Геликон-опера (московская область — россия)

Здание театра: начало истории

«Геликон-опера» расположился в старинном особняке на Большой Никитской — усадьбе Шаховских-Стрешневых-Глебовых.

Давайте окунемся в его удивительную историю.

В 1759-1761 гг. именно здесь жила тетя знаменитой сподвижницы Екатерины Второй — Настасья Михайловна Дашкова. На ее домашних концертах нередко выступала племянница Екатерина Романовна.

С 1768 года дом был во владении генерала-аншефа и сенатора Ф. И. Глебова. После его смерти в 1799 гг. вдова, Е. П. Стрешнева, добилась права называться своей семье Глебовыми-Стрешневыми. При жизни супруги устраивали пышные приемы: в числе их гостей были императрицы Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, Мария Федоровна.

Интересным и удивительным был двухсветный зал с хорами для размещения музыкантов: итальянское полуциркульное окно, серомраморные фризы, 12 пилястр, коринфские капители, лепные карнизы. К сожалению, его убранство погибло при пожаре 1812 года.

Здание театра «Геликон-опера»

Такое длинное название этого памятника архитектуры — усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых – сложилось следующим образом. С 1768 года владения эти принадлежали сенатору Ф.И.Глебову, а после его смерти – его вдове, в девичестве Стрешневой. Она-то и добилась права для себя и потомков именоваться двойной фамилией — Глебовы-Стрешневы. Род Глебовых относился к самой высокопоставленной знати государства Российского: в этом доме бывали императрицы Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, митрополит Платон. Усадьба очень сильно пострадала от пожара 1812 года.

С 1864 года главной наследницей Глебовых-Стрешневых стала княгиня Евгения Федоровна Шаховская. По Высочайшему повелению ей и ее мужу было «дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми». Княгиня Е.Ф.Шаховская покупает соседнее владение и строит там здание частного театра, в котором ныне размещается театр им. Вл. Маяковского. В старом доме княгиня строит новый парадный зал,  получивший впоследствии название Белоколонного. Сейчас в фойе театра висит портрет княгини Е.Ф.Шаховской, выполненный современным художником со старинной фотографии

В конце ХIХ века княгиня теряет интерес к своим владениям на Большой Никитской, покидает дом, а все помещения сдаются в аренду. В 1917-1918 годах на сцене Белоколонного зала работал Камерный театр под руководством Александра Таирова. После национализации в здании располагались разные общества и клубы. В 1990-х годах помещение передали театру «Геликон-опера», а в 2000-х годах московское правительство приняло решение провести «реставрацию с приспособлением» памятника архитектуры к нуждам театра. И вот тут-то развернулись просто шекспировские страсти: проект реставрации предполагал значительную перестройку двух памятников архитектуры, против чего категорически возражал «Архнадзор». Упреки в разрушении культурного наследия авторы проекта и руководство театра парируют аварийным состоянием объекта, высокой квалификацией привлеченных реставраторов и безупречной репутацией рецензентов проекта. После слов зам.мэра Москвы Марата Хуснуллина «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей», стройку назвали «ошибкой на миллиард». Давайте же посмотрим, что представляет из себя комплекс зданий музыкального театра «Геликон-опера».

Особняк на Большой Никитской в новом веке

Вот каким было начало двадцатого столетия для этого культурного центра.

В 1905-1907 гг. здесь проходили выступления Оперы С. И. Зимина: «Аида» Верди, «Майская ночь» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Чародейка» Чайковского, «Жизнь за царя» Глинки, «Богема» Пучини. В 1908-1911 гг. театр был арендован известным театральным деятелем Н. И. Незлобиным. Им же здесь было организовано частное театральное бюро, куда обращались актеры в поисках работы.

В 1913 году театр получил неофициальное название «Оперетта Е. В. Потопчиной». Тут в труппе своего мужа выступала петербургская примадонна оперетты Потопчина Елена Владимировна. В 1915 году в здании особняка разместилось Московское статистическое бюро Российского театрального общества, которое вело учет всех российских театров и актеров. 1917-1918 гг. — Белоколонный зал стал пристанищем для Камерного театра, руководителем которого был А. Я. Таиров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: