Театр в москвесовременник

Театральный раскол

Но идиллия просуществовала недолго. В 1970 году Олег Ефремов поставил чеховскую «Чайку», которая стала последней его работой в стенах «Современника». Всё, что накопилось внутри театральных отношений, было выплеснуто в этот текст. Затем наступил кризис: «оттепель» сменили заморозки. Работать становилось всё труднее, однако пока театр был един, казалось, ему ничего не грозит. Но произошёл раскол: Олегу Ефремову предложили возглавить МХАТ, и он ушёл, забрав с собой большую часть актёров. Это был настоящий удар для «Современника»: ни режиссёра, ни репертуара, ни труппы. Многие думали, что театру пришёл конец.

Ночной показ

Начали ровно в полночь, в зрительном зале — человек сто или чуть больше. Помещение камерное, и гости, большинство из которых были студентами МАИ и МГУ имени М.В. Ломоносова, уместились с трудом. Перспектива простоять весь спектакль в проходе, не найдя свободного места, мало кого пугала — гораздо важнее удобства был тот факт, что этот спектакль сделали молодые артисты во главе с молодым режиссером. И пьесу, говорят, они выбрали чуть ли не запрещенную.

Действительно, пьесу «Вечно живые», которая позже легла в основу сценария фильма «Летят журавли», долго не пускали на сцену и в печать. Фронтовик и студент-заочник Литературного института имени А.М. Горького Виктор Розов написал ее в 1943 году, находясь в отпуске после тяжелого ранения в Костроме. Тема — нравственный выбор, который ставит перед человеком война, — показалась скользкой сотрудникам Главлита. Напечатали пьесу лишь в начале 1950-х. Впервые ее поставил Костромской театр драмы, второй стала Студия молодых актеров — так назвали свое объединение Ефремов со товарищи. Для них Розов сделал новую редакцию, сократив некоторые сентиментальные сцены.

Светлана Мизери сыграла главную героиню Веронику, Галина Волчек, которая впоследствии возглавит «Современник», — авантюрную Нюрку-хлеборезку, роль Ирины, дочери доктора Бороздина, досталась Лилии Толмачевой, которая совсем скоро станет ведущий актрисой театра. Впервые на театральную сцену вышел Олег Табаков — в роли студента Миши. А возлюбленного Вероники, фронтовика Бориса, сыграл сам 29-летний режиссер. Декорации были самыми простыми: стол, пара стульев, еще что-то из мебели — вот и весь скромный антураж.

Галина Волчек: Моду надо приспосабливать под себя

Тогда артисты служили в разных театрах, и репетировать «Вечно живых» в какой-то момент стало проблемой. Выход нашли — коллектив начал собираться ночами.

Зрителям спектакль понравился — простой, без лишнего пафоса, он говорил с молодыми людьми на понятном им языке. После показа домой никто не пошел, несмотря на глубокую ночь, переходящую в утро. Вместо этого они позвали режиссера и актеров, чтобы поговорить.

«Принимали очень хорошо, что само по себе очень обрадовало. Возбужденные, мы ушли со сцены, и вдруг кто-то ворвался в гримерку: “Срочно все идите в зал! Там люди отказываются расходиться! Они хотят говорить с вами, обсуждать спектакль”. Получилось не обсуждение, а, скорее, стихийный митинг. “Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало!”» — вспоминал Игорь Кваша.

Разошлись как раз к открытию метро. Вскоре о зарождающемся театре и гениальном спектакле узнала вся столица. Фраза «Если я честный, я должен», произнесенная Ефремовым-Борисом, стала девизом нового коллектива.

Начало карьеры Ефремова

Для Олега Николаевича «Вечно живые» стали второй режиссерской работой, до этого он поставил «Димку-невидимку» Вадима Коростылева в Центральном детском театре (сейчас — РАМТ). Актером он был уже опытным — с 1949-го играл там же, в ЦДТ, а также снялся в «Первом эшелоне» Михаила Калатозова. В 1956-м его блестящая кинокарьера была еще впереди.

В Школу-студию МХАТ он поступил в 1945 году. Конкурентов было немало, но Ефремов прошел конкурс с первого раза, оставив многих позади. Именно там и началось его увлечение теорией Станиславского. Однако после учебы со МХАТом не сложилось, в труппу его не взяли.

Зато он попал Центральный детский театр, где познакомился с творчеством Виктора Розова, сыграв главную роль в спектакле «Ее друзья» по его пьесе. После этого он возвращался к этому драматургу не единожды — играл в других постановках по его произведениям, а потом многое ставил и сам. Кроме «Вечно живых» он создал спектакли «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня». Виктор Сергеевич стал одним из его любимых авторов.

«Современник». Начало

В то время у театра не было своей площадки, поэтому место артистам предоставляла сперва Школа-студия МХАТ, где преподавал Олег Ефремов, а позже сам МХАТ. Ефремов преклонялся перед методом Станиславского и самим Константином Сергеевичем, но одновременно понимал, что репертуарная политика театра не верна: нельзя игнорировать современную драматургию, бесконечно ставя классиков. Он нашел единомышленников среди своих учеников, именно они и составили труппу будущего «Современника».

В новом коллективе у всех были равные права. Художественный руководитель поддерживал артистов, когда те, например, собирались ставить собственные спектакли. Все и всегда решали вместе — вплоть до того, кто получит прибавку за хорошую работу.

Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей

Название «Современник» появилось в 1958-м, когда директор МХАТа Александр Солодовников предложил дать студии другое имя. Коллектив решил, что оно как раз и должно отображать все то, о чем они хотят говорить со зрителем.

«Современник» полюбили не только зрители и театроведы. «Железная леди СССР» Екатерина Фурцева, министр культуры, помогала отстаивать некоторые постановки, вникала в проблемы труппы. Впервые она поддержала театр в разгар скандала, связанного со спектаклем «Голый король» по остросатирической пьесе Евгения Шварца. Постановка произвела фурор своей смелостью, но за успехом последовали неприятности: из-за выпадов в сторону советской власти театр лишился сцены в филиале МХАТа.

Свое первое здание — у станции метро «Маяковская» — театр-студия «Современник» получил весной 1961 года. Тогда же из названия убрали слово «студия».

«Современник» пошел на взлет. Мир стремительно менялся: развенчание культа личности Сталина, оттепель, стало можно и нужно посмотреть с новых сторон на происходящее вокруг. На сцене театра одна за другой шли актуальные пьесы: ставили Уильяма Гибсона, Василия Аксенова, Леонида Зорина.

Олег Ефремов покинул «Современник» в 1970 году, новым директором стал Олег Табаков, а худруком — Галина Волчек.

Галина Волчек: смена эпохи

Тогда-то, в 1972-м, Галина Волчек решила взять на себя ответственность возродить «Современник». Её кандидатура была принята на голосовании всей труппой. Но выстроить вновь уже почти погребённый театр было непросто. Волчек начала с обновления труппы: в театр пришли Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова.

Затем пришло время обновления репертуара. Знаковым стало сотрудничество с Чингизом Айматовым, чью пьесу «Восхождение на Фудзияму» поставили на сцене «Современника» в 1973 году. В это же время возобновляется работа с Константином Симоновым: появляются спектакли по его произведениям «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Режиссёр Валерий Фокин, любивший адаптировать литературные произведения для сцены, поставил «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева и «Навеки девятнадцатилетние» Григория Бакланова.

В репертуаре появлялись и другие имена: Михаил Рощин, Александр Вампилов, Алла Соколова, Василий Шукшин. А в 1974-м театр отпраздновал новоселье: «Современник» переехал в здание на Чистопрудном бульваре.

Галина Волчек оставалась художественным руководителем театра до 2019 года. После её кончины эту должность занял Виктор Рыжаков.

История

История заведения начинается с идеи амбициозной группы выпустившихся учеников Школы-студии Московского Художественного театра создать свою независимую сцену. Лидером и первым художественным директором стал Олег Ефремов. Создатели хотели сломать устоявшуюся незримую стену между театром и зрителями, показать востребованность психологических постановок, где главный герой в первую очередь — человек со своими проблемами и недостатками. Смотря на пороки человечества, зритель должен был прежде всего увидеть на сцене себя. Такой подход был понятен публике. За короткое время театр стал очень популярным среди молодежи и интеллигенции.

В первом же спектакле «Вечно живые» критики и зрители отметили огромный творческий потенциал актеров. На сцене играли создатели театра Современник- О. Ефремов, Г. Волчек, Е. Евстигнеев, Л. Толмачева, О. Табаков, И. Кваши. Благодаря этому спектаклю они получили невероятную популярность.

К 1960 году Современник стал функционировать как единый полноценный организм. Театр начал ездить в гастроли. В какой бы город они ни приехали, везде были полные залы слушателей. Спектакли вызывали бурю эмоций у зрителей, а постановки «Вечно живые», «В день свадьбы», «Пять вечеров» и многие другие стали театральными легендами.

Трудные времена для Современника начались в 70-е годы. Цензура зажимала театр в тиски и не давала самовыражаться. Решающей точкой в кризисе театра стал уход руководителя Олега Ефремова в МХАТ. После него коллектив покинула большая часть актеров. Для Театра настали кризисные времена. СМИ по всей Москве внушили зрителям мысль о закономерной и неизбежной ликвидации Современника. Это бы и произошло, если в 1972 году труппа не решила назначить руководителем Галину Волчек — одну из основателей Современника. Заведение было в полном упадке, и вдохнуть в него жизнь стало очень тяжелой задачей. Благодаря Галине Волчек в труппу вошло много новых артистов, по городу начали появляться афиши новых спектаклей. Зрители стали понимать, что Современник будет жить, оставаясь верным своим принципам. Постепенно в театр начали приходить все новые и новые сценаристы. Более чем из сотни постановок, сыгранных на сцене, почти две третьи были написаны специально для Современника. Именно здесь увидели свет пьесы Л. Петрушевской, А. Галина, В. Гуркина, Н. Коляды и множества других постановщиков. На протяжении всего времени существования театр Современник вел очень активную гастрольную деятельность. Он объехал почти всю Европу и самые дальние уголки России.

Яблоко от яблони: потомок МХАТа

«Современник» был настоящим сыном МХАТа, и не только потому что театр основали выходцы из его Школы-студии. Актёры, решившиеся на создание нового театра, были против закостенелой театральной системы, которая сформировалась в Советском Союзе к тому времени. Они мечтали вернуть на сцену психологизм, показать истинный внутренний мир героев, живых людей.

Их игра подкупала: каждый зритель, пришедший на спектакль, узнавал среди героев себя. Молодые актёры стремились говорить со зрителями на современном языке, и этот приём сработал. Зал никогда не пустовал: молодёжь и интеллигенция скупали билеты заранее. Это был глоток свежего воздуха в застоявшемся озере советского театра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: