Зачем коммунисты подвинули памятник
Сейчас памятник Минину и Пожарскому стоит не там, где он был первоначально установлен. «И это символично, — говорит член Ассоциации искусствоведов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Сейчас он находится перед храмом Василия Блаженного, и Минин рукой показывает то ли на ГУМ, то ли на Исторический музей. А раньше памятник стоял спиной к месту, на котором теперь находится ГУМ, и Минин показывал Пожарскому рукой на Кремль: «Иди и освободи!». Передвинули памятник большевики в 1931 году в связи со строительством мавзолея». Еще бы, ведь если бы памятник остался на прежнем месте, то Минин, вкладывая меч в руки Пожарского, указывал бы ему прямо на мавзолей, что рождало бы в обществе нездоровые ассоциации и новые присказки. Этого большевики никак не могли допустить. Были даже проекты по сносу и переплавке памятника. Но в результате ограничились его переносом поближе к храму Василия Блаженного.
«И это символично, – говорит Александр Копировский, – ведь в нашей стране большевики действительно многое сдвинули со своего законного и исторического места, в том числе и церковь, и народное единство, и лучшие качества народа, с которыми это единство было связано, посеяв в людях страх, вражду и недоверие. Сегодня этот, как и многие другие памятники, уцелевшие, разрушенные и перемещенные, должен напомнить нам о той России, которую мы потеряли. Пусть обращение к нашей подлинной истории ставит перед нами вопрос о том, как возродить в народе красоту, доброту, как вернуть на место то, что было «сдвинуто» и до сих пор не возвращено на свое место».
Подпишись на нас в Telegram
Памятник и его создатели
Победителем конкурса стал проект известного скульптора-монументалиста Ивана Петровича Мартоса. Памятник собирались установить в 1812 году, к двухсотлетию победы над поляками. Но помешала война с французами. А после победы над Наполеоном возведение монумента стало делом национального масштаба. Ведь в будущей скульптуре русское общество видело символ крепости русского духа и консолидации всего народа перед лицом чужеземных захватчиков. Поэтому памятник решено было устанавливать не в Нижнем Новгороде, как планировалось вначале, а в центре Москвы, где и совершались все судьбоносные для страны события как в 1612, так и в 1812 годах.
Основание памятника украшено двумя горельефами работы скульптора Ивана Мартоса, один из которых изображает сбор народного ополчения. И, хотя события относятся к 1612 году, на нем скульптор изобразил себя самого, провожающего двоих своих сыновей на войну с Наполеоном. На втором горельефе князь Пожарский изгоняет польских интервентов из Москвы.
Пьедестал, который состоит из трех цельных кусков гранита, изготовил мастер Самсон Суханов. Затем готовый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву.
Кто автор памятника Минину и Пожарскому
Идея увековечить в камне память людей, некогда спасших Отечество, впервые пришла в голову участникам Вольного общества любителей словесности. В начале XIX века они предложили объявить всенародный сбор денег для установки монументального исторического памятника, который будет напоминать грядущим поколениям о подвиге их предков. Первоначально он должен был украшать центр Нижнего Новгорода – города, где были сформированы первые отряды русского войска.
Автором памятника Минину и Пожарскому в Москве стал Иван Мартос. Его проект должен был символизировать отвагу народа в борьбе за освобождение Отчизны от чужеземного ига. Через 5 лет после этого эскиз зодчего победил в конкурентной борьбе. При полной поддержке царя Александра I был организован сбор средств на практическую реализацию проекта.
Работы по возведению монумента начались только после знаковой победы над французами и завершения Отечественной войны. Собственно отливку скульптурной композиции выполнил Екимов – талантливый литейщик Академии художеств.
Постамент изначально собирались изготовить из сибирского мрамора, но это оказалось невозможно из-за его внушительных размеров. По этой причине использовали глыбы гранита, доставленные по реке с финского побережья.
В 1818 году в центре Красной площади (напротив нынешнего ГУМа) памятник был представлен вниманию общественности. В церемонии приняли участие российский монарх и члены его семьи. В начале 1930-х советское правительство посчитало, что монумент мешает проведению торжественных парадов, поэтому его передвинули ближе к храму Василия Блаженного.
Работа над памятником
Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.
Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.
Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.
Зачем русским героям античные одежды
Чтобы понять, почему идея русского скульптора-монументалиста Ивана Мартоса с облачением русских героев в античные одежды получила одобрение, достаточно вспомнить слова русского историка Ивана Забелина. В книге «Минин и Пожарский» он пишет об уникальном умении «воспитывать героев», которым обладали древние греки и римляне. Выполнение гражданского долга они возводили до уровня подвига, который сохранял имена конкретных людей в народной памяти, да и мировой истории, на века. Такая героизация помогала древним грекам и римлянам воспитывать патриотов. Возможно, то же самое пытался сделать и русский скульптор Мартос?
Почему тогда Минина в итоге почти лишили визуального статуса античного героя, оставив только на Пожарском греческий хитон? У того же Забелина можно прочесть, что Минин занимал в Нижнем такое положение, что дополнительно «внушать уважение» при помощи одежды необходимости не было. Нижегородцы добровольно выбрали его судным начальником за честность и порядочность, справедливость и разумность. В нем и без античных одеяний видели человека почти идеального, обладающего высокими патриотическими добродетелями и кристальной честностью. И такой образ для потомков сохранили исторические хроники современников Минина.
А вот князь Пожарский, по мнению большинства историков-современников, был «человек малоспособный». Как пишет Забелин, он не совершил ничего незаурядного, того, что обнаружило бы его непревзойденные способности военачальника. «Его не все любили и не все слушались», – подчеркивает Забелин. А будучи военачальником, он совершал поступки, которые, с точки зрения современников, являлись недопустимыми ошибками.
Поэтому неслучайно Мартос посадил Пожарского, а ключевой фигурой композиции сделал Минина. И недаром на князе в итоговой версии сохранились одежды античных героев – они должны были напомнить потомкам, что при всей заурядности Пожарский стал для Минина именно тем, кто способен повести ополчение на Москву и освободить столицу от польских захватчиков.
Описание
Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина — его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.
Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке — щит с изображением Спаса, а другая рука — на мече, протянутом Кузьмой Мининым.
Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.
Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.
Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади, а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного, чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.
В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля, рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.
Характеристика образов
Описание памятника Минину и Пожарскому говорит о том, что фигура Минина привлекает к себе внимание в первую очередь. Она образует смысловой центр памятника
Своим знаменитым жестом Кузьма зовёт весь народ – не только современников, но и будущие поколения – отстоять Отечество от любого посягательства на его независимость.
Гордое лицо напоминает правильными выразительными чертами портреты героев античности. Но бородка и подстриженные «скобкой» волосы указывают на явно русское, простонародное происхождение героя. Рубаха его, с одной стороны, явно крестьянская косоворотка. В то же время она ассоциируется с греческим хитоном. Таким образом, описание памятника Минину и Пожарскому строится на исконно русских и античных традициях. Это ещё больше возвеличивает подвиг народных героев. Характерно, что именно простолюдина, посадского человека выбрал скульптор для основы композиции.
Мощный торс, широкий шаг – всё пышет силой, энергией, вдохновением, уверенностью в правоте того дела, во имя которого герой поднялся на борьбу. Установлен же памятник Минину и Пожарскому, и второй персонаж композиции важен не меньше. Князь Дмитрий Михайлович ранен, но призыв Минина не оставляет его равнодушным. Пожарский приподнимается с ложа, одной рукой хватаясь за меч, второй опираясь на щит. Его жесты также энергичны, в руках чувствуется воля и решимость. А изображение Спаса на щите утверждает святость героизма защитников Москвы и России. Меч в скульптуре – не только оружие, но и символ воинской доблести, единства устремлений и помыслов персонажей, пробуждение сознания народа в час беды и военного лихолетья.
Что носили во времена Минина и Пожарского
Как пишет Максим Семков в монографии «Русский костюм в начале XVII века», во времена Минина и Пожарского традиционный мужской наряд был трехслойным. В качестве нательного белья использовали сорочку и порты. Поверх надевался распашной зипун и верхние штаны. Для выхода на улицу на домашнюю одежду надевали «третий слой» – кафтан, который носили «внакидку» или «в рукава», но никогда не подпоясывали (исключение – служилый кафтан). В непогоду кафтан могли дополнить однорядкой – аналогом кафтана, но долгополым до щиколотки, без воротника и с длинными рукавами, в которых сделаны прорези для рук.
Одежда зажиточных людей от простых отличалась лишь качеством тканей и декором. Например, верхний кафтан богатых почти всегда украшали застежки с нашивками из золоченого шнура, с плетеной тесьмой, пряденым серебром или золотом. Сапоги носили все мужчины-горожане поголовно, разве что совсем спившийся бедняк не мог найти денег хоть на поношенные сапоги. Но оба героя – и неродовитый Минин, и князь Пожарский – почти раздеты, да к тому же, без сапог. Хотя события Второго народного ополчения происходят осенью 1611 года.
Изготовление и установка скульптуры
Работы над памятником Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года и были закончены лишь в 1818 году.
Сыновья Ивана Мартоса позировали ему во время лепки фигур и к 1815 году большая модель памятника была закончена. С нее сняли форму, которую передали Василию Екимову для отливки. Он стал первым литейщиком в стране, кто отлил такую большую скульптуру целиком, а не частями. Исключение — щит, шлем, меч. Их для памятника изготовили отдельно.
Пьедестал для статуи сделал петербургский каменотес Самсон Суханов, а вот контролировал отделку и делал эскизы Авраам Мельников.
Готовую скульптуру переправляли из Петербурга в Москву по воде. Путь был довольно долгим — по Неве, Онежскому озеру, Шексне, Волге, Оке и Москва-реке. Установка памятника Минину и Пожарскому заняла почти четыре месяца.
Торжественное открытие состоялось в феврале 1818 года на Красной площади около торговых рядов, которые стояли на месте нынешнего ГУМа. На мероприятии присутствовал даже Александр I с семьей.
Реставрации памятника
Памятник Минину и Пожарскому нравился не всем и не всегда. В советские годы неоднократно высказывались идеи о сносе скульптуры. Ее называли даже историческим мусором. Однако он до сих пор остался цел. И не последнюю роль в его сохранении для потомков сыграли реставрации. Их было довольно много.
- В 1890-е годы. Были произведены работы на 2 000 рублей — очистка монумента, полировка гранита, натирание бронзовых элементов олифой, ремонт выбоин.
- В 1926 году. Отремонтирована чугунная решетка. Отломанные части заменили деревянными элементами.
- В 1940 году. Были проведены работы по очистке памятника от окиси и грязи, подсыпан грунт к основанию пьедестала, закреплены швы и трещины, укреплен гранитный бордюр.
- В 1980 году. Скульптура была помыта, патинирована и покрыта защитным лаком. Трещины и сколы были зашпаклеваны.
- В 1967 году. Памятную надпись на постаменте покрыли сусальным золотом.
- В 1980 году. Скульптуру отмыли от грязи, копоти, птичьего помета.
- В 2002 году. Отреставрировали тыльный барельеф с пьедестала памятника.
- В 2010-2011 годах. Очистка коррозийных участков, заделка трещин и выбоин.
В 2017 году памятник передали в ведение Государственного исторического музея. По оценке экспертов, культурный объект нуждался в капитальной реставрации. Чтобы ее начать, был организован всероссийский сбор средств. Пожертвования делали как обычные граждане, так и различные организации.
В начале 2020 года была утверждена сметная документация на реставрацию памятника Минину и Пожарскому на Красной Площади. Согласно ей. для выполнения работ потребуется сумма 58 232 070 рублей. Продолжительность реставрации составит примерно 2,5 года. Для ее проведения в смете предусмотрено строительство специальной мастерской, оснащенной всем необходимым оборудованием.
Согласно разработанной и утвержденной документации запланированы следующие работы: расчистка поверхности скульптуры и заделка дефектов — выбоин, трещин, сколов, очистка полостей и удаление металлических элементов каркаса, которые подверглись коррозии.
Отдельный комплекс работ предусмотрен для постамента: дренирование фундамента, его усиление и гидроизоляция, реставрация гранита и бронзовых барельефов, восстановление позолоты на памятной надписи.
В перечень работ включены также монтаж подсветки и озеленение прилегающей территории.
Куда ставить будем?
В мае 1812 года Мартос ненадолго отвлекся от своих трудов. Ему надо было побывать в Москве, чтобы установить в зале Благородного собрания созданную им скульптуру Екатерины II. Заодно он решил воспользоваться этой «командировкой» для того, чтобы выбрать место, на котором будет стоять памятник. К выбору скульптор отнесся очень придирчиво. Ему хотелось, чтобы памятник стоял в центре Москвы и при этом на открытом многолюдном месте. Такое место нашлось рядом со Страстным монастырем, где пересекается Тверская улица с Тверским бульваром. Там где сейчас стоит знаменитый памятник Пушкину.
О своем решении Мартос сообщил властям.
Но в планы скульптора вторглась война с Наполеоном. Большую часть Москвы уничтожил огонь. Сам Мартос в это время находился в Петербурге, продолжая работать над памятником. Ему помогали ученики — Иван Тимофеев и Самуил Гальберг.
А через два года Мартос снова отправился в Москву по делам. И здесь его воображение поразила Красная площадь. До войны он не обращал на нее внимания. Ведь в те годы площадь больше всего напоминала базар. У земляных укреплений вокруг кремлевской стены толклись лоточники, а по периметру площади стояли торговые ряды. Восстанавливая Москву после пожара, архитектор Осип Бове уничтожил это «торжище» и создал строгий законченный ансамбль Красной площади. Он сделал площадь практически такой, какой мы видим ее сейчас.
Возможно, вам также будет интересна статья:
- Памятник павшим на русско-японской войне
- Полярный медведь — битва бесславных битв за русский север
Мартос понял, что памятник нельзя ставить, ни в каком другом месте. Он спешно сообщил министру внутренних дел об изменении своего прежнего решения.
Правительство сомневалось – ведь место уже выбрано, зачем снова все менять. На то, чтобы убедить министров в своей правоте, скульптору понадобилось почти три года.
Все это время он бесконечно писал письма влиятельным чиновникам, приводил все новые и новые доводы. И только в мае 1817 года Комитет министров, наконец, сдался и принял окончательное решение:
Переезд
Во всех губерниях начали собирать деньги на строительство. Были распространены его изображения с описанием:
Но в течение двух лет было собрано только 136 тысяч рублей. Тем временем Мартос продолжал отстаивать свою первоначальную идею — поставить памятник в Москве. Чтобы пронять чиновников, скульптор настаивал на том, что московское дворянство богаче нижегородского. Если памятник ставить в Москве, пожертвований будет больше. А названой им ранее суммы в 150 тысяч рублей на создание памятника уже не хватит, ведь за прошедшие несколько лет цены на строительные материалы успели увеличиться почти вдвое.
Такие доводы показались Комитету министров убедительными, и правительство постановило:
После того как этот указ был опубликован, московские дворяне и купцы внесли в кассу еще 40 тысяч рублей. Мартос решил не дожидаться момента, когда будет собрана вся нужная сумма, а приступить к строительству немедленно. Император дал на это свое разрешение.
Интересные факты о памятнике
В 2005 году Зураб Церетели закончил работу над копией памятника Минину и Пожарскому, которую установили в Нижнем Новгороде. Уменьшенные копии есть и в Пушкинском доме, Таганрогском художественном музее и даже в детском саду города Ирмино.
Мужчина, который на барельефе отправляет сыновей на службу Отечеству, и есть сам Иван Мартос. Один его сын воевал в 1812 году под руководством Кутузова, а другой погиб от рук наполеоновских солдат во Франции.
За работу над скульптурой Ивана Мартоса сделали действительным статским советником с пенсией в 4 000 рублей. Мастер по литью Василий Екимов получил вознаграждение в 20 000 рублей и орден II степени.
А. С. Пушкин остался недоволен памятной надписью на постаменте. По его мнению, народ должен знать, как полностью зовут Минина и Пожарского — с указанием имени и отчества.
С изображением памятника Минину и Пожарскому в России выпускали почтовые марки, денежные банкноты и монеты. Неоднократно упоминался он и в литературных произведениях, изображался на гравюрах и картинах.
Сегодня эта скульптура все чаще встречается на памятных фотографиях жителей и гостей Москвы, которые приходят на Красную площадь.
Три варианта гардероба национальных героев
От идеи создания памятника героям ополчения в 1802 году до его отливки литейным мастером Василием Евдокимовым в 1817 году, замысел монумента почти не менялся – все сразу сошлись во мнении, кого нужно водрузить на постамент. А вот «переодевали» народных героев несколько раз, да и позы их меняли.
В первой версии в лучших традициях классицизма фигуры облачили в античные одежды и разули. Минина одели в древнегреческий хитон, подпоясали, накрыли плащом. Вытянутой рукой он указывал на Кремль, который требовалось освободить от поляков, а другой – держался за меч вместе с Пожарским. Русский князь также был одет в античный хитон. Он словно устремлялся вперед, на что намекал развивавшийся за плечами плащ. На голове князя был римский шлем, а в поднятой руке – опять-таки римский щит.
В более позднем проекте 1809 года произошли серьезные изменения. С нижегородского старосты «сняли» плащ, а длинный хитон стилизовали под русскую рубаху. Пожарского «посадили», но одежду оставили все-таки античную, только щит попытались приблизить к русскому, изобразив на нем нерукотворного Спаса.
В окончательном варианте стилизованный хитон Минина слегка «подрезали» и украсили вышивкой, чтобы сделать более похожим на крестьянскую рубаху, и дополнили портами. Тем самым почти полностью избавив русского купца от античных одежд. А вот Пожарский так и остался в греческом хитоне. Только плащ решили спокойно положить на плечо князя, а его шлему и вовсе выпала доля стоять позади хозяина на скамье – так что увидеть шлем можно только обойдя памятник.
Описание памятника
Памятник Минину и Пожарскому выполнен в духе классицизма, который отличают монументальные формы и отсылка к древнегреческим статуям. Отдельного внимания заслуживает постамент с барельефами.
Скульптура
Скульптура изображает Кузьму Минина, который одной рукой призывает подняться на защиту Москвы от захватчиков, а другой передает меч Пожарскому. Сам Пожарский сидит на ложе и принимает меч правой рукой. Левой рукой он опирается на щит, изображающий Спаса Нерукотворного. Меч при этом служит символом единения всего народа в борьбе с польскими интервентами. Высота скульптурной группы составляет около 4,6 м.
Постамент
Пьедестал памятника изготовлен из трех кусков красного гранита, которые каменотесу привезли из Финляндии. Высота пьедестала — около 3,7 м, ширина — 2,3 м.
С двух сторон постамент украшают бронзовые барельефы. На фронтальном изображены люди, жертвующие свои богатства на благо Родины. Это и женщины, отдающие украшения, и мужчина, отправляющий сыновей на защиту государства.
Барельеф с тыльной стороны постамента изображает победу героев-ополченцев во главе с Пожарским на коне.
Также гранит украшает памятная надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Предыстория проекта
Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности.
В 1804 году Иван Мартос решил пойти чуть дальше идеи и изготовил небольшую модель будущего памятника. Публика высоко оценила старания скульптора-монументалиста, а в 1807 году на основании его модели изготовили гравюру. Но дальше этого дело не пошло, так как довольно остро опять встал финансовый вопрос.
В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов.
Победил в нем Иван Мартос, чей проект и утвердили к работе. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.
Создание памятника
В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.
Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет — с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.
История
В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами начало формироваться Второе народное ополчение. Оно состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных российских регионов. Поднял движение нижегородский земский староста Кузьма Минин, призвав встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Минин лично руководил сбором средств и распределением среди ратников будущего ополчения. Он же поставил вопрос о выборе военачальника ополчения. На общем сходе нижегородцы, по совету Минина, постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского. Князь происходил из знатного рода Рюриковичей, был храбрым и отважным воеводой. Сообща Минин и Пожарский собрали большую казну и ратников из многих городов. Второе ополчение было прекрасно организовано. В «Совет всея земли» входили все руководители ополчения, представители городов, знатных княжеских родов — Долгоруких, Шереметевых и др. Фактически это было уже правительство, противостоявшее московской «семибоярщине».
Освобождение Москвы произошло 6 – 7 ноября 1612 г. Условия капитуляции польско-литовского гарнизона были согласованы и подписаны. На Земском соборе 17 февраля 1613 г., правление было предложено Михаилу Федоровичу Романову, который был провозглашен царем 3 марта. Смутное время закончилось.