Царь-колокол в московском кремле — гигант, который никогда не звонил

В Алмазный фонд и Оружейную палату

Билет в Оружейную палату

Тем, кто хочет увидеть легендарную шапку Мономаха, более 170 лет служившую для коронации российских царей, или кареты, в которых ездили представители императорских династий, рекомендуем обязательно купить тур «Билет в Оружейную палату». Стоит он 1200 рублей на человека.

Оружейная палата — один из обязательных объектов для посещения во время поездки в Москву.

За два часа вы осмотрите великолепные экспонаты, связанные с российской историей: парадную одежду царей, серебряный трон, на котором восседали цари, облачение высших чинов православной церкви и знаменитые памятники декоративно-прикладного искусства.

Алмазный фонд. Входной билет с экскурсией

Советуем осмотреть коллекцию уникальных драгоценностей Алмазного фонда, включающую знаменитые алмазы «Шах» и «Орлов», массивные самородки и карту России, выложенную сплошь бриллиантами. Здесь хранятся императорские короны, держава и скипетр.

Ну как не использовать уникальную возможность своими глазами повидать легендарные сокровища.

Ежедневно в кассах выстраиваются гигантские очереди, поскольку экспозиция располагается всего лишь в двух залах, доступ в которые ограничен.

С экскурсией «Алмазный фонд. Входной билет с экскурсией» у вас будет возможность пройти на выставку, не теряя время в очереди. Осмотр экспозиции продолжается 45 минут, входной билет стоит от 1400 рублей. Стоимость зависит от того, за какой срок вы его забронируете — чем раньше, тем цена более низкая. Попасть на выставку можно каждый день, за исключением четверга и праздников.

Василий Кузьмин из Нижневартовска рассказывает:

«Гостили с женой неделю в столице у родственников. Хорошо, они догадались заранее заказать нам экскурсию в Алмазный фонд. Самим бы пришлось томиться в жуткой очереди, потому что билеты выдают на строго определенное время и пропускают только по 10 человек. С покупкой экскурсии все оргмоменты прошли гладко. Уплаченных денег ничуть не жаль — в фонде интересно, красиво, супруга вообще в полном восторге. Очень советую побывать!»

Сокровища Кремля: Оружейная палата и Алмазный фонд

Увидеть все сокровища главных музеев Кремля вам удастся на совместной экскурсии «Сокровища Кремля: Оружейная палата и Алмазный фонд».

Совместим главное в районе Красной Площади — посетим Кремль, Оружейную палату и Алмазный фонд.

За три часа вы успеете осмотреть хранящиеся в Оружейной палате императорские регалии, шапку Мономаха, парадную одежду и вооружение, а также царские серебряные троны.

В Алмазном фонде — скипетр и державу — символы самодержавия, императорские короны, драгоценности, которые носили царские особы, всемирно известные самородки, драгоценные камни и карту с бриллиантовой россыпью.

Стоимость экскурсии — 3000 рублей с участника.

Экскурсия по Соборной площади и Оружейной палате

В программу «Экскурсии по Соборной площади и Оружейной палате» входят прогулка с экскурсоводом по территории Кремля и посещение одной из его главных достопримечательностей.

Вас ждут рассказы о Царь-пушке и Царь-колоколе и осмотр архитектурного комплекса Кремля.

Гид расскажет, как и где короновали правителей России, покажет Царь-пушку, Царь-колокол, здания Архангельского и Успенского соборов и сообщит такие факты об их истории, которые вы наверняка не знаете.

А в Оружейной палате вам предложат воспользоваться помощью аудиогида, и вы сможете не только осмотреть сокровища императоров, государственные регалии и праздничные одеяния царских особ и высших духовных чинов, но и узнать историю этих ценных предметов.

Общая продолжительность экскурсии — 3 часа, стоимость — 2900 рублей за человека.

Популярные темы сообщений

  • Дерево Секвойя Гигантская сосна или секвойя является самым большим деревом на планете. Стоя рядом с этим деревом, человек кажется карликом. В древние времена секвойи были распространены во всём северном полушарии.
  • Зримая музыка (что такое Зримая музыка) Связь между музыкой и изобразительным искусством существовала всегда – нередко музыканты становились объектами работ художников (картины «Три музицирующие девушки», «Лютнист», «Гитаристка» и пр.) Однако, понятие «зримая музыка»
  • Планеты гиганты Газовые планеты Солнечной системы и их особенности. Планеты в Солнечной системе возникли не сразу. Это случилось примерно 4,6 миллиарда лет назад. Они сформировались из материала, оставшегося после рождения Солнца:

История создания Царь-колокола

Царь-колокол создавался как символ величия и уникальности России и должен был поражать своими размерами, красотой и голосом. Но эти благие намерения не осуществились до конца, и Москва так и не услышала голоса царственного великана. Но, обо всём по-порядку.

Попытки отлить невиданный по размеру колокол предпринимались неоднократно. Но все они из-за огромного веса падали и разбивались. В 1654 году при царе Алексее Михайловиче был отлит предшественник Царь-колокола, названный Царским, который весил более 30 тонн. Во время пожара в Кремле в 1700 году этот колокол упал и разбился. Огромные осколки колокола тридцать лет лежали около колокольни Иван Великий.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна повелела восстановить Царский колокол, значительно увеличив его вес и размеры. Автором проекта Царь-колокола стал французский архитектор Жермен.

Очередной гигантский колокол предназначался для Успенской звонницы, примыкающей к колокольне Иван Великий. Сверхтяжёлые колокола отливались в те времена непосредственно возле колоколен. Поэтому рядом с Успенской звонницей на Ивановской площади Кремля были построены литейные печи, а рядом с ними выкопана большая яма около 10 метров в глубину и столько же в ширину.

Подготовительные работы шли с января 1733 по ноябрь 1734 года, но первая отливка прошла неудачно-в печах произошла авария и начался сильнейший пожар. Знаменитый литейщик Иван Моторин, руководивший работами по отливке колокола, вскоре после пожара умер, а заменил его сын Михаил.

Через два года, 25 ноября 1735 года, колокол был перелит вторично с увеличением веса на 2000 пудов (32 тонны), на этот раз успешно. Начались чеканные работы, которые производили мастера из Санкт-Петербурга.

Стоит заметить, что отлитые на колоколе дата изготовления колокола (1733 год) и его вес (10 000 пудов или 160 тонн) не соответствуют действительности, потому что надписи на отливке делалась заранее, но с первого раза работа не удалась.

Царь-колокол был почти готов, когда в мае 1737 года в Москве начался исторический Троицкий пожар. Доски под колоколом загорелись, и колокол стали поливать водой из опасения, что он расплавится. От перепада температур бронзовый гигант треснул, и от него отделился кусок весом 11,5 тонны.

Как был установлен Царь-колокол

Расколовший гигант пролежал в литейной яме 101 год. Несмотря на это он остался непревзойдённым памятником русского литейного мастерства. За это время Царь-колокол стал исторической достопримечательностью и экскурсионным объектом. Однако для обозрения людям приходилось спускаться по лестнице в глубокую яму.

Для того, чтобы все могли любоваться удивительным творением русских мастеров, царь Николай I приказал извлечь Царь-колокол из ямы для всеобщего обозрения. Проект устройства для извлечения колокола из ямы был сделан архитектором Иваном Мироновским. Работы по подъёму колокола производились под руководством французского архитектора Огюста Монферрана−создателя Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Табличка на постаменте Царь-колокола

17 августа 1836 года Царь—колокол был поднят. В подъёме колокола участвовало более 500 человек. Он был установлен около колокольни Иван Великий на гранитном постаменте, выполненном по проекту того же О. Монферрана. С тех пор Царь-колокол является объектом восхищения для всех посетителей Московского Кремля.

+1

Тайницкий сад

Выходим с Соборной площади Кремля и идем по Боровицкой улице в сторону Боровицких ворот. Справа от нас Большой Кремлевский дворец. Его длина 125 метров, построен он в 1849 году.

А слева видна закрытая для посещения территория Тайницкого сада и открывается чудесный вид на Москву-реку, местами он правда закрыт густой растительностью.

С территории Соборной площади можно выйти несколькими способами. Один из них это через Боровицкую башню, но мы делать этого не будем и выйдем через центральную башню Кремля — Спасскую, а предварительно прогуляемся по раскинувшемуся здесь же Большому Кремлевскому скверу. Он находится в верхней части Тайницкого сада и открыт для посещения.

Прогулявшись по тени прекрасного сквера мы как раз выходим к Спасской башне, которая выведет нас прямо на Красную площадь Кремля.

Посетив это место вы взглянете на Кремль другими глазами. Московский Кремль предстанет пред вами совершенно иным, нежели его привыкли видеть с Красной площади или из Александровского сада. За красным кирпичом внешних стен кроется многовековая история нашего государства. История не только зданий, но и судеб. Соборная площадь Кремля в корне меняет представление о Московском Кремле. И конечно она является обязательной к посещению.

Другие большие колокола

До Анны Иоанновны были другие попытки запечатлеть правителей на огромном колоколе.

  • Начало положил Борис Годунов в 1600 году. По его указанию отлили 40-тонный исполин. Дело взял в свои руки мастер Иван Чоховой. Два года бурло украшало деревянную колокольню. Пожар уничтожил деревянные сваи, колокол упал и разбился. Это произошло в середине 17 века.
  • В 1652 году по велению Алексея Михайловича был установлен великан весом 130 тонн. Он был разбит в 1654 году.
  • В 1655 году колокол восстановили, его вес достиг 160 тонн. Прослужив 50 лет, он разбился при пожаре 1701 года.

Были предложения о перезаливки Царь-колокола в 1747 году, но эта затея оказалась дорогостоящей и трудоемкой. Царь-колокол остается самым большим, не имеющим аналогов в мире, историческим памятником.

Здание Арсенала

Пушка у здания Арсенала / фото автора

Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.

Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.

Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.

Все остальные объекты находятся по правую руку.

Экскурсия по Кремлю

Оглавление

Вступление

Мы решили написать эту статью после многочисленных негативных отзывов в трипэдвайзере о посещении Московского Кремля. Отстояв долгую очередь и купив недешёвые билеты, люди разочаровались, потому что не знали, что они смотрят. Конечно, экскурсия по Кремлю существует, но порядок заказа весьма сложен, забюрократизирован и для индивидуальных посетителей зачастую просто невозможен. В разгар сезона штатные экскурсоводы заняты, внештатных экскурсоводов в Кремле не хватает, гидам-переводчикам проводить экскурсии на русском языке запрещено, а без экскурсии в Кремле не особо интересно. Ну собор, ну Успенский, а дальше что? Кто его построил, зачем, в чём ценность его внутреннего убранства? Ладно, в соборах хоть листовку с описанием можно взять, а где узнать о Царь-колоколе или Царь-пушке? Вот я и решил изложить то, что рассказал бы в Кремле согражданам, если бы мне это позволили

Как отливали Царь-колокол

Государыня Анна Иоанновна хотела, чтобы в честь ее царствования был отлит колокол-исполин. Ответственное дело возглавил литейщик Моторин Иван вместе со своим сыном Михаилом. В 1730 г. вышел указ императрицы и стартовали подготовительные работы. В 1734-м торжественно начали плавить металл. В работе было задействовано более двухсот человек.

Во время плавления меди вышла из строя одна плавильная печь, из-за чего разлилось много раскаленной меди. Случился большой пожар, последствия которого пришлось устранять в течение года. Вскоре Иван Моторин скончался, так и не успев закончить начатое дело. Его сын Михаил возглавил литейные работы.

Было запущено 4 печи, в которых полтора суток плавилась медь. На отливание ушло более часа. 25 ноября 1735 г. стал днем окончания отлива самого большого в мире колокола. Масса царь-колокола составила 200 тонн, длина 6,24 м. и 6,6 м. диаметр. Предстояло еще выполнить работы по чеканке для нанесения рисунков. На это ушло еще полтора года, но в мае 1737 года произошло возгорание, в результате которого было обнаружено, что от колокола откололся большой обломок. Его вес составил 11 тонн.

Интересные факты:

  • Царь-колокол – безмолвный гигант, который не смог издать ни одного звука за более чем три века. Для него даже не отливали язык. А если бы начал звенеть, то издаваемые звуки могли вызвать страх и панику у людей и животных.
  • По мнению современных специалистов литейного дела, скол произошел из-за несоблюдения технологий при отливе. Случилось это перед пожаром, когда колокол находился в яме. Предполагается, что мастер Моторин знал, что колокол треснул еще до пожара.
  • До 1608 года самым большим был Великий колокол Дхаммазеди весом 297 тонн. Возможно, он так бы и остался лидером по размеру, если бы в 1608 г. не был похищен португальцем Феллипе Де Брито, который ненароком утопил колокол в реке.

Громогласный царь-колокол

Царь-колокол – настоящий великан. Только один его осколок в человеческий рост чего стоит! Его высота составляет 6,2 м, а диаметр – 6,6 м. Весит он почти 202 тонны. Можно только представить себе, как он мог звучать.

Интересно, что несколько десятков лет назад через отверстие можно было проникнуть внутрь. В наши дни проем закрыт сеткой. На колоколе можно увидеть красивые узоры и изображения, рассказывающие его историю. На нем присутствуют изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, а также Иисуса, апостола Петра и других библейских персонажей.

Его достали из ямы, в которой он отливался, только в 1836 году, да так и не починили. Звон царь-колокола был бы настолько громким, что вызвал бы панику у людей и животных. С момента подъема колокол стоит на постаменте и является одной из главных достопримечательностей России.

История

Первый царь-колокол весил 33 тонны. Он был отлит в 1599 году и звонил на площади Кремля целых 50 лет, удивляя местных жителей своей красотой и мощным звуком. Дальше случился пожар, и колокол раскололся. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил сделать из старого новый царь-колокол, больше от предыдущего в 4 раза!

На поиски мастеров и работу ушло немало лет. Второй колокол отлили в 1654 году, но он быстро раскололся при ударе языком. Через год его перезалили. Колокольный звон распространялся на 7,5 км! И снова народ радовался недолго. Колокол упал и только чудом остался целым. Спустя 13 лет его повесили, а еще через 25 лет он разбился при пожаре.

С 1701 по 1730 год о восстановлении колокола молчали. Наконец, в 1730 году Анна Иоанновна поручила отлить его снова «с пополнением…чтобы в отделке было 10 000 пуд» – значилось в указе. Искать мастеров пытались за границей. Императрица обещала щедрое вознаграждение. Но мастера думали, что с ними шутят. Уж слишком большой был вес и размер сооружения!

Нашли умельцев на Руси. Работу вызвались выполнить Моторин Иван Федорович и его сын Михаил. Работы велись целых два года. Для создания колокола вырыли огромную яму и поставили кругом 4 литейных печи. В общей сложности над проектом работали 200, а затем 400 человек. В процессе печи ломались. Возникали пожары и трудности. Отливку царь-колокола Михаил закончил один. Отец его скончался.

Неизвестно, как они туда попали. Колокол планировали отливать из старого царь-колокола с добавлением меди и олова. Но когда печь сломалась и медь ушла, пришлось собрать с пушечного двора и расплавить 600 других колоколов. Возможно, отсюда в составе появились золото и серебро.

В 1735 году работы были закончены и колокол, который можно увидеть сейчас, был отлит. На него начали наносить красивые узоры и надписи. Но в 1737 опять случился сильнейший пожар, во время которого от колокола откололся кусок весом в 11 тонн. То ли он упал с мостков, то ли раскол произошел от тушения холодной водой. Или технология изготовления была неправильной. Ученые до сих пор спорят о причинах появления осколка.

История появления царь-колокола и царь-пушки окутана множеством легенд, домыслов и споров, интересных для детей. Рассказывать о достопримечательностях углубленно можно, начиная со 2 класса школы

Детям важно не только послушать, но и посмотреть на сооружения хотя бы на фото. Интересный рассказ поможет ученикам лучше запомнить материал и проникнуться любовью к Родине. 

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол был отлит по Указу императрицы Анны Иоанновны от 26 июня 1730 года.

Размеры памятника впечатляют и по сей день: его высота (вместе с ушками равна 6,14 м), диаметр колокола — 6,6 м).

Для изготовления колокола, императрица повелела сыну фельдмаршала Миниха найти в Париже мастера. Придворец предложил взяться за эту работу королевскому механику Жерменю, но тот счел предложение шуткой и отказался от проекта.

Вес царь-колокола равен 201 тонне 924 килограммам.

После завершения процесса отлива, колокол разместили на железной решетке, которая крепилась на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над плавильной ямой была сооружена деревянная обрешетка, которая и стала причиной пожара. Версия раскола Царь-колокола принимается не всеми историками, существует предположение, что десять сквозных продольных трещин появились в результате нарушения технологии изготовления – остывающее изделие могли оставить на стержне, вследствие чего и произошло его частичное разрушение, а пожар стал лишь благовидным предлогом для оправдания. Доказательствами этой версии считается и тот факт, что за работу мастер получил всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел, в то время как за отливку колоколов для Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря меньших размеров и сложности, мастеру выдали по 8000 рублей за каждый. 

Для того, чтобы выполнить отливку гигантского сооружения, был использован не только новый металл в количестве 1276 пудов, но и сплав металла Большого Успенского колокола (отлитого русским мастером Григорием Александровым), который был расколот во время пожара в Кремле в 1701 году. В состав сплава Царь-колокола входят:

Название металла Содержание (т) Содержание (%)
Медь 169 84,51
Олово 26,4 13,21
Сера 2,5 1,25
Золото 0,072 0,036
Серебро 0,525 0,025

В процессе подготовки отлива, постоянно возникали непредвиденные обстоятельства, которые требовали оперативного  решения: окончательный процесс выплавки оказался успешным лишь с третьего раза, первые два окончились неудачно – при первой попытке вышли из строя две плавильные печи, во второй раз случился пожар. Иван Моторин скончался до окончания выплавки колокола, его дело достойно завершил сын Михаил.

История

Изготовление

По приказу царя, пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади , чтобы сделать его более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота , а также способствовала популярности самого Бориса Годунова .

Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла . Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея . Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку .

Конструктивные особенности

По мнению известного историка, Алексея Николаевича Лобина , по своей конструкции Царь-Пушка скорей является классической бомбардой , нежели пушкой в привычном понимании этого слова. От классического полевого орудия ее отличает узкая зарядная камора диаметром 440 мм и длиной 1740 мм переходящая в широкий ствол диаметром 890 мм у основания и 920 мм у дульного среза. Такая конструкция характерна для тяжелых осадных орудий того периода.

Перестановки

К вопросу о переустановке пушек на новое место вернулись в 1835 году: тогда их переставили на декоративные чугунные лафеты у главных ворот Арсенала, после чего лафеты покрыли бронзовой краской. На этих лафетах пушки стоят до сих пор. Тогда же рядом с ними установили ещё двадцать исторических орудий, ранее хранившихся во дворе . Новый лафет с орнаментом для Царь-пушки был создан по эскизу работы архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте , заказ выполнили в Санкт-Петербурге на заводе Берда . Также для пушки изготовили четыре декоративных ядра весом 1,97 тонны каждое .

В 1843 году Царь-пушку и несколько других орудий перенесли к старому зданию Оружейной палаты , позже переоборудованному под казармы . На этом месте она простояла более ста лет, пока в 1960-м казармы не снесли, и на их месте начали строительство Кремлёвского дворца съездов . В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звоницы колокольни Ивана Великого , где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол .

Характеристики и оформление

Диаметр наружный ствола составляет 1200 мм, узорного пояса около дула – 1340 мм, калибр пушки – 890 мм, вес – 39 312 кг . Уникальные габариты не позволяют причислить пушку к строго определённому классу артиллерийских орудий: соотношение калибра к длине ствола равно 6, и по современной классификации пушка является мортирой , но в XVII-XVIII веках длина ствола мортир составляла не более 3,5 калибра. Конструкционные особенности позволяют отнести её к классу дробовиков .

Ствол пушки канонической формы, на передней части украшен рельефами с изображением царя Фёдора Ивановича, сидящего верхом на коне, и надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Надпись с правой стороны: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине ». Надпись на левой стороне: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета , в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов» .

На стволе с каждой стороны размещено по четыре скобы для крепления канатов при перемещении пушки, а вместо лафета предусматривался специальный станок с заранее заданным углом возвышения . Пушка задумывалась как оборонительное оружие и предназначалась для стрельбы дробом по вражеским воинам, которые проникали в город через проделанный артиллерией пролом в стене. Из-за этого назначения пушку какое-то время называли «Дробовиком Российским» . По расчётам специалистов, пушка также могла стрелять каменными ядрами весом от 750 кг до 1 тонны и использовать заряд пороха от 85 до 118 кг . Некоторые исследователи полагали, что из пушки был произведен как минимум один выстрел . Но в 1980-х годах во время реставрации пушки пришли к выводу, что из пушки не стреляли, так как её не доделали: внутренняя часть ствола не была зачищена после отливки, и в нём имелись наплывы до 20 мм, а также неровности и горелая земля . Затравочное отверстие также не было просверлено, хотя при отливке сделали начальное углубление диаметром около 10 мм .

Особенности посещения и стоимость

Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.

Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:

  • полный — 700 руб.
  • льготный (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров) — 350 руб.

За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.

Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.

Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.

Режим работы архитектурного ансамбля:

  • в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
  • в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.

Изображения и надписи на колоколе, Мария Пенина

Трагические моменты

В 1737 году в Москве вспыхнул Троицкий пожар. Он считался Великим до пожара 1812 года. Над литейной ямой, где стоял колокол, загорелась крыша, в яму начали падать горящие бревна. Во время спасательных мероприятий у колокола откололся кусок весом более одиннадцати тонн. Есть несколько версий причин подобного повреждения при пожаре:

  • Раскалившийся металл заливали водой, поэтому возникли трещины, которые способствовали образованию скола.
  • Колокол при подъеме упал, вследствие чего от него откололся кусок.
  • Есть мнение, что причиной скола могло стать некачественное литье, которое удалось скрыть, выставив причиной пожар. Современные исследователи все больше склоняются к этой версии, т. к., по их мнению, такое повреждение не могло произойти из-за падения.

Сначала колокол собирались перелить, но, просчитав все необходимые затраты, выяснили, что расходы, в сравнении с первоначальной отливкой, возрастут. Затем рассматривался проект по припаиванию отколовшегося куска, однако его автор, архитектор Форстенберг, в 1770 году заболел чумой и умер.

Наверх Царь-колокол достали только в 1836 году. Проект по подъему за несколько лет до этого предложил русский ученый — академик Иван Мироновский. Осуществлял проект известный французский зодчий Огюст Монферран. На подготовку ушло примерно полгода, однако первая попытка по подъему прошла неудачно — лопнули канаты, произошла поломка в механической части подъемника. Вторая попытка была более успешна: колокол достали, яму прикрыли бревнами и по специальным полозьям за несколько дней втащили его на постамент, где он по сей день и находится.

Кратко об интересных фактах:

  • Сплав, из которого отлит колокол, кроме меди, олова и серы, содержит 525 кг серебра и 72 килограмма золота.
  • Размеры его — 6,14 м в высоту и 6,6 м в диаметре.
  • С помощью современных технологий есть возможность сделать колокол куда больших размеров, но при ударе в него значительная часть звуковых волн будет располагаться в инфразвуковом диапазоне, который плохо воздействует на психику животных и людей. По мнению исследователей, оптимальный вес для большого колокола — не более 32 тонн.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: