Владельцы
Дом Пашкова в XVIII веке ( литография Жерара Делабара)
- Первоначальным владельцем дома Пашкова был Петр Пашков , в честь которого он был назван москвичами.
- После смерти Петра Пашкова и его супруги имение перешло его двоюродному брату Александру Пашкову.
- Дом Пашкова был приобретен правительством для Московского университета в 1839 году. В 1843 году здесь располагался дворянский институт (мужская школа-интернат для дворянских детей); а затем 4-я городская гимназия (после 1852 г.).
- В 1861 году здание передали Румянцевскому музею для размещения его коллекций и библиотеки.
- В 1921 году, когда Советский Союз конфисковал более 400 частных библиотек и добавили их в состав музея, все отделы были перенесены из Дома Пашкова. Осталась только библиотека музея, которая была переименована и преобразована в Библиотеку им . Ленина . В настоящее время (2010 г.) Дом Пашкова по-прежнему входит в число построек библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, находясь на капитальном ремонте, который начался в 1988 г. и закончился в 2007 г. В настоящее время находится правое крыло домов Дома Пашкова. в отделе рукописей, а в его левом крыле размещаются музыкальный и картографический отдел Российской государственной библиотеки .
Дом для просвещения
В войну 1812 года дом Пашкова подвергся разорению и пострадал от пожара, кровля и бельведер были полностью разрушены. В наполеоновском пожаре сгорел и семейный архив, в котором, предположительно, хранились чертежи и проекты архитектора Баженова. Восстановление заняло длительный период, только к концу 1830 годов был закончен ремонт. Вновь отстроенный бельведер существенно отличался от первоначального и нес на себе печать позднего периода классицизма. Архитектором восстановительных работ, предположительно, был Осип Бове.
В 1839 году дом Пашкова наследниками был продан городской казне в пользу Московского университета. Первоначально в нем разместился дворянский институт, немного позже помещения были переданы городской гимназии. С 1861 года особняк стал прибежищем для музея Румянцева. А в 1862 году в дополнение к музейным залам добавилась публичная Румянцевская библиотека, где также разместилось собрание книг Московского университета.
Открытие залов прошло с большими торжествами, императорская семья пожаловала городскому музею часть книг из своих личных библиотек, коллекцию декоративно-прикладного искусства, живописные полотна. С 1913 по 1915 год по проекту Л. Шевякова была проведена глобальная перестройка внутреннего пространства центрального корпуса особняка. Благодаря чему у библиотеки появился двухсветный читальный зал на 300 мест.
строительство
Дом Пашкова был построен в 1784–1786 годах московским дворянином Петром Пашковым . Он был отставной капитан — лейтенант гвардии Семеновского полка и сын Петра Великого «s денщика . Считается, что здание было спроектировано Василием Баженовым . На протяжении всего ХХ века авторство Баженова оспаривалось, поскольку никаких письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что служит доказательством, — это устная традиция и сходство с другими постройками Баженова.
Известность
Дом Пашкова. Старая открытка
Сразу после завершения строительства Дом Пашкова стал визитной карточкой Москвы. Великолепный белокаменный дворец, стоящий на Ваганьковском холме, на протяжении многих лет восхищает людей и считается одним из красивейших зданий российской столицы. Это одно из ключевых мест, описанных Михаилом Булгаковым в его романе Мастер и Маргарита :
Пашковы
Не существует достоверных сведений о том, кто был архитектором особняка на Ваганьковском холме. Косвенные сведения указывают, что архитектура и замысел – дело гения В. И. Баженова. Дом Пашкова был построен в 1786 году для Петра Егоровича Пашкова. Хозяин дома приходился сыном денщику царя Петра I. Егор Иванович Пашков был обласкан властью и разбогател после успешно проведенного дела против сибирского губернатора князя Гагарина, обвиненного в сепаратизме. Став членом Высшего суда и успешно разоблачая казнокрадов, он получал в вознаграждение за труды имения тех, над кем вершил правосудие.
Сын Петр, получив немалое наследство, быстро его приумножил, став винокуренным королем и откупщиком. Подобные занятия в среде знати не поощрялись, и Пашков стал не просто первым коммерсантом, но и первым изгоем такого масштаба в своем круге. Будучи человеком тщеславным, он решил пустить «пыль в глаза» и построить такой дом, который потряс бы всю столицу. Ему это удалось. Еще на этапе завершения работ особняк стал достопримечательностью Москвы, вокруг него роились слухи, позднее перешедшие в ранг легенд.
Другие дома Пашкова
- «Пашков дом» (Дом Пашкова) — это название издательства Российской национальной библиотеки.
- «Дом Пашкова» ( русский : «Пашков дом» ) — это название романа Николая Шмелёва ( Николай Шмелёв ).
- Дом Пашковой (Второй дом Пашкова, Лекционное здание ( русский : Аудиторный КОРПУС ), Аптечный дом ( Русский : Аптекарский дом )) — это название , под которым здание факультета журналистики Московского университета упоминается в старых документах. Дом также находится на Моховой улице, 9. Причина в том, что имение также принадлежало Пашкову Александру Ильичу Пашкову, родственнику Петра Пашкова. Еще один дом Пашковых находился на Чистопрудном бульваре , 12.
- Вилла Пашкова в Санкт-Петербурге , на Литейном проспекте , 39 (архитектор Харальд фон Боссе ), воспетая Николаем Некрасовым в одном из своих стихотворений.
Тайна создателя
С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме в непосредственной близости от Кремля вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.
Пашков дом, картина XIX века. (wikipedia.org)
Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».
План дома Пашкова. (wikipedia.org)
Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.
Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII в. (wikipedia.org)
Архитектура
Дом Пашкова в Москве вызывал восхищение во всех слоях общества. В дни праздников и народных гуляний толпы граждан стекались к ажурной решетке сада, чтобы поглазеть на заморских птиц, красивый сад, украшенный фонтанами. Сейчас перед домом проложен тротуар, сад был упразднен – за счет его территории существенно расширилась проезжая часть дороги и тротуар.
Архитектура дома Пашкова – это яркий образец русского классицизма. Здание выстроено по трехчастному принципу, характерному для классической школы – над центральным корпусом возвышается бельведер, по бокам размещены симметричные флигели. Композиция объединяется портиком с колоннами и боковыми галереями. Единство структуры подчеркивается общими сюжетами декора. Сейчас здание имеет белый цвет, но по некоторым сохранившимся данным, будучи во владении Пашкова, особняк был оранжевым.
Фасад дома со стороны парадного входа выполнен в стиле загородной усадьбы и выглядит не столь помпезно, но не менее впечатляет. Гостей встречают кованые ворота в виде триумфальной арки. Ее верх венчают вытесанные из камня пышные гирлянды лавровых листьев, этот лейтмотив стал основным декором, украшающим особняк. Фронтальная композиция дома Пашкова, со стороны улицы Моховой, напоминает в своем построении стену Кремля, к которой обращена задним фасадом. Эти два объекта городской застройки строго параллельны и некогда обрамляли долину реки Неглинной.
Тайны дома Пашкова
В 1980 годах на территории двора особняка Пашкова были проведены геофизические исследования, позволившие выявить уникальное сооружение – колодец, выложенный белым камнем. Диаметр колодца – 5 метров, предположительная глубина – до 15 метров, по внутренним стенам под воду уходят остатки винтовой лестницы. Вода из колодца не уходит, и сколько метров до его дна – пока неизвестно. Строятся различные предположения о его назначении – некоторые считают, что есть особый механизм, запуск которого осушает колодец и открывает подземные входы.
Авторы более прозаических версий склоняются к тому, что колодец является частью водонапорной башни, снабжавшей фонтаны дома Пашкова водой, а также использовавшийся для полива сада и огорода. Но есть одна загвоздка – указать время постройки сооружения невозможно, в имеющихся документах упоминаний о колодце нет, как нет на Русской земле аналогов такого сооружения. На данном этапе посетителям дают возможность спуститься на несколько ступеней внутрь колодца, привилегия доступна гостям, пришедшим в дом Пашкова с экскурсией. Работы по его изучению продолжаются, ожидается расчистка дна.
Есть еще одна библиотечная легенда. Сотрудники утверждают, что в залах обитает призрак, его можно попросить найти редкое издание, и он обязательно подскажет, где оно находится. Удивительный дом на Ваганьковском холме фигурировал и в литературе. Есть мнение, что именно в его залы и комнаты Булгаков поместил героев «Мастера и Маргариты», там состоялся ежегодный бал. В доме Пашкова экскурсантов познакомят с различными экспонатами, многие из них представляют интерес не меньший, чем сам дом и его тайны, мифы и легенды.
Описание
Участок, отведенный под строительство особняка, имеет сложную форму. Сам Пашков с большим трудом скупил землю на Ваганьковском холме, потеснив немало соседей. Широкая сторона надела выходит на улицу Моховую, где есть большой перепад высот по склону холма, такую же длину земельный участок имеет со стороны улицы Знаменской. Вдоль Никольской церкви земельный надел совершает сложный зигзаг. Самое узкое, клиновидное место пришлось на сторону Староваганьковского переулка.
Умелое использование сложной геометрии участка стало одной из изюминок дома Пашкова. Архитектор использовал склон холма в качестве пьедестала для особняка, обеспечив ему отличный обзор Кремля и гарантию от вероятного сползания к подножию возвышенности. Въезд, удобный для карет, был спроектирован с узкой стороны, где не было перепада высот и откуда открывается вид на парадное крыльцо и двор.
Решение было блестящим, но в таком расположении особняк оказался обращен задним двором к Кремлю. Несмотря на всю пышность убранства, фасад был совершенно глухим, парадные лестницы на Моховую были выстроены гораздо позже. Усадьбу ограждала высокая кованая ограда, от дома ее отделял регулярный парк с фонтанами и прудами, населенный диковинными птицами.
После революции
К началу 1917 года в фондах Румянцевской библиотеки и музея насчитывалось более миллиона единиц хранения. Большая часть коллекции книг формировалась за счет поступления одного экземпляра любого тиража выпускаемых книг в библиотечный фонд, такое обязательство было наложено на типографии с 1862 года.
После 1917 года музейные коллекции и экспонаты были переданы в Исторический музей, Третьяковскую галерею и другие фонды. В помещениях дома Пашкова было сконцентрировано одно из самых обширных собраний книг в мире. После революции фонды музея начали пополняться не только по обязательной схеме поступлений одного экземпляра, но и за счет проводимых властью конфискаций ценностей, в том числе книг.
В дальнейшем библиотека получала книги из коллекций репрессированных граждан и выезжающих за рубеж диссидентов. Часть этой литературы носила статус запрещенной, поэтому помещалась в закрытом фонде с выдачей только по особому разрешению. Построенный комплекс Государственной библиотеки включил в свой ансамбль и особняк Пашкова. Сад перед домом был упразднен в 1930 годах, когда стала расширяться проезжая часть улицы Моховой. В этот же период по проекту В. Долганова были построена терраса с балюстрадой и двумя лестницами, проведены работы по выравниванию склонов холма.
Реставрация
Ситуация изменилась в 2003 году. Необходимые для реставрации средства были получены, а команда профессионалов обладала необходимыми знаниями и опытом для проведения работ по восстановлению памятника архитектуры.
В 2007 году Пашков дом вновь распахнул свои двери для посетителей. Сейчас в здании открыты три библиотеки – нотно-музыкальная, картографическая и научно-исследовательская библиотека рукописей. В парадном зале расположен культурно-выставочный зал, где регулярно проводятся конференции, презентации, церемонии и вернисажи. Со вторника по воскресенье проводятся в доме Пашкова экскурсии, особняк хранит множество тайн, часть из них до сих пор не раскрыта.
Неисследованные подземелья
Слухи и легенды имеют под собой реальные факты – в 30-е годы археолог Стеллецкий занимался исследованием Ваганьковского холма и обнаружил множественные пустоты – погреба, ходы, подвалы. По его мнению, эти подземные постройки были остатками Опричного двора. В одно из помещений ему удалось проникнуть и обнаружить ступени, но пройти дальше не получилось. На следующий день произошло обрушение свода древнего подземелья и ступеней. Дальнейшие раскопки были запрещены, а обнаруженные входы в спешке забетонировали.
В следующий раз на эти же таинственные постройки наткнулись метростроевцы. Строители вскрыли старинный ход, выложенный кирпичом, но археологов на объект не пустили. Вход был опечатан до лучших времен. Библиотека Ивана Грозного не дает покоя кладоискателям и научным работникам и сегодня. На сегодняшний день существует описание около 60 точек в России, где предположительно могут находиться легендарные манускрипты.