Описание картины
Босх написал три картины «Несение креста», но все они посвящены одному эпизоду библейской истории. Путь Христа на Голгофу был тяжелым не только физически, но и прежде всего эмоционально. Люди, окружавшие его, разделились на два лагеря — те, кто злорадствовал, и те, кто искренне сочувствовал своему учителю.
Описание картины «Несение креста» стоит начать именно с изображения этих людей, чьи образы, совершенно отвратительные, перемешаны с немыслимо прекрасными и грустными. Лица персонажей картины больше карикатурные, чем реалистичные, они будто восстали из ада и в своих насмешливых выражениях напоминают больше чертей, чем людей.
На всех картинах в центре Иисус Христос. Он наклонился под тяжестью креста, также ему тяжело под тяжестью гнева, направленного на него со стороны окружающих людей.
Подробнее о картинах «Несение креста» и описание ниже.
Плащаница
Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон.
— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества, — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение, действительное свидетельство этого воплощения
Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .
В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа (правда, обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани .
Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне .
— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа
История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы
Добрый пастырь. Мавзолей Галлы Плацидии
Изображение Иисуса, пришедшее из Библии, показывает простого крестьянина, спустившегося с небес и не являющегося земным королем. Представляется нам Господь в простой одежде, чаще в робе. В Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне находится мозаичное отображение немного другого Иисуса.
Здание, изначально задумывавшееся под могилу Римской императрицы, было построено около 430 года. Внутри него богатое убранство. На потолке синяя и золотая сверкающая плитка, помогающая создать эффект тысячи звезд, ведущих к кресту. Над входной дверью находится икона “Добрый пастырь”. Только несколько пастырей могли быть одеты так богато, как Иисус на этой иконе.
Он предстает перед нами в фиолетовом и золотом (такую одежду носили императоры, а не деревенские жители), держа имперский крест. Очевидно, так пытались показать связь имперской и господской власти. Возможно, вас заинтересует статья 10 ложных богов современности.
Картина в Генте
Одна из картин «Несение креста» Босха находится в Бельгии, в городе Генте, в Музее Изящных искусств. Самая агрессивная из трех картин художника. Нигде он с таким уродством не изображает героев своих произведений.
В центре несчастное лицо Иисуса Христа, выражающее невыносимую душевную муку. Еще одним заметным персонажем является Святая Вероника. Именно она дала Иисусу чистый платок, дабы утереть пот и кровь на его лице. На этом платке позже появится лик Бога, на указанной картине он уже есть в виде полноценного изображения.
Все остальные участники картины поражают своим уродством. Как и в предыдущих версиях, они выражают всю человеческую мерзость, но именно на этой картине их внутреннее уродство так явно отображается на чудовищных выражениях лиц.
Стиль маньеризм
Стоит вкратце рассказать о стиле, в котором были написаны все три картины. Маньеризм переводится как «манерный». Отличительная особенность — искаженные люди и лица. Для этого стиля свойственны нереалистичные фигуры, манерные образы и религиозные мотивы. Перегруженные деталями эпизоды картин, отсутствие четких форм, скомканная стилистика и сюжетная линия. Но в то же время яркость образов, погружение в детали и вычурность изображенных объектов.
Босх писал «Несение креста» в таком стиле и был первым в своем роде, кто использовал это художественное решение для такой тонкой библейской интерпретации.
Триединый храм
Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.
Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.
Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.
Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм
Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.
Деревянные двери Санта Сабины
Церковь Санта Сабины в Риме была полностью завершена в 432 году. Здание сохраняет свой вид по сей день, хотя оно и было лишено своей великолепной мозаики. Вы можете думать, что мозаика остается неизменной дольше, чем дерево, но эта деревянная дверь уже много лет носит на себе изображение распятого Иисуса Христа.
Деревянные панели, вырезанные из кедра, до сих пор сохранились, и они могут быть видны в церкви. Двери показывают различные сцены из Библии. Одна из сцен — Иисус с длинными волосами и бородой держит крест. Хотя это изображение и стандартизировано, в России Иисус показан без бороды.