Царицыно — архитектура и строительство
Получив заказ, Баженов моментально загорелся и впал в азарт. Спустя немного времени на стол императрицы лег грандиозный проект усадьбы с пятью дворцами, множеством гостевых домиков, павильонов, хозяйственных построек, беседок и т. д. К сожалению, осуществить задуманное архитектору удалось лишь частично, да и то многие сооружения были впоследствии разрушены или целенаправленно разобраны. Но это будет потом, а пока Баженов увлеченно возводит стену за стеной, не скупясь на украшения и декор.
Царицыно практически полностью построено из красного кирпича и камня. Такой контраст мастер выбрал не случайно — подобный выбор материалов позволял подчеркнуть точность форм, тщательный геометрический расчет, строгость и, одновременно, роскошь задумки. Плюс ко всему отсылал к русскому барокко, которое полюбилось многим монаршим и приближенным к ним особам.
Однако превалирует в постройках русская готика — это было личное пожелание Екатерины, которой нравилось сочетание в этом стиле готических и мавританских элементов.
Несмотря на оптимизм и энтузиазм архитектора, стройка усадьбы Царицыно растянулась на двадцать с лишним лет. Из-за перебоев с финансированием Баженов часто вел строительство за свой счет, из-за чего даже продал дом и влез в долги. Екатерина стараний верного слуги не заценила и новый дворец раскритиковала, хотя и осмотрела его на бегу. Владычице не понравились низкие потолки, слишком узкая лестница и скромный размер комнат, которые она назвала тесными.
Фигурный мост в Царицыно / Фотобанк Лори
Большой дворец, заповедник «Царицыно» / Фотобанк Лори
Продолжать строительство не доверили Баженову, и это была вторая пощечина от императрицы, потому что исправлять и завершать проект позвали его ученика — Матея Казакова. Впрочем, сама Екатерина не успела ни увидеть конечный результат, ни тем более пожить в нем, так как умерла раньше окончания стройки, что можно считать маленьким восстановлением справедливости.
Большой дворец, который так не понравился ей, полностью разобрали и возвели на его месте новое здание. От Баженова же остались другие постройки, которые можно видеть и поныне. Правда, после тщательной реконструкции.
Контакты и стоимость посещения
Входной павильон в государственный музей «Царицыно».
Для предварительной регистрации звонят по телефону +7(495)322-44-33. Стоимость комплексного билета для осмотра дворцового ансамбля составляет 890 руб. От 100 до 400 руб. стоит посещение одного здания комплекса.
Бесплатный вход предусмотрен для следующих граждан:
- детей до 7 лет;
- героев РФ и СССР;
- ветеранов Великой Отечественной войны;
- инвалидов I, II групп;
- награжденных медалью «Житель блокадного Сталинграда»;
- детей-сирот;
- военнослужащих;
- работников музеев РФ;
- владельцев карты ISIC.
В каждую третью среду месяца людей пропускают бесплатно. За экскурсию по Большому дворцу или Хлебному дому платят 150 руб. Прогулка по одной оранжерее и дворцовой территории обойдется в 225 руб.
Ежегодно в музее проводится акция «Ночь искусств». Вход делают бесплатно после 18.00. Гости могут посетить выставки, спектакли, концерты и перформансы.
После смерти Екатерины
В 1796 году Екатерина умирает. К этому времени Большой дворец готов не полностью, крыша перекрыта временной черной кровлей, помещения еще без отделки. Новый император Павел приехал в Царицыно в 1797 году, усадьба ему не понравилась, что было предсказуемо, все что относилось к его матери было ему ненавистно, последовал указ никакого строительства не вести. Все последующие императоры не выказали желания достроить Большой дворец и использовать по назначению.
В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для прогулок публики. Некоторые царские постройки переоборудывают в трактиры и гостиницы. По проектам ученика Василия Баженова — архитектора Ивана Еготова строятся романтичные павильоны, беседки, гроты, башня-руина. В павильонах устанавливают столы и стулья для отдыха публики.
Беседка «Храм Цереры»
В конце XIX века постройки превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. Возникает дачный поселок Новое Царицыно, в котором живет много знаменитостей.
После революции 1917 года на территории Царицыно создается поселок Ленино. В некоторых дворцовых зданиях размещаются коммунальные квартиры, клуб, дом культуры, музей. В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы.
Масштабная реставрация зданий, кроме Большого дворца началась с середины 1980-х годов. В 2004 году парк Царицыно был передан на баланс города Москвы. В 2005 году с подачи мэра Юрия Лужкова началось масштабное и стремительное восстановление Большого дворца и парковой зоны, несмотря на протесты реставраторов, искусствоведов и архитекторов. 2 сентября 2007 года в День города Москвы состоялось торжественное открытие обновленного дворцового комплекса, на котором присутствовал Путин.
Усадьба Царицыно возникла по прихоти Екатерины II, но несмотря на 20-летнюю стройку и смену проектов, императрица не захотела здесь жить. Никто из императорской семьи так и не нарушил покой опальной усадьбы. Царицыно за всю свою многолетнюю историю не стало московской императорской резиденцией, хотя оно заслуживало этого не менее, чем Петергоф, Гатчина, Царское село, Павловск или Ораниенбаум.
Большой дворец, руины
Многие годы Царицыно было окутано романтично-таинственной ореолом из-за его живописных руин и старинного запущенного парка. Громадная руина Большого дворца постепенно растворялась в пейзаже. После того, как Лужков решил навести порядок в Царицыно, не считаясь с историческим наследием, как он делал это не раз, парк стал многолюдным и шумным. Теперь это обычный современный увеселительный парк, любимый публикой. Здесь проходят выставки, концерты, светомузыкальные представления, магия Царицына утрачена навсегда.
История
История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте — в так называемой пустоши Чёрная грязь.
В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.
Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.
Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.
Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.
Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.
Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».
В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.
В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.
Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.
Пейзажный парк, павильоны и оранжереи
Парк в Царицыно выдержан в классическом английском стиле, имеет сложный рельеф с ручьями, прудами и оврагами.
Многие ландшафтные работы выполнили выписанные Екатериной из Англии садовники Фрэнсис Рид и Ион Мурно.
В начале XIX века при Александре I под руководством архитектора Ивана Еготова были построены павильоны, беседки и мостики, проложены новые аллеи. В пейзажном парке посадили модные тогда деревья темнолиственных пород — липы, клены, дубы.
Дворцовая поляна с большой сосной, растущей тут с середины XIX века:
Сразу за Виноградными воротами начинается Утренняя дорожка, по которой можно дойти до павильона Миловида:
Небольшой парковый павильон Миловида с фигурами сфинксов и статуями богинь, расположен на высоком берегу.
Отсюда открывается «милый вид» на залив пруда с небольшим островком.
Еще один павильон — «Нерастанкино» — находится в глубине парка на холме. На склоне этого холма летом 1775 года для Екатерины II был устроен «воздушный театр» — комическая опера в природных декорациях.
Гуляя в парке, можно посмотреть также романтичную башню-руину, беседку «Храм Цереры», Гротесковые мостики и парковые скульптуры.
К востоку от дворцового ансамбля за прудами расположен оранжерейный комплекс:
Одну из оранжерей построил Баженов в 1780 году, а в XIX веке достроили еще несколько: апельсинную, виноградную, персиковую, померанцевую и ананасную.
Экзотические фрукты из Царицыно славились на всю Москву и приносили немалый доход. Кроме фруктов, в оранжереях росли оливковые и лавровые деревья, олеандры и мирты, коллекция редких растений из тропиков.
Оранжереи окружали обширные фруктовые сады.
В середине XIX века резиденция перестала быть царской собственностью: за ненадобностью ее передали в Департамент уделов. С этого времени началась дачная история Царицыно: часть земель, в том числе те, где располагалось оранжерейное хозяйство, отдали под дачную застройку.
К началу XX века здесь насчитывалось около тысячи дач. В разные годы здесь бывали А.П. Чехов, П.И. Чайковский, К.А. Тимирязев, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев и многие другие знаменитости.
Василий Баженов
Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.
Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.
Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.
Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.
Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.
В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.
Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.
5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.
Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.
Хлебный дом
Тысячи туристов ежегодно посещают «Царицыно». Усадьба, парк-музей, фонтаны и, конечно же, Хлебный дом влекут сюда гостей не только из нашей страны, но и из-за рубежа.
Хлебный дом – строение, входящее в уникальный ансамбль, возведено в 1785 году талантливым архитектором В. Баженовым. Оно вполне заслуженно считается одной из самых оригинальных и интересных его построек. Кроме того, это самое крупное здание архитектора, сохранившееся не только в «Царицыно», но и во всей Москве.
Свое название Хлебный дом получил в XIX веке благодаря сохранившимся на парадных фасадах горельефам, которые изображают каравай и солонку.
Здание сооружалось как Кухонный корпус. После того как в 1786 году недовольная работой Баженова Екатерина II отстранила архитектора от строительства в усадьбе «Царицыно», руководить им стал М. Казаков.
Кухни Хлебного дома некоторое время использовались по прямому назначению. Здесь же находились и служебные помещения царицынской усадьбы.
В 1849 году по распоряжению Николая I был создан проект о приспособлении этого здания под богадельню и лечебницу. В 1852 году здесь открыли больницу для крестьян. В 1920 году в здании стихийно появились коммуналки, которые постепенно заняли всю обжитую часть корпуса. Они просуществовали до 70-х годов прошлого века.
Активные реставрационные работы начались в 2005 году, когда в собственность города перешел музей «Царицыно». Хлебный дом приобрел новый парапет, который планировал, но не успел возвести Баженов. Внутренний двор был покрыт стеклянным куполом. В 2006 году Хлебный дом открыли для посетителей. Сегодня в нем находится музей-заповедник «Царицыно», а точнее, основные его экспозиции. Кроме того, здесь расположены выставочный и концертный залы.
Загадка Царицыно
Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.
Первая причина
Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.
Вторая причина
Императрице просто не понравились дворцы. За 10 лет стройки вкус Екатерины поменялся и «нежная готика» Баженова была отвергнута императрицей, тяготевшей к классицизму.
Третья причина
Екатерина охладела к Царицыно, потому что увлеклась новой стройкой — дворцовым-парковым комплексом «Пелла», строящимся на берегу Невы (территория города Отрадное, Ленинградская область). В 1784 году она приобрела мызу Ивановскую, где с большим воодушевлением началось строительство нового фаворита. Пеллу постигла еще более трагичная судьба, чем Царицыно — после смерти Екатерины по указу императора Павла все постройки были разобраны. Пелла была любимым местом отдыха Екатерины, за что и поплатилась от рук ее мстительного сына.
Четвертая причина
Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.
Большой дворец — краткое описание
Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля — псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.
Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики
Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю
Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают ансамбль чем-то похожим на Кремлёвский дворец.
За счет протяженных фасадов (длина постройки — 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.
Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.
Первый этаж
Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).
Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.
Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.
Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца — Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.
Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра — всё это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.
В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.