Егорьевск
Главная достопримечательность Егорьевска — основанная в середине XIX века текстильная фабрика купца Хлудова. Именно она повлияла на развитие и архитектуру города.
Башни мануфактуры напоминают о Лондоне; особенно сильно это ощущается в дождливую погоду. Местные жители называют ее своим Биг Беном. Некоторые цеха еще работают, но прогуливаться здесь можно свободно. Еще одно примечательное здание Егорьевска — бывшее механико-электрическое училище — великолепный пример промышленной готики начала XX века. Сейчас здесь располагается филиал МГТУ «Станкин».
В городе находится один из крупнейших старообрядческих храмов в России — церковь Георгия Победоносца. Увидеть стоит и окруженный монументальной кирпичной стеной Свято-Троицкий Мариинский монастырь и Егорьевский историко-художественный музей.
Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь в городе Егорьевск
Художественные особенности
Изображений князя не сохранилось, поэтому авторы скульптуры создали собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи. Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Подробно исполнены все элементы боевого облачения: шишака с бармицей на голове, байданы на торсе. Так же тщательно прорисованы элементы конской сбруи. Круглый щит, закреплённый на левой руке князя, украшен древним геральдическим знаком Москвы — Георгием Победоносцем (князь Юрий — тезоименитый святому Георгию).
Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Использованы изображения кентавра, птицы Сирин, василиска, птицы Феникс, грифонов, стилизованные изображения льва и оленя
Обращает на себя внимание то, что наряду с фольклорными образами славянской мифологии в рельефе широко использованы античные мотивы, воспринятые древнерусскими мастерами через византийское искусство. Тем самым авторы памятника иллюстрировали, на какой богатой почве расцвела культура колыбели Москвы — Владимиро-Суздальской Руси
В скульптурном памятнике ярко проявились тенденции советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х: склонность к поверхностному жизнеподобию, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, тяга к украшательству. Такой подход нередко замутнял изначальную художественную идею, вступая в противоречие с логикой построения формы (см
также Сталинский ампир).
На троне Ростово-Суздальского княжества и первое завоевание Киева
Период с 1120 по 1147 ничем особо не примечателен, кроме одного факта — в этот период происходит основание Москвы. Внутренняя политика Юрия Долгорукого сводится к строительству церквей. Ну и конечно, вмешательство в междоусобные распри князей Киевской Руси. Хотя нужно отдать ему должное – многие существующие города, как свидетельствует история, Юрий Долгорукий превращал в центры торговли и ремесел. Такой подход не мог не способствовать их развитию.
Междоусобные распри возникали, как правило, из-за Киевского престола и очередности его наследования. Желание сесть на трон в главном городе Руси не было чуждо и ростово-суздальскому правителю. Великий князь не только старался сместить новых ставленников, но и самолично занять это место. В конце концов киевский престол в 1149 году занял Юрий Долгорукий. Кратко говоря, старшинство наследования было нарушено, и многие были возмущены. Этим недовольством воспользовался смещенный Изяслав и заключил союз с венграми и поляками.
Непопулярность нового государя и заключенный союз не дали Долгорукому продержаться у правления длительное время. 1151 год стал для Юрия Владимировича датой потери престола в Киеве и возвращения в свое княжество.
Со стременами и седлом.
На многих конных памятниках у всадников не было стремян. Это было следствием того, что их не знали античные римляне. Немногочисленные (к сожалению) интересные факты из творческой жизни скульптора Орлова все же содержатся в Книге. Любопытно и упоминание о стременах.
Как тут не вспомнить Микеланджело, которого упрекали, что один из его Медичи (в капелле Медичи во Флоренции) не похож на своего прототипа. На это гордый Микеланджело ответил, что через сто лет об этом никто не вспомнит.
Так что Орлов в принципе прав, хотя без стремян многие и многие монархи восседают на бронзовых конях и не комплексуют по поводу своей могущественности.
Начало княжения
Прежде чем рассмотреть годы правления, стоит ознакомиться с его биографией. Дата рождения до сих пор является спорным вопросом. Известно, что появился будущий князь в 1090 годах и был младшим сыном Владимира Мономаха. Юрий Долгорукий является носителем фамилии Рюриковичей. И хотя он родился в Киеве, его детство проходило в Ростове. Впервые он стал князем Ростово-Суздальского княжества с 1113 года вместе с братом Мстиславом. Однако, начиная с 1125 года, земли переходят в единоличное подчинение Юрия.
Несмотря на властный и тяжелый характер, политика Юрия Долгорукого при его правлении принесла много пользы Киевской Руси, хотя честолюбивые планы (по большей части) приносили смерть и разрушение. Прошло несколько лет после воцарения правителя на престоле, как он возглавил поход против волжских булгар. Такое поручение исходило от Владимира Мономаха, после захвата этим народом Суздаля. После похода, в 1125 году князь Юрий Долгорукий переносит столицу своего княжества в Суздаль, тем самым уменьшает политическую значимость Ростова.
Авторы памятника Юрию Долгорукому в Москве.
Авторами памятника являются А. П. Антропов, С.М.Орлов, Н.Л.Штамм (перечислены в алфавитном порядке).
Работа над памятником Юрию Долгорукому (в глине). Слева внизу Штамм, в центре Орлов, наверху Антропов. Фото 1952 г.
2.1. Орлов Сергей Михайлович (1911-1971) и истоки его творчества.
Учился в Вологодском художественном техникуме, куда его семья переехала из Санкт-Петербурга в 1918. В 1930 неудачно пытался поступить во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, созданный в Ленинграде на базе Императорской Академии художеств и в Москве на базе ВХУТЕМАСа).
До этого в Вологде он также посещал кружок В.И.Лузан, видимо, развившей в молодом Орлове любовь к фольклорным образам, которую эта преподавательница-энтузиастка, в свою очередь, унаследовала от «мирискусников», а, точнее, от билибинских иллюстраций к сказкам, книгам и пр. В этом жанре Билибин смотрится убедительно.
Справка. Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), получил университетское образование, из очень интеллигентной и состоятельной семьи, поездил по «заграницам», поучился у самого Репина, когда-то вдохновился картиной В.М.Васнецова «Три богатыря». Потом сошелся с представителями кружка «Мир искусства». Каких-либо картин после него не осталось, но он стал блестящим иллюстратором.
И.Я.Билибин у портрета прадеда Я.И.Билибина кисти Д.Г.Левицкого. Фото начала 1900-ых.
В академической мастерской Репина. И.Я. Билибин крайний справа (с бородкой). Фото начала 1900-ых
Б.М.Кустодиев. Эскиз неосуществленного группового портрета художников общества «Мир искусства». Слева направо: И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиев (спиной), И.Я.Билибин (стоит, с бородкой), А.П.Остроумова-Лебедева, А.Н.Бенуа (основатель общества), Г.И.Нарбут, К.С.Петров-Водкин, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский. 1916-1920. Русский музей.
И.Я.Билибин. Иван-царевич и рать – сила побитая. Иллюстрация к русской народной сказке «Марья Моревна». 1901
Билибин. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава). Рисунок для сатиричесского журнала «Жупел»
2.2. Штамм Николай Львович (1906-1992).
Учился во ВХУТЕИНЕ в Москве у И.С.Ефимова, В.И.Мухиной (через несколько лет она создаст «Рабочего и колхозницу»), И.М.Чайкова, затем учился у А.Т.Матвеева, заслуженного художника РСФСР.
Авторы памятника Юрию Долгорукому в Москве.
Авторами памятника являются А. П. Антропов, С.М.Орлов, Н.Л.Штамм (перечислены в алфавитном порядке).
Работа над памятником Юрию Долгорукому (в глине). Слева внизу Штамм, в центре Орлов, наверху Антропов. Фото 1952 г.
2.1. Орлов Сергей Михайлович (1911-1971) и истоки его творчества.
Учился в Вологодском художественном техникуме, куда его семья переехала из Санкт-Петербурга в 1918. В 1930 неудачно пытался поступить во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, созданный в Ленинграде на базе Императорской Академии художеств и в Москве на базе ВХУТЕМАСа).
До этого в Вологде он также посещал кружок В.И.Лузан, видимо, развившей в молодом Орлове любовь к фольклорным образам, которую эта преподавательница-энтузиастка, в свою очередь, унаследовала от «мирискусников», а, точнее, от билибинских иллюстраций к сказкам, книгам и пр. В этом жанре Билибин смотрится убедительно.
Справка. Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), получил университетское образование, из очень интеллигентной и состоятельной семьи, поездил по «заграницам», поучился у самого Репина, когда-то вдохновился картиной В.М.Васнецова «Три богатыря». Потом сошелся с представителями кружка «Мир искусства». Каких-либо картин после него не осталось, но он стал блестящим иллюстратором.
И.Я.Билибин у портрета прадеда Я.И.Билибина кисти Д.Г.Левицкого. Фото начала 1900-ых.
В академической мастерской Репина. И.Я. Билибин крайний справа (с бородкой). Фото начала 1900-ых
Б.М.Кустодиев. Эскиз неосуществленного группового портрета художников общества «Мир искусства». Слева направо: И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиев (спиной), И.Я.Билибин (стоит, с бородкой), А.П.Остроумова-Лебедева, А.Н.Бенуа (основатель общества), Г.И.Нарбут, К.С.Петров-Водкин, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский. 1916-1920. Русский музей.
И.Я.Билибин. Иван-царевич и рать – сила побитая. Иллюстрация к русской народной сказке «Марья Моревна». 1901
Билибин. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава). Рисунок для сатиричесского журнала «Жупел»
2.2. Штамм Николай Львович (1906-1992).
Учился во ВХУТЕИНЕ в Москве у И.С.Ефимова, В.И.Мухиной (через несколько лет она создаст «Рабочего и колхозницу»), И.М.Чайкова, затем учился у А.Т.Матвеева, заслуженного художника РСФСР.
Описание и особенности произведения искусства
Поскольку изображений Великого князя Киевского не сохранилось, архитекторы за прототип использовали собирательный образ из фольклора. Юрий Долгорукий на монументе запечатлен как русский богатырь в ратных доспехах, сидящий на боевом коне. Князь остановил коня и приподнялся, раскинув властный жест на русские земли.
Боевое облачение всадника выполнено подробно – на торсе резные байданы, на голове красуется шишак с бармицей. Особого внимания заслуживают тщательно прорисованные детали конской збруи. В левой руке Долгорукого – круглый щит, на котором гравировка древнего геральдического знака Москвы – Георгия Победоносца.
По мотивам рельефа известного памятника древнерусского зодчества – Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский, постамент князя украшен орнаментальной резьбой.
На архитектурном сооружении можно увидеть:
мифических животных – птицы Феникс и Сирин, василиска, грифонов,кентавра;
сильных волей и разумом оленя и льва;
обилие орнаментов античных мотивов, которые в древнерусское зодчество пришли благодаря византийскому искусству;
почерк советской архитектуры 40-50-х годов – повышенное внимание к второстепенным элементам, но в то же время поверхностное жизнеподобие;
обильность украшений.
Полезно знать! По одной из легенд изображение Юрия Долгорукого планировалось без боевого коня. Однако Орлов решил все-таки добавить верного спутника князю, на что услышал вопрос – для чего он нужен на монументе? Архитектор заявил, что конь передаст мужественность и отвагу основателя города.
Зарайск
Зарайск интересен самым маленьким и единственным сохранившимся в окрестностях Москвы боевым кремлем начала XVI века. Архитектурой он напоминает итальянские замки. С 2014 года крепость находится на реставрации, но вход туда открыт. Интересно, что на территории Зарайского кремля также обнаружили стоянку человека эпохи палеолита. Артефакты со стоянки можно увидеть в интерактивном музее «Зарайский кремль»; он не нафталиновый, а довольно современный и познавательный.
Зарайский кремль
Полюбоваться панорамой Зарайска можно с водонапорной башни в центре города. Напоминающее европейские донжоны сооружение было построено в начале XX века и отреставрировано по инициативе горожан в 2020 году. Проход на смотровую площадку стоит всего 100 рублей для взрослых и 50 — для детей.
История площади
На площади перед зданием Моссовета менее чем за 50 лет сменилось три памятника. Первым здесь «поселился» Михаил Дмитриевич Скобелев (1912-й), однако после революции рабочий класс постановил убрать статую «белого генерала», оставив только постамент. Его использовали в качестве трибуны на народных собраниях, но уже через пару месяцев решили демонтировать конструкцию до конца, чтобы возвести полноценный монумент.
7 ноября 1918 года здесь установили обелиск простейшей формы, его главными украшениями выступали выдержки из Конституции, а открытие имело больше формальный смысл, так как на все работы архитекторам был отведён всего лишь месяц.
Вскоре, чтобы как-то оживить дизайн ансамбля, к обелиску решили добавить статую Свободы — по образу Ники Самофракийской. Воплотить задумку в жизнь доверили Николаю Андрееву, до этого работавшему над памятником Н. Гоголю. По проекту изваяние Ники должно было отличаться символической массивностью, поэтому фигуру вылепливали из двух частей. При объединении статуи в единое целое автор увидел, что результат отличается от чертежей в заметно худшую сторону, но на исправление ошибок времени уже не было, и монумент воздвигли «как есть».
В таком виде конструкция простояла вплоть до весны 1941 года, пока не была взорвана по личному распоряжению Сталина.
Четвёртого «жителя» площади перед мэрией — памятник Юрию Долгорукому — тоже несколько раз хотели убрать: последний раз вопрос о его переносе в парк Новодевичьего монастыря поднимался в 1962-м, но эти планы так и остались нереализованными, и сегодня мемориал великого князя — один из символов российской столицы.
Адрес: пл. Тверская, 125009 Москва, Россия.
← Памятник Сергею Прокофьеву | Памятник А.С. Пушкину → |
Личная жизнь
Вельможа был женат дважды. Первая жена Долгорукого – дочь половецкого хана Аепы Осеневича. Этот брак задумал Владимир Мономах, имея целью посредством союза укрепить мир с половцами. Личная жизнь Юрия Долгорукого с половчанкой сложилась счастливо. В этом браке на свет появились 8 детей.
Князь Юрий Долгорукий
После смерти первой супруги князь женился во второй раз. Его женой стала царевна Ольга, дочь (по иным сведениям – сестра) византийского императора Мануила Первого Комнина. От двоих браков Юрия Долгорукого родились 13 детей.
Среди сыновей Юрия Долгорукого прославились Андрей Боголюбский, укрепивший позиции Владимиро-Суздальского княжества, которое стало ядром современной России, а также Всеволод «Большое Гнездо», который после убийства старшего Андрея перенял бразды правления княжеством. Внук Всеволода III – Александр Невский – прославился победой над ливонскими рыцарями во время Ледового побоища.
Касимов
Крошечный Касимов почти в 300 километрах от Москвы представляет собой отличный пример старинной русской и татарской архитектуры. Большую его часть составляют деревянные дома, с берегов Оки открываются великолепные виды, а всего в 70 километрах — Окский биосферный заповедник, где водятся журавли, цапли, выхухоли и даже зубры. Здесь останавливаются стаи птиц, летящих на зимовку.
Река Ока. Касимов
Центральная местная достопримечательность — Соборная площадь с построенным в XIX веке необычным собором Вознесения Господня, старыми торговыми рядами и самобытными купеческими домами. С площади виден ажурный кованый крест с ангелами над церковью Благовещения — уникальная работа местных мастеров.
Вознесенский собор
В XV веке московский князь Василий II подарил город татарским царевичам Касиму и Якубу. После них осталась Ханская мечеть, минарет которой считается одним из символов города. На окраине Касимова найдете татарский мавзолей Афган-Мухаммед султана.
Фото и описание
Памятник Юрию Долгорукому находится в Костроме. Он был установлен после празднования 850-летнего юбилея города в 2003 году.
В 1152 году Юрий Долгорукий основал Кострому и своим существованием она обязана, прежде всего, великому князю. Скульптура была установлена на Воскресенской площади, недавно называвшейся Советской. Довольно длительный промежуток времени (более 10 лет) горожане ждали этого торжественного момента. Благодаря помощи множества спонсоров данный проект был реализован.
Памятник имеет огромные размеры. Его высота составляет 4,5 метров, масса – 4 тонны. Отлит из бронзы высочайшего качества. Проект памятника был создан известным московским скульптором Вадимом Михайловичем Церковниковым. Прославился созданием памятника Шаляпину, проведением реконструкции памятника «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Архитектором памятника выступил Г.Л. Морозов, художником – С.И. Кадыбердеев.
Массивную бронзовую статую князя Долгорукого отлили в Казани мастера ВКНИИВОЛТ – производственно-экспериментального объединения Волжско-Камского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института водного лесотранспорта. Работа над скульптурой продолжалась более 2-ух месяцев. Композиция представлена 15-тью отлитыми в бронзе деталями, соединенными между собой сварочными швами.
Событие, предшествовавшее возведению памятника, говорит о богоугодности данного замечательного дела. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был в Костроме перед праздничным событием и подарил городу капсулу с землей с места погребения князя – из Киево-Печерской лавры. Была проведена торжественная церемония закладки камня на месте будущего памятника. В этом действе участвовал архиепископ Костромской и Галичский Александр, освятивший камень. Вскоре горожане наблюдали, что он замироточил.
Памятник представляет собой фигуру великого князя, восседающего на престоле. Он простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь вскоре появится новый город. В левой руке князь, как крест, держит меч, показывая, что он пришёл сюда не как воин, но как завоеватель. Голову украшает шапка Мономаха. Скульптура блестит на солнце, как золотая. Данный эффект был достигнут благодаря применению пескоструйного метода, заключающегося в чистке монумента специальным песком.
Памятник великому князю Юрию Долгорукому – человеку, возродившему Переславль, основавшему Кострому и Москву был открыт 29 августа, в праздник Иконы Федоровской Богоматери – покровительницы города.
Со стременами и седлом.
На многих конных памятниках у всадников не было стремян. Это было следствием того, что их не знали античные римляне. Немногочисленные (к сожалению) интересные факты из творческой жизни скульптора Орлова все же содержатся в Книге. Любопытно и упоминание о стременах.
Как тут не вспомнить Микеланджело, которого упрекали, что один из его Медичи (в капелле Медичи во Флоренции) не похож на своего прототипа. На это гордый Микеланджело ответил, что через сто лет об этом никто не вспомнит.
Так что Орлов в принципе прав, хотя без стремян многие и многие монархи восседают на бронзовых конях и не комплексуют по поводу своей могущественности.
Интересные факты о московском памятнике Юрию Долгорукому
- Представьте себе Юрия Долгорукого в другом образе: вместо доспехов княжеская одежда с золотой вышивкой, вместо прямоугольного постамента пьедестал в форме капители, вместо однородного цвета разноцветная эмаль. Нет, это не фантазии, это вполне реальный проект известного скульптора Веры Мухиной. Автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» смогла воплотить своё видение памятника только в фарфоровой статуэтке — проиграла в конкурсном отборе безызвестному тогда Орлову.
- Говоря о мемориале Юрию Долгорукому, многие любят упоминать конную статую генерала Скобелева и обелиск Свободы. Как они связаны? Все скульптуры располагались на Советской площади (бывшая Тверская). Вот только всех из них, кроме изваяния «основателя города», постигла трагическая судьба. Сначала снесли конную статую, на её месте быстро построили 26-метровый обелиск Свободы. В 1941 году снесли и его.
- Вернёмся к нашему бронзовому жеребцу. Вторая легенда с его участием отсылает нас к годам правления Хрущёва. Однажды государственный деятель проезжал мимо Советской площади и заприметил слишком выдающиеся гениталии металлического коня. По его приказу безобразие было исправлено, и жеребец лишился своего достоинства.
Таруса
В этом тихом городке на берегу Оки сохранилось объемное наследие писателей и художников XIX и XX веков. Главные достопримечательности — дачи Марины Цветаевой и Константина Паустовского, превратившиеся теперь в дома-музеи, и уникальная усадьба художника Василия Поленова, добираться до которой на лодке — особенное приключение.
Дачу Паустовского называют лучшим музеем в городе, особенно в теплое время года. Музей окружен обычными домами и участками, и сам напоминает дачу, хозяин которой лишь ненадолго вышел. В 1950-х и 1960-х здесь собирались друзья и поклонники писателя, включая молодого Булата Окуджаву. Внутри не так много места, зато можно пройтись по участку с видом на реку Тарусу. В 2020 году на территории музея открылся новый павильон, где проводятся временные выставки.
Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского в Тарусе
Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского в Тарусе
Если вы едете в Тарусу именно ради наследия писателей, стоит посетить и дом Николая Заболоцкого на улице Карла Либкнехта. Поэт поселился здесь незадолго до кончины. К сожалению, это не музей, и посмотреть на него можно только снаружи.
Едва ли не самая впечатляющая достопримечательность вокруг Тарусы — усадьба художника Василия Поленова. Большую часть построек на территории поместья Поленов спроектировал сам. Архитектура не напоминает привычные русские усадьбы, а скорее, какой-нибудь альпийский отель. Есть даже домик с фахверком. После смерти художника в 1927 году здесь сделали музей, которым по сей день управляют потомки Василия Дмитриевича. Возможно, поэтому все предметы обихода, книги и детали интерьера здесь так здорово сохранились. Кроме того, здесь больше полотен Поленова, чем в Третьяковке.
Музей-заповедник В.Д. Поленова. Большой дом
Переправа к Поленову, как мы писали выше — это отдельное приключение. Ближайший мост находится в Серпухове, в 70 с лишним километрах от Тарусы. Поэтому нужно обратиться к лодочникам, которые обычно ожидают в кафе «Парус» на улице Декабристов. Если никого нет, можно попросить позвонить сотрудников кафе. Переправа стоит две тысячи рублей в оба конца, в лодку может сесть до шести человек. Плыть придется около 20 минут, и это может стать вашим лучшим воспоминанием о Тарусе: ветер, волны, пейзаж — совершенно прекрасно!
Река Ока возле Поленово
История создания памятника
На 800 юбилей города было решено провести праздник с широким размахом. В списке запланированных дел было возведение нового памятника на Тверской (тогда Советской) площади Москвы.
Годом ранее проводился конкурс, в котором выбирался архитектор памятника Юрия Долгорукого – согласно многочисленным летописям именно он был основателем Москвы.
Хотя многими годами позже выяснилось, что эти показания ложные. Тем не менее решение было принято и выбор зодчего пал на малоизвестного в то время мастера керамики и пластики – Орлова С.М.
В дальнейшем это решение отразилось на произведении искусства: недостаточный опыт в монументальной архитектуре оставил отпечаток на памятнике в виде гротескных украшений в стиле древнерусского зодчества.
На 800-тый день рождения столицы России был заложен первый камень монументального произведения, а представился обществу памятник Долгорукому 6 июня 1954.
Историки объясняют такую продолжительность возведения памятника:
- отсутствие должного опыта у главного архитектора – Сергея Орлова;
- регулярные разногласия соавторов – Орлову с неуживчивым характером было проблематично доказать, что художественные приемы малой пластики не уместны в монументальном зодчестве;
- разногласия архитектора с властями: зодчий был против надписи на монументе «Основателю Москвы от Советского правительства» — Орлову удалось отстоять свою точку зрения;
- недостаточное финансирование проекта из-за широкого размаха празднования юбилея столицы:
- начало построек знаменитых «сталинских» высоток.
В конце концов памятник был изготовлен. Им производством занимался скульптор-литейщик по бронзе Гавриил Савинский на Мытищинском заводе им. народного художника Е.Ф. Белашовой. Из городского бюджета на памятник было потрачено 5,5 млн рублей.
Россияне не поддерживали уместность памятника Юрия Долгорукого в столице России: некоторые считали, что князь «инородный» для столицы, другие просто не разделяли художественные приемы на монументе с архитекторским решением. Чуть больше, чем за полвека, культурное достояние прошло путь от негативного, иронического и в конце концов одобрительного восприятия.
Как добраться до памятника?
Отыскать эту достопримечательность не составит труда – она возвышается прямо в центре Тверской площади в Москве.
Если ехать на метро, то нужно выйти на станции «Пушкинская», «Чеховская» ли «Тверская» и направиться к Красной площади. Через 500 метров будет виднеться памятник Юрию Долгорукому, а прямо за ним расположилась городская мэрия.
Для тех, кто путешествует на автобусе, нужно сесть в автобус №12ц и №Н1 или в троллейбус № 1 или 12 и проехать до остановки «Тверская площадь».
Правы летописи на счет основателя столицы или нет – разбираться историкам. Неоспоримым остается факт, что миллионы туристов и граждан России воспринимают Долгорукого как создателя города, потому приехав в Москву считают своим долгом увидеть монумент князя. Архитектурное сооружение захватывает дух и приглашает всех желающих ознакомиться с историей города и всей России.
Другие монументы Орлова. Памятник Афанасию Никитину.
Им создан памятник Афанасию Никитину в городе Калинине (ныне — Твери (1955)):
В свете разговора о конном памятнике уместно посмотреть на неосуществленный проект С.М.Орлова памятника Суворову на площади Коммуны – ныне Суворовская площадь (перед театром Красной Армии в Москве).
С.М.Орлов. Проект памятника Суворову. 1960. Глина
Сын скульптора возмущается тем, что этот проект был отклонен, а позднее был установлен памятник Суворову работы скульптора О.К.Комова.
О.К.Комов. Памятник А.В.Суворову в Москве. 1982
О.К.Комов. Модель памятника. 1980
Сын скульптора в Книге абсолютно незаслуженно, неуважительно, а, главное, неверно отозвался об этой работе Комова, написав следующее:
Очень хорошо, что именно этот памятник стоит в Москве, поскольку, как сказал уже некогда цитировавшийся Н.В.Гоголь, «народность заключается не только в сарафане и армяке».
Совершенно удивляет, что в Книге сын вообще не дал фото сделанного его отцом памятника-бюста Александру Невскому. Видимо, голова уже была занята «разборками» с советской властью и конкурентами в то время, когда отец ваял неплохой памятник.
Орлов. Памятник Александру Невскому в Переславле-Залесском. Открыт 28 декабря 1958
Бюст красив. Видимо, скульптор понимал, что в данном случае былинные фантазии неуместны, учел положительный опыт создания памятника на одной из центральных городских площадей – памятника Юрию Долгорукому.
Кострома. История основания
Наиболее ярким и красивым городом, одним из представителей Золотого кольца нашей страны, включающего в себя древнейшие города нашей страны, является Кострома. Спустя всего пять лет после основания будущей столицы она была воздвигнута на Волге благодаря Юрию Долгорукому. Предложил такую версию великий историк Татищев, который связал это событие с активной деятельностью князя на северо-востоке страны. Он заложил город во время похода Юрия в земли казанских болгар. Но доказательств, указывающих на данные факты, нет, также не имеется обоснования и других версий образования города.
Учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению в отношении происхождения названия города. Возможно, оно произошло от имени реки Костра, на которой стоит данное селение. Но вместе с этой существуют и другие гипотезы.
На сегодняшний день Кострома является небольшим, но достаточно развитым городом, который славится лёгкой промышленностью, а также другими предприятиями. Этот город по праву называют колыбелью царской династии, и именно здесь родилась Снегурочка.
Выводы.
Неважно, кто и как сделал памятник Юрию Долгорукому: благодарности заслуживают все авторы памятника, а заслуги народного художника С.М.Орлова в целом были оценены Сталиным, наградившим его в 1946 Сталинской премией второй степени. Когда в 1953 Сталин умер, С.М.Орлов сказал своим детям: «Жаль
Крепкий был мужик».
Памятник делался шесть лет.
Основной очевидный вывод заключается в том, что в любом случае, те, кто принимал решения о том, каким быть памятнику, сумели так организовать работу над его созданием, в частности, путем привлечения к работе еще двух опытных скульпторов, что результат, как в подавляющем большинстве случаев того времени, был достигнут: сказали – сделали. Без всякого словоблудия и панельных обсуждений.