Московский музыкальный театр «геликон-опера»

Битва титанов

Приоритеты Большого театра неизменны: в опере главный акцент делается на русскую музыку. Поэтому в афише ГАБТ появятся два шедевра Римского-Корсакова. 26 сентября на Новой сцене — «Сказка о царе Салтане» в постановке Алексея Франдетти, а 14 февраля — «Садко» в режиссуре Дмитрия Чернякова.

— Наконец-то на Историческую сцену вернется опера Римского-Корсакова «Садко», — отметил на сборе труппы музыкальный руководитель ГАБТ Туган Сохиев. — В ней блистали все великие солисты Большого. И нам очень приятно, что в театр также возвращается Дмитрий Черняков.

Еще одно долгожданное сотрудничество — балетмейстер Алексей Ратманский. Он прилетел в Москву и приступил к репетициям «Жизели». До недавнего времени в Большом можно было увидеть сразу две «Жизели» — авторства Юрия Григоровича на Исторической сцене и Владимира Васильева — на Новой. Чем сразит публику Алексей Ратманский, увидим 21 ноября. Но главная интрига — останутся ли прошлые «Жизели» в репертуаре. Представители театра пока сохраняют на этот счет молчание.

Камерная сцена имени Б.А. Покровского, ставшая еще одной площадкой Большого в прошлом году, будет отдана молодым режиссерам. Глеб Черепанов поставит русскую барочную оперу «Гостиный двор» Пашкевича. За дирижерский пульт встанет Филипп Чижевский. За «Маленького трубочиста» Бриттена возьмется Олег Долин, а Владислав Наставшев осилит оперу Бизе «Искатели жемчуга». Кроме молодежи, Большой заключил контракты и с мировыми звездами. В спектаклях ГАБТа споют Аида Гарифуллина, Вероника Джиоева, Дмитрий Ульянов и Хибла Герзмава.

— Мы подписали контракт с Пласидо Доминго, — рассказал «Известиям» генеральный директор ГАБТ Владимир Урин. — Он будет петь в апреле Жермона в «Травиате». Ведем переговоры с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым. Мы бы хотели, чтобы они спели вместе в «Доне Карлосе». Речь идет об июне. А в октябре в опере «Дон Карлос» партию Филиппа II исполнит Ильдар Абдразаков.

Завершать сезон планируется плотным графиком премьер. 21 мая на Новой сцене представят балет «Мастер и Маргарита» в хореографии Эдварда Клюга на музыку Шостаковича и Шнитке, а 17 июня покажут оперу «Дон Жуан» Моцарта. За постановку возьмется драматический режиссер из Петербурга Семен Спивак.

Награды Попечительского совета Большого театра

В ходе мероприятия были вручены награды сотрудникам и артистам театра. Премией «За выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов Большого театра России» отмечены Евгений Каутов, начальник машинно-декорационного цеха художественно-постановочной части Новой сцены, и Любовь Румянцева, начальник участка красильно-прачечных работ художественно-производственных мастерских по производству костюмов.

За личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра наградили начальника литературно-издательского отдела Татьяну Белову, начальника транспортного отдела Юрия Лесникова и администратора социально-бытового отдела Галину Щерба.

Премию «За многолетний труд и преданность Большому театру» получила Екатерина Тарасова, начальник участка уборки сцены и территорий цеха оперативного ремонта. Тарасова проработала в театре более сорока лет.

За выдающиеся творческие заслуги поощрены премиями артисты балета Мария Виноградова, Игорь Цвирко и Екатерина Смурова, солистка оперы Агунда Кулаева, концертмейстер группы первых скрипок оркестра Большого театра Станислав Измайлов, концертмейстеры оперы Маргарита Петросян, артист мимического ансамбля Павел Медведицин, дирижер Камерной сцены Алексей Верещагин, а также главный хормейстер Валерий Борисов.

Компания «Ингосстрах» вручила награду молодому премьеру балета Большого театра Артемию Белякову. Солистка оперной труппы Екатерина Воронцова – как новое молодое дарование – была удостоена совместной премии Большого театра и Credit Suisse.

Большой театр открыл свой 246-й сезон в этот же день оперой П. И. Чайковского «Пиковая дама». Одновременно с началом сезона на сцене Самарского академического театра оперы и балета балетная труппа и оркестр Большого дважды представят спектакль «Укрощение строптивой» (хореография Жана-Кристофа Майо, дирижер — Алексей Репников). Гастроли проходят в рамках фестиваля «Шостакович XX век».

Мария Денисенко

Здание театра «Геликон-опера»

Такое длинное название этого памятника архитектуры — усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых – сложилось следующим образом. С 1768 года владения эти принадлежали сенатору Ф.И.Глебову, а после его смерти – его вдове, в девичестве Стрешневой. Она-то и добилась права для себя и потомков именоваться двойной фамилией — Глебовы-Стрешневы. Род Глебовых относился к самой высокопоставленной знати государства Российского: в этом доме бывали императрицы Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, митрополит Платон. Усадьба очень сильно пострадала от пожара 1812 года.

С 1864 года главной наследницей Глебовых-Стрешневых стала княгиня Евгения Федоровна Шаховская. По Высочайшему повелению ей и ее мужу было «дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми». Княгиня Е.Ф.Шаховская покупает соседнее владение и строит там здание частного театра, в котором ныне размещается театр им. Вл. Маяковского. В старом доме княгиня строит новый парадный зал,  получивший впоследствии название Белоколонного. Сейчас в фойе театра висит портрет княгини Е.Ф.Шаховской, выполненный современным художником со старинной фотографии

В конце ХIХ века княгиня теряет интерес к своим владениям на Большой Никитской, покидает дом, а все помещения сдаются в аренду. В 1917-1918 годах на сцене Белоколонного зала работал Камерный театр под руководством Александра Таирова. После национализации в здании располагались разные общества и клубы. В 1990-х годах помещение передали театру «Геликон-опера», а в 2000-х годах московское правительство приняло решение провести «реставрацию с приспособлением» памятника архитектуры к нуждам театра. И вот тут-то развернулись просто шекспировские страсти: проект реставрации предполагал значительную перестройку двух памятников архитектуры, против чего категорически возражал «Архнадзор». Упреки в разрушении культурного наследия авторы проекта и руководство театра парируют аварийным состоянием объекта, высокой квалификацией привлеченных реставраторов и безупречной репутацией рецензентов проекта. После слов зам.мэра Москвы Марата Хуснуллина «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей», стройку назвали «ошибкой на миллиард». Давайте же посмотрим, что представляет из себя комплекс зданий музыкального театра «Геликон-опера».

Нуреев навсегда

101-й сезон Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко будет богат на оперные постановки. В планах — сразу пять наименований. Открыли сезон премьерой оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы», которую в России ставят лишь в третий раз. Работала над спектаклем интернациональная команда: это совместная постановка с фестивалем в Экс-ан-Провансе и Национальной оперой Нидерландов.

30 ноября на Основной сцене представят музыкальный спектакль «Зимний вечер в Шамони». Александр Титель обещает красочную постановку на музыку из оперетт Оффенбаха, Легара, Штрауса, Кальмана и др. Декорацией для героев станет элитный горнолыжный курорт.

Еще одна громкая премьера МАМТ — «Вольный стрелок» Вебера. Спектакль не видели в Москве вот уже 118 лет. Режиссер Александр Титель пригласил для совместной работы над оперой дирижера Фабриса Боллона, который уже работал на этой сцене над «Тангейзером» вместе с Андрейсом Жагарсом. Увы, недавно латышский режиссер скончался. В память о нем в репертуар театра возвращается его постановка «Манон» Массне. А под занавес сезона состоится российская премьера «Оронтеи» Антонио Чести. Изящную барочную оперу поставит режиссер театра Ирина Лычагина.

— Грядущий сезон даст нам возможность развивать линии, определяющие сегодня оперный репертуар МАМТа: это классические шедевры, интерпретированные в духе сегодняшнего дня, современная опера и оперетта, — а также начать поиски новых направлений в театральном искусстве, — считает художественный руководитель оперной труппы Александр Титель.

Заявки на балетные премьеры тоже интригуют. 25 октября МАМТ представит «Дон Кихота» в хореографии Рудольфа Нуреева. За шедевр Людвига Минкуса возьмется худрук балетной труппы театра Лоран Илер. Костюмы и декорации Николаса Георгиадиса будут воссозданы по образцу спектакля, шедшего в Парижской национальной опере. Премьера «Дон Кихота» будет сопровождаться выставкой, посвященной Нурееву.

В июне в афише МАМТ вновь появится имя британца Акрама Хана. Гуру танцевального модерна представит камерную постановку «KAASH». А труппа театра возобновит «Вариации» на музыку Бизе в хореографии Владимира Бурмейстера.

Метрополитен Опера

5. Нью-Йоркский “Метрополитен Опера” самый знаменитый театр в США и при этом самый современный из всех здесь перечисленных.

Метрополитен опера

Он основан в 1883 году, отличается отсутствием столь роскошного убранства, как в других театрах. Зато здесь применены многие современные технологии, как, например, бегущая строка в спинке кресла.

Изначально в Метрополитен Опера любили ставить Вагнера. Также как и в Англии здесь ставят оперы на языке оригинала. Гонорары исполнителям здесь скромнее, чем в других местах, но петь на этой сцене все равно очень престижно.

Зал большой, вмещает 3 625 человек. Что интересно, театр не государственный и содержится на средства частных лиц и пожертвования фирм.

Гранд Опера

2. Во Франции самым знаменитым считает театр “Гранд Опера”, хотя официальное его название – “Национальная академия музыки и танца”. Основан в 1669 году поэтом Перреном и композитором Камбером с подписи Людовика XIV. Этот театр пережил века, Французскую революцию, сменил много названий, но так и остался одним из лучших.

Опера Гарнье

Здание, в котором он располагается сегодня построено архитектором Ш. Гарнье в 1875 году. Зал вмещает 2 130 человек. Спектакли, поставленные на сцене “Гранд Опера” за три с половиной века перечислить сложно.

Изначально это были произведения французских композиторов, потом итальянских и немецких. В двадцатом веке здесь состоялась премьера оперы “Мавра” Стравинского.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

Как доехать

Большой театр располагается в самом центре Москвы — в нескольких минутах ходьбы от Кремля, ГУМа, Китай-Города и Охотного Ряда. Ориентиры — памятник Карлу Марксу (напротив) и сама Театральная площадь.

Большой театр в Москве на панорамах Google Maps

Метро

На метро удобно добираться до станции «Театральная», которая к тому же является пересадочной — общей для Замоскворецкой (зеленая) и Сокольнической (красная) линий метрополитена. Далее в переходе выбирайте выход к Большому театру.

От станции метро «Охотный Ряд» (красная Сокольническая линия) пешком тоже недалеко — всего один малый квартал по улице Охотный Ряд, фактически весь путь — мимо одного здания Госдумы.

Интерактивная схема Московского метрополитена (Яндекс.Метро)

Автобусы и маршрутки

Подходящий наземный общественный транспорт — все, что едет до остановки «Театральная площадь». Например, часто есть маршрутки до Театральной площади от метро «Китай-город», «Парк Победы» и «Семеновская», а также до Большого едет ночной автобус из Шереметьево.

Информация об автобусах на сайте Мосгортранса

На машине

Припарковаться рядом с Большим театром можно на небольшой (всего 46 мест) охраняемой стоянке. В пешей доступности имеются и другие стоянки. Подробная карта и понятный поиск — на сайте Моспаркинг.

Для передвижения по Москве очень удобно использовать каршеринг (Делимобиль, Anytime, Belkacar, Lifcar) либо пользоваться основными приложениями такси (Uber, Яндекс.Taxi, Gett, Максим).

Схема проезда на официальном сайте

Подъезды Большого театра: как пройти

Расположение подъездов Большого театра:

  • Центральный вход с колоннами: подъезды 10, 11 и касса — подъезд 12;
  • Главное здание, входы со стороны ЦУМа (ул. Петровка) — 13, 13а, 14, 15, 16, 17;
  • Главное здание, входы со стороны Новой сцены (Щелкинский пр-д): 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9а;
  • Новая сцена — вход с Копьевского переулка, на дверях указаны подъезды 6 и 7.

Ниже — панорама входа, Новая сцена

Как пройти от главного здания Большого театра к Новой сцене

Опера в новом сезоне

В ходе сбора главный дирижер ГАБТ Туган Сохиев рассказал о предстоящих постановках. Он сообщил, что 3 ноября 2021 на Новой сцене состоится премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке петербургского режиссера Семена Спивака. За дирижерский пульт встанет Туган Сохиев, а главную партию исполнит Ильдар Абдразаков.

24 февраля 2022 в сотрудничестве с Метрополитен-оперой появится «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера (дирижер — Эван Роджистер, режиссер — Франсуа Жирар). Вернется на Историческую сцену театра опера Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке Саймона Макберни. Дирижер — Туган Сохиев.

На Камерной сцене им. Бориса Покровского труппа покажет три оперные постановки. 29 октября 2021 состоится две премьеры: «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля (режиссер — Владиславс Наставшевс, дирижер — Алексей Верещагин).

Также московской публике представят произведения, редко исполняемые в России, — это «Фальстаф» Антонио Сальери (режиссер — Александр Хухлин) и «Линда ди Шамуни» Гаэтано Доницетти (дирижер — Антон Гришанин, режиссер — Роман Феодори).

Юбилей «Геликона»

«Геликон-опера» открыла юбилейный 30 сезон. Труппа отметит его пятью премьерами. Первая — музыкальный спектакль «Мистер Георг Отс», посвященный 100-летию со дня рождения великого певца. Летом в Эстонии на фестивале «Оперные дни на Сааремаа» состоялась ее мировая премьера. Режиссером-постановщиком выступил худрук театра Дмитрий Бертман. А 22 октября он представит свою версию «Травиаты» Верди. За пульт встанет Александр Сладковский.

К Новому году театр готовит подарок для детей — музыкальный спектакль «Снежная Королева. Глобальное потепление». Актуальную проблематику в сказочную основу вплетет режиссер Илья Ильин. 2 февраля в афише появится буфф-нуар «Туда и обратно» на музыку Хиндемита. Кстати, красивая дата премьеры — 02.02.2020 — выбрана не случайно: она одинаково читается справа налево и наоборот.

Наконец, 12 февраля Дмитрий Бертман покажет премьеру оперы Леонида Вайнштейна «Золушка». Произведение ученика Кары Караева в России поставят впервые.

Игрушки с «Бригадой»

В планах «Новой Оперы» две премьеры. 23 ноября на Основной сцене представят сочинение для детей и взрослых. Алексей Шелыгин по заказу театра создал оперу-сказку «Продавец игрушек». Композитор уже работал с драматическими театрами, а также писал саундтреки к кино и сериалам («Бригада», «Штрафбат» и др.).

— Также в этом сезоне мы представим одну из самых ярких опер Верди — «Стиффелио», — рассказал «Известиям» директор театра Алексей Сибирцев. — Это произведение как нельзя лучше вписывается в репертуарную политику «Новой Оперы». Мы продолжаем открывать для наших зрителей новые и малоизвестные музыкальные произведения.

Возможно, театр осилит еще одну премьеру, сообщил Алексей Сибирцев. Скорее всего, это будет русская опера — ее поставят к Пушкинскому фестивалю в июне.

Театр начал сезон с новым главным дирижером. Им стал Александр Самоилэ. Пополнилась и труппа: из Мариинского театра пришел баритон Павел Янковский, а из Большого — тенор Станислав Мостовой.

Арена ди Верона

9. “Арена ди Верона”, аналогов этому театру нет во все мире, ведь он построен еще во времена императора Августа в первом веке нашей эры. Это овальный римский амфитеатр, и что самое интересное, функционирующий.

Арена ди Верона. Фото – Ennevi

Уже триста лет на этой сцене даются спектакли, а в римские времена здесь умирали гладиаторы и проводились турниры.

С 1913 года ежегодно летом здесь проходит оперный фестиваль. Ставят в основном зрелищные постановки, такие как “Аида”, открывшая первый из этих фестивалей, “Турандот”, “Кармен”. “Арена ди Верона” способна вместить до 16 000 зрителей одновременно, что не под силу ни одному залу классических театров.

Ла Скала

1. Начнем с Италии, ведь ее можно назвать одной из колыбелей театра, ведь здесь, наравне с Греций и Францией, зарождались многие театральные традиции. Здесь были театры во времена Рима и в эпоху Возрождения, так что вклад этой страны в театральное искусство неоспорим. Лучшим театром Италии заслужено считается “Ла Скала” в Милане.

Театр Ла Скала

Построен он был 1776-1778 годах, а своим названием обязан церкви “Санта Мария дела Скала”, которая располагалась на этом месте до театра.

Есть легенда, что при закладке фундамента была найдена античная глыба с изображением мима Пилада, словно благословение древних богов будущему театру. Зал театра вмещает до 2 800 человек. Кстати, сюда принято приходить одетым в черное.

В разные времена здесь очень любили творчество Беллини, Верди и Пуччини. Также в “Ла Скала” проходили балы и даже когда-то была коррида.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: