Особенности внешнего и внутреннего убранства
Планировка каменного Морского Никольского собора в целом идентична храму Святой Софии в Стамбуле. И там и там центральный купол опирается на апсиды, а боковые колоннады выполнены в стиле традиционной византийской базилики. В единую византийскую концепцию, безусловно, вписывается и роспись. Разница наблюдается в соотношении частей: храм в Кронштадте несколько меньше своего прототипа. Диаметр его купола 26,7 м, высота, длина и ширина – 52, 81 и 64 м, в то время как у собора в бывшем Константинополе – 31, 56 и 83 м соответственно.
Морской собор – самое высокое здание в Кронштадте. Так называемая внешняя высота – с учетом креста – составляет 70,5 и 52 метра – до основания главного купола. Пролеты главных арок высятся на 23 метра, а сторона внутреннего центрального зала имеет 24 метра. Облицовка фасада кирпичная и терракотовая. Его украшают гранитный цоколь, колонны порталов и, совсем немного, мозаика и майолика. Иконы на фасадах изготовили в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова (1874–1942).
Два сюжета из жизни Николая Чудотворца, мозаичные изображения Спаса Нерукотворного, символы евангелистов и орнаменты украшают западный центральный портал. Иконы святых апостолов Петра и Павла (слева) и святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского (справа) находятся над боковыми порталами главного входа. Над северным и южным порталами – образы Божией Матери и святителя Митрофания. Вызолоченные по мардану медные рельефные орнаменты украшают главный купол и купола звонниц. Пространство под первым окружают двухъярусные галереи-хоры. В восточной части имеются еще два предназначавшихся для духовенства входа. Их двери богато декорированы бронзовым орнаментом.
Роспись (художник М. М. Васильев) украшает только алтарь, паруса и своды южных и северных хор. Она частично выполнена под мозаику, частично – под фрески. Закончить роспись, поскольку остальные части собора были окрашены в ровный колер, решено при реставрации. Хоры поддерживают увенчанные капителями колонны, которые покрывает искусственный мрамор колонны. Такое же покрытие имеют наличники на внутренних дверных проемах.
Алтарную часть приподняли на четырехметровую высоту. Иконостас, уничтоженный в 1929 году, изготовлен из белого мрамора, имеет мозаичные вкрапления. Скульптор Н. А. Попов восстанавливал его по проекту В. А. и Г. А. Косяковых – на основе эскизов, архивных фотографий и материалов. Над главным престолом высилась мраморная сень. Мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, изображением Святого духа в образе голубя и мраморными панелями, находилась в левой половине солеи.
Карнизы покрывает лепной орнамент, а пол устилал мелкий мрамор в тонкой медной оправе. Его украшали мозаичные фигуры рыб и медуз, изображения кораблей и морской флоры. Парадная ризница и место для церковного хора располагались в восточной части хор. Тут же хранили иконы с упраздненных судов. Ризница и библиотека находились на первом этаже.
Описание Никольского Морского собора в Кронштадте
Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.
Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.
На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.
Алёнка Ёлка
Никольский Морской собор внутри
Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.
Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.
Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.
Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.
На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.
В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.
Интерьер Морского Никольского собора Кронштадта на 3D-панораме
Константин
Архитектура Кронштадтского Морского Никольского собора
Кронштадтский Морской Никольский собор по своим размерам (длина — 83,2 м, ширина — 64 м, высота с крестом — 70,6 м), уступает только Храму Христа Спасителя в Москве. Взяв за образец храм Святой Софии в Стамбуле, архитектор В. Косяков создал новый храм в неовизантийском стиле. Цоколь отделан гранитом. Трех- ярусные стены с полуциркульными вытянутыми окнами отделаны светло-терракотовым глазурованным кирпичом, украшены майоликлвым фризом и мозаичными изображениями святых и религиозных сюжетов.
Западный фасад выходит на Якорную площадь. Главный вход выделен величественным многоступенчатым порталом и витражным окном над ним. Два сильно выдвинутых вперед боковых ризалита с башнями-звонницами, увенчаны золочеными куполами с крестами. Восточный фасад украшен большим над алтарным полукуполом и ступенчатой системой более маленьких полукуполов. Боковые фасады с арками, подчеркивающими входы, украшают круглые окна с витражами.
Внутреннее убранство собора отличается изысканной «византийской» красотой всех элементов. Мемориальный смысл храму придают мраморные памятные доски с именами моряков, прославивших Российскую морскую державу. Иконостас, расположенный в алтарной части, выполнен из белого и цветного мрамора, украшен бронзовыми и мозаичными орнаментами. К боковым стенам пристроены двухъярусные арочные галереи, поддерживаемые колоннами. Три придела храма посвящены Святителю Николаю Чудотворцу, Преподобному Иоанну Рыльскому (небесному покровителю Святого Праведного Иоанна Кронштадтского), Святым апостолам Петру и Павлу. Стены и своды покрыты росписью, имитирующей фрески и мозаику. Пол выложен разноцветным мрамором с изображением обитателей морских пучин и кораблей.
Мощи св. прав. Феодора Ушакова
Святой праведный воин Феодор Ушаков – (13 февраля 1745 — 2 октября 1817) —
русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792);
командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью. 4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.
Интересные факты о соборе
Во время сбора пожертвований на возведение собора, ввиду острой нехватки средств, моряки Кронштадта долгое время добровольно отдавали в фонд строительства четверть своего жалованья. Общий бюджет постройки в итоге составил 1 876 000 рублей.
Многовековые дубы вокруг Никольского собора были посажены самим Николаем II и его окружением, в ходе церемонии закладки храма. Тогда это были годовалые саженцы.
После разорения храма при Советской сласти, единственным атрибутом храмовой архитектуры на нем остался самый крупный из соборных колоколов. Его оставили, по официальной версии, для оповещения населения в случае химической тревоги. Однако, существует легенда, что при попытке снять последний колокол, всех рабочих перестали слушаться руки.
Высота восстановленного креста собора Николая Чудотворца составляет десятую часть высоты всего здания – то есть 7 метров.
Мощи св. прмц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. После смерти мужа приняла монашеский постриг. Создала Марфо-Мариинскую обитель, где вела подвижническую жизнь. Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине. Всех скинули шахту, где вскоре мученики погибли.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:
В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.
В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.
Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта
В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».
К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.
Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.
Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.
Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.
Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.
Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)
24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.
Морской собор, южный фасад
В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.
Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора
Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.
Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург
Внутреннее убранство
К внутреннему убранству храма подошли не менее ответственно. Не один десяток лучших мастеров и художников того времени трудился над оформлением собора. Центральный купол составлял 27 метров в диаметре. Двухъярусные хоры, поддерживаемые колоннадой, стилистически пересекались с колоннами снаружи здания. Интерьер храма украсили причудливые образы морских обитателей, кораблей и раковин.
Никольский собор: вид с центрального входа
Никольский собор: вид перед алтарем
Никольский собор: вид главного купола изнутри
Братья Франк, державшие стекольный завод, согласились изготовить витражи, напоминающие корабельные иллюминаторы. В память о моряках, павших в боях, и священниках, служивших на судах и нашедших свою смерть в морских сражениях, установили плиты траурного черного и белого, как погребальный саван, мрамора с выбитыми золотом именами.
Видео: Никольский собор в Кронштадте изнутри
Архитектурные и культурные достопримечательности
Высота Морского собора – более 70 метров, и он является самой высокой постройкой в Кронштадте. При внешней схожести храма с Софией в Константинополе, пропорции сооружений несколько отличаются. Кроме того, бросается в глаза морская направленность Никольского собора: главный крест вписан в штурвал, а на краях куполов переплелись канаты и якоря. Храм выкрашен в светлые оттенки, а купола позолочены, что создает впечатление воздушности. Внутри пол выложен мраморной мозаикой, изображающей обитателей глубин. В нижнем зале и в галерее верхнего находятся доски из черного мрамора с фамилиями погибших на службе моряков. На белом мраморе высечены имена священнослужителей, погибших в море. Морская тематика продолжается и у царских врат, возле которых размещен Андреевский флаг, якоря. Храм поражает богатством убранства.
Храм-музей
В 1974 году в здании разместился филиал Военно-Морского музея. Сам музей ведет свое начала еще от времен Петра I, от его «модели-камеры», то есть собрания моделей и чертежей различных кораблей. Музею в советские годы, кроме крейсера «Аврора», принадлежало здание Биржи, Чесменская церковь и т. д. В Никольском соборе тогда была помещена экспозиция, рассказывающая об истории Кронштадтской крепости. Сейчас основная экспозиция Военно-Морского музея расположена в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице.
Но Морской Никольский собор по-прежнему сохраняет статус музейного филиала. В левом пределе можно увидеть экспозицию, посвященную истории храма и священнослужителям, окормлявшим русский флот. При участии музея здесь проходят и светские мероприятия – например, в трапезной бывают концерты, патриотические лекции для детей и многое другое. Проводятся экскурсии по храму (можно подняться под самый купол) и по самой Якорной площади.
В сквере перед собором находится музейная Артиллеристская площадка. Здесь представлено оружие как начала, так и середины XX века: бронированные огневые точки, палубные и башенные артустановки, пушечные стволы конца XIX века, бортовая доска с крейсера «Киров». Морская и береговая артиллерия Кронштадтской крепости, способная обстреливать самые дальние объекты, сыграла огромную роль в обороне и освобождении Ленинграда в период Великой Отечественной Войны. Часть представленной артиллерии изготавливалась прямо в Кронштадте на Кронштадтском Морском заводе – например, бронированные огневые точки (БОТ).
И, наконец, совсем недалеко от Никольского собора находится еще один филиал этого музея – мемориальный зал Александра Степановича Попова, изобретателя радио. Выдающийся ученый много лет работал и преподавал в Кронштадте, в Техническом училище морского ведомства. Первая в России радиомастерская была создана именно в Кронштадте. В памятном зале можно увидеть выставку приборов, созданных самим А. Павловом и его учениками – корабельную радиостанцию, рентгеновский аппарат, электрофорную машину и др. А здание, в котором расположен зал – это Итальянский дворец. Он был построен еще при Петре I, и почти сразу был передан флоту: в нем сначала находились флотские учреждения, а потом туда был переведён Морской кадетский корпус. Здесь учились такие знаменитые мореплаватели как И. Крузенштерн, М. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен, декабристы братья Бестужевы, В. Штейнгель и другие.
История
Первая деревянная церковь для моряков была построена по приказу Петра Первого в 1728–1731 годах. Это был храм Богоявления, простоявший более 100 лет и разобранный из-за ветхости. Затем его заменила другая, также деревянная церковь.
В 1896 году командир Кронштадтского порта и военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков обратился с прошением к Николаю II с предложением построить храм в память о моряках, погибших на службе и всех, кто своей деятельностью прославил флот. Начался сбор средств на возведение постройки. Николай Казнаков, инициатор строительства, планировал возведение величественного сооружения, соответствующего значению города Кронштадта — колыбели Российского флота.
Морской собор в Кронштадте — росписи и мозаики в сводах
После проведения нескольких конкурсов был выбран эскиз, выполненный гражданским инженером Василием Косяковым, работа которого была одобрена его Высочеством.
Местом строительства была определена площадь, занятая складом с якорями от старых кораблей. Храм решили разместить таким образом, чтобы рядом с ним оставалось место для проведения парадов и устройства парка. Ориентиром для всех судов, возвращающихся к родным берегам, должен был стать купол храма, видный за несколько километров от города.
133153
Вид на купол Морского собора с Финского залива
Морской собор в Кронштадте возводился с 1903 по 1913 годы на народные деньги и средства Морского ведомства. Над оформлением постройки работали лучшие мастера того времени. Храм был освящен в июне 1913 года в честь Святого Николая, покровителя всех путешественников и мореплавателей.
Дореволюционное фото
Никольский собор в Кронштадте был закрыт в 1929 году, с него сняли кресты и колокола, а над главным входом вместо образа Спасителя, повесили портрет Максима Горького. В помещении расположился кинотеатр, который в народе стали называть «Максимкой».
Во время Великой Отечественной войны в подвале здания хранились «звездные» часы с сложнейшим механизмом, доставленные из Пулковской Астрономической обсерватории. На вершине купола был устроен наблюдательный пункт.
После войны в храме разместился клуб, причем сцена была устроена на месте алтаря. Восстановление здания началось в 2002 году и 28 июня 2013 года (к 100-летию его освящения) храм вновь открыл свои двери для прихожан.
Морской собор: с 70-х гг. до наших дней
В 1970 годы сознание населения изменилось, и в Морском соборе Николая Чудотворца было принято решение провести капитальный ремонт и реставрацию. Государство взяло храм под свою опеку, обозначив его как культурный памятник.
1976 год стал новой вехой в истории православного сооружения. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик.
В 1978 году в здании Кронштадтского Матросского клуба случился пожар. В этом случае помещения Морского собора снова пришли на выручку – клуб временно разместили в храме.
8 мая 1980 года, в день, приуроченный к годовщине победы над германскими войсками, в Никольском соборе открылся музей, названный в честь Кронштадтской крепости. Площадь его составила чуть менее 1000 м2, а в коллекциях оказалось примерно 3000 предметов, дошедших до нас с военных времен.
Морской собор в Кронштадте — описание
С первого взгляда Морской собор напоминает знаменитый храм Святой Софии в Константинополе. Вместе с тем, храм в Кронштадте имеет иные пропорции и освящен он в честь Николая Угодника, защитника и покровителя всех мореплавателей. Эта морская направленность видна уже при подходе к храму — крест на куполе вписан в штурвал, а края куполов украшает переплетение якорей и канатов.
Высота сооружения составляет 70,5 метров и это самая высокая постройка в городе. Центральная часть храма вмещает 3000 прихожан.
Светлые стены и золотые купола придают храму легкость, воздушность и нарядность. Внутреннее пространство поражает своей высотой, простором и богатством убранства.
Пол выполнен из разноцветного мрамора, изображающего птиц, рыб и морских обитателей, а также различные орнаменты.
В галерее верхнего зала и в нижнем зале размещены чёрные мраморные доски с 12 000 фамилий моряков, погибших на службе с 1796 по 1917 годы.
Мраморные белые доски размещены и в алтаре, на них выбиты фамилии 14-и священнослужителей, погибших при исполнении своих обязанностей.
Мемориальные доски, находящиеся в храме в настоящее время, — это копии, изготовленные при воссоздании памятника архитектуры. Фамилии были восстановлены благодаря сохранившимся архивным записям. Оригиналы досок в советское время были использованы на «хозяйственные» нужды и полностью утрачены.
Список погибших моряков завершается 1917 годом. Во время революции судьбы моряков никого не интересовали. Вместе с тем, известно, что во время Великой Отечественной войны погибло более 40 000 только офицеров, не считая рядовых моряков.
Конечно, для такого огромного перечня фамилий места на стенах храма не хватило бы. Хочется надеяться, что в будущем летопись будет продолжена с помощью компьютерных технологий.
Плафон (купольный потолок) диаметром 27 метров расположен на высоте 52 метров, он украшен росписью и выглядит просто гигантским. Морской собор в Кронштадте — один из немногих храмов России, где оконные проемы заполнены великолепными витражами.
Церковное убранство сочетает в себе морские элементы и православную символику. Так, царские ворота украшает Андреевский флаг, а одну из дверей — якоря и буквы «альфа» и «омега», символизирующие начало и конец земной жизни.
Также здесь можно увидеть макет Никольского собора и небольшую экспозицию, посвященную святому отцу чудотворцу Иоанну Кронштадтскому.
В Кронштадте жили и учились такие выдающиеся личности, ставшие адмиралами, как Федор Ушаков и Григорий Спиридов, Дмитрий Сенявин и Иван Крузенштерн, Михаил Лазарев и Степан Макаров, Юрий Лисянский и другие. Памятники флотоводцам Ушакову и Макарову установлены рядом с храмом.
Икона с частицей мощей св. Иннокентия, первого епископа Иркутского
Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними, чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго.
При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий.
Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом. На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа.
Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович). С 1725 года жил в Иркутске в Вознесенском монастыре.
Через год из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов. Отошел ко Господу 27 ноября 1731 году.
Иоанн Кронштадтский и Морской собор
Собор неразрывно связан для нас с памятью святого Иоанна Кронштадтского – известного своей праведной жизнью и огненными проповедями кронштадтского священника, который был канонизирован в 1990 году. Служил он в другом соборе Кронштадта – в несохранившемся Андреевском. Сейчас планируется его восстановление. Но зато именно Иоанн Кронштадтский проводил молебен на закладку Никольского собора и первый начал жертвовать на его строительство: пожертвовал 700 рублей и напечатал газетную статью с призывом жертвовать на новый храм. В качестве одной из уже современных святынь Никольского собора выступает мастерок, которым св. Иоанн совершал символическую закладку его первого камня. В левом приделе собора можно увидеть небольшую выставку, посвященную деятельности св. Иоанна в Кронштадте.
Возрождение храма
С начала XXI века была начата передача храма Церкви. В 2005 году там состоялась первая служба, но реставрация продолжалась до 2013 года, а в 2013 году он был торжественно освящён. От изначального убранства храма осталось довольно мало, так что оно было восстановлено, включая доски с именами погибших.
Сейчас этот храм по-прежнему является «морским» – он считается главным храмом Военно-Морского флота России и его интерьер украшен Андреевскими флагами, Андреевский флаг также используется в качестве алтарной завесы. Среди святынь храма – частицы мощей св. Николая Мирликийского, покровителя моряков, св. флотоводца Федора Ушакова, св. Сергия Радонежского, св. Иннокентия Иркутского и др.
Исторические сведения о храме
В 1728-1731 гг. по указу Петра Первого для моряков была выстроена первая деревянная церковь Богоявления, которая простояла свыше века и в последствии была разобрана из-за сильной обветшалости. После чего эту молельню заменили на другую и также деревянную.
Вице-адмирал Казнаков Н.И. – командир местного порта и военный губернатор в 1896 г. обратился с прошением к Николаю II о строительстве святилища в память о погибших на службе моряках, тех кто своей деятельностью прославил российский флот. На возведение молельни начался сбор средств. Сам инициатор строительства храма, планировал сооружение величественного святилища, которое бы соответствовало значимости города, являющимся колыбелью флота России.
По проведению нескольких конкурсов был избран подходящий проект, созданный Василием Косяковым – гражданский инженер, чья работа получила утверждение от его Высочества.
Для проведения строительных работ была выбрана площадь, где находился склад под хранение старых корабельных якорей. Молельню решили разместить таким образом, чтобы неподалеку от нее оставалось еще место для устройства парка и проведения парадов. Нововозведенный храм должен был стал своего рода ориентиром видимый для всех судов, что возвращаются к родным берегам за несколько километров от города.
Обязательно к прочтению: Кафедральный Свято-Екатерининский собор
Святилище возводилось на протяжении 10 лет (в период с 1903-1913 гг.) на средства, выделенные Морским ведомством, а также на народные деньги. Над его оформлением по тем временам были приглашены лучшие мастера своего дела. Была освящена богомольня в 1913 г. в июне месяце в честь Св. Николая, который являлся заступником всех мореплавателей и путешественников. Однако спустя 15 лет в 1929 г. храм подвергся разорения, а в последствии был закрыт и свыше 70-ти лет его помещения использовались для различных целей.
Полезные статьи:
ПРЕПОДОБНЫЙ СТИЛИАН — ПОКРОВИТЕЛЬ И ЦЕЛИТЕЛЬ ДЕТЕЙ
Вы когда-нибудь встречали такую интересную икону, на которой изображен святой монах, держащий на руках младенца? Да, икона эта очень редка, и святого такого мало кто знает … но это у нас, в России. А в Греции и на православном Кипре этого святого все знают и очень почитают!!! П�… Читайте далее
ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО
В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью в такт играющее песне и привычно придерживая карман, �… Читайте далее
Просто крещеный
Просто крещеный — это когда в твоей машине висят иконы, но ты куришь в этом же автомобиле и произносишь мат (молитву дьяволу) и хулу на Господа!Просто крещеный — это когда ты посещаешь Храм Божий только на Пасху и Рождество.Просто крещеный — это когда суть Пасхи заключа�… Читайте далее
Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши.
Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому.
Ведь они скорые помощники и молитвенники наши. Им дана особенная благодать помогать находящимся в бедах, даже в безвыходных положениях. Помогут они и тебе. Конечно, со своей стороны ты делай что нужно.
… Читайте далее
Только в 2013 г. самый крупный и главный российский собор вновь открыл свои двери для прихожан.