Стела «Город воинской славы»
Стела «Город воинской славы».
3
Архангельск – город с богатой историей, увенчанной множеством подвигов. И в 2009 году заслуженная награда нашла героя. Архангельск получил звание города Воинской славы. В честь этого в 2011 году на набережной Северной Двины установлена памятная стела, устремившаяся ввысь на 12 метров. Гранитную колонну венчает позолоченный двуглавый орел.
У ее основания можно рассмотреть растры боевых кораблей, а на парадной стороне памятника размещена плита с выдержкой из Указа Президента. В свете ночной подсветки памятник выглядит особенно величественно. Его заслуженно называют визитной карточкой города. Прогулка по набережной не обходится без изучения Стелы Воинской Славы и фотосессии на фоне Северной Двины. Этот памятник знакомит с историей славного Архангельска.
Адрес: Стела «Город воинской славы», набережная Северной Двины, Архангельск, Россия.
История основания
Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, ещё в XIII веке стал русским князем и возвёл в Москве деревянный храм во имя Михаила архангела, своего святого покровителя. Московский князь Иван Калита в 1333 году на этом месте выстроил вместо деревянной церкви собор из белого камня. Строение появилось в благодарность за спасение России от голода в неурожайный год. Правитель стал первым князем, которого захоронили в Архангельском храме.
Покровительствовал местам упокоения княжеских семей Архистратиг Михаил, сопровождавший в царство небесное души умерших. В соборе находились места погребения мужчин, а женщин княжеского и царского рода хоронили в соборе Воскресения Христа кремлёвского Вознесенского монастыря. Монастырь разрушили в 1929 году и перенесли захоронения в южную часть Архангельского собора.
Князь Иван III завершил строительство Успенского собора и приступил к реконструкции Кремля в Москве. Родовая усыпальница тоже была перестроена. Государь решил разобрать ветхий Михаило-архангельский собор в 1505 году и возвести на его месте новый. К строительству был привлечён архитектор из Италии — Алевиз Фрязин. Иван III умер, так и не дождавшись окончания строительства.
Сын князя, Василий III, завершил постройку Архангельского собора, а также продолжил дело отца по объединению Руси. Поэтому собор Михаила архангела является некрополем великих русских правителей, и свидетельством объединения русских земель великими князьями. Митрополит Симон провёл таинство освящения храма 8 ноября 1508 года.
Вновь выстроенный храм выглядел очень нарядно. Стены его были покрашены в цвет красного кирпича. Красная стена подчёркивала красоту белых узорчатых деталей. Собор изменялся внешне не один раз за пятьсот лет существования. К нему добавлялись галереи, пределы. Главный купол стал луковичной формы, а не шлемовидной. Внутри же он обустроен как и все древнерусские церкви. Просторные своды поддерживают шесть столпов, которые располагаются в форме креста.
Архангельское подворье Соловецкого монастыря
Архангельское подворье Соловецкого монастыря.
3
Архангельское подворье – достопримечательность, имеющая богатую историю. Она напрямую связана с основанием города и его становлением в 16-17 веках. В те времена Архангельск был древнерусской крепостью, которая сильно пострадала от пожара в 1637 году.
Подворье, выполняющее роль эпицентра хозяйственной деятельности в городе, переместилось со своего первоначального места на «Юрьев звоз». Облик данной достопримечательности неоднократно менялся после пожаров.
Но уже в 18 веке Архангельское подворье включало целых 7 корпусов. В 19 веке деревянные сооружения сменились каменными. А в 20 столетии подворье закрыли. И только в 1992 году, по благословению Алексия II, Архангельское подворье Соловецкого монастыря восстановлено. Сегодня его может посетить каждый, чтобы прикоснуться к святыням, увидеть архитектурный комплекс исторических зданий, принять участие в церковных праздниках.
Адрес: Соловецкое подворье, набережная Северной Двины, Архангельск, Россия.
Квартиры посуточно Недорогое и уютное жилье с гарантией заселения
Музей С.Г. Писахова
Музей С.Г. Писахова.
21
Здание, в котором расположен музей писателя, художника и этнографа С.Г. Писахова, является архитектурным памятником 19 века. Раньше дом использовался под магазины, административные учреждения, а в 1994 году отошел в ведение Музея изобразительных искусств.
Музей Писахова находится здесь с 2008 года. Это сказочное и интересное место, которое стоит посетить в любом возрасте. Экспозиция музея посвящена истории и сказкам Севера и включает работы Степана Писахова, его личные вещи, документы и т.д. Все это представлено в 8 залах, каждый из которых имеет свое световое, цветовое и идейное решение. Здесь можно погрузиться в удивительный мир поморской жизни прошлых столетий, прочувствовать обычаи, нравы и культурные традиции Поморья.
Адрес: Музей С.Г. Писахова, улица Поморская, Архангельск, Россия.
Архитектурные особенности Архангельского собора
Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.
Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.
Внешний вид храма
Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.
Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.
Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.
По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.
Интерьер храма
Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.
Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.
Внутреннее убранство собора
Интересно, что роскошным интерьер Архангельского собора стал только в эпоху правления Ивана Грозного. Именно он поручил создать в храме первый расписной иконостас, однако, до наших дней он не сохранился. За обновление внутреннего убранства церкви взялись в 17 веке. Главным вдохновением для мастеров послужили интересные факты из биографии покоящихся в храме правителей.
Фрески и уникальные росписи Архангельского собора в наши дни считаются одними из самых привлекательных его черт. Над оформлением интерьера строения трудились такие таланты, как Федор Зубков, Гурий Никитин, Яков Казанец и не только. Царям и их родным посвящено более 60 изображений (на стенках собора можно увидеть портрет князя Владимира, Невского, Боголюбского, Семена Гордого и не только). Великие правители, покоящиеся здесь, изображены в молитвенной позе. Каждое из захоронений дополнено надписями, указывающими на имена усопших, имена их небесных покровителей.
Фрески Архангельского собора гармонично дополнены уникальными храмовыми иконами, в числе которых и «Благовещенская Устюжская», лик Николы Можайского, Иоанна Предтечи. Они, по мнению историков и богословов, относятся к временам правления царя IY. Тем не менее, возраст их не столь почитаемый, как возраст образа Архангела Михаила. Последний, по некоторым данным, был заказан вдовой Дмитрия Донского, Евдокией.
Икону написали в честь удачного завершения Куликовской битвы. Ряд экспертов предполагает, что над созданием лика трудился Феофан Грек вместе со своими учениками. До того, как икона попала в Архангельский собор, она была главной святыней другого храма, возведенного при Иване Калите.
ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.
Наряду с древними, особо ценными образами, в церкви можно увидеть иконы XYIII века, в том числе и те, которые были сделан на заказ Федора Алексеевича. Что касается иконостаса в целом, то сохранившийся до наших времен, он изготовлен 60 мастерами. Резной, четырехуровневый, он увенчан Распятием и ликом Богоматери, а также Великого Архиерея.
Гостиный двор
Гостиный двор.
5
Старейшее здание Архангельска, возведенное в начале 17 века из дерева, возродилось, как птица Феникс, после пожара в 1667 году. Город тогда был главной торговой точкой страны. И именно Гостиный двор стал центром торговли. После пожара здание вновь возвели, но на этот раз из камня.
Когда в 18 веке торговля сосредоточилась в Санкт-Петербурге, здание оказалось ненужным, и было принято решение его разобрать. В последующие столетия Гостиный двор активно достраивался, пока в 2006 году не был полностью отреставрирован. Туристы и жители Архангельска должны увидеть этот архитектурный памятник, чтобы узнать много нового об истории города.
Адрес: Архангельский краеведческий музей, набережная Северной Двины, Архангельск, Россия.
Усыпальница Архангельского собора
Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.
Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.
Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.
С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.
В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.
В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.
Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.
Посещение собора
Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.
«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.
Северный морской музей
Северный морской музей.
3
Этот молодой музей открыт в 1990 году. Экспозиция повествует об истории и развитии судостроения и мореплавания российского Севера, начиная с 12 века. На первом этаже здания взрослые посетители найдут основную экспозицию.
На втором этаже пространство ориентировано больше на детей: есть возможность узнать историю развития флота, научиться вязать морские узлы, покрутить штурвал и получить интерактивную справку по каждой модели.
Поход в Северный морской музей в Архангельске – отличная возможность узнать много интересного о величайших исследователях Севера и открытиях, увидеть модели кораблей, созданные в разные эпохи, познакомиться с историей города поближе. Это однозначно то самое место, которое стоит посетить.
Адрес: Северный морской музей, набережная Северной Двины, Архангельск, Россия.
Литература
- Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
- Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
- Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
- Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
- Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
- Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
- Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
- Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
- он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
- он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
- Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
- Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
- Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
- Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
- Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
- Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
- Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
- Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
- Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
- Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
- Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
- Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
- Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
- Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
- Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
- Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.
Свято-Ильинский Собор
Свято-Ильинский Собор.
2
Кафедральный собор Илии Пророка ведет свою историю с 18 века. Он основан в 1773 году как первая в городе кладбищенская церковь. Тогда храм имел 3 престола, которые, к сожалению, были полностью уничтожены в 1806 пожаром.
На месте сгоревшей церкви возведена новая церковь во имя Пророков Илии и Елисея. Позднее к ней пристроен каменный храм. Кафедральным собором она стала именоваться с 20-х годов 20 века.
В связи с тем, что за годы существования его неоднократно реставрировали и перестраивали, от первоначального облика мало что сохранилось. Посещение Кафедрального собора Илии Пророка в Архангельске оставит неизгладимые впечатления. Внутри очень красиво, царит особенная атмосфера, можно увидеть главные святыни – образ Архангела Михаила и икону Божией Матери.
Адрес: Свято-Ильинский Собор, Ильинская улица, Архангельск, Россия.
История строительства
О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства – 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.
Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы. Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе – это первое захоронение здесь царственных особ.
Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени – Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.
Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны – наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.
Архангельский литературный музей
Архангельский литературный музей.
3
Архангельский литературный музей, созданный в 1992 году – это особенное место, которое оставляет неизгладимый след в душе. Благодаря его основателям, литературным деятелям Борису и Людмиле Егоровым, любой желающий может прикоснуться к литературному наследию страны. Экспозиция музея включает более 100 экспонатов.
Это книги, подписанные авторами, подлинники важных документов, рукописей, писем, дневники писателей. Музей занимается книгопечатанием, чтобы на вырученные с продажи изданий деньги продолжать существование. Посетить этот удивительный музей, о котором, к сожалению, мало кто знает, должен каждый культурный человек. Это творение энтузиастов открывает волшебный мир литературы и творчества.
Адрес: Архангельский литературный музей, улица Володарского, Архангельск, Россия.
Уникальные фрески и старинные иконы
Внутри храм поражает фресками, расписывали стены в семнадцатом веке искусные художники, сохранились имена некоторых из них – Яков Казанец, Гурий Никитин, Федор Зубков и другие мастера. На стенах собора можно видеть около 60 изображений царственных особ и их жен: княгини Ольги, князей Боголюбского, Невского, Владимира, Ивана Калиты и Семена Гордого. Некоторые из изображенных на портретах людей причислены к лику святых. Портреты есть над каждым княжеским захоронением, изображены усопшие в молитвенной позе, изображения сопровождаются надписью, в которой указываются их имена и имена святых покровителей.
Для пополнения первоначального иконостаса, который не сохранился, много сделал царь Иван IY. Историки предполагают, что с того времени остались иконы: «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский»
Привлекает внимание храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» – считается одной из самых старинных икон. Сейчас это вряд ли возможно доказать, но по преданию, ее заказала Евдокия, вдова Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве
Возможно, икона находилась в предыдущем соборе, возведенном по приказу Ивана Калиты. Не исключено, что в ее написании принимал участие сам Феофан Грек или его ученики.
Иконы, которые можно увидеть в стенах храма, написаны большей частью в семидесятых – начале восьмидесятых годов XYIII века. Их заказал царь Федор Алексеевич. Резной иконостас делали искусные мастера, призванные со всей Руси, всего этой работой занимались более 60 человек. Он имеет четыре яруса, с Распятием наверху. По обеим сторонам Царских врат можно видеть уникальные иконы – «Спас Великий Архиерей», «Богоматерь Благодатное Небо».