Спектакль «Золушка»
Это самая трогательная сказка, которая рассказывает о романтике, настоящей любви и хрустальном счастье. На некоторое время каждая девочка сможет почувствовать себя настоящей принцессой. Здесь хрустальная туфелька это не просто обувь, не просто элемент гардероба, а нежный след, который главная героиня оставила в сердце Принца, когда сбегала в полночь от него с бала.
Помимо того что спектакль «Золушка» музыкальный, там также использовано множество современных технологических эффектов и решений, которые позволяют маленькому зрителю с головой окунуться в волшебный мир сказки.
Режиссерами данной постановки являются М. Миленин и И. Миленин (заслуженные артисты Российской Федерации).
Продолжительность спектакля составляет 1 час 30 минут с учетом антракта. Спектакль ориентирован на детей 6-ти лет и старше.
Разделение
Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Юрия Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.
После возвращения Любимова к руководству, в 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Николая Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Юрием Любимовым осталась в старом здании, которое было перестроено из кинематографа (электротеатра), возведённого в 1911 году архитектором Г. А. Гельрихом.
В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда.
«Гамлет»
Актеры Театра на Таганке, сыгравшие в постановке по произведению Шекспира:
- Владимир Высоцкий.
- Вениамин Смехов.
- Алла Демидова.
- Наталья Сайко.
- Иван Бортник.
- Александр Филиппенко.
Премьера спектакля состоялась в 1971 году. Постановка получила множество положительных отзывов, несмотря на то что была новаторской для советской театральной сцены. Кроме того, в ней несложно было рассмотреть критику существовавшей в тот период власти. Роль Гамлета для Высоцкого стала, по мнению многих, вершиной его актерского мастерства. В то же время некоторые современные критики полагают, что актеру удалась эта роль, за исключением знаменитого, ключевого в сюжете монолога «Быть или не быть». Высоцкий, по мнению профессионалов, не смог сыграть сомнение. Этот актер мог только «быть».
Репертуар
- «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964 г.)
- «Послушайте!» по стихам Маяковского (1967 г.)
- «Тартюф» Мольера
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
- «Владимир Высоцкий»
- «Живаго (доктор)», по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
- «Медея» Еврипида — архивный спектакль
- «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)», по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
- «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса — архивный спектакль
- «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год) — архивный спектакль
- «Театральный роман» М. Булгакова
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Фауст» И. В. фон Гёте
- «До и после», по творчеству поэтов серебряного века — архивный спектакль
- «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» — архивный спектакль
- «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса — архивный спектакль
- «Антигона» Софокла — архивный спектакль
- «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год)
- «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль
- «Сказки» Х. К. Андерсена, О. Уайльда, Ч. Диккенса — архивный спектакль
- «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год) — архивный спектакль
- «Мёд» Тонино Гуэрры — архивный спектакль
- «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова — архивный спектакль
- «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди)
- «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)
- «Старший сын» А. Вампилова (режиссёр Денис Бокурадзе)
Труппа театра
Заслуженные артисты России
Николай Дупак
|
|
Артисты
|
|
|
Известные актёры, ранее входившие в труппу
В скобках указаны годы работы в театре
- Александр Калягин
- Александр Пороховщиков
- Александр Филиппенко
- Феликс Антипов (1968—2016)
- Владимир Высоцкий (1964—1980)
- Алла Демидова (1964—1992, возвращалась в 1999 году для участия в отдельных спектаклях)
- Иван Дыховичный (1970—1980)
- Валерий Золотухин (1964—2013)
- Константин Желдин (1966—2000)
- Игорь Кириллов (1955—1957)
- Дмитрий Межевич (1968—2011)
- Готлиб Ронинсон (1946—1991)
- Наталья Сайко (1970—1993)
- Зинаида Славина (1964—1993)
- Вениамин Смехов (1962—1985, 1987—1998, возвращался в 1998 и 2011 годах для участия в отдельных спектаклях)
- Всеволод Соболев (1963—2011)
- Инна Ульянова (1964—1993, 1993—2005 — в труппе «Содружество актёров Таганки»)
- Семён Фарада (1972—2000)
- Леонид Филатов (1969—1993)
- Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 годах для участия в отдельных спектаклях)
- Виталий Шаповалов (1968—1985, 1987—2009)
- Нина Шацкая (1964—1993)
- Леонид Ярмольник (1976—1984)
Детский театр на Таганке: репертуар
В театре регулярно ставится большое количество спектаклей. Поэтому репертуар очень разнообразный и постоянно обновляется, что является, безусловно, важным показателем.
Можно найти множество постановок, которые подойдут как зрителям дошкольного, так и школьного возраста.
В данный момент можно посетить следующие спектакли, которые идут в ноябре 2020 года: «Царевна-лягушка» (5+), «Заколдованный лес» (5+), «Сказка про солдата, царицу и птичье молоко» (6+), «Золушка» (6+). Подробнее о некоторых из них можно прочитать далее.
Администрация театра позаботилась о своих зрителях, поэтому разработали удобный график постановок. Посетить спектакль можно 3 раза в день: 12:00, 15:00, 18:00.
Скандалы
26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра за подписью Ивана Рыжикова. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-. Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью».
Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными.
Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, «ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности».
Медийная часть архива театра утеряна в 2020 году, гримерки Высоцкого больше нет, многие уникальные предметы реквизита пришли в негодность, девять спектаклей Ю.П. Любимова сняты из репертуара в 2016 году, артисты, игравшие в них уволены, c 2020 года численность сотрудников театра уменьшилась с 201 до 159 человек, средняя зарплата снизилась с 55 до 42 тыс. руб в месяц, в сильный дождь дождевая вода проникает в гримерные помещения Малой сцены.
Новая страница
В 2020 году директором театра на Таганке стала Ирина Апексимова, актриса и режиссер театра и кино. Под ее руководством Таганка продолжает служить своему зрителю. По выражению Апексимовой, «театр — это многослойный пирог, где каждый зритель сможет найти себе что-то по вкусу».
Связь Таганки с Юрием Любимовым, которого не стало в октябре 2014 года, прослеживается и сейчас. Театр отремонтировали к столетию со дня рождения режиссера. Кроме того, в этом сезоне Таганка поставит и спектакль к 80-летию со дня рождения Высоцкого.
Также в память о Юрии Любимове Театр на Таганке открыл интерактивный музей. Благодаря проекциям фойе на втором этаже превратился в кабинет режиссера, от пола до потолка украшенный автографами знаменитостей. Гости смогут совершить виртуальный тур по Таганке, в этом помогут сенсорные панели в рекреационных зонах. Они расскажут об истории театра, его спектаклях и артистах.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
История создания
Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана.
В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, в октябре 1963 года был назначен новый руководитель — директор Николай Дупак (фронтовик, инвалид войны, ведущий актер и секретарь парткома театра имени К.С. Станиславского) . В январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, приглашенный на вакантную должность Дупаком Н.Л., в то время более известный как актёр Театра имени Вахтангова.
В театр Дупак пригласил Любимова вместе со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.
Дупак и Любимов значительно обновили труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов, и в дальнейшем постоянно пополняли труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 1960-х годов Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Вениамин Смехов, Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев. К прежнему наименованию Дупак добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки». Именно Дупак придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру. Именно при нём и Любимове Таганка стала театральной легендой всего Советского Союза.
Юрия Любимова увлекали идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…» Став художественным руководителем Театра драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Бертольта Брехта, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным, но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года).
Под руководством Дупака и Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями, новаторскими и оригинальными. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 1960—1980-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран.
Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А. С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленные инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и другие.
«Мастер и Маргарита»
Юрий Любимов – первый театральный режиссер, перенесший на сцену сюжет великого романа. В постановке использованы произведения композиторов Прокофьева, Штрауса и Альбинони. Спектакль идет более четверти века. Отзывы зрителей о нем различные: от негативных до восторженных. Впрочем, стиль постановки Любимова всегда вызывал неоднозначные отклики у публики.
Мастера в спектакле играют попеременно Дмитрий Высоцкий и Дальвин Щербаков. Роль возлюбленной главного героя исполняют три актрисы: Мария Матвеева, Алла Смирдан, Анастасия Колпикова. Понтия Пилата играет Иван Рыжиков. Другие актеры, задействованные в постановке:
- Александр Трофимов.
- Никита Лучихин.
- Эрвин Гааз.
- Сергей Трифонов.
- Тимур Бадалбейли.
- Александр Лырчиков.