, в которые запрягались лошади. На зимовках и длительных стоянках жилище обычно устанавливалось на землю.

Как добраться до Галикарнасского мавзолея в Бодруме

Одно из Семи чудес света находится в городе Бодрум в юго-западной части Турции. С южной стороны город омывают воды Эгейского моря. Территориально мавзолей расположен в самом центре Бодрума. Попасть на территорию одного из Семи античных чудес света можно со стороны улицы Turgut Reis Cd через музей Галикарнасского мавзолея.

Из международного аэропорта Милас-Бодрум в курортный город Бодрум можно доехать на шаттл-басе Havaş. Этот автобус идет по маршруту Bodrum Milas Havalimanı, Güvercinlik, Torba yolu, Otogar.

В Бодруме шаттл-бас останавливается на центральном автовокзале города. Оттуда до музея Галикарнасского мавзолея можно дойти пешком примерно за 15 минут.

Схема пешего маршрута автовокзал Бодрума-мавзолей в Галикарнасе

Также в аэропорту Милас-Бодрум можно арендовать автомобиль и доехать на нем до мавзолея. Вся поездка займет около 40 минут. Маршрут будет проходить по автодороге D330.

Для поездок по городу можно воспользоваться местными службами такси: Azmakbasi Taxi, hill Taxi, Zetaş Taksi.

Видео о мавзолее в Галикарнасе, Бодрум

Ближайшие интересные места

2

13.1 км

Мавзолей Хусейн-бека

Мавзолей Хусейн-бека является одним из нескольких сохранившихся средневековых построек, имеющих статус мусульманской святыни (см. мавзолей Тура-хана и мавзолей Кесене). Мавзолей Хусейн-бека — это место погребения первого имама, проповедовавшего Ислам среди башкирского населения. Гробница расположена на территории кладбища Акзират — древнейшего мусульманского кладбища, менее чем в 1 км от поселка Чишмы и …

7

47.2 км

Памятник Салавату Юлаеву

   Памятник Салавату Юлаеву — самая узнаваемая и популярная достопримечательность Уфы. Да и всей Башкирии, пожалуй, ибо помещен даже на герб республики.
   Автор памятника — скульптор-монументалист Сосланбек Тавасиев. Памятник Салавату считается его главной и лучшей работой, что не удивительно, ведь, говорят, он работал над ним около 30 лет. К 1963 году была изготовлена гипсовая модель памятника в …

1
48.3 км

Памятник Александру Матросову (парк им.Ленина)

   Памятник Александру Матросову — юному герою Великой Отечественной, закрывшему собой амбразуру фашистского дзота ради спасения товарищей, был установлен в парке им.Ленина в 1951 году. Авторами его стали скульптор Л.Ю.Эйдлин и архитектор А.П.Грибов.  
 Он представляет собой бронзовую фигуру солдата в обмундировании и плащ-палатке, с автоматом в руках, шагающего вперед. Фигура высотой в 2,5 метра …

1
48.3 км

Памятник Арслану Мубарякову

   Арслан Мубаряков — народный артист СССР, всемирную известность которому принесла роль башкирского национального героя Салавата Юлаева в одноименном фильме, снятом еще до ВОВ. Всего же на счету актера более 200 ролей. Автор памятника Владимир Дворник изобразил актера в момент выхода на сцену, за спиной у него расположив фрагмент театрального занавеса. 

Загрузить еще

Описание мавзолея

Одни предания гласят, что мавзолей Турухана (Тура-хана) представлял собой здание, в котором велись судебные процессы. Недалеко от мавзолея располагалась мечеть, которая не сохранилась до наших дней. Вокруг мавзолея имеется множество захоронений. Из археологических раскопок этого района историки делают вывод, что здесь покоятся войны Тамерлана.

Мавзолей Тура-хана сложен из камней, он представляет собой прямоугольную конструкцию со сторонами по ширине 6 метров, а на высоте 1,8 метра, его стены образуют пирамиду с 8 гранами. Вершиной мавзолей является купол. Вход в мавзолей выполнен в виде отдельного коридора. По преданиям, раньше на входе стояла дубовая дверь.

Глазурованная плитка

Наибольший интерес представляют глазурованные плитки (плитки представленные здесь не из Мавзолея Кесене). Ее изобретение в XII веке произвело настоящую революцию в средневековом зодчестве. Полихромная плитка стала декоративным элементом архитектуры конца XIV-XV вв. Теперь, помимо фигурной кладки из кирпичей, монотонные фасады стали украшаться поливными изразцами. В среднеазиатском культовом строительстве расцвет нового стиля, названного историками архитектуры бирюзовым, относится к эпохе Тимура. Тимуридская культура охватывает время правления Тимура и его преемников: последняя четверть XIV — конец XV в. Сам Тимур правил в 1370—1405 гг. в Мавераннахре (междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи). Узор на бирюзовых перекликается с полихромной мозаикой культовых строений столицы Золотой Орды — г. Сарайчика и столицы Эмира Тимура — г. Самарканда. Архитектурные детали и бирюзовый стиль не оставляют сомнения в датировке мавзолея концом XIV — началом XV в.

По моему мнению портал-пештак, а именно П-образная арочная ниша была заполнена мозаикой голубого, лазоревого, фиолетового, бирюзового цветов.

Примеры найденных плиток при раскопках похожего мавзолея XIV века и пример заполнения ими портала.

Мавзолей Хусейн-бека

Это ближайший к Уфе мавзолей, самый легкодоступный. Находится на особо почитаемом священном ханском кладбище «Ак-зиярат». Считается, что он был одним из самых ранних мавзолеев Башкирии.

По легенде, Хусейн-бек был основоположником мусульманства в Башкирии. Процитирую предание по книге Н.А. Мажитова и А.Н. Султановой «История Башкортостана. Древность. Средневековье»:

По легенде в 1393-94 годах Тамерлан встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит:

Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана.

По описанию В.В. Вельяминова-Зернова середины XIX века, мавзолей представлял белокаменное квадратное здание размером 8х8 м и с толщиной стен 1,5 м. Высота стен составляла 4 м. В помещение вел дверной проем высотой 2,5 м и шириной около 1 м. В северной, восточной и западной стенах имелись сводчатые окна.

Со временем старинный мавзолей разрушился. Побывавший тут в 1910 году фотограф С.М. Прокудин-Горский запечатлел уже бесформенные руины и стоявший в них надгробный камень зеленого цвета.

Мавзолей Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. Мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным. 

Надгробный камень Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил археологическое исследование мавзолея. В ходе раскопок внутри мавзолея Хесейн-бека обнаружили девять захоронений. В трех из них были взрослые, а в шести – дети. Все они размещались в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг – в Мекку. В одном из детских погребений найдены зубы лошади. В центре, судя по всему, лежал сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался 160 см, возраст 25-30 лет. На останках не отмечено следов заболеваний, которые могли бы вызвать изменения костной системы. На основе черепа был восстановлен портрет этого человека. Кем были похороненные рядом с ним – неизвестно. Возможно, они были родственниками Хусейн-беку. Материалы памятника хранятся в Музее археологии и этнографии в Уфе. 

В 2016 году останки Хусейн-бека были перезахоронены после изъятия их в 1980-е годы для изучения. Мавзолей является почитаемой мусульманской святыней.

Неподалеку от мавзолея сохранилось шесть старинных каменных могильных плит с надписями на арабском. Народная молва приписывает их к военачальникам Тамерлана, которые будто умерли во время его зимовки в Башкирии из-за случившегося по неизвестной причине мора. Отсюда и начиналось древнее мусульманское кладбище, со временем оказавшееся в черте поселка Чишмы.

Мавзолей Кесене расположение или диванная археология

Архитекторы здания мавзолея должны были его сориентировать при постройке на местности.

Процесс строительства храмового, культового сооружения, как и всех монументальных сооружений, начинается обычно с процедуры закладки и затем разбивки плана здания на строительной площадке. Всегда – это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие иерархи, ведуны, т.е. жречество.

Прежде всего, подготавливалась ровная площадка для строительства. Затем намечалась и проводилась ось храма-мавзолея.

Посмотрим, как расположена башня.

Проведём в Google Earch линию (красным цветом), проходящую через ось симметрии башни и посмотрим куда она нас приведёт.

Линия промахивается относительно современного географического полюса Земли чуть правее. Т.е. Башня смотрит правее современного географического полюса, не попадает она и в современный магнитный полюс. Если нарезать линии от Китайских пирамид, то они попадают: — в Современный полюс – 0, — полюс до современного полюса — -1, — полюс на Гренландии, куда смотрит Исаакиевский Собор и другие культовые сооружения древности -2. В инете много есть карт про старые полюса Земли, есть теория что изменение полюсов, вызывало катаклизмы на земле, приводило к гибели и смене цивилизаций.

Пример интернета: 0- Современный полюс; — 1 — Полюс предыдущий; — 2 — Допотопный полюс на Гренландии.

Сами порисуйте старые и современный полюса. Найдите Исаакиевский собор, Пирамиду Хеопса и др. И куда приходят линии. Проверял Оренбург, который построен на развалинах допотопной крепости-звезды и смотрит на Гренландию. Очень интересно!

Ориентация Башни не совпадает ни с одним из этих направлений, т.е. данное сооружение более «современное».

Проверим версию, что данное сооружение относится к периоду раннего мусульманства. При кажущемся визуальном многообразии мусульманских строительных форм, многое в культовой мемориальной архитектуре детально регламентировалось нормами шариата. К примеру, все молитвенные дома (мечети), надгробные памятники, могилы мусульман стоят фасадом в сторону Мекки. Нарушения существующих традиций, конечно же, встречаются, но эти примеры следует считать пережиточными явлениями. Их было довольно много на ранних стадиях распространения ислама в степном регионе Улуса Джучи в XIV веке. Проведем от Мекки линии (выделены желтым цветом) в сторону мавзолеев.

Направление мавзолея Кесене, Алаша-хана, Джучи-хана, Дузена на Мекку.

Можно утверждать, что действительно с некоторыми погрешностями данные сооружения фасадами-порталами ориентированы на Каа́бу — мусульманскую святыню в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке.

Строительство мавзолея

Статуи Мавсола и Артемиссии в Британском музее

Строительство мавзолея началось еще при жизни Мавсола, в 353 году до нашей эры. Закончила строительство уже его жена – Артемисия III. Артемиссия была не только супругой Мавсолу, но и родной сестрой, в те давние времена браки такого характера были общепринятой нормой. Женщина при жизни безумно любила своего мужа-брата, а после его гибели оставалась безутешной вдовой до конца своих дней. Существует легенда о том, что Артемиссия подмешивала в питье прах усопшего супруга, чтобы самой поскорее умереть. Она приглашала самых прославленных риторов того времени: Навкрата, Феопомпа и так далее, чтобы они произносили хвалебные речи покойнику.

История Галикарнаса

По мнению некоторых историков в Галикарнасе, около 484 г до н. э. родился известный древнегреческий историк Геродот, автор исторического трактата — “Истории”. Также недалеко от берегов Галикарнаса (сегодняшнего Бодрума), на греческом острове Кос родился знаменитый Гиппократ (около 460 года до н. э). Именно Геродот пишет что Галикарнас был основан дорийцами, выходцами из Арголиды в XII в. до н.э. Долгое время город находился под властью Персов, а в 454 до н.э. был принят в Делосский союз, и в IV в. до н.э. стал столицей Карии. Галикарнас был один из немногих городов Малой Азии, оказавших стойкое сопротивление Александру Македонскому. В 333 до н.э. Александр Македонский успев завоевать город, приказал полностю разрушить его. Позже город был восстановлен, но с тех пор утратил свое значение и в римскую и византийскую эпохи он оставался незначительным поселением.

Регион Кария и город Галикарнас на карте

Наивысшего расцвета город достиг при Мавсоле (377–353 до н.э.). Тогда в Галикарнасе проживало смешанное население из греков и местных карийцев. Французский писатель и переводчик Проспер Мериме писал о том, что Мавсол скопил несметные богатства, вследствие того что беспощадно обдирал своих граждан. В карийских землях даже существовал налог на волосы. Галикарнас имел удачное географическое и стратегическое расположение. В городе был большой морской порт, который благоприятно действовал на экономическую жизнь. Рядом с портом, как это было принято во многих греческих городах, находилась рыночная площадь (агора). От рыночной площади шла улица, посередине которой был построен Галикарнасский мавзолей. Впервые чудом света данный памятник назвал римский ученый-энциклопедист Марк Витрувий Поллион (I век до н. э.). Мавзолей всемирно признан уникальным памятником исторической архитектуры эпохи поздней классики.

Современный Бодрум и расположение мавзолея

Слово “мавзолей”, которое означает “монумент” или “большое погребальное сооружение”, используется почти в каждом языке и происходит от имени Мавсола

Пештак-портал

На старых фото башни, представленных здесь, он разрушен. Как он выглядел можно посмотреть на гравюрах.

На любую вещь можно смотреть просто. Мы должны уловить её суть, хотя вещь может быть представлена со множеством деталей. Для чего назначение пештак-портала? В чём его символизм, просто его не поставили. Почему он украшен? В Башне нет украшений. На что он похож?

Всё гениальное очень просто. Портал похож на арку. Какую арку? Триумфальную, красочную, украшенную. В ней использовались плитки, красочные, праздничные, светло-голубого, лазоревого, темно-фиолетового цветов – цвета неба. Обломки плиток были найдены в культурном слое вблизи мавзолея. Есть версии, что эти плитки специально приносили к мавзолею кочевники, как сороки. Но, что-то подсказывает, что это не так.

Одна из задумок башни в этой арке. В чём же задумка? Душа упокоенных в башне (храме) должна выйти навстречу Солнцу пройдя через эту праздничную арку, символизирующую рождение нового человека и обретение ей нового тела. Вот в чём символизм.

Арка направлена на Солнце, на юг. Что такое арка? АРКА – то что выходит из земли и уходит в неё. Всё вяжется. Душа встаёт из Земли и проходя арку (тут прослеживается связь с рождением, родовыми воротами) рождается, это праздник, выход к Солнцу). Естественно не должно быть здесь никаких дверей, ну по-моему так. Народы страны Ара («АрРа» – Земля-Солнце) считали себя буквально – детьми Солнечного Света на Земле.

Соответственно должны были существовать Жрецы — ХРАНИТЕЛИ ПУТЕЙ, ведущих через ВРАТА ЗВЁЗДНЫЕ (Арки), скорее всего, специалисты, обслуживающие эти устройства, для перемещения души.

На арках соответственно наносились надписи, наподобие молитв, заклинаний и др. Слово издревле наделялось силой.

Мавзолей в Галикарнасе сейчас

На сегодняшний день строение находится в руинах. Все что осталось от него — часть фундамента, камни и остатки колонн. Немного больше можно увидеть в замке Бодрум. В стенах замка по сегодняшний день находятся части каменных и мраморных блоков Галикарнасского мавзолея. Большая часть артефактов, найденных при археологических раскопках этого сооружения, находятся в Британском музее.

Согласно информации с официального сайта, попасть на территорию древних руин можно только через музей Галикарнасского мавзолея. Стоимость входного билета — 14 турецких лир. Русскоговорящего гида при музее нет. Открыта территория мавзолея каждый день, кроме понедельника. В летний период часы работы с 08:30 до 19:00, в зимний — с 08:30 до 17:00.

Окрестности

Если ехать из Уфы в Чишму по исторической Старочишминской дороге (она шла в направлении Самары), то можно завернуть в еще одно интересное место. Для этого нужно ехать по трассе в сторону аэропорта, повернуть в направлении Зубово, а вскоре – на Березовку. Здесь сохранилась одна из старейших церквей Башкортостана. Церковь Рождества Христова была построена помещиком Федором Третьяковым в 1780 году.

Если поехать дальше Чишмов, то в 22 км в селе Дурасово на берегу реки Демы можно найти водяную мельницу братьев Бушмариных. Дурасово было основано в конце XVIII века, получило название по фамилии владельцев. Впоследствии перешло к дворянам Блударёвым. До революции сюда приезжали на лечение кумысом.

В Уфе у Бушмариных были лавки и дома. Мельница находится между рекой Демой и деревней, от которой ее отделяет озеро-старица. Это деревянное трехэтажное строение в готическом стиле. Сейчас здание заброшено и постепенно разрушается.

Кирпич

Мавзолей сложен из квадратного и частично фигурного кирпича.

В описаниях башни часто встречается, что кирпич чёрный и башня чёрная – попытаемся разобраться где вымысел, а где правда. Смотрим цветное фото кирпичей.

Видно, что кирпич стен — квадратные плиты размерами 25×25х7 см. Это обычный глиняный кирпич, получаемый путём обжига глины.

Поэтому нужно было делать спецзаказ на кирпич такого размера, для осуществления реставрационных работ. Кирпич таких размеров сейчас не производят.

Чернота видна сверху кладки, это продукты отложений. Поэтому издалека башня казалась чёрной.

На строительстве башни применялось два основных вида кирпича — первый размерами: длиной полшеста вершка или 5 ½ вершка = 25 см, шириной полтретья вершка или 2 ½ = 11,1 см, высотой чуть больше 1,5 вершка = 7 см. Применялись квадратные кирпичи (плиты) размером 25×25х7 см.

Кирпич мавзолей Кесене (Башня Тамерлана).

В зале пол был выполнен из тёсанного камня размером 25×25х(8-9) см. Кладка ложилась на известковом растворе, очень крепком.

Толщина стен 2 аршина по описаниям, реально 1,1-1,2 м, что внушительно.

Если почитать литературу, то первые кирпичные строения в России появились в 1450 году. Довольно быстро кирпич стал популярным среди знати и торговых людей. В 1475 г. в России был построен первый кирпичный завод.

До этого времени кирпич производили кустарным способом. Формовали кирпичи вручную, сушили только летом, обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца (обжигали кирпич зимой).

Кирпич в Азии появился значительно раньше, чем в России. Уже в XI-XII вв. в строительстве выходит из употребления мелкий̆ кирпич (22-23 см) и устанавливается размер квадратного кирпича 25-27 x 25 x 27 см.

Кирпич был дорого в производстве, поэтому, это одно из первых сооружений из кирпича на Южном Урале, сооружённое не «простому» человеку, а человеку знатного рода.

Ещё один миф, из чего сделаны кирпичи. Первым делом специалисты провели анализ материалов, из которых сделаны кирпичи, с тем, чтобы новодел был максимально похож на древнее строение. Анализ этот разрушил бытовавший миф о том, что кирпичи рабочие Тамерлана делали, замешивая глину на молоке верблюдиц и яйцах диких птиц. Никаких экзотических ингредиентов в глине не нашли, но и секрета её обжига не открыли – его пришлось изобретать его заново.

Рассмотрим аналогичный мавзолей Джучи-хана, расположенный в Центральном Казахстане. Мавзолей построен в XIII веке, в нём (по официальной версии) покоится хан Джучи — старший сын Чингисхана, отец Батыя.

Сам Чингисхан был язычником. Его могила или мавзолей не обнаружены до сих пор.

Мавзолей Джучи-Хана. Архитектура одна и та же – кубический зал, барабан-юрта, арка-портал.

Брак кирпича и шлаки обнаруженные возле мавзолея Джучи.

Статья про мавзолей Джучи-Хана.

Интересно, что рядом с большинством центральноказахстанских мавзолеев расположены печи для обжига керамики, изразцов и кирпичей. Печи, конечно, сильно разрушены; вокруг россыпи шлаков, полуфабрикатов; обнаружены деформированные кирпичи, изразцы с поливой. Таким образом, техника обжига кирпича и керамических изделий, в том числе с поливой, была хорошо известна местным тюркским племенам, создателям своеобразных поселений и архитектурных памятников.

Намного проще организовать производство кирпича рядом со стройкой, глину найти не проблема, вода была рядом. Люди в этом районе проживали или кочевали ещё ранее, если было столь древнее захоронение, значит была дорога. Мавзолей находится на возвышенной поляне или возвышенном плато по-другому, на берегу озера. Место очень выгодное.

Поэтому вызывает большие сомнения, что кирпич для башни возили или передавали из Троицка. Тогда Троицка здесь просто не было, была просто Степь!

На кирпичах должны были быть отпечатки пальцев — типа клейма мастера. Нигде я про это не видел.

Троицк основан в 1743 г. как крепость на укреплённой пограничной линии (18 век), а башня построена в 14-15 веке , точно не установлено. Поход Тамерлана начался в 1395 г. В остальном современные историки выдвигают только версии.

История и легенды

В истории почти ничего не упоминается о персонаже Тура-хан, о нем сохранилось очень мало информации. По одной из версий был потомком великого хана Чингисхана. Некоторое время он кочевал по реке Иртыш, но из-за возникших разногласий со своими родственниками ему пришлось уйти на земли башкирии.

Еще одна версия о Тура-хане такова: он приходился братом другому хану — Басману, который обладал очень большой властью в регионе. Жил Тура-хан в своем именном поместье, которое располагалось на месте нынешнего санатория «Зеленая роща», а лето он проводил недалеко от того места, где сейчас находится деревня Верхние Термы. Во время средневековья очень часто возникали междоусобные войны, и на одной такой войн Тура-хан был повержен.

Современные источники повествуют о Тура-хане как правителе в республике Башкортостан в начале XVI века. Большую часть своего времени он проводил в своем поместье на горе Туратау. Убит Тура-хан был в одной из битв, которая шла против его соперника — Алтакара.

Мавзолей Туру-хана взят под охрану государством. Вокруг него возведен решетчатый забор, калитка которого закрыта на замок. Вход в сам мавзолей теперь тоже оборудован железной калиткой и замком. Добраться до мавзолея Тура-хана можно как летом, так и зимой — он находится всего в ста метрах от асфальтированной дороги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: