Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

История галереи насчитывает более 100 лет — на момент открытия в 1912 г. она именовалась Музеем изящных искусств. С 1932 г. стала известна как Музей изобразительных искусств, а в 1937 г. была названа в честь великого русского поэта.

Коллекция ГМИИ имени А.С. Пушкина включает как точные копии бессмертных шедевров различных эпох, так и подлинники зарубежного искусства. Собрание картин и скульптур Пушкинского музея пополнялось за счет частных коллекций и подарков других галерей, в частности Эрмитажа. Постоянное расширение экспозиции происходит и по сей день.

Сейчас в нескольких зданиях представлено почти 700 000 экспонатов, имеющих высокую культурную и историческую ценность. Кроме того, в стенах музея регулярно проводятся выставки и организуются мероприятия, посвященные искусству.

Билеты на экскурсии и на постоянные и временные выставки можно приобрести на сайте и в кассах ГМИИ.

Михаил Ларионов. «Шампанское и розы»

Михаил Ларионов — один из основоположников русского авангарда начала ХХ века. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана, а позже увлекался фовизмом, наивным искусством, французским импрессионизмом.

Полотно «Натюрморт. Шампанское и розы» Михаил Ларионов написал в Париже. Картина создана в 1927 или 1928 году, когда художник оформлял балетные спектакли Сергея Дягилева и иллюстрировал книги. Упрощенная техника и нарочито грубоватые мазки отсылают к наследию художников-наивистов, а нежные и изысканные серо-розовые оттенки полотна — к традициям импрессионистов, которые улавливали на полотнах мимолетные эмоции.

«Черный квадрат», который не черный

Где хранятся 4 картины «Черный квадрат»:

  • Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея;
  • Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15, Эрмитаж;
  • Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4, Русский музей.


«Черный квадрат» (1915), Казимир Малевич/Репродукция Казимир Малевич, даром что кубист и импрессионист, опроверг сентенцию, будто шедевры не повторяются. Просто взял и создал целых четыре одинаковых полотна. Два «Черных квадрата» хранятся в Третьяковке, один — в Русском музее, и еще один – в Эрмитаже.

Первой считается та, которую можно посмотреть в Третьяковской галерее. Тут же вам расскажут, что «Черный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны не равны друг другу. И противоположные стороны не параллельны друг другу.

Дальше — еще круче. «Черный квадрат» не совсем черный. Химический анализ картины показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая – жженая кость, вторая – черная охра, а третья – еще один природный компонент темно-зеленого оттенка. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам, Малевич добавил в краску мел.

Эту информацию надо знать всем, кому вдруг захочется сказать: «Да я такое за час нарисую!»

Внутри «Черного квадрата» Видео: Государственная Третьяковская галерея

Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)»

Где находится: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина — зал № 8.


Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)»

«Мадонна с младенцем» — один из трёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся в Пушкинском музее. Картина была написана ещё в 20-е годы XVI века и дошла до нас повреждённой (утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом).

Знаменитый немецкий мастер написал Мадонну в образе самой обычной земной женщины. Но в картине всё равно были сохранены общехристианские символы: виноградная лоза — истинная церковь, кисть винограда, которой касается младенец — его будущая жертвенная смерть, струя воды, выбивающаяся из скалы — источник новой жизни.

Музейные экспозиции

Музейные выставки разделены по жанрам.

Слепки

Коллекция слепков из гипса в натуральную величину копирует мировые шедевры искусства. В музее находится небольшая часть коллекции, воссозданная Цветаевым. В залах «Пушкинского» размещены ассирийские рельефные плиты, статуи древнегреческих богов, портреты деятелей античной науки, гипсовые объемные картины.

Скульптуры

Выставка скульптур насчитывает около 6 тыс. экспонатов. Среди них — «Давид» Микеланджело, «Скорбящая Богоматерь» Пилона, «Греческий» и «Римский» дворики, конная статуя Бартоломео Коллеони. В музее экспонируются коллекции полихромной скульптуры из дерева, статуй, выполненных в технике бронзовой пластики.

Итальянский дворик в Музее им. Пушкина — это культовое место и для москвичей, и для приезжих ценителей искусства.

Художественная коллекция

Музейная коллекция располагает более 350 тыс. картин, написанных мастерами различных столетий. Экспозиции представлены работами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Гогена, Рембрандта, Репина, Врубеля и др. Выставка художеств дополнена иконами, мозаиками из Италии и Византии, живописью на дощечках, объемными абстракциями, выполненными из металла.

Египетское собрание

Коллекция экспонатов из Египта насчитывает более 800 оригинальных находок, в числе которых саркофаги с мумиями, настенные рельефы, погребальные маски, украшения, предметы быта, сосуды, амулеты. Самые дорогие экспонаты представлены орудиями труда и быта, церемониальными предметами для проведения обрядов.

Графика

Общее количество гравюрной графики в коллекции составляет 150 тыс. единиц. Музейный фонд графики сформирован из частных коллекционных собраний (рисунки художников, исторические документы, фотографии, картины).

Нумизматика

Предметы нумизматики на музейной выставке представлены многочисленными коллекциями монет, медалей, бонов, гемм и слепков с камней. Всего на хранении в музее находятся около 150 тыс. экспонатов античной, западноевропейской, русской, восточной культур.

Высокое Возрождение: «Мадонна с младенцем в нише», Тициан Вечеллио, ок.1515-1520 гг

Высокое Возрождение – короткий период в эпохе Ренессанса, начавшийся приблизительно на рубеже XV-XVI вв. и завершившийся в 20-х гг. XVI в., связанный с лучшей порой итальянского творчества

Тогда тенденции Ренессанса, такие как подражание античности и внимание к человеку, достигли апогея. Значимое положение, среди самых известных представителей живописи того времени, занимает Тициан Вечеллио

В ГМИИ находится картина, автором которой принято считать Тициана, что вызывает сомнения у некоторых ученых. Тем не менее, независимо от того, кто ее создал, в ней воспроизводятся основные особенности итальянского Ренессанса.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков

Несмотря на то что галерея создана в здании, построенном еще в эпоху классицизма и принадлежавшем ранее чете Голицыных, этот отдел музея — самый молодой. Он был открыт только в 2006 г., а само обустройство галереи велось с конца 80-х годов прошлого века. Почти все хранящиеся здесь полотна входили когда-то в частные коллекции аристократов и меценатов М.А. Голицына, С.М. Третьякова, С.И. Щукина, И.А. Морозова.

Галерея занимает 3 этажа и содержит 26 залов, некоторые из которых посвящены целым направлениям, другие — отдельным художникам. Здесь хранятся работы ярких представителей романтизма (Гойи, Каспара Д. Фридриха), фовизма, импрессионизма и близкого ему по духу символизма (Эжен Каррьер, Пьер Пюви де Шаванн).

3 зала, объединенные общим названием «Искусство ХХ века» (3-й этаж), содержат полотна, созданные в период войн и революций. Здесь можно увидеть сюрреалистичные работы Жоана Миро, наполненные абстрактными образами полотна Ф. Леже и Л. Сюрважа, картины американских мастеров.

Локации ГМИИ

Большинство локаций музея расположены в пешей доступности друг от друга.

Главное здание

В главном здании основана постоянная музейная выставка экспонатов с античных времен до начала XIX в., в т. ч. коллекция слепков Цветаева, древнеегипетские саркофаги и реликвии, подлинники живописи русских и зарубежных художников. Заведение находится на Волхонке, 12.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

В выставочном зале экспонируются коллекции работ импрессионистов, авангардистов, реалистов, абстракционистов и др. Здание расположено на Волхонке, 14.

Отдел личных коллекций

Выставочный отдел экспонирует полные собрания картин частных коллекционеров, которые передали их в распоряжение музея на общественных началах. Заведение музея находится на Волхонке, 10.

Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева

Музей демонстрирует слепки произведений искусства, найденных в древней Греции, Италии, Египте, Азии. Здание музея расположено на Чаянова, 15.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В стенах музея рассказывают о жизни советского пианиста Рихтера, основоположника музыкальных «Декабрьских вечеров» в Пушкинском музее искусств. Заведение музея находится на Большой Бронной, 2/6.

Мемориальную квартиру Святослава Рихтера называют местом концентрации творческих сил и переплетений судеб.

Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»

В школе проводятся уроки эстетики на основе выставок художественного музея имени Пушкина. Центр расположен на Колымажном переулке, 6/2.

Усадьба Вяземских-Долгоруковых

В здании ведется реконструкция после передачи усадьбы во владение музейного городка. Заведение музея находится на Малом Знаменском переулке, 3/5.

Дом текста

В музейном здании находится открытая библиотека ГМИИ имени Пушкина, кафе, книжный магазин, медиатека и выставочные площади для читателей. Здание музея расположено на Малом Знаменском переулке, 8/1.

Практическая информация

Перед посещением музейного комплекса требуется ознакомиться с информацией на официальном сайте.

Режим работы

Заведение музея открыто 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. По четвергам и пятницам рабочие часы — с 11 утра и до 9 вечера. В остальные дни заведение закрывается на час раньше.

Стоимость билетов

Цена входа в музей без дополнительных услуг (аудиогид, специальные коллекции) составляет 400 руб. для взрослых. Для студентов и детей посещение выставок бесплатное.

Контакты

Справочная информация предоставляется по телефону музея +7(495) 697-95-78. По вопросам музейных экскурсий обращаются по номеру +7 (495) 697-74-12.

Искусство средних веков: «Колонна с изображением новозаветных сцен» (слепок), между 1015-1022 гг

Посетители ГМИИ имеют возможность познакомиться с шедеврами со всего мира, благодаря слепкам и копиям конца XIXв.. В одном из залов главного здания находится слепок бронзовой колонны из немецкого города Хильдесхайма. Бронзовая колонна из церкви Санкт Михаэль украшена рельефом,сюжет повествует о жизни Христа. Это точно стоит увидеть интересующимся историей германских земель, так как колонна была возведена в течение епископства Бернварда, который внес значительный вклад в культурную и политическую жизнь своей страны.

Заметьте, что копии из этой коллекции находятся не только в главном здании музея, но и в его отделе (Учебном музее им. И. В. Цветаева).

Искусство Древнего Египта: «Статуэтки Аменхотепа и Раннаи», 1479-1425 гг. до н. э.

Несмотря на то, что в древнеегипетском искусстве существовали строгие каноны, каждое произведение передавало особенности своего времени. В ГМИИ находятся работы, относящиеся к различным периодам в истории Древнего Египта, поэтому посетители смогут составить полное представление о том, как развивалось древнеегипетское искусство и культура.

Статуэтки Аменхотепа и Раннаи – одни из основных шедевров этой цивилизации. Они имеют не только художественную ценность, но и историческую – в них нашли отражение политические события того времени. Благодаря надписям на фигурках известно, что они были сделаны во время правления Хатшепсут (фараон; соправительница Тутмоса III), то есть в начале Нового царства.

Аменхотеп был жрецом уаб (жрец, отвечающий за чистоту храма) и служил в храме царя Тутмоса I в Карнаке. Этот царь был обожествлен и часто отождествлялся с Амоном, поэтому, пытаясь доказать легитимность своей власти, Хатшепсут утверждала, что является дочерью бога и, поэтому, законной наследницей.

Художник, предвосхитивший время. Жизнь Рембрандта в картинах

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в нидерландской провинции в семье мельника. Рембрандт посещал латинскую школу, в 13 лет начал учиться живописи, в 17 лет попал в Амстердам к известному мастеру – Питеру Ластману, а уже в 19 вернулся в родной город и, набрав учеников, вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную мастерскую. Commons.wikimedia.org / «Автопортрет», Рембрандт в возрасте 23-х лет

Под влиянием Ластмана и караваджистов Рембрант начинает экспериментировать со светом, использует насыщенные яркие краски, выписывает мелкие детали. «Крещение евнуха» (1626), «Аллегория музыки» (1626), «Давид перед Саулом» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629) – картины первого периода творчества Рембрандта, где особо заметно пристрастие художника к красочности и деталировке образов. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аллегория музыки» (1626)

В 25 лет Рембрандт переезжает в Амстердам, знакомится с работами самого известного на тот момент художника – Рубенса – и попадает под его влияние. Рембрант создает множество портретов, совершенствуя передачу подвижной мимики лиц. «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630), «Воздвижение креста» (1633), «Снятие с креста» (1632/1633) – картины Рембрандта начального амстердамского периода. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630)

Слава приходит к Рембрандту в 1632 году. После создания группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» заказы посыпались на 26-тилетнего художника один за другим. В это же время он женится на дочери бургомистра – Саскии ванн Эйленбюрх , и перед художником открываются двери самых роскошных особняков города. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)

Используя технику итальянских живописцев, Рембрандт работает над сочетанием света и тени и создает ряд картин на библейские сюжеты: «Данаю» (1636/1643), «Похищение Европы» (1632), «Похищение Ганимеда» (1635), «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635). Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Даная» (1636/1643)

Самое масштабное из своих произведений – четырехметровую картину «Ночной дозор» — Рембрандт создает в 1642 году по заказу Стрелкового общества. Историки искусства говорят, что именно в этой картине Рембрандт перепрыгнул несколько столетий и предсказал художественные находки XIX века – эпохи реализма и импрессионизма: столь живо были изображены фигуры. Однако прототипы персонажей, задвинутых на задний план, нашли картину неудачной. С этого момента слава Рембрандта пошла на убыль. В том же году любимая жена Рембрандта умерла от туберкулеза. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Ночной дозор» (1642)

В 1640-ых годах Рембрандт совершенствуется в технике гравировки. Над самым известным офортом — «Христос, исцеляющий больных» — мастер работал семь лет. Работа также известна под названием «Лист в сто гульденов». Именно за такую немыслимую по тем временам сумму была куплена работа. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Христос, исцеляющий больных» (1643-1649)

1650-ые годы – период создания крупнофигурных композиций. Пример подобной картины — «Аристотель с бюстом Гомера», написанная художником в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо. В 1961 году наследниками Рембрандта картина была продана на аукционе на аукционе нью-йоркскому Метрополитен-музею за два с лишним миллиона долларов. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аристотель с бюстом Гомера» (1653)

Историки искусства признают, что гений Рембрандта развивался по восходящей, и последние работы художника – уникальны. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта — «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), «Отречение апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына» (1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) — наполнены драматическим напряжением. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Отречение апостола Петра» (1660)

Рембрандт умер 4 октября 1669 года в Амстердаме и был похоронен на амстердамском кладбище Вестеркерк. За свою жизнь он создал более 350 картин, около 100 рисунков и около 300 офортов. Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)

Поль Гоген. «Королева (Жена короля)»

Поль Гоген стал одним из первых художников Европы, в полотнах которого появились черты наивного искусства: чистые, но не естественные цвета, лишенные объема фигуры, упрощенные формы предметов. Гоген называл свой стиль «синтетизмом» — в его картинах сливались реальный и вымышленный миры.

Когда Гогену было 43 года, он впервые приехал на острова Океании. А спустя два года вернулся на Таити и остался здесь жить. Тогда художник и написал «Жену короля» — картину со множеством персонажей, которые существуют в разных композиционных плоскостях. А на переднем плане в центре композиции — юная обнаженная таитянка с красным веером, знаком королевского рода.

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.


Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Как создавался музей

На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным искусствам.

Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.

Зал № 15. Греческий двори. По центру — слепок портала собора Либфрауенкирхе

Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.

Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии. Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на баржи и доставили по рекам в Москву.

Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.

Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета.

Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.

Зал № 28. Итальянская скульптура XV века

Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно, что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной картины.

«Танец», не оцененный критиками

Где хранится: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15, Эрмитаж.


«Танец» (1910), Анри Матисс/Репродукция

Анри Матисс обожал танцы, и редкие преставления «Мулен Руж» обходились без его зрительского участия. Русский меценат Сергей Щукин обратился к художнику с просьбой о написании трех панно для его особняка. По замыслу автора и заказчика, человеку, входящему в дом с улицы, нужно было передать чувство легкости, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, для второго — с музыкой. В планах было третье полотно — «Купание» (или «Медитация»), но то ли дом Щукина оказался маловат, то ли из-за случившегося скандала заказчик решил притормозить художника. В итоге третье панно так и осталось в набросках.

А конфликт произошел на выставке в Париже, где эксперты заявили, что это невозможный примитивизм — использовать в работе всего три цвета. А эти неидеальные линии прорисовки танцоров, вы видели! Пьет что ли мастер?

Матисс обиделся, художника вообще обидеть может каждый, а Щукин даже было подумал отказаться от заказа, но в итоге все же выкупил работу. Теперь ради «Танца» Матисса, великого шедевра модернизма, в Эрмитаж едут со всего мира.

«Танец» и «Музыка». Анри Матисс. К столетию создания Видео: Государственный Эрмитаж

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: