Храм христа спасителя. история кафедрального собора

Успенский собор во Владимире

Памятник древнерусского белокаменного зодчества, пятиглавый красавец  Успенский собор — один из старейших храмов России, построенный в 12 веке по приказу сына Юрия Долгорукого,Андрея Боголюбского. Изначально строительство храма символизировало независимость от метрополии Киева и планировалось на самом высоком месте Владимира для того, чтобы ещё издали просматривалась его мощь и красота. Мастера для строительства были вызваны со всех концов света, что прослеживается в архитектуре собора. Он был задуман монументальным и уникальным. Стены храма были сделаны из белого известняка, присутствовали элементы резьбы по белому камню, а центр покрыт червонным золотом. Владимирская икона Богоматери, находившаяся в храме, являлась главной святыней со времен правления Андрея Боголюбского. Считается, что она была написана самим Евангелистом Лукой. Однозначно уникально и то, что в храме  сохранились фрески, расписанные Андреем Рублёвым. По подобию Успенского собора позже был построен Успенский собор в Москве. Мы можем сказать, что  строительство храма в дальнейшем повлияло на архитектуру Москвы в целом.

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Проект первого московского Храма Христа Спасителя

Первым мысль о закладке обетного храма, должного символизировать победу в войне 1812 года, озвучил генерал Кикин, бывший сподвижником Александра I. Императору идея пришлась по душе, поэтому в декабре 1812 года выпустили манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в Москве. Желая получить лучшие результаты, государь объявил международный конкурс. В нём поучаствовали 38 архитекторов со всего света. Но государь выбрал проект Карла Витберга — не архитектора, а художника.

Местом для строительства Храма Христа Спасителя стали Воробьёвы горы. План храма Карла Витберга был амбициозен и вычурен. «Архитектор» предложил построить храм в виде огромного прямоугольника. Украшать храм должна была колоннада из шестисот французских трофейных пушек. На постройку храма из казны выделили немыслимые деньги — 16 миллионов рублей! К тому же, на возведение шли и собранные пожертвования. Но все эти деньги едва не канули в Лету.

Проект Карла Витберга

Поскольку Карл Витберг не был обученным архитектором и тонкостей строительства не знал, ситуация быстро вышла из-под контроля. За семь лет рабочие не закончили даже подготовительные работы, большинство стройматериалов было похищено. В общем, завершить строительство Храма Христа Спасителя Витбергу не удалось. За обнаруженные растраты Карла Витберга выслали куда-то в Сибирь. К проекту Храма Христа Спасителя приступил другой архитектор — Константин Тон.

Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя

Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.

Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.

Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»

В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.

Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.

Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.

Церковь покрова на Нерли

Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы считают одним из первых на Руси. Белокаменные стены, украшенные резьбой фасады, все в этой церкви поражает гармонией и красотой. По преданию, построена она была в 12 веке за один год на берегу реки Нерли и по сей день, считается жемчужиной древнерусской архитектуры. Церковь-посвящение победе над Булгарами, которых обязали приносить камни для строительства храма. Возведен он был на высоком холме, который насыпали искусственно для того, чтобы сооружение не затопила вода. Фасады украшены барельефами Царя Давида, библейского правителя, которого считали мудрым и справедливым царём. Он изображен в окружении львов. Также использованы барельефы голубей, грифонов и других мифических существ. Церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма Христа Спасителя

История собора начинается в 1812 году, после победы русских войск над французской армией Наполеона.

Царь Александр I хотел, чтобы в Москве был воздвигнут храм Христа Спасителя в честь тех, кто сражался и погиб в Отечественной войне 1812 года, как дань уважения и как знак благодарности за самопожертвование русского народа. Он также был возведен как исторический памятник.

Однако после некоторых исторических обстоятельств, только в 1839 году, уже во времена царя Николая I, был заложен первый камень.

Храм был заказан у престижного и подготовленного архитектора, уроженца Санкт-Петербурга. Он попытался в больших масштабах увековечить русскую национальную традиционную церковную архитектуру. Храм строился в течение почти 44 лет, между 1839 и 1883 годами. В 1883 году строительство было завершено и храм открылся для богослужения.

26 мая 1883 года, накануне коронации царя Александра III, храм был впервые освящен. Самый большой купол собора был позолочен новой техникой того времени — золотым гальваническим покрытием.

На этой фотографии можно увидеть внешний вид собора летом 1931 года перед тем как его снесли:

Двери храма Христа Спасителя

Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

Современное состояние

Возрождённый Храм — духовное средоточие деятельности Русской Православной Церкви, он стал центром многих общественных и культурных событий, просветительской деятельности. В храме торжественно отмечаются всенародные праздники и юбилеи. В двунадесятые и великие праздники церковного календаря здесь совершает богослужения настоятель Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Зале Церковных Соборов проходят заседания Архиерейских Соборов и других церковных форумов.

Между торжествами Храм и Преображенская церковь живут обычной приходской жизнью, люди приходят сюда за таинствами крещения и венчания, исповедаться, проводить в последний путь родных и близких…

Архитектурный комплекс Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является туристической достопримечательностью столицы, памятником истории и культуры, он напоминает потомкам, о ратных подвигах героев Отечественной войны 1812 года.

Посетителей восхищают архитектурные достоинства памятника, высокохудожественные росписи его интерьеров это краткий курс богословия в образах и красках, а уникальный алтарь в виде беломраморной шатровой часовни не имеет аналогов в истории русской церковной архитектуры. Со смотровых площадок на все стороны света открывается захватывающая дух панорама столицы.

Храм Христа Спасителя — сложнейшее современное сооружение, требующее неустанного труда сотен людей. Фонд Храма Христа Спасителя силами своих подразделений обеспечивает жизнедеятельность Храма — главного собора Москвы и всей России.

Успенский храм (собор) во Владимире

Первая из многочисленных Успенских церквей на Руси возвели в Киеве в 11 веке. На территории современной России первый храм Успения Богородицы основан князем Андреем Боголюбским во Владимире в 1158 году. Это был главный кафедральный собор Владимиро-Суздальской Руси вплоть до возвышения Москвы в 14 веке. Именно в нём венчались на правление владимирские и московские князья.

Собор построен в архитектурном стиле русской романики. Для него характерно использование гладкотёсанного белого камня и применение скульптурного декора в виде орнамента и человекоподобных фантастических существ. Высота сооружения – 32 метра. В конце 12 века, при князе Всеволоде III, храм пострадал от пожара. При восстановлении его расширили, пристроили галерею, которая стала усыпальницей для местных князей и епископов. В стенах собора захоронили и его главных строителей – Андрей Боголюбский и Всеволод III. Немалый ущерб храму наносился в ходе нападений монголо-татар на Владимир (1238,1411 гг.), из-за чего сооружение неоднократно ремонтировалось.

В начале 15 века Владимирскую церковь расписывали выдающиеся древнерусские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Часть их фрески «Страшный суд» сохранилась до нашего времени. Что касается первоначальной росписи, то от неё остались лишь небольшие фрагменты. Остальные сохранившиеся фрески являются относительно новыми и датируются позапрошлым столетием.

Церковь Успения Богородицы значительно обновили в 18-19 веках. Помимо прочего, заменили древний иконостас, пристроили четырёхуровневую колокольню со шпилем. Стали проводиться регулярные реставрации собора с привлечением учёных. В советское время храм превратили в музей. В 1944 году, по просьбам верующих, в нём позволили проводить богослужения.

Сегодня во Владимирском Успенском соборе проводятся как богослужения, так и музейные экскурсии. Это уникальный домонгольский архитектурный памятник федерального значения, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он послужил образцом для многих более поздних соборов, один из которых (Московский) стал главным храмом объединённой Руси.

Казанский кафедральный собор

Один из главных символов архитектуры Санкт-Петербурга является Казанский кафедральный собор, который поражает своей красотой и монументальностью. А знаете ли Вы, что Павел 1 устроил конкурс на лучшее архитектурное решение и даже выбрал лучший проект, но граф Строганов убедил рассмотреть работу молодого неизвестного архитектора и оказался прав.

В результате, в строительстве собора принимали участие только русские мастера, причем, использовались только российские материалы, а на его создание ушло 10 лет. Высота собора приблизительно равна высоте двадцати пяти этажного дома, а купол в диаметре составляет 17 метров. Архитектором Андреем Воронихиным, который, кстати, был крепостным, было впервые задумано использовать в отделке купола металлические конструкции.

Собор по праву можно назвать музеем природного камня. Главным материалом для декорирования стен, капителей фризов, стал пористый известковый туф. Вся мощь и великолепие собора представлена во внешней колоннаде, состоящей из 96 колонн, а также  во внутренней колоннаде в 56 колонн. Мастера использовали карельский мрамор, яшму и порфир. Одними из самых знаменитых мастеров того времени, в духе эпохи  возрождения, Карлом Брюлловым и Федором Бруни, расписан Казанский собор изнутри. По сей день храм привлекает множество людей, любующихся его красотой и великолепием.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Кафедральный собор Храм Христа Спасителя

Дань памяти воинам, погибшим в войне 1812 года — Храм Христа Спасителя.  Его изначально планировали поставить на Воробьёвых горах, но впоследствии перенесли строительство на берег реки Москвы, из-за непрочности почвы и подводных течений. Высота Храма более 100 метров. Стены, ширина которых порой достигала 3,5 метров, были выложены из белого камня и кирпича.

В декорировании был использован итальянский мрамор, а на белоснежных досках в ни жней галерее Храма были изображены сцены сражений, имена воинов, отличившихся и  погибших на поле брани. Строительство Храма продолжалось почти 44 года. Его колокольный звон разливался далеко за пределы города, а купола были видны с любого места Москвы. Столь монументального сооружения в то время в Москве не было.

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя выделяется своим каменным фасадом из белого мрамора, четырьмя колоннами, а также пятью золотыми куполами, самый высокий из которых достигает 103 метров. Они видны и заметны из многих точек города. Храм вмещает около 10 000 человек.

Осмотреть храм изнутри можно менее чем за час, это будет зависеть от вашего интереса к истории и религиозным памятникам. Внутреннее убранство этого величественного храма сделано из гранитных каменных плит всех цветов и возможных тонов. Акцент в храме сделан на иконах, хорах и колокольнях. Также внутри находится великолепный иконостас.

Кроме того, храм разделен на несколько часовен и галерей, и имеет порталы различной величины. Пространства собора напоминают в своих образах и скульптурах подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года, а также тех, кто отдал свою жизнь за Россию.

История последнего века

На месте Храма хотели построить Дворец Советов с огромной статуей ЛЕНИНА наверху, даже заложили


Сталин

Дворец Советов так никогда и не был построен, остались только эскизы высокого здания с величественной, простирающей вперед руку фигурой вождя всех народов на вершине. Чертежи эти хранятся в архивах и довольно интересны и живописны. А вот в 60-е годы здесь построили бассейн МОСКВА. Бассейн был под открытым небом. Было видно плавающих людей. Зимой купаться там было особенно хорошо. Кругом снег, а ты в воде, плывешь, и снег кружиться и падает на воду!!! Бассейн этот считался достаточно элитным местом в 80-е годы. Просто так туда было не попасть.. Православные москвичи говорили про бассейн: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».

Кстати, решение — построить на месте бассейна Храм,- было встречено в штыки многими неверующими, и в самом бассейне даже проходили митинги по поводу отмены строительства. Интересный факт, что Храм Христа Спасителя восстановили на старом фундаменте, оставшегося от Дворца Советов. Новая вера — на фундаменте безверия.

Возможно бассейн смог очистить эту землю от проклятия. Вода, как полагают ученые, является информационным проводником, и способна очищать от негативной информации. Безусловно, сегодня Храм является украшением Москвы. Его золотые купола заметны издалека, и венчают собой Комсомольский проспект. Но вот, что интересно. Здесь никогда не бывает много народа. Даже в Дни городских шествий! Кажется, что москвичи старательно избегают это место.!. И еще в народе ходят слухи, что не стоит молодоженам венчаться в Храме. «А то»,- говорят,- « не жизнь будет, а сплошная маета!»

http://www.moscow-faq.ru/articles/obsh/2007/December/1696

Поделиться этой записью

Разрушение храма

После Русской революции 1917 года, которая включала в себя религиозные гонения, закрытие и снос храмов, в период прихода Сталина к власти, было приказано снести храм Христа Спасителя с помощью взрывчатки. Это событие произошло в 1931 году и остались наглядные свидетельства этого взрыва:

На этом же месте Сталиным был спроектирован во славу СССР  Дворец Советов, роскошное мега-здание, должно было стать самым высоким зданием в мире высотой 415 метров. Статуя Ленина высотой 100 метров должна была быть установлена на вершине этой сталинской высотки.

Позже, между 40-ми и 50-ми годами, в Москве были построены «Семь сестер», семь больших небоскребов, которые были частью сталинской архитектуры.

После разрушения собора в 1931 году потребовалось почти полтора года, чтобы разобрать остатки после взрыва. Только в 1937 году начались работы по строительству Дворца Советов, прерванные немецким вторжением в 1941 году во время Второй мировой войны.

Колоссальное здание так и не увидело свет, в основном из-за нехватки средств. Часть мрамора собора впоследствии была использована для ближайших станций Московского метрополитена.

Церковь Спаса на Нередице

Среди холмов Новгородской области, как шлем русского богатыря, возвышается купол  церкви Спаса на Нередице. Она была построена в 12 веке Великим князем Ярославом Владимировичем и стала последней постройкой из камня в эпоху правления новгородских князей

Через год церковь была расписана фресками, которые обратили на себя внимание историков только спустя лишь столетия, и явились настоящим памятником новгородской живописи в мировом масштабе. Стены, своды, купол, арки- расписано было все ! Всё было покрыто изумительным ковром живописи

Но на изучение этого бесценного произведения искусства было отведено судьбой около 40 лет. Во время войны Церковь Спаса на Нередице была  расстреляна фашистской артиллерией.  Верхние части стен, своды, купол, всё было разрушено. От церкви осталось не более 40 процентов, от фресок — ничтожные фрагменты. Уже в 1944 году  начались восстановительные работы, и они были произведены с такой чёткостью, что Нередица поднялась из пепла.

Собор Василия Блаженного в Москве

Построенный по приказу царя Ивана Грозного пять веков назад Собор Василия Блаженного, является одним из старейших в мире. Первоначально построенные 25 куполов со временем были утрачены. Сейчас можем наслаждаться видом куполов 9 церквей, куполом одной колокольни  и одного церковного придела. Ни один купол не повторят рисунок и форму другого. Храм красуется на Красной площади Москвы, поражая своим великолепием. Настоящее имя его Собор Покрова пресвятой Богородицы слегка забыто, и он носит имя юродивого Василия, который почитался москвичами как святой и  ясновидящий. Уникальность собора в том, что стоя перед ним с любой стороны кажется, что Вы находитесь напротив главного входа. Акустика в храме удивительная благодаря тому, что при строительстве в стены было заложено большое количество глиняных горшков, горлышками вовнутрь. Считалось, что под землей  собора был прорыт потайной ход в царскую сокровищницу.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве является самым главным собором в Москве, даже по сравнению с собором Василия Блаженного, с его уникальной и причудливой историей, которая восходит к девятнадцатому веку. Кроме того, это самый высокий православный храм в мире.

Храм расположен в центре Москвы рядом с Кремлем и Москвой-рекой. Это место обязательно нужно посетить, если вы находитесь в Москве, как снаружи, так и внутри. Его стиль — это так называемая Неорусская и Византийская архитектура.

Многие более поздние церкви были построены под влиянием архитектуры этого Собора, как своего рода главного храма среди храмов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: