Большой Гатчинский дворец и Гатчинский парк на карте
Гатчинский дворец и парк
Карта загружается. Пожалуйста, подождите. Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информация
Гатчинский дворец и парк 59.564071. 30.108590
Мария Анашина, anashina.com
Этот уголок большого мира остался у меня в памяти на всю жизнь. В парке я провела всего один день, но с утра и до вечера, 36 лет назад, без фотоаппарата и спутников. Я бродила по парку, в котором тогда ничего не было открыто для посетителей, но было невероятно интересно. Ландшафт удивительный, на каждом повороте новые невероятно красивые виды. Людей вообще не было видно, никакого шума, а только звуки природы. Сказка. Я дико завидовала жителям города, у которых совсем рядом с домом такое чудо.
Светлана, спасибо что поделились такими воспоминаниями! Я тоже впервые в Гатчине побывала в детстве. И тоже завидовала питерцам (тогда еще ленинградцам), что они могут сюда ездить когда захотят.
Из Ленинграда надо было ехать, тратить время и деньги на дорогу, но даже гатчинцов, которые могли бы спокойно пешком дойти до парка, в парке (вход бесплатный) не было видно. Не интересно, раз нет качелей-каруселей? Сейчас наверняка всё изменилось.
Не думаю, что из-за отсутствия качелей-каруселей. Сейчас их тоже нет, но гатчинцев в парке было много — мамочек с колясками, детей на велосипедах, гуляющих бабушек. И молодежи было много.
Тогда мало что было приведено в порядок. Это был фактически дикий парк, с фрагментами развалин. Наверное, он был интереснее всего художникам.
Рекомендуем ознакомится: http://anashina.com
Интерьер[править | править код]
Вестибюль павильона выполнен с аскетичной строгостью, освещается только через дверную фрамугу.
Якоб Меттенлейтер. Триумф Венеры. 1797
Большой зал представляет собой в плане прямоугольник со срезанными углами, его длина 10 метров, ширина — 8. Пять окон-дверей обращены к озеру. Освещённость павильона усиливают установленные в простенках срезанных углов зеркала, их полукружные рамы завершены резными золочёными венками и гирляндами. Над зеркалами помещены живописные панно с изображением цветов, пылающих сердец и колчанов со стрелами. Простенки по сторонам зеркал декорированы орнаментальными композициями, имитирующими лепку. Они исполнены клеевой краской по штукатурке в манере гризайля на жёлто-золотистом фоне. Тем же способом, но по голубому фону, сделаны панно над дверями зала.
Перекрытие зала обрамлено богатым карнизом с симметрично расположенными лепными кронштейнами, связанными рельефным декором. Расписанная гризайлем падуга служит обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры», который был написан в 1797 году художником И. Я. Меттенлейтером.
Обогащают интерьер зала четыре мраморных фонтана, которые находятся против застеклённых дверей и отражаются в зеркалах стен.
В 1887 году в павильон Венеры из Белого зала Большого дворца была перенесена часть наборного паркета, выполненного по рисунку Антонио Ринальди в виде больших кругов и гирлянд из дубовых листьев. До этого пол павильона, возможно, был сделан из искусственного мрамора.
Архитектура[править | править код]
Реставрация павильона Венеры, фото 2007 года
Павильон состоит из двух равновеликих частей: вытянутого в длину прямоугольного большого зала со срезанными углами и небольшого прямоугольного аванзала (вестибюля) с полукруглыми нишами по коротким торцевым сторонам.
Главный фасад декорирован четырёхколонным портиком ионического ордена на высоком цоколе. Широкая двухстворчатая филенчатая дверь с полуциркольной застеклённой фрамугой обрамлёна профилированным архивольтом. Фрамуга подчёркнута замком укрупнённой формы в виде консоли с рельефным акантовым листом и импостом, на котором написано название острова и павильона. Завершением портика является классический антаблемент и треугольный фронтон. В его тимпане помещена резная рельефная эмблема Амура — скрещённый колчан, полный стрел, горящий факел и ветви лавры и розы.
По периметру фасадов павильона продолжены декор и композиция антаблемента. Выше его покрытия идёт низкий ленточный парапет, украшенный трельяжной сеткой. Так же оформлены остальные фасады и высокие полуциркольные выступы по сторонам вестибюля. Они имеют профилированное обрамление и завершаются фигурным замковым камнем. Усиливают ритмику декоративных членений рельефные медальоны, расположенные между арками.
Светло-зелёная окраска павильона гармонирует с характером обработки фасада, обшитого по горизонтали и в диагональном направлении дранью.
Интерьер
Вестибюль павильона выполнен с аскетичной строгостью, освещается только через дверную фрамугу.
Якоб Меттенлейтер. Триумф Венеры. 1797
Большой зал представляет собой в плане прямоугольник со срезанными углами, его длина 10 метров, ширина — 8. Пять окон-дверей обращены к озеру. Освещённость павильона усиливают установленные в простенках срезанных углов зеркала, их полукружные рамы завершены резными золочёными венками и гирляндами. Над зеркалами помещены живописные панно с изображением цветов, пылающих сердец и колчанов со стрелами. Простенки по сторонам зеркал декорированы орнаментальными композициями, имитирующими лепку. Они исполнены клеевой краской по штукатурке в манере гризайля на жёлто-золотистом фоне. Тем же способом, но по голубому фону, сделаны панно над дверями зала.
Перекрытие зала обрамлено богатым карнизом с симметрично расположенными лепными кронштейнами, связанными рельефным декором. Расписанная гризайлем падуга служит обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры», который был написан в 1797 году художником И. Я. Меттенлейтером.
Обогащают интерьер зала четыре мраморных фонтана, которые находятся против застеклённых дверей и отражаются в зеркалах стен.
В 1887 году в павильон Венеры из Белого зала Большого дворца была перенесена часть наборного паркета, выполненного по рисунку Антонио Ринальди в виде больших кругов и гирлянд из дубовых листьев. До этого пол павильона, возможно, был сделан из искусственного мрамора.
История Дворцового парка в Гатчине
Начало создания Дворцового парка в Гатчине было положено графом Григорием Орловым, которому Екатерина II подарила Гатчину в 1765 г. Руководство работами по устройству парка осуществлял специально приглашенный садовый мастер Джон Буш. На месте леса вокруг Белого озера были высажены немногочисленные редкие растения, а также множество деревьев — дубов, плакучих ив, клёнов, лиственниц, вязов, серебристых ясеней и лип. Кроме того, были оставлены ели, которые гармонично вписались в парк. Озера были углублены, насыпаны искусственные острова. С того времени сохранились и постройки парка: Колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо».
С.Ф.Щедрин. Вид на Гатчинский дворец и парк, 1790-е годы
Большое строительство в парке развернулось при следующем владельце, великом князе, а затем и императоре Павле. Некоторые части парка были обустроены в регулярном стиле: Сильвия, Верхний и Нижний Голландские сады, Ботанический сад и Собственный сад. Были построены Березовый домик, Большие железные ворота, Адмиралтейство и Адмиралтейские ворота, павильон Венеры, терасса-пристань, павильон Орла и т.д.
Вид на Гатчинский дворец и Карпин пруд, акварель Г.С.Сергеева, 1798 г.
После убийства императора Павла в 1801 году в парке больших работ не проводилось, однако все поддерживалось в надлежащем состоянии. До революции для свободного посещения парк был закрыт. Дворцовый парк серьезно пострадал в Великую отечественную войну, когда Гатчина была оккупирована немцами. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.
История[править | править код]
Идея строительства павильона возникла в конце 1780-х годов после поездки Павла Петровича за границу. В Шантильи он увидел павильон на острове Любви, позже его изображения были использованы при проектировании гатчинского павильона.
Проект павильона Венеры был разработан в 1791 году. Строительство павильона датируется — годами.
В годы Великой Отечественной войны павильон значительно пострадал. Был повреждён паркет, росписи стен и живописный плафон. Стены и колонны были пробиты осколками артиллерийских снарядов.
В — годах павильон был восстановлен по проекту архитекторов-реставраторов Специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Живопись стен и плафона восстановлена художником Л. А. Любимовым. В — годах интерьер павильона был реконструирован по проекту архитектора А. А. Кедринского на основании чертежей «Кушелевского альбома».
В 2007 году началась реставрация павильона, которая была завершена летом 2010 года.
Фото и описание
Павильон Венеры (Трельяж) расположен на берегу Белого озера у оконечности острова Любви Дворцового парка в Гатчине. Идея постройки павильона появилась у владельца парка после его поездки за границу в 1780 гг. В Шантильи Павел Петрович увидел подобный павильон на острове Любви, при проектировании павильона в Гатчинском парке в 1791 г. были использованы его изображения. Строительство павильона велось в 1792-1793 гг.
Во время Великой Отечественной войны Павильон Венеры сильно пострадал: был разрушен паркет, повреждениям подверглись живописный плафон и росписи стен. Колонны и стены пробили осколки артиллерийских снарядов. Павильон был восстановлен в 1963-65 гг. по проекту Специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Л.А. Любимов восстанавливал плафон и живопись стен. Интерьер реконструировали по проекту А.А. Кедринского в 1974-1979гг. Последняя реставрация Павильона Венеры проходила в 2007-2010 гг.
Павильон Венеры состоит из двух равных частей: прямоугольного, вытянутого в длину, большого зала, имеющего срезанные углы, и небольшого прямоугольного аванзала с полукруглыми нишами.
Главный фасад здания украшает четырёхколонный портик ионического ордена с высоким цоколем. Профилированный архивольтом обрамляет широкую филенчатую дверь с полуциркульной фрамугой, которая подчёркнута укрупнённой формы замком в виде консоли с импостом с надписью название павильона и острова. Портик завершает треугольный фронтон и классический антаблемент. В тимпане фронтона помещается рельефная резная эмблема Амура – колчан со стрелами, ветви розы и лавра и горящий факел.
Композиция и декор антаблемента продолжаются по всему периметру фасадов павильона. Ленточный парапет украшает трельяжная сетка. Подобным образом оформлены и другие фасады здания и полуциркульные выступы по бокам вестибюля. Их завершает фигурный замковый камень. Ритмичность декоративных членений усиливается рельефными медальонами, которые расположены между арками. Фасад по горизонтали и диагонали обшит дранкой. А светло-зелёная покраска павильона хорошо гармонирует с таким характером обработки фасада.
Вестибюль павильона Венера отличает аскетичная строгость, освещение помещения происходит только сквозь дверную фрамугу. Большой зал павильона в плане представляется собой прямоугольник, имеющий срезанные углы, длиной 10 м, шириной 8 м. Окна-двери павильона обращены к озеру. Зеркала, установленные в срезанных углах, увеличивают освещенность помещения, их полукруглые рамы завершаются золочёными резными гирляндами и венками. Над зеркалами – живописные панно с изображением колчанов со стрелами, пылающих сердец и цветов. Простенки сбоку зеркал украшены орнаментальными композициями, которые имитируют лепку, выполнены в манере гризайли клеевой краской по штукатурке на золотисто-желтом фоне. Панно над дверьми зала сделаны в той же технике, но основой является голубой фон. Богатый карниз, имеющий симметрично расположенные лепные кронштейны, обрамляет перекрытие зала. Живописный плафон написан И.Я. Меттенлейтером в 1797 г. Его обрамлением служит расписанная гризайлем падуга. Интерьер зала обогащен четырьмя мраморными фонтанами, находящимися напротив застеклённых дверей и отражающимися в зеркалах.
В 1887 г. из Белого зала Большого дворца в Павильон Венеры перенесли часть наборного паркета, который был выполнен в виде гирлянд из дубовых листьев и больших кругов по рисунку Антонио Ринальди. Ранее пол павильона, скорее всего, был выполнен из искусственного мрамора.
Архитектура
Реставрация павильона Венеры, фото 2007 года
Павильон состоит из двух равновеликих частей: вытянутого в длину прямоугольного большого зала со срезанными углами и небольшого прямоугольного аванзала (вестибюля) с полукруглыми нишами по коротким торцевым сторонам.
Главный фасад декорирован четырёхколонным портиком ионического ордена на высоком цоколе. Широкая двухстворчатая филенчатая дверь с полуциркольной застеклённой фрамугой обрамлёна профилированным архивольтом. Фрамуга подчёркнута замком укрупнённой формы в виде консоли с рельефным акантовым листом и импостом, на котором написано название острова и павильона. Завершением портика является классический антаблемент и треугольный фронтон. В его тимпане помещена резная рельефная эмблема Амура — скрещённый колчан, полный стрел, горящий факел и ветви лавры и розы.
По периметру фасадов павильона продолжены декор и композиция антаблемента. Выше его покрытия идёт низкий ленточный парапет, украшенный трельяжной сеткой. Так же оформлены остальные фасады и высокие полуциркольные выступы по сторонам вестибюля. Они имеют профилированное обрамление и завершаются фигурным замковым камнем. Усиливают ритмику декоративных членений рельефные медальоны, расположенные между арками.
Светло-зелёная окраска павильона гармонирует с характером обработки фасада, обшитого по горизонтали и в диагональном направлении дранью.