Мартос в быту или секрет долголетия.
Он был добр, трудолюбив, блестяще образован, умен, у него была большая семья. Не всегда ему хватало денег, но он заслуженно пользовался уважением как учеников, так и коронованных особ.
В 80 лет (!) Мартос выставляет на академической выставке эскизы четырех евангелистов и несколько барельефом. Не удивительно, что человек в таком возрасте думает о вечном, обращаясь к христианской тематике. Удивительно, что он это сделал без всякого заказа, а, как сказал сам скульптор, «собственно для моего учения и занятия».
Дочка того самого изумительного скульптора Ф.П.Толстого – М.Ф.Каменская — долго жила в одном доме (здании Академии художеств) рядом с Мартосом, поскольку ее отец был вице-президентом Императорской Академии художеств (тоже прошел «через тернии к звездам»), а Мартос – академиком той же Академии.
Каменская пишет:
Мартос прожил 81 год.
Кстати, Ф.П.Толстой прожил 90 лет, изображал себя в кругу своей большой семьи, тоже был образован, умен и тоже любил получать эстетическое удовольствие от линии как истинный классицист, а своим внукам вырезал ножницами силуэты из черной бумаги (это вам не снежинки резать).
Ф. Толстой. Охота на кабана
Также по этой теме:
Парные скульптуры. Часть 2.
И.И.Шишкин, А.О.Карелин. Альбом «Нижний Новгород»
Кони Клодта или кони на Аничковом мосту
Как изображал зверей Ватагин
Ф.П.Толстой. Часть 2
Николай I и изобразительные искусства. Часть 4
О выдающихся скульптурах.
У некоторых скульпторов, а иногда и художников, имеется всего одно произведение, из ряда вон выходящее, как бы являющееся его визитной карточкой. Это произведение становиться общеизвестным, символическим, изображаемый персонаж получает визуальное закрепление в памяти огромного числа зрителей именно в этом виде. Это касается, например, таких памятников, как: памятник Петру I — Фальконе (1782), памятник Пушкину — Опекушина (1880), памятник Пушкину – Аникушина (1957), памятник Маяковскому – Кибальникова (1958), но не только.
Таковы и символические «Рабочий и Колхозница» Мухиной (1937), «Родина Мать» Вучетича (1967), «Последний день Помпеи» Брюллова (1833), пожалуй, сидящий «Вольтер» Гудона (1781), «Венера, снимающая сандалию» Витали (1852) (на фоне творчества этого скульптора), «Давид» Микеланджело (1504) (не умаляя его остальных произведений), «Три грации» Кановы (примерно 1816) (тоже на фоне его творчества, но это, конечно, спорная оценка), «Милон Кротонский» Пюже (1682), «Кони» Гийома Кусту (примерно 1743), «Кони» на Аничковом мосту Клодта (1841) и т.д. По мере перечисления все труднее выделить одну работу у каждого скульптора, так как таких скульпторов не так много. Заметим, что известности той или иной скульптуры способствуют и факторы, связанные с ее «судьбой», в частности, с местом ее установки.
Немного скульпторов, у которых бы так явно выделалась одна работа, как у И.П.Мартоса (1752-1835). Такой работой стал памятник «Минину и Пожарскому» на Красной площади в Москве.
Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Открыт в 1818
Фрагмент
Фрагмент
За этот памятник Мартос был награжден Александром I: он получил чин действительного статского советника (единственный художник с таким чином), а также ежегодную пенсию 4000 рублей , которая после смерти должна была перейти к вдове.
Справка. Табель о рангах Петра I устанавливал чины госслужащих: чин действительного статского советника соответствовал 4 классу, ниже было еще 10 классов. Данный чин соответствовал чину генерала-майора, титуловался «Ваше превосходительство».
Памятник защитникам земли Российской
Памятник защитникам земли Российской был установлен и торжественно открыт в 1997 году на искусственном холме Поклонной горы. Композиция скульптуры состоит из трех воинов-защитников Отечества, символов разных столетий: слева держит меч старинный богатырь со щитом в руках, в центре расположена фигура солдата времен Отечественной войны 1812 года и замыкает тройку героев советский солдат, участник Великой Отечественной войны.
Памятник создали скульптор Бичуков А. А. и архитектор Ю. П. Григорьев. Главной идей композиции стала идея преемственности поколений защитников, которые не пропустят врага на территории Отечества. На искусственном холме, где стоит памятник, были высажены цветы, которые вместе складываются в слово «Русь».
Памятник «Трагедия народов»
Бесконечная вереница людей, готовых принять неминуемую смерть — памятник, посвященный жертвам среди мирного населения, закрывает статью ParkSeason. «Трагедия народов» возводилась с 1996 года Зурабом Церетели в режиме открытой мастерской: еще до окончания строительства десятки людей стали приносить живые цветы к подножью композиции. В прессе в тот же период была развернута компания против памятника, который после множества критических публикаций было решено перенести к Центральному музею Великой Отечественной войны в 1997 году.
Люди, изображенные скульптором, одинаковы в своем горе: обритые и раздетые, они оставили уже лишнюю одежду и обувь на земле. Три первые, центральные фигуры — семья, где отец пытается защитить близких, а мать старается закрыть глаза сыну. Очертания следующих в очереди становятся все менее явными и сливаются, постепенно превращаясь в надгробные плиты. На стеллах высечена надпись на языках всех народов бывшего СССР: «Да будет память о них священна, да сохранится она на века».
Монумент Победы
Символ Парка Победы на Поклонной горе и самый высокая стелла в России, монумент Победы был сооружен и возведен в 1995 году архитекторами Л. В. Вавакиным, В. М. Будаевым и скульптором З. К. Церетели. История возникновения грандиозного строения начинается с 1980-х годов, когда к стройке привлекались ударные студенческие силы, но со временем собранные в народе деньги иссякли и строительство заморозили на 10 лет. Первоначально образ монумента Победы был другим — на первых схемах это был памятник, где нескольких советских солдат поднимаются в небо, держа в руках образ Ленина. Автор проекта, архитектор А. Т. Полянский, скончался, и облик монумента Победы изменился кардинально.
Сегодня монумент Победы выполнен в форме трехгранного штыка, который поднимается вверх на высоту 141, 8 метра, где каждый дециметр олицетворяет один день освободительной войны. Бронзовые барельефы, изображающие важные сражения Отечественной войны, украшают большую часть памятника: гости парка Победы могут увидеть запечатленные на многие десятилетия Сталинградскую и Курскую битвы, Белорусскую операцию. Также монумент украшают статуя богини победы Ники и каменные Георгий Победоносец.
Памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе»
Памятник со скульптурами двух солдат, поднявших советское знамя над Рейхстагом, Михаила Егорова и Мелитона Кантарии, был установлен в парке Победы в 2010 году. Решение создать мемориальную композицию было принято после взрыва «Мемориала Победы» годом ранее в Кутаиси. Российское правительство особенно отмечало, что памятник призван не только сохранить культурную ценность уничтоженного мемориала, но и подчеркнуть значимость участия братского грузинского народа в Великой Отечественной войне.
По обеим сторонам памятника созданы и установлены мемориальные фрески, изображающие первый парад Победы и радостных советских солдат после окончательного освобождения Отчизны от сил нацистской Германии.
Классицизм, фронтальная плоскость и линия.
Классицизм, естественно, тяготеет к ясности, отсутствию излишеств, опирается на привычные человечеству образцы.
Кто не знаком с ситуацией, когда идет по улице, а впереди идет очень симпатичная фигура или, наоборот, очень несимпатичная, а лица фигуры не видно. В силу отсутствия ясности возникает упорное желание выяснить, под стать ли лицо фигуре. Эта неясность оставляет чувство неудовлетворенности. Поравнявшись, созерцатель видит профиль, однако, опять полной ясности нет. Наконец, совершает обгон, назойливо поворачивает глаза назад, видит лицо фигуры в фас. Только после этого наступает «эстетическое» удовлетворение от полной ясности. Вот это ощущение неудовлетворенности возникает от барочных закрученных фигур, которые ну никак не охватить взглядом: нет главного ракурса. Ясно, что скульпторы делают такие фигуры, потому что в таких позах изображать фигуры труднее, а, следовательно, мастерство можно явить в полной мере. Что-то от скульптурного соревнования есть в таких фигурах.
У классицистов «товар» всегда представлен лицом, то есть даже в ущерб объемности фигура всегда дается в самом выигрышном свете с фронтального ракурса. Получается прямо не скульптура, а картина, ну если не картина, то барельеф, то есть чувствуется главная плоскость.
В свое время немецкий скульптор Гильдебрант (1847-1927) теоретизировал на подобную тему, говоря о «принципе рельефа», однако, лучше бы он тратил время на скульптуру, а не рассуждения.
Соответственно, классическая постановка подчеркивает красоту контура, то есть линии. Не случайно, рисунки многих скульпторов линеарны, без свето-теневой тушевки
Мартос любил таких художников и скульпторов как Ф.П.Толстой и Дж.Флаксман, которые подчеркнуто уделяли красоте линий особое внимание. Их многие любили именно за это качество
Как-нибудь и о них будет заметка.
Причем тут церковь
Именно в этот момент ситуация меняется. «Сейчас не все знают, что Русская церковь веками была хранительницей культуры, служила ориентиром не только духовным, общественным, но и политическим, – говорит историк, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Екатерина Алексеева. – Время смуты начала XVII века – самый яркий пример объединяющей роли церкви в истории государства Российского. Никто не ожидал, что в ситуации затяжного политического кризиса можно найти выход. Бит и выгнан из столицы первый Русский патриарх, морят голодом и держат под стражей следующего святителя – патриарха Гермогена, московские бояре предали город польскому гарнизону, на русский престол готовы выбрать королевича из веками соперничающей с Русью Речи Посполитой».
Отливка и установка памятника.
Памятник отливался в Санкт-Петербурге в литейной мастерской Академии художеств. Искусство отливки стояло в России на высоком уровне. Знаменитый русский литейщик Екимов смог отлить памятник в один прием (мало, у кого это получалось удачно). Мартос специально разработал схему каналов, по которым расплавленный металл должен был заполнять форму снизу вверх под давлением льющейся сверху в нижний бассейн расплавленной струи. При отливке присутствовало большое количество зрителей (а кто бы отказался и сейчас посмотреть на это чудодействие?). Огромный памятник – 4, 5 метра, остывал несколько дней.
Каждый шаг работы над памятником освещался прессой.
Водным путем его везли до Нижнего Новгорода, потом перегрузили и доставили в Москву. Памятник был знаменит еще до его установки, широкий отклик вызвало прибытие его в Нижний Новгород на родину Минина.
Открыли памятник 20 февраля 1818 при огромном стечении народа. В Москву приехал Александр I, состоялся парад гвардии: сначала под звуки марша скорым шагом прошла пехота, потом кавалерия. Все это переросло в настоящий народный праздник, народ заполнил крыши окружающих построек и даже башни Кремля.
Памятник Ришелье Мартоса.
В 1823-1828 годах Мартос среди прочего создал памятник Ришелье, который был заказан Одессой и теперь украшает этот город.
Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье (1766-1822), праправнучатый племянник знаменитого кардинала Ришелье, эмигрировал в Россию от ужасов французской революции, после реставрации Бурбонов вернулся во Францию. С 1804 по 1815 занимал должность генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии.
Основанная в 1894 Одесса стала при Ришелье оживленным русским портом, через который потекли потоки русской пшеницы, в Новороссии началось разведение овец, появилась первая суконная фабрика. Город получил прекрасное архитектурное оформление.
Ришелье на памятнике Мартоса стоит в лавровом венке в тоге
Гравюра с проекта памятника Ришелье работы Мартоса. 1824