Описание архангельского собора московского кремля

Архангел Михаил

Архангельский собор был освящен в честь Архангела Михаила. Он считался покровителем княжеского рода. Нередко на иконах и фресках Архангел изображался в царских одеждах. Сопоставление Архангела Михаила и христианских правителей не случайно. Архангел является главой ангельского войска, призванного защищать божественный порядок и веру христианскую. Великий князь же был предводителем войска земного и отвечал за порядок в своем царстве.

По преданию княгине Евдокии, вдове Дмитрия Донского, во сне явился архистратиг небесного воинства Михаил, и княгиня заказала икону с изображением этого ангела, который в христианской традиции почитался не только как небесный воин, но и как проводник душ умерших в царство мёртвых. И как только был создан этот образ, который соответствовал ее видению, она вскоре приняла постриг с именем Евфросиния. И как говорится в повести, мирно почила в московском монастыре.

Под сводами Архангельского собора воссоединились все Калитичане, несмотря на то, какие отношения у них были при жизни. Однако на расположение гробниц внутри храма политические мотивы оказали самое непосредственное влияние. Гробницы великих князей московских располагались вдоль почетной южной стены, рядом с фресками, на которых изображен рай.

Вдоль западной стены собора хоронили удельных князей, в северо-западной части собора находится особое захоронение. Здесь стоят гробницы князей Старицких. Все они умерли насильственной смертью в процессе борьбы за власть.

Новодвинская крепость


Новодвинская крепость.
2

Гости Архангельска должны побывать в Новодвинской крепости. Это первая в стране фортификационное сооружение бастионного типа, которое сыграла важную роль в победе над шведами. С тех пор крепость ни разу не принимала участие в боях, и на сегодняшний день от нее остались руины. Они признаны памятником федерального значения.

Сегодня здесь проходит частичная реконструкция (к сожалению, не слишком быстрыми темпами). Приехав в Новодвинскую крепость, можно почувствовать дух старины, полюбоваться прекрасной панорамой, открывающейся со стен укрепления на Белое Море и Северную Двину. Это интересная достопримечательность для любителей пеших прогулок и истории. 

Адрес: Новодвинская крепость, улица Ивана Рябова, Архангельск, Россия.

История строительства

О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства — 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.

Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы. Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе — это первое захоронение здесь царственных особ.

Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени — Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.

Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны — наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.

Стоимость билетов

  • пенсионерам и студентам — 250 рублей
  • бесплатно — детям до 16 лет
  • остальные граждане приобретают билет по 500 рублей

Чтобы не возникло неприятных недоразумений, надо знать правила поведения на территории Кремля:

  1. Фотографировать можно на территории комплекса, снимать не разрешается в музеях и соборах
  2. Нельзя посещать территорию в нетрезвом состоянии, в неподобающе одежде, проносить легковоспламеняющиеся вещества, оружие, все это можно сдать на хранение
  3. Нельзя принимать пищу, выпивать
  4. Не рекомендуется петь, расклеивать листовки, играть на музыкальных инструментах

От туристов не требуется многого — надо просто проявить уважение к знаковому для россиянина месту и не совершать недостойные поступки.

Хоть раз в жизни, если появилась такая возможность, надо посетить Московский Кремль, и одно из самых красивых зданий и интереснейших музеев — музей собора святого Архистратига Михаила. Собранные там уникальные фрески, иконы и усыпальницы не оставят никого равнодушным, впечатления останутся на долгое время.

Антониево-Сийский монастырь


Антониево-Сийский монастырь.
21

На пути в Архангельск можно заехать в крупнейший духовный центр края – Антониево-Сийский монастырь. Он находится на уютном полуострове красивейшего Михайловского озера. Основанный в 16 веке преподобным Антонием Сийским, постепенно монастырский комплекс расширялся, живя в покое и достатке. Монахи занимались переписыванием книг, формируя огромную библиотеку.

Здесь граверная и иконописная мастерские, собственная типография. Но в 1923 году монастырь был закрыт. Восстановление обители стало возможным в 1992 году с передачей монастыря Русской православной церкви. Побывать в Антониево-Сийском мужском монастыре – значит, посетить святое место, погрузиться в тишину, покой и благодать, насладиться природой и провести время наедине с собой.

Адрес: Антониево-Сийский монастырь, Кулига, Архангельская область, Россия.

Великокняжеский некрополь

Через семь лет после основания Архангельского храма Иван Калита скончался, его похоронили под сводами храма.

Позже там стали хоронить и всех его потомков по мужской линии. В результате в Архангельской церкви, а позже и в новом соборе сформировался уникальный некрополь. Там похоронены все российские князья и цари от Ивана Калиты до царя Ивана V. Последним был похоронен император Пётр II, внук Петра Великого. Всего 46 представителей верховной власти России.

Архангельский собор — это всё-таки не мир мертвых, это прежде всего собор, куда человек приходит со своими отчаяниями, своими просьбами, своими молитвами. И конечно, поскольку собор является местом захоронения русских царей и русских великих князей, то прежде всего это поклонение предкам. И отношение к Архангельскому собору было очень высоким и очень почитали это место. Об этом говорит то, что рядом с Архангельским собором нельзя было находиться всадникам. Они должны были спешиться и дальше уже по соборной площади идти пешком.

Возникновение в Архангельском соборе исключительно мужской княжеской усыпальницы изменило древнюю русскую традицию. Прежде князей на Руси хоронили в семейных некрополях вместе с жёнами и детьми. Однако время шло, Москва стала претендовать на исключительное место среди остальных княжеств. Каждое новое захоронение в Архангельском соборе должно было подчеркивать преемственность и непрерывность власти. Со временем Архангельский собор должен был стать символом незыблемости династии Калитичей и прочности власти Москвы.

Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей

Но в 1812 году при вторжении французов мощи Дмитрия таинственным образом исчезли и Москва вновь погрузилась в отчаяние. Город был захвачен, пылали пожарища, в Архангельском соборе была организована солдатская кухня, всюду было разлито вино. После ухода французов винный запах стоял в соборе еще около года. Из иконостаса были выломаны иконы, они служили французским солдатам каменными кроватями. Мы очень часто говорим: «Москва — сердце России». И забываем о том, что эти слова принадлежат врагу. Это ведь Наполеон сказал, что если я захвачу Петербург — я поражу Россию в голову, если я захвачу Москву — поражу в самое сердце.

Соборы Кремля пережили всё то, что довелось пережить русскому народу: и позор захвата, и ужас разграбления. Всё, что представляло ценность, было украдено. Французы увезли и серебряную раку царевича Дмитрия, где же мощи святого не знал никто. В те военные годы на мощи царевича покушались не раз. Их пытались выкрасть старообрядцы, и в один из дней мощи пропали. Только после того, как французы покинули Москву, один из священников Кремлёвского Вознесенского монастыря признался, что это он спрятал мощи, спасая их от похитителей. К всеобщей радости мощи царевича Дмитрия были возвращены в Архангельский собор.

И когда в 1813 году Москва восстанавливалась, то первое что сделали — мощи царевича Димитрия обнесли вокруг Кремля, в соборе провели торжественное богослужение и у людей вновь зародилась надежда, что Россия смеет обрести мир и спокойствие.

Музей Малые Корелы


Музей Малые Корелы.
5

Недалеко от Архангельска, в окрестностях села Малые Корелы, под открытым небом раскинулся уникальный музей с одноименным названием. Экспозиция музея знакомит гостей с творениями деревянного зодчества и занимает более 140 га.

Пройдя по четырем секторам музея, можно познакомиться с особенностями деревянной архитектуры 19 – начала 20 столетия. Посетители музея оказываются среди церквей, колоколен и часовен. Экспозиция включает купеческие и крестьянские избы, ветряные мельницы.

Всего более 100 построек встречают гостей на фоне восхитительной северной природы. Побывав в музее «Малые Корелы», можно не только познакомиться с особенностями деревянного зодчества в России, но и весело провести время. Здесь регулярно проводятся колоритные фольклорные праздники, экскурсии, народные игры, демонстрируются традиционные ремесла и изделия местных мастеров.

Адрес: Музей «Малые Корелы». Архитектурно-ландшафтная экспозиция, Архангельская область, Россия.

Уникальные фрески и старинные иконы

Внутри храм поражает фресками, расписывали стены в семнадцатом веке искусные художники, сохранились имена некоторых из них — Яков Казанец, Гурий Никитин, Федор Зубков и другие мастера. На стенах собора можно видеть около 60 изображений царственных особ и их жен: княгини Ольги, князей Боголюбского, Невского, Владимира, Ивана Калиты и Семена Гордого. Некоторые из изображенных на портретах людей причислены к лику святых. Портреты есть над каждым княжеским захоронением, изображены усопшие в молитвенной позе, изображения сопровождаются надписью, в которой указываются их имена и имена святых покровителей.

Для пополнения первоначального иконостаса, который не сохранился, много сделал царь Иван IY. Историки предполагают, что с того времени остались иконы: «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни», «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский»

Привлекает внимание храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» — считается одной из самых старинных икон. Сейчас это вряд ли возможно доказать, но по преданию, ее заказала Евдокия, вдова Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве

Возможно, икона находилась в предыдущем соборе, возведенном по приказу Ивана Калиты. Не исключено, что в ее написании принимал участие сам Феофан Грек или его ученики.

Иконы, которые можно увидеть в стенах храма, написаны большей частью в семидесятых — начале восьмидесятых годов XYIII века. Их заказал царь Федор Алексеевич. Резной иконостас делали искусные мастера, призванные со всей Руси, всего этой работой занимались более 60 человек. Он имеет четыре яруса, с Распятием наверху. По обеим сторонам Царских врат можно видеть уникальные иконы – «Спас Великий Архиерей», «Богоматерь Благодатное Небо».

Лютеранская Церковь Святой Екатерины

Лютеранская Церковь Святой Екатерины.
3

Основание лютеранской церкви в Архангельске в 18 веке – следствие того, что в то время только в этом российском торговом порту иностранцам было разрешено жить и заниматься торговлей. Большое количество немцев среди торговцев привело к образованию лютеранского прихода.

Церковь возведена на месте сгоревшей в начале 18 века кирхы. В последующие столетия она несколько раз восстанавливалась после пожаров, пока в 1929 году не была закрыта. Посетив эту достопримечательность, можно услышать волшебные звуки органа, выступления камерных ансамблей и ведущих мировых исполнителей. Здесь регулярно проводятся богослужения на немецком.

Адрес: Лютеранская Церковь Святой Екатерины, улица Карла Маркса, Архангельск, Россия.

Внутреннее убранство собора

Интересно, что роскошным интерьер Архангельского собора стал только в эпоху правления Ивана Грозного. Именно он поручил создать в храме первый расписной иконостас, однако, до наших дней он не сохранился. За обновление внутреннего убранства церкви взялись в 17 веке. Главным вдохновением для мастеров послужили интересные факты из биографии покоящихся в храме правителей.

Фрески и уникальные росписи Архангельского собора в наши дни считаются одними из самых привлекательных его черт. Над оформлением интерьера строения трудились такие таланты, как Федор Зубков, Гурий Никитин, Яков Казанец и не только. Царям и их родным посвящено более 60 изображений (на стенках собора можно увидеть портрет князя Владимира, Невского, Боголюбского, Семена Гордого и не только). Великие правители, покоящиеся здесь, изображены в молитвенной позе. Каждое из захоронений дополнено надписями, указывающими на имена усопших, имена их небесных покровителей.

Фрески Архангельского собора гармонично дополнены уникальными храмовыми иконами, в числе которых и «Благовещенская Устюжская», лик Николы Можайского, Иоанна Предтечи. Они, по мнению историков и богословов, относятся к временам правления царя IY. Тем не менее, возраст их не столь почитаемый, как возраст образа Архангела Михаила. Последний, по некоторым данным, был заказан вдовой Дмитрия Донского, Евдокией.

Икону написали в честь удачного завершения Куликовской битвы. Ряд экспертов предполагает, что над созданием лика трудился Феофан Грек вместе со своими учениками. До того, как икона попала в Архангельский собор, она была главной святыней другого храма, возведенного при Иване Калите.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Наряду с древними, особо ценными образами, в церкви можно увидеть иконы XYIII века, в том числе и те, которые были сделан на заказ Федора Алексеевича. Что касается иконостаса в целом, то сохранившийся до наших времен, он изготовлен 60 мастерами. Резной, четырехуровневый, он увенчан Распятием и ликом Богоматери, а также Великого Архиерея.

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00
Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.
Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет
Это правило действует только для граждан России

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

Морской речной вокзал

Морской речной вокзал.
4

Это визитка Архангельска – крупнейшего северного порта России. Морской речной вокзал расположен в здании, которое своими очертаниями напоминает корабль. Оно возведено в 1972 году и сегодня открывает великолепный вид на Северную Двину. Это место пересечения всех транспортных артерий города.

Именно здание Морского речного вокзала можно увидеть на 500-рублевой купюре. А приехав в Архангельск, есть возможность посмотреть на него воочию. В здании вокзала находится ресторан «Север» — один из старейших в городе. Прогулка по набережной – обязательный пункт в программе знакомства с Архангельском. Там можно полюбоваться красивыми видами реки, увидеть Морской речной вокзал и прикоснуться к истории города.

Адрес: Морской-речной вокзал, Архангельск, Россия.

Усыпальница царей

По своей сути храм – это царская усыпальница. Обычай погребать в храмах пришел из Византии. Считалось, что некоторые важные особы «после смерти не умирали». Так возникла традиция – для представителей одного правящего рода возводятся усыпальницы, поэтому в соборе св. Архистратига Михаила покоятся останки династий Рюриковичей и Романовых. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской. У южной стены находятся гробницы великих московских князей, в западной части – останки удельных князей, в северной части можно осмотреть погребения князей, которые попали под царскую опалу.

Гробница Ивана IY Грозного расположена на алтаре, в отдельной усыпальнице

Привлекает внимание рака, в которой находится тело младшего сына Ивана IY – царевича Дмитрия. Расположена она в центральном нефе

Как известно по истории, царевича убили в Угличе, хотя об этом до сих пор спорят историки. Члены династия Романовых, в том числе Михаил и Алексей, покоятся в центре собора. Последним из рода Романовых был погребен внук Петра Великого, Петр II, это произошло в 1730 году.

В настоящее время существует 44 надгробия, относящиеся к 30 годам XYII столетия. Они сделаны из кирпича и облицованы белыми плитами, на которых можно прочитать имена и даты жизни усопших. В первой четверти двадцатого столетия надгробья закрыли латунными покрывалами.

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.

Икона Архангела Михаила

Чудотворный образ Богоматери «Благодатное небо»

В соборе хранятся:

  • мощи Дмитрия Донского;
  • царевича Дмитрия;
  • черниговского князя Михаила и его боярина по имени Федор;
  • Евфросинии Московской.

Усыпальница собора

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

Национальный парк «Русская Арктика»

Национальный парк «Русская Арктика».
4

Самый большой в мире арктический национальный парк – удивительное место, где стоит побывать каждому гостю Архангельска. Арктические ландшафты архипелага Новая Земля, где расположен парк «Русская Арктика», поражают воображение.

Данный природоохранный комплекс создан в 2009 году. Постоянно проживающего населения здесь нет, поэтому попасть сюда можно в рамках морского круиза на яхте или ледоколе. Флора и фауна парка удивительна и разнообразна.

Здесь можно увидеть белых медведей в естественной для них среде обитания, нарвала, моржей, гренландских китов. А флора представлена лишайниками и мхами. Побывать в парке «Русская Арктика» стоит хотя бы для того, чтобы увидеть нетронутые уникальные северные ландшафты: водопады, снежники, ледники. Здесь находится более 200 памятников национального и международного значения. Экскурсия в этот национальный парк произведет неизгладимое впечатление.

Адрес: Национальный парк «Русская Арктика», набережная Северной Двины, Архангельск, Россия.

Архангельский краеведческий музей

Архангельский краеведческий музей.
2

Краеведческий музей в Архангельске признан одним из старейших на Севере. Его основание датируется 1837 годом. Музейный фонд включает более 170 000 экспонатов. Экспозицию можно посмотреть в двух зданиях. В главном находится отдел природы и 5 исторических выставок.

Посетив Краеведческий музей, можно увидеть коллекции, представляющие этнографию и археологию северных народов, выставки экспонатов в области нумизматики, судостроения, декоративно-прикладного и древнерусского искусства. Гости узнают все об истории и культуре Поморья с древности и до наших дней.

Адрес: Архангельский краеведческий музей, набережная Северной Двины, Архангельск, Россия.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: