Андреевский ставропигиальный мужской монастырь

В Дивеевском монастыре состоялись торжества по случаю дня памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летия второго обретения его святых мощей

Опубликовано: 31.07.2021

31 июля и 1 августа 2021 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялись торжества, приуроченные ко дню памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летию второго обретения его святых мощей.

1 августа служение Божественной литургии под открытым небом на Соборной площади монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, по сложившейся традиции принесенными перед началом богослужения из Троицкого собора и поставленными за престолом, возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Котласский и Вельский Василий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Канашский и Янтиковский Стефан, епископ Муромский и Вязниковский Нил, секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, клирики Нижегородской митрополии.

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Архитектура

Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.

На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.

Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.

Апостола Андрея Первозванного (главный престол Андреевского флигеля)

В 1822-1824 годах у входа на Ваганьковское кладбище по проекту А.Ф. Элькинского были построены два флигеля. В юго-западном флигеле (слева от входа) была открыта богадельня. В северо-восточном флигеле разместилась часовня, а затем церковно-приходская школа.

Юго-западный флигель. Вид со стороны улицы Сергея Макеева

Северо-восточный флигель, вид со стороны улицы Сергея Макеева

Юго-западный флигель (на дальнем плане) и северо-восточный (перед которым стоят участники крестного хода)

Северо-восточный флигель, вид со входа на Ваганьковское кладбище

В 1916 году здание церковно-приходской школы на средства благотворителя А.С. Лонгинова было перестроено в храм апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм, освященный в честь святого апостола до революции.

Северо-восточный флигель с храмами, вид со стороны Центральной площади Ваганьковского кладбища

Церковно-приходскую школу закрыли в 1918 году. Службы в Андреевском храме продолжались до 1923 года.

Именно в Андреевском храме пребывало духовенство Патриаршей церкви в 1923-1925 годах, когда обновленцы захватили основной ваганьковский храм Воскресения Словущего.

«Когда в храм Воскресения Словущего пришли обновленцы и захватили его силой, то именно этот, Андреевский храм, стал пристанищем для священников из патриаршей, тихоновской Церкви. В нем совершали богослужения, молились, в том числе и об упокоении похороненных здесь православных христиан. Именно поэтому место это особенно значимо».

Игумен Петр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьково.

В начале 1925 года храм апостола Андрея Первозванного был окончательно закрыт.

В июне 1989 года было принято решение о возвращении Церкви здания бывшей ваганьковской церковно-приходской школы и восстановлении в нём храма. Была возведена пристройка к зданию, установлены купола и кресты. 21 октября храм был освящён архиепископом Зарайским Алексием (Кутеповым). После освящения владыка Алексий преподнёс в дар новому храму икону апостола Андрея Первозванного и святителя Алексия, митрополита Московского, с крестом-мощевиком. Сейчас эта аналойная икона и крест являются главной святыней Андреевского храма.

Престольный праздник Андреевского храма отмечается 13 декабря.

Храмовая икона святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, и апостола Андрея Первозванного. Образ постоянно пребывает на аналое в центре Андреевского храма

11.07.2019

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

Дореволюционное время

Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.

Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.

Схема Ваганьковского кладбища

Телефон

+7.

В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных совершаются таинства:

  • исповедь;
  • соборование;
  • причастие на дому или в больнице.

При подготовке православного погребения с помощью Ritual.ru можно передать записку об упокоении, сделать заказ на совершение заупокойных треб:

  • отпевания на дому и в храме;
  • заочного отпевания, если тело умершего отсутствует;
  • панихиды;
  • сорокоуста.

Комплект для похорон в православной традиции:

Покрывало (саван), нательный крест, крест в руку, венчик на голову, листок с разрешительной молитвой, крест надгробный восьмиконечный.

Средний размер пожертвования на отпевание в храме

При отпевании, по сложившейся традиции, принято вносить посильное добровольное пожертвование. В среднем его сумма составляет от двух до пяти тысяч рублей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

История монастыря

По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.

В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями. Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.

Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки

В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство — объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.

В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.

С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.

К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».

Церковь Андрея Стратилата

В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.

Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».

В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы — Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.

Собор Воскресения Христова в Пленницах

С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.

Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.

Как и многие монастыри Москвы, православная обитель начала возрождаться с изменением политики государств — в начале 1990-х годов. Поначалу сюда перевели богатую Синодальную библиотеку и восстановили Воскресенский храм, а в 1996 году все здания и землю отдали Церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: