Несохранившееся освещение
Что касается освещения, до сегодняшнего дня тоже не сохранилось многое из того, что мы проектировали. Для фойе я делал железные фермочки, а в буфете была огромная люстра на основе из перекрещенных трубочек. Но буфет сломали, и этой люстры там больше нет. А в зрительном зале висели поворотные консоли, на конце которых были светильники с подводной лодки. На эту идею меня натолкнул директор Дупак. Он свёл меня с инженерами, которые изготавливали светильники для подводных лодок, и я нашёл то, что нам подходит, но сказал, что оборудование мы сделаем сами. Закрепили все лампы на штанге так, чтобы их можно было двигать как угодно. Сейчас половина этих лампочек не горит, в зрительном зале полумрак.
История создания
Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана.
В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, в октябре 1963 года был назначен новый руководитель — директор Николай Дупак (фронтовик, инвалид войны, ведущий актер и секретарь парткома театра имени К.С. Станиславского) . В январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, приглашенный на вакантную должность Дупаком Н.Л., в то время более известный как актёр Театра имени Вахтангова.
В театр Дупак пригласил Любимова вместе со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.
Дупак и Любимов значительно обновили труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов, и в дальнейшем постоянно пополняли труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 1960-х годов Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Вениамин Смехов, Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев. К прежнему наименованию Дупак добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки». Именно Дупак придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру. Именно при нём и Любимове Таганка стала театральной легендой всего Советского Союза.
Юрия Любимова увлекали идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…» Став художественным руководителем Театра драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Бертольта Брехта, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным, но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года).
Под руководством Дупака и Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями, новаторскими и оригинальными. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 1960—1980-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран.
Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А. С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленные инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и другие.
Разделение
Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Юрия Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.
После возвращения Любимова к руководству, в 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Николая Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Юрием Любимовым осталась в старом здании, которое было перестроено из кинематографа (электротеатра), возведённого в 1911 году архитектором Г. А. Гельрихом.
В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда.
Как добраться
Основное здание театра «АпАРТе» находится в Пресненском районе Москвы, в непосредственной близости от Тверского бульвара, рядом с театром на Малой Бронной и Московским театром имени Пушкина.
Ближайшая остановка городского общественного транспорта называется «Никитские ворота — ТАСС», здесь проходят автобусные маршруты № А, С43, 15.
Общественный транспорт Москвы на Едином Транспортном Портале
Чуть дальше от филиала театра расположена станция метро «Тверская» Замоскворецкой линии. Также станция является пересадочной для Серпуховско-Тимирязевской и Таганско-Краснопресненской линии. Путь от станции до театра займет несколько минут пешком.
Схема метро Москвы
Главная сцена театра «АпАРТе» расположена в Таганском районе города. Ближайшая к ней станция метро имеет одноименное название «Таганская» Кольцевой линии или «Марксистская» Калининской линии.
Недалеко от театра останавливается автобус № т53, остановка называется «Станиславского».
Собственной парковки у филиалов театра нет, но поблизости расположено несколько бесплатных городских стоянок.
До театра «АпАРТе» можно также доехать на такси, используя популярные приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, либо воспользоваться услугами одной из множества московских фирм-перевозчиков: такси Дешево, Недорогое такси, Москва-24, Старое Такси, Бонус, Ситимобил, Ритм, Мегаполис, Ё-такси, ЛогиТакси, такси 956 и других.
Расположение театра «АпАРТе» на Тверском бульваре на google-панорамах
Google-панорама театра «АпАРТе» на Таганке
Видео театра «АпАРТе»: трейлер спектакля
Афиша театра «АпАРТе»
В московском театре «АпАРТе» большую часть репертуара составляют постановки по классическим произведениям русских писателей: Гоголю, Пушкину, Чехову, Достоевскому, Тургеневу, в частности «На дне», «Отцы и Дети», «Ревизор» и многое другое. Актеры в спектаклях стараются затронуть такие жизненные вопросы, которые были актуальны во все времена. Одна из целей театра — возбудить интерес зрителей к шедеврам нашей литературы так, чтобы после посещения театра его зрители возвращались домой с желанием заново перечитать какие-либо произведения, чтобы найти в них для себя какие-то новые моменты и, может быть, переосмыслить что-либо в жизни.
Помимо классических спектаклей в театре «АпАРТе» также можно увидеть несколько современных постановок по драматическим произведениям С. Руббе, С. Лема и К. Драгунской: «Жюльетта», «Пожалел дурак дурочку» . Также часть репертуара задействована под детские спектакли со сказочными сюжетами и обязательно добрым концом: «Морозко», «Сказка о царе Салтане», «Иван-Царевич». Театральные постановки «АпАРТе» имеют множество известных наград различного уровня.
Также на сцене театра проходят спектакли, выполненные на диплом выпускниками Российской академии театрального искусства и школы-студии Московского Художественного Академического Театра. Здесь часто организуются разнообразные мероприятия под эгидой Союза театральных деятелей Российской Федерации, презентации проектов международных драматургических конкурсов, читки пьес неизвестных авторов, а также различные концерты.
Афиша театра «АпАРТе» выложена на его официальном сайте, здесь можно посмотреть расписание постановок на текущий месяц, будущие месяца и архив прошедших спектаклей. Представления проходят по пятницам, субботам и воскресеньям, дневные спектакли начинаются в 13 или 15 часов, а вечерние — в 19 часов.
Афиша на официальном сайте театра «АпАРТе»
Московский драматический театр АпАРТе
Об использовании слова «модернизм»
Мне не нравится термин «модернизм». В 1960-е годы им называли живопись определённого характера, причём путано: это могла быть абстрактная живопись, могла быть какая-то фигуративная. Этот термин тогда был опошлен идеологической сумятицей. Я бы предпочёл, чтобы обо мне просто говорили: «архитектура такого-то периода». И я не одинок в этом. Мельников, когда его пытались отнести к конструктивизму, протестовал и говорил: «Я ненавижу конструктивистов, они безграмотные люди. Зачем меня приписывают куда-то? Вот есть Мельников — и всё, никакого авангардизма или конструктивизма. Просто принимайте меня как есть». Я был с ним знаком, дважды бывал у него в гостях. Мне нравилась его прямота и чёткость суждений.
Труппа театра
Заслуженные артисты России
Николай Дупак
|
|
Артисты
|
|
|
Известные актёры, ранее входившие в труппу
В скобках указаны годы работы в театре
- Александр Калягин
- Александр Пороховщиков
- Александр Филиппенко
- Феликс Антипов (1968—2016)
- Владимир Высоцкий (1964—1980)
- Алла Демидова (1964—1992, возвращалась в 1999 году для участия в отдельных спектаклях)
- Иван Дыховичный (1970—1980)
- Валерий Золотухин (1964—2013)
- Константин Желдин (1966—2000)
- Игорь Кириллов (1955—1957)
- Дмитрий Межевич (1968—2011)
- Готлиб Ронинсон (1946—1991)
- Наталья Сайко (1970—1993)
- Зинаида Славина (1964—1993)
- Вениамин Смехов (1962—1985, 1987—1998, возвращался в 1998 и 2011 годах для участия в отдельных спектаклях)
- Всеволод Соболев (1963—2011)
- Инна Ульянова (1964—1993, 1993—2005 — в труппе «Содружество актёров Таганки»)
- Семён Фарада (1972—2000)
- Леонид Филатов (1969—1993)
- Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 годах для участия в отдельных спектаклях)
- Виталий Шаповалов (1968—1985, 1987—2009)
- Нина Шацкая (1964—1993)
- Леонид Ярмольник (1976—1984)
Скандалы
26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра за подписью Ивана Рыжикова. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-. Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью».
Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными.
Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, «ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности».
Медийная часть архива театра утеряна в 2020 году, гримерки Высоцкого больше нет, многие уникальные предметы реквизита пришли в негодность, девять спектаклей Ю.П. Любимова сняты из репертуара в 2016 году, артисты, игравшие в них уволены, c 2020 года численность сотрудников театра уменьшилась с 201 до 159 человек, средняя зарплата снизилась с 55 до 42 тыс. руб в месяц, в сильный дождь дождевая вода проникает в гримерные помещения Малой сцены.
Репертуар
- «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964 г.)
- «Послушайте!» по стихам Маяковского (1967 г.)
- «Тартюф» Мольера
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
- «Владимир Высоцкий»
- «Живаго (доктор)», по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
- «Медея» Еврипида — архивный спектакль
- «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)», по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
- «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса — архивный спектакль
- «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год) — архивный спектакль
- «Театральный роман» М. Булгакова
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Фауст» И. В. фон Гёте
- «До и после», по творчеству поэтов серебряного века — архивный спектакль
- «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» — архивный спектакль
- «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса — архивный спектакль
- «Антигона» Софокла — архивный спектакль
- «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год)
- «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль
- «Сказки» Х. К. Андерсена, О. Уайльда, Ч. Диккенса — архивный спектакль
- «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год) — архивный спектакль
- «Мёд» Тонино Гуэрры — архивный спектакль
- «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова — архивный спектакль
- «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди)
- «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)
- «Старший сын» А. Вампилова (режиссёр Денис Бокурадзе)