Музей-панорама бородинская битва

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов.

Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах — имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Пушка XIX века

Уникальная трехмерная панорама боя в честь 75-летия битвы за Москву открылась в столице

В столице открыли уникальную трехмерную панораму, посвященную 75-летию Битвы за Москву. Авторы с документальной точностью воссоздали всего лишь один эпизод грандиозного сражения. Тем не менее, посетители смогут почувствовать всю атмосферу декабря 1941 года, когда Красная Армия развеяла миф о непобедимости фашистской Германии.

Портал в другую эпоху. За дверью село Ивановское 1941 года – начало контрнаступления советских войск в битве за Москву. Ну что же, отправимся в путешествие во времени…

Начинается оно в церкви. Еще в начале войны местные жители переделали ее под склад. До сих пор здесь ковры и керосиновая лампа, уголок смотрителя, на столе разбросаны бумаги, еще висит его плащ, а здесь он умывался. Но осенью 1941 года сюда пришли немцы. Поэтому повсюду и их вещи – вот, например каска, или немецкая печь. Весь интерьер авторы создавали с документальной точностью.

«Ездили даже в поселок Ивановское для того, чтобы осмотреть церковь, снять размеры. Например, фрагмент этой плитки — мы также сделали размеры, использовали ее роспись, картинку», — рассказывает автор панорамы «Москва. 1941. Контрнаступление» Дмитрий Поштаренко.

Помещение уже сильно разрушено после многих боев, в него даже снег попадает с улицы, а на потолке — сосульки. Создатели сделали комнату довольно прохладной, на дворе ведь морозный декабрь 1941 года, так что одевайтесь потеплее.

К этому моменту маленькое село под Волоколамском уже дважды переходило к противнику и обратно. Бойцы еще не знают, что после нынешнего сражения Советская Армия окончательно отвоюет эти земли. Впрочем, солдаты Вермахта поражение предчувствовали. Все стены исписаны словом «Ende» — «конец».

«Это была первая победа, настоящая победа в сражении, которая доказала, что коварный и сильный враг в лице Германии и Вермахта не является непобедимым», — говорит специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Застывшее мгновение. Бой в самом разгаре и можно в деталях рассмотреть эту панораму. Она, кстати, выполнена в масштабе 1:1. Орудийный расчет атакует немецкий танк Т-3. Вот он, пылает. Яркое пламя создавали бутылки с горючим. На каждой подробная инструкция.

«Сделали подтек, то есть когда танк уже подбит, чтобы наверняка, бойцы закидали его коктейлями Молотова. И мы видим разбитые следы бутылки как раз с инструкцией», — поясняет Дмитрий Поштарев.

Повсюду следы ожесточенной битвы – гильзы времен Великой Отечественной войны, остатки орудий, каски. Даже пахнет дымом и разносятся звуки выстрелов. Но рядом предметы совсем невоенные – утюг, детская колыбель. И все, что осталось от избы. Фашисты забирали все вещи, которые хоть как-то могли пригодиться. Например, воин в трофейных валенках, а накидка на нем – обычная штора. В одной немецкой форме можно было умереть от холода.

И подобных деталей тут десятки. Авторы отказываются от военных стереотипов и показывают в первую очередь людей, а не солдат. Оттого на руках перчатки с вышивкой «За Родину». На танке ящики, накрытые домоткаными коврами — так было просто удобнее передвигаться. А лица бойцов сделаны по фотографиям реальных воинов. Такого вы не найдете ни в одном учебнике.

«Очень круто! Потому что эмоции не передать словами. Когда зашла, у меня просто мурашки по коже пошли», — делится посетительница Евгения Абрахманова.

«Я как будто переместилась в дни этого сражения. И здесь есть абсолютно все. Помимо того, что я могу увидеть что-то, я могу еще и потрогать. И это создает впечатление настоящего боя, что это происходит здесь и сейчас», — говорит Анастасия Хмилинская.

Эта панорама как квест, где загадки и сюрпризы ждут на каждом шагу. И такое путешествие во времени станет отличным уроком истории, на который захочется прийти даже в новогодние каникулы. Тем более что до 10 января вход бесплатный.

Экспозиция

Этот музей полностью посвящён событиям Отечественной войны 1812 года. Центральный экспонат — огромная панорама, отличный образец батальной живописи русской академической школы начала XX века. Изначально задуманный как музей всего лишь одного экспоната, в будущем к нему добавлялись и предметы живописи графики, декоративно-прикладного искусства, предметы снаряжения и вооружения. Всё это позволило здесь создать полноценную картину, раскрывающую главные вехи в истории Отечественной войны.

Сейчас здесь находятся три экспозиции — батальная и портретная живопись, оружие, экипировка русских и французских солдат, предметы, а также редкие книги. Всего около 48 тысяч экспонатов.

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов.

Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах — имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Пушка XIX века

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом — в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

История музея

Идея создать панораму, посвящённую Бородинской битве, возникла перед столетним юбилеем сражения. Написал картину академик живописи Франц Рубо. Это не просто живописное полотно, оно включает в себя и предметный план, а также уникальное освещение, которое имеет большое воздействие на посетителей. Длина его огромная — почти 115 метров, высота в 15 метров также впечатляет всякого, кто её увидит. На полотне представлены события, которые происходили в полдень 26 августа — самый разгар сражения между русскими и французскими войсками.

Открыли панораму в 1912 году. Изначально она располагалась в небольшом деревянном павильоне, находившемся на Чистых прудах. Уже спустя несколько лет здание обветшало. Лишь к 150-летнему юбилею, в 1962 году, в Москве построили новое здание на Кутузовском проспекте, где полотно пребывает до сих пор1.

История музея

Идея создать панораму, посвящённую Бородинской битве, возникла перед столетним юбилеем сражения. Написал картину академик живописи Франц Рубо. Это не просто живописное полотно, оно включает в себя и предметный план, а также уникальное освещение, которое имеет большое воздействие на посетителей. Длина его огромная — почти 115 метров, высота в 15 метров также впечатляет всякого, кто её увидит. На полотне представлены события, которые происходили в полдень 26 августа — самый разгар сражения между русскими и французскими войсками.

Открыли панораму в 1912 году. Изначально она располагалась в небольшом деревянном павильоне, находившемся на Чистых прудах. Уже спустя несколько лет здание обветшало. Лишь к 150-летнему юбилею, в 1962 году, в Москве построили новое здание на Кутузовском проспекте, где полотно пребывает до сих пор1.

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Как создавался музей

Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене. Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.

Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей.

Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.

Кутузовская изба

Наверняка вы помните, что во время Отечественной войны 1812 года в деревне Фили решался важный вопрос о Москве и дальнейшей войне. Дать ещё один бой и потерять солдат или сдать Москву Наполеону и сохранить армию. Большинство военачальников предлагало защитить Москву, но М.И. Кутузов решил иначе: «Москва — это ещё не Россия». Нужно отстоять отечество, сохранив армию.

Это важное совещание носит название «Совет в Филях». Состоялся он 1 сентября 1812 года и проходил в избе крестьянина Михаила Фролова

Изба эта стала своего рода памятным местом, многие приезжали посмотреть на неё.

Князь Нарышкин, владелец земли, даже сделал музей в ней, сохранив всё как было: вещи, иконы, скамью на которой сидел Михаил Илларионович. М. Фролов и его сын умерли и Нарышкин приставил к Кутузовской избе солдата-инвалида следить за сохранностью дома.

Нарышкин передал избу государству как памятник и достопримечательность.

Так случилось, что сначала некоторые вещи всё-таки были украдены. А потом, в 1868 году изба и вовсе сгорела.

Группа офицеров Гренадерского корпуса посетила памятное место и, увидев что с ним стало, обнесли место оградой и установили памятные доски. Временно, пока не будет изготовлен памятник.

Сейчас здесь стоит памятник.

В 1887 году общество хоругвеносцев храма Христа Спасителя восстановило Кутузовскую избу. Сохранённые вещи и спасённую при пожаре икону вернули в дом. Открытие памятника проходило в торжественной обстановке, с представителями власти и духовенства. На церемонию съехалось множество народу.

В музей поселили четырёх солдат-инвалидов, которые поддерживали музей в чистоте и порядке. За 10 лет после открытия, Кутузовскую избу посетило 5 000 человек.

Позже возле избы построили часовню и музей.

Это были первые памятники Отечественной войны 1812 года.

Историко-мемориальный комплекс[ | ]

Здание музея-панорамы является центральной частью историко-мемориального комплекса в память Отечественной войны 1812 года. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях». Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой, имевшейся во время военного совета. В 1883 году офицеры Гренадёрского корпуса установили на её месте верстовой столб со Смоленской дороги. В 1887 году изба была восстановлена по проекту инженера Михаила Литвинова и архитектора Николая Струкова, основанному на этюде Алексея Саврасова 1866—1867 годов. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы.

Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков); обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища; бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году; возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна); памятник Кутузову, установленный в 1973 году.

Деятельность музея-панорамы[ | ]

Собрание музея включает 37973 единиц хранения, в том числе 28579 предметов основного фонда. Музей имеет постоянную экспозицию площадью 1404,6 м², около 300 м² площадей для временных выставок и 200 м² хранилищ. В музее работает 88 человек, включая 33 научных сотрудников, ведущих исследовательскую деятельность по темам «Отечественная война 1812 года», «Жизнь и творчество художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо», «Военный совет в Филях», «М. И. Кутузов. Жизнь и деятельность», «Крестьянский быт первой четверти XIX в.», работает научная библиотека.

Собрание

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва» Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9,5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков.

Издания

  • Отечественная война 1812 года в коллекциях Музея-панорамы «Бородинская битва». Альбом-каталог/ Составитель С. В. Львов. М.: Кучково поле, 2011. — 320 с.
  • «Гроза Двенадцатого года». Методические материалы. М.: Кучково поле, 2011. — 141 с.
  • Митрошенкова Л. В. Год русской славы. М.: Кучково поле, 2011. — 352 с.
  • Митрошенкова Л. В. Город храмов и палат. Архитектурные памятники Москвы — свидетели событий 1812 года. М.: Кучково поле, 2011. — 200 с.
  • Ивченко Л. Л. Недаром помнит вся Россия. Рассказ свитского прапорщика. М.: Кучково поле, 2011. — 64 с.
  • «Время сражаться». Путеводитель по основной экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2012.
  • Путеводитель по панораме «Бородино». М.: Кучково поле, 2012.
  • Монахов А. Л. «Любимцы Марса». Путеводитель по вводному залу экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2013.

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом — в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: