Царь-колокол

Как купить билеты в Кремль

Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора

Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.

Какие бывают билеты в Кремль:

  • Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
  • Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
  • Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.

Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.

Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.

Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.

Видео

Пожалуй, только наша русская история со всей её склонностью к противоречиям и крайностям могла породить два таких памятника-парадокса: Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушку, которая, как полагают многие, никогда не стреляла (насколько это утверждение соответствует действительности, мы ещё разберёмся). Впрочем, Царь-колокол – это тема для отдельного разговора, а мы сейчас поговорим именно о Царь-пушке.

Это чудо оружейного производство было изготовлено в конце XVI века, в годы правления царя Фёдора Иоанновича – сына Ивана Грозного и последнего царя из династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что произошло это в 1586 году, но некоторые исследователи называют и другую дату – 1591 год, когда Москва столкнулась с опасностью набегов крымского хана Казы-Гирея, вот для защиты от его войска Царь-пушка и предназначалась. Да, её отливали не как «музейный экспонат», а как боевое оружие! Имя мастера, который это сделал, хорошо известно – оно увековечено в надписи на орудии, это был выдающийся пушечный и колокольный мастер-литейщик Андрей Чохов, работавший на московском пушечном дворе более 60 лет и создавший за это время более 20 орудий. Но Царь-пушка, несомненно, стала вершиной его творчества. Размеры её поражают воображение: вес пушки составляет 39 312 килограммов, длина – 5,345 метра, а диаметр ствола – 1,210 метра!

Сейчас мало кто вспоминает о том, что вплоть до позднейших времён это орудие именовали «пушкой» лишь в разговорной речи да в стихах, а в официальных документах она вплоть до 30-х гг. XX века числилась как… дробовик! Возможно, масла в огонь подливали декоративные ядра, отлитые в Петербурге в 1934 г., которые и сегодня можно видеть рядом с пушкой, и которыми, конечно, даже не предполагалось стрелять, да и невозможно это: пушку сразу же разнесёт! Непригоден для применения в боевых условиях и чугунный лафет, отлитый тогда же, а изначально орудие устанавливалось на деревянном настиле из брёвен (т.н. пушечном раскате).

Точки над i расставила реставрация пушки в 1980 г., результаты которой почему-то не были представлены широкой публике. Исследования, произведённые при этом, показали, что канал её имеет вид конуса с начальным диаметром 0,9 метра и конечным – 0,825 метра. Зарядная камера с плоским дном длиной в 1,73 метра имеет обратную конусность. Такое строение говорит о том, что это не пушка и даже не дробовик, а бомбарда, стрелять из которой предполагалось каменными ядрами весом около 100 кг, в то время как чугунное ядро такого калибра (а пушки стреляли именно чугунными ядрами) должно было весить около двух тонн. Правда, использовать для такой стрельбы старые орудия было рискованно, их могло разнести при выстреле, поэтому через определённое время их зачисляли в разряд дробовиков, стреляющих «каменным дробом», но в XIX веке такие подробности были уже не очевидны, вот и возникла путаница с видами оружия.

Тогда же, во время реставрации в 1980 г., исследователи обнаружили ещё одну интересную деталь: частицы сгоревшего пороха в канале. Это значит, что Царь-пушка, вопреки распространённому заблуждению, всё-таки стреляла! Впрочем, царапин от каменных ядер на стенках канала не было, а они обязательно должны были остаться. Это говорит о том, что выстрел был испытательным, а в боевых условиях Царь-пушку всё-таки не применяли. Существует легенда, что из неё выстрелили прахом Лжедмитрия, но это именно легенда, ни о каких доказательствах речи нет.

Следует заметить, что однажды этот памятник оказался под угрозой. Когда Пётр I принялся за усиленное литьё пушек, в ход пошли не только церковные колокола, но и старинные орудия, имеющие историческую ценность. Царь-пушку спасли её колоссальные размеры: на такое чудо безответственный царь покуситься не решился. Уцелели тогда ещё две работы мастера А.Чохова, которые и сегодня можно увидеть в петербургском Артиллерийском музее.

На Ивановской площади Московского Кремля установлено артиллерийское орудие, которое считается наиболее значительным произведением русских оружейных мастеров. Царь-пушка – не просто шедевр крепостной артиллерии Нового времени, но и одна из самых больших пушек среди всех известных в мире.

Царь-пушка служит музейной реликвией с 30-х годов XIX столетия, когда она была установлена возле входа в Оружейную палату. В наши дни шедевр литейного искусства, изготовленный мастером Андреем Чоховым, является экспонатом Московского музея артиллерийских орудий.

Лафет и украшения Царь-пушки

Огромным бомбардам не требовались лафеты и цапфы. Тяжелые орудия вкапывали в землю, а позади них для упора возводили кирпичные стены или вбивали деревянные сваи. С места на место бомбарды перевозили, используя деревянные катки из круглых брёвен.

Царь-пушка красуется на большом металлическом лафете, который был отлит в 1859 г. мастерами Санкт-Петербургского чугунолитейного завода Берда и с тех пор служит для декоративного оформления памятника. Рядом лежат отлитые тогда же полые чугунные ядра. Примечательно, что массивный лафет изготовлен из другого металла, чем само орудие, поэтому они имеют разные цвета. Пушка выполнена из бронзового сплава, со временем покрывшегося зеленоватой патиной.

На передней части лафета можно увидеть барельеф в форме головы льва, а боковые части и крупные колёса украшены затейливым растительным орнаментом и изображением льва, сражающегося со змеей. Как и все чоховские орудия, кремлёвская пушка тоже оформлена надписями и узорами. На ней помещён рельефный портрет царя Фёдора Иоанновича на коне, и сделана памятная надпись о том, что орудие появилось во время его правления. С обеих сторон от дула видны по четыре массивных скобы, которые использовались для крепления пушки к канатам.

Чоховская пушка давно превратилась в исторический памятник и стала одним из символов России. Это орудие так знаменито, что имеет несколько копий. Репликами, выполненными в масштабе один к одному, обладают жители Донецка и Ижевска. А стальная копия один к двум стоит в центре Йошкар-Олы.

С середины XIX в. любопытное орудие калибром 508 мм находится в Перми. Пермская пушка прошла настоящие испытания, и из неё сделали более трёхсот выстрелов. Орудие признали годным для ведения боя, но ему так и не довелось поучаствовать ни в одном сражении.

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола — точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Производством руководил литейных дел Мастер Андрей Чохов.

Андрей Чохов (1545 — 1629) — знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации — свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора — скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов». По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли — «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси. Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).

Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы — Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Интересные факты

Считается, что орудие создавалась для обороны Кремля, но современные исследователи уверяют, что Царь-пушка не справилась бы с возложенной на нее миссией. Из-за своих габаритов и особенностей конструкции она годится только для разрушения толстых крепостных стен.

По мнению историка Алексея Лобина, по своей конструкции Царь-Пушка и не пушка вовсе, а бомбарда. О чем говорит длина ствола — 3,4 калибра, что является эталонным соотношением для бомбард того времени, в то время как у классической пушки длинна ствола обычно превышает 40 калибров.

Перед пушкой сложены полые чугунные ядра, отлитые в 1835 году. Каждый снаряд весит почти две тонны. Правда, стрелять такими ядрами пушка не в состоянии — из-за их огромного веса пушку, скорее всего бы просто разорвало. Поэтому носят они исключительно декоративную функцию. По расчётам специалистов пушка могла стрелять каменными ядрами весом не более 1 тонны либо картечью.

Галина Еремина

Стреляла ли царь-пушка хоть раз?

Считается, что царь-пушка никогда не стреляла, а изготовлена была для того, чтобы наводить страх на иностранцев. Она должна была вселять страх во всех врагов, в том числе и предводителей крымских татар.

В 1980-х годах группа реставраторов пришла к выводу, что стрелять пушка никак не могла, о чём говорили наплывы и неровности в стволе, а также отсутствие следов зачистки после отливки орудия. Также не было сделано затравочное отверстие.

Есть и другая версия согласно которой, в канале пушки обнаружились частицы пороха, а значит, из бомбарды всё-таки стреляли как минимум один раз.

Оформление

Бомбарда и лафет декорирован литыми узорами и орнаментами. На стволе по бокам установлены крепления для транспортировки. С правой стороны изображен сидящий верхом на коне князь Федор Иванович. На голове у него корона, а сверху имеется надпись, описывающая личность правителя. Бытует мнение, что благодаря изображению Федора Ивановича, легендарная Царь-пушка получила такое название. Другая версия утверждает, что название у орудия связано исключительно с его большими размерами.

Дабы увековечить имя литейщика, на орудии сделали надпись: «Над созданием пушки трудился литец пушечный Чохов Андрей».

Мария Пенина

Копии Царь-пушки

Царь-пушка на протяжении всех лет своего существования влюбляла в себя многих литейщиков. В 2001 году в Удмуртии изготовили точную копию орудия. Вес его составил 42 тонны, а вес ядра — 1,2 тонн. Копию эту торжественно подарили Донецку (Украина).

Есть и в Перми копия Царь-пушки. Орудие это относится к категории боевых. Его активно испытывали. Поэтому было сделано больше 300 выстрелов ядрами, а также бомбами, дальность полета которых составляла 1,5 км. Пермская Царь-пушка изготовлялась для Кронштадта, чтобы со стороны морской части надежно защищать северную столицу нашей страны.

Копии Царь-пушки и названные в ее честь памятники также есть в Йошкар-Оле и Ижевске.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: