[править] Описание
Собственно, основным занятием для себя А. С. Грибоедов считал не столько литературу, сколько дипломатическую работу. Он происходил отнюдь не из богатого рода, и служба расценивалась им как основной материальный доход. Тем не менее, как выходец из приличной дворянской семьи он много «баловался» и литературной деятельностью, и композиторской, сочиняя романсы, и всем, что входило в обязательные навыки светских молодых людей России начала 19 века.
А. С. Грибоедов погиб, когда ему было 34 года, в Персии, неся службу в Русской миссии в Тегеране (Персия). В 1829 году Русское посольство там было разгромлено. Обстоятельства разгрома русской миссии в Тегеране трактуются по-разному. Но при всех случаях убиты оказались почти все. Не избежал этой участи и А. С. Грибоедов. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в «четвертной» дуэли с А. И. Якубовичем — та самая знаменитая дуэль, так глупо начатая из-за красавицы танцовщицы Петербургской императорской труппы Авдотьи Истоминой.
Но не государева служба вознесла его имя на вершину русской славы. Именно литература сделала имя А. С. Грибоедова бессмертным. Он сочинил несколько произведений (комедии «Молодые супруги» — 1815, «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром) — 1818; музыкальный водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» — 1824, совместно с П. А. Вяземским; стихи, романсы), но главное место в его творчестве заняла пьеса «Горе от ума», завершенная в 1825 году, значение которой стало непреходящим для всей русской культуры. Пьеса, долгое время запрещенная царской цензурой к постановке, потом стала классикой русской литературы.
И памятник Грибоедову поставлен именно как литератору.
Статуя самого Грибоедова, сделанная из бронзы, расположена на высоком постаменте, благодаря чему его образ воспринимается возвышенно и величественно. Это типичная структура, характерная для памятников советского периода. Взгляд скульптурного Грибоедова задумчив и серьезен, что тоже соответствовало стилю эпохи создания.
Памятник Бакунину, стоявший недалеко от того места, где сейчас находится памятник Грибоедову
В нижней части постамента авторы разместили героев выдающейся пьесы писателя «Горе от ума».
Когда-то совсем рядом с этим местом, между Чистопрудным и Сретенским бульварами, а возможно, и в начале Чистопрудного бульвара (то есть — почти на том самом месте, которое теперь занимает памятник Грибоедову; точное место так и не было установлено), стоял другой памятник: в 1918 году был установлен памятник идеологу русского анархизма Михаилу Бакунину (1814—1876), построенный по проекту скульптора Б. Д. Королёва (некоторые источники ошибочно называют его М. Ковалев). 8-метровый Бакунин был исполнен в абстрактно-футуристической манере, свойственной этому скульптору-авангардисту, в «кубофутуристическом» виде, что вызывало недопонимание и недовольство со стороны зрителей. В результате памятник знаменитому анархисту был убран, причем очень быстро, не успев просуществовать даже месяца. Это был единственный в Москве памятник в духе кубофутуризма и первый памятник, уничтоженный по формально-стилистическим соображениям.
Только через десятилетия эта скульптура была оценена более достойно, «Независимая газета» в 2000 году написала: «Фотография кубистической скульптуры — уникальный документ эпохи: сам памятник Бакунину работы Бориса Королева не сохранился, но благодаря снимку мы можем представить, как органично смотрелась эта нервная скульптура в послереволюционном городе»(подробнее см. ст. Памятник Бакунину в Москве).
Прошло еще сорок лет, прежде чем это место в начале Чистопрудного бульвара обратило на себя московских чиновников, и его решено было отдать памятнику Грибоедову.
Кстати, сам он какое-то время жил неподалеку от места нынешнего своего постамента — в доме № 42 по Мясницкой улице.
Ныне напротив памятника Грибоедову сделан небольшой искусственный пруд, который подпитывается водой из городского водопровода. Посредине пруда стоит скульптура цапли. Правда, многие упорно называют ее журавлем. Всё это к памятнику не имеет отношение, но составляет его красивое обрамление.