Строительство нового музея
Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.
![]()
Одна из экспозиций музея
Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов.
Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах — имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.
За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.
![]()
Пушка XIX века
Уникальная трехмерная панорама боя в честь 75-летия битвы за Москву открылась в столице
В столице открыли уникальную трехмерную панораму, посвященную 75-летию Битвы за Москву. Авторы с документальной точностью воссоздали всего лишь один эпизод грандиозного сражения. Тем не менее, посетители смогут почувствовать всю атмосферу декабря 1941 года, когда Красная Армия развеяла миф о непобедимости фашистской Германии.
Портал в другую эпоху. За дверью село Ивановское 1941 года – начало контрнаступления советских войск в битве за Москву. Ну что же, отправимся в путешествие во времени…
Начинается оно в церкви. Еще в начале войны местные жители переделали ее под склад. До сих пор здесь ковры и керосиновая лампа, уголок смотрителя, на столе разбросаны бумаги, еще висит его плащ, а здесь он умывался. Но осенью 1941 года сюда пришли немцы. Поэтому повсюду и их вещи – вот, например каска, или немецкая печь. Весь интерьер авторы создавали с документальной точностью.
«Ездили даже в поселок Ивановское для того, чтобы осмотреть церковь, снять размеры. Например, фрагмент этой плитки — мы также сделали размеры, использовали ее роспись, картинку», — рассказывает автор панорамы «Москва. 1941. Контрнаступление» Дмитрий Поштаренко.
Помещение уже сильно разрушено после многих боев, в него даже снег попадает с улицы, а на потолке — сосульки. Создатели сделали комнату довольно прохладной, на дворе ведь морозный декабрь 1941 года, так что одевайтесь потеплее.
К этому моменту маленькое село под Волоколамском уже дважды переходило к противнику и обратно. Бойцы еще не знают, что после нынешнего сражения Советская Армия окончательно отвоюет эти земли. Впрочем, солдаты Вермахта поражение предчувствовали. Все стены исписаны словом «Ende» — «конец».
«Это была первая победа, настоящая победа в сражении, которая доказала, что коварный и сильный враг в лице Германии и Вермахта не является непобедимым», — говорит специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
Застывшее мгновение. Бой в самом разгаре и можно в деталях рассмотреть эту панораму. Она, кстати, выполнена в масштабе 1:1. Орудийный расчет атакует немецкий танк Т-3. Вот он, пылает. Яркое пламя создавали бутылки с горючим. На каждой подробная инструкция.
«Сделали подтек, то есть когда танк уже подбит, чтобы наверняка, бойцы закидали его коктейлями Молотова. И мы видим разбитые следы бутылки как раз с инструкцией», — поясняет Дмитрий Поштарев.
Повсюду следы ожесточенной битвы – гильзы времен Великой Отечественной войны, остатки орудий, каски. Даже пахнет дымом и разносятся звуки выстрелов. Но рядом предметы совсем невоенные – утюг, детская колыбель. И все, что осталось от избы. Фашисты забирали все вещи, которые хоть как-то могли пригодиться. Например, воин в трофейных валенках, а накидка на нем – обычная штора. В одной немецкой форме можно было умереть от холода.
И подобных деталей тут десятки. Авторы отказываются от военных стереотипов и показывают в первую очередь людей, а не солдат. Оттого на руках перчатки с вышивкой «За Родину». На танке ящики, накрытые домоткаными коврами — так было просто удобнее передвигаться. А лица бойцов сделаны по фотографиям реальных воинов. Такого вы не найдете ни в одном учебнике.
«Очень круто! Потому что эмоции не передать словами. Когда зашла, у меня просто мурашки по коже пошли», — делится посетительница Евгения Абрахманова.
«Я как будто переместилась в дни этого сражения. И здесь есть абсолютно все. Помимо того, что я могу увидеть что-то, я могу еще и потрогать. И это создает впечатление настоящего боя, что это происходит здесь и сейчас», — говорит Анастасия Хмилинская.
Эта панорама как квест, где загадки и сюрпризы ждут на каждом шагу. И такое путешествие во времени станет отличным уроком истории, на который захочется прийти даже в новогодние каникулы. Тем более что до 10 января вход бесплатный.
Экспозиция
Этот музей полностью посвящён событиям Отечественной войны 1812 года. Центральный экспонат — огромная панорама, отличный образец батальной живописи русской академической школы начала XX века. Изначально задуманный как музей всего лишь одного экспоната, в будущем к нему добавлялись и предметы живописи графики, декоративно-прикладного искусства, предметы снаряжения и вооружения. Всё это позволило здесь создать полноценную картину, раскрывающую главные вехи в истории Отечественной войны.
Сейчас здесь находятся три экспозиции — батальная и портретная живопись, оружие, экипировка русских и французских солдат, предметы, а также редкие книги. Всего около 48 тысяч экспонатов.
Строительство нового музея
Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.
Одна из экспозиций музея
Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов.
Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах — имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.
За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.
Пушка XIX века
Судьба панорамы
Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.
Амуниция солдат французской и русской армии
В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.
После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.
Русские солдаты на привале
Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом — в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.
История музея
Идея создать панораму, посвящённую Бородинской битве, возникла перед столетним юбилеем сражения. Написал картину академик живописи Франц Рубо. Это не просто живописное полотно, оно включает в себя и предметный план, а также уникальное освещение, которое имеет большое воздействие на посетителей. Длина его огромная — почти 115 метров, высота в 15 метров также впечатляет всякого, кто её увидит. На полотне представлены события, которые происходили в полдень 26 августа — самый разгар сражения между русскими и французскими войсками.
Открыли панораму в 1912 году. Изначально она располагалась в небольшом деревянном павильоне, находившемся на Чистых прудах. Уже спустя несколько лет здание обветшало. Лишь к 150-летнему юбилею, в 1962 году, в Москве построили новое здание на Кутузовском проспекте, где полотно пребывает до сих пор1.
![]()
История музея
Идея создать панораму, посвящённую Бородинской битве, возникла перед столетним юбилеем сражения. Написал картину академик живописи Франц Рубо. Это не просто живописное полотно, оно включает в себя и предметный план, а также уникальное освещение, которое имеет большое воздействие на посетителей. Длина его огромная — почти 115 метров, высота в 15 метров также впечатляет всякого, кто её увидит. На полотне представлены события, которые происходили в полдень 26 августа — самый разгар сражения между русскими и французскими войсками.
Открыли панораму в 1912 году. Изначально она располагалась в небольшом деревянном павильоне, находившемся на Чистых прудах. Уже спустя несколько лет здание обветшало. Лишь к 150-летнему юбилею, в 1962 году, в Москве построили новое здание на Кутузовском проспекте, где полотно пребывает до сих пор1.
![]()
Автор панорамы
Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.
Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.
![]()
Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва
Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.
Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.
![]()
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.
Как создавался музей
Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене. Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.
![]()
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.
Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.
![]()
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей.
Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.
Музей сегодня
Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.
Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.
С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.
Музей сегодня
Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.
Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.
![]()
С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.
Кутузовская изба
Наверняка вы помните, что во время Отечественной войны 1812 года в деревне Фили решался важный вопрос о Москве и дальнейшей войне. Дать ещё один бой и потерять солдат или сдать Москву Наполеону и сохранить армию. Большинство военачальников предлагало защитить Москву, но М.И. Кутузов решил иначе: «Москва — это ещё не Россия». Нужно отстоять отечество, сохранив армию.
Это важное совещание носит название «Совет в Филях». Состоялся он 1 сентября 1812 года и проходил в избе крестьянина Михаила Фролова
Изба эта стала своего рода памятным местом, многие приезжали посмотреть на неё.
![]()
Князь Нарышкин, владелец земли, даже сделал музей в ней, сохранив всё как было: вещи, иконы, скамью на которой сидел Михаил Илларионович. М. Фролов и его сын умерли и Нарышкин приставил к Кутузовской избе солдата-инвалида следить за сохранностью дома.
Нарышкин передал избу государству как памятник и достопримечательность.
Так случилось, что сначала некоторые вещи всё-таки были украдены. А потом, в 1868 году изба и вовсе сгорела.
Группа офицеров Гренадерского корпуса посетила памятное место и, увидев что с ним стало, обнесли место оградой и установили памятные доски. Временно, пока не будет изготовлен памятник.
Сейчас здесь стоит памятник.
![]()
В 1887 году общество хоругвеносцев храма Христа Спасителя восстановило Кутузовскую избу. Сохранённые вещи и спасённую при пожаре икону вернули в дом. Открытие памятника проходило в торжественной обстановке, с представителями власти и духовенства. На церемонию съехалось множество народу.
В музей поселили четырёх солдат-инвалидов, которые поддерживали музей в чистоте и порядке. За 10 лет после открытия, Кутузовскую избу посетило 5 000 человек.
![]()
Позже возле избы построили часовню и музей.
Это были первые памятники Отечественной войны 1812 года.
Историко-мемориальный комплекс[ | ]
Здание музея-панорамы является центральной частью историко-мемориального комплекса в память Отечественной войны 1812 года. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях». Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой, имевшейся во время военного совета. В 1883 году офицеры Гренадёрского корпуса установили на её месте верстовой столб со Смоленской дороги. В 1887 году изба была восстановлена по проекту инженера Михаила Литвинова и архитектора Николая Струкова, основанному на этюде Алексея Саврасова 1866—1867 годов. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы.
Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков); обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища; бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году; возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна); памятник Кутузову, установленный в 1973 году.
Деятельность музея-панорамы[ | ]
Собрание музея включает 37973 единиц хранения, в том числе 28579 предметов основного фонда. Музей имеет постоянную экспозицию площадью 1404,6 м², около 300 м² площадей для временных выставок и 200 м² хранилищ. В музее работает 88 человек, включая 33 научных сотрудников, ведущих исследовательскую деятельность по темам «Отечественная война 1812 года», «Жизнь и творчество художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо», «Военный совет в Филях», «М. И. Кутузов. Жизнь и деятельность», «Крестьянский быт первой четверти XIX в.», работает научная библиотека.
Собрание
Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва» Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9,5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков.
Издания
- Отечественная война 1812 года в коллекциях Музея-панорамы «Бородинская битва». Альбом-каталог/ Составитель С. В. Львов. М.: Кучково поле, 2011. — 320 с.
- «Гроза Двенадцатого года». Методические материалы. М.: Кучково поле, 2011. — 141 с.
- Митрошенкова Л. В. Год русской славы. М.: Кучково поле, 2011. — 352 с.
- Митрошенкова Л. В. Город храмов и палат. Архитектурные памятники Москвы — свидетели событий 1812 года. М.: Кучково поле, 2011. — 200 с.
- Ивченко Л. Л. Недаром помнит вся Россия. Рассказ свитского прапорщика. М.: Кучково поле, 2011. — 64 с.
- «Время сражаться». Путеводитель по основной экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2012.
- Путеводитель по панораме «Бородино». М.: Кучково поле, 2012.
- Монахов А. Л. «Любимцы Марса». Путеводитель по вводному залу экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2013.
Судьба панорамы
Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.
![]()
Амуниция солдат французской и русской армии
В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.
После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.
![]()
Русские солдаты на привале
Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом — в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.


















































